Как придумать идею для фильма: по шагам

Олеся Ахмеджанова

28 декабря — Международный день кино.

Признайтесь: когда-нибудь придумывали сюжет фильма? Вроде этого: «Легендарный полицейский собирается на пенсию, но решает расследовать последнее дело об исчезновении маленькой девочки…».

Если думаете, что снять фильм — задача нереальная, мы собираемся вас разубедить. Держите несколько советов из наших книг от самых влиятельных персон кинематографа: про идею, сценарий, бюджет и продюсера.

Источник

Почему это реально?

Снять кино — это не обязательно выпустить блокбастер с Робертом Дауни-младшим в главной роли. Сегодня в мире проходят тысячи фестивалей короткометражного кино — престижных и малоизвестных. Это отличный шанс осуществить свою мечту и попробовать заявить о себе.

Создавая бестселлер

Как придумать идею для фильма: по шагам

Книга «Создавая бестселлер» — от Марты Олдерсон, настоящей «заклинательницы сюжетов». Она учит писать и показывает, как придумать глубокую, проникновенную историю и превращает создание сцен в увлекательное занятие. Помогает проработать сюжет от начала до конца с упором на драматическое действие, эмоциональное развитие персонажей и значимость темы.

Совет. Первое, что нужно понять и осознать: главная идея фильма. Это некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история.

  • Идея проявляется в изменениях, которые происходят с персонажами из-за событий в фильме.
  • Вот примеры идей, высказанных в литературе и кинематографе.
  • — Все не так, как кажется (Харпер Ли «Убить пересмешника»)
  • — Духовный путь полон препятствий, но человек может измениться, побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Как придумать идею для фильма: по шагам
    Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Источник
  • — Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • — Чтобы найти свое место, человек должен для начала отделиться (Джанет Фитч «Белый олеандр»)
  • — Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)

Как написать кино за 21 день

Как придумать идею для фильма: по шагам

Где хранятся все тайны кинематографии? Конечно, в Голливуде. Вики Кинг — успешный телевизионный автор и консультант — подсказывает, как создавать фильмы кинематографистам по всему миру.

Вики уверена, что внутри каждого живет свой фильм: надо лишь поискать, где он притаился. За 21 день интенсивного марафона вы найдете вашу историю, раскроете персонажей, проработаете сюжет и перенесете все на бумагу.

И сумеете написать короткометражку, киноэпос, детективный сериал или забавный ситком.

Совет. Один из самых популярных и важных советов для сценаристов: слова должны не рассказывать, а показывать. Вы не можете сказать: «В заброшенном особняке, одиноко возвышающемся на холме, было что-то странное». Чтобы зритель понял — там есть привидения, нужно просто показать особняк ночью в грозу. Звучит просто, но на самом деле ой-как нелегко.

Как придумать идею для фильма: по шагам
Кадр из фильма «Австралия». Источник

Мастерство сценариста состоит в выборе и сопоставлении кадров, чтобы они стоили тысячи слов. При этом не используя тысячу слов.

Создай свою вселенную

Как придумать идею для фильма: по шагам

Братья Маклеод — писатель и иллюстратор. Они работали с Disney, DreamWorks, BBC, а потом написали книгу, где рассказали, как взглянуть на свое творчество по-новому и создать вселенную, полную невероятных сюжетов, харизматичных героев и бесподобных выдумок.

Под обложкой — советы, секреты, скетчи и упражнения, чтобы быстрее-лучше-сильнее придумывать всё.

Это настольная книга для креативщиков в любой сфере: кино, писательство, дизайн.

Совет. Иногда мы точно знаем, каким хотим видеть своего нового героя. Нужно сконцентрироваться на его образе и характере. Заполните анкету для нового персонажа, и его портрет разложится по полочкам.

Как придумать идею для фильма: по шагам

Герой может много говорить о разных вещах, однако на самом деле считается только то, что он делает (или чего не делает). Выражайте его натуру через поступки. Например, в шекспировской трагедии «Ричард Третий» Ричард заявляет, что не хочет становиться монархом. Но по его действиям (убийство брата и племянников) становится очевидно, что корона — именно то, чего он желает.

Как хороший сценарий сделать великим

Как придумать идею для фильма: по шагам
Эта книга сопроводит вас через весь процесс создания сценария — от первой задумки до финального редактирования. В ней есть подсказки: конкретные приемы, которые помогут создать наиболее структурированный, эффектный сценарий. Новичкам она поможет развить навыки рассказа интригующей, полной драмы истории. Опытным мастерам — сформулировать те принципы, которые они применяли интуитивно.

Совет. Не забывайте о метафорах. В кино они играют большую роль: человеку от природы дано понимать образы лучше, чем вам кажется. Образный язык помогает передать, например, сложную тематику, которая явно не умещается в рамках простого описания.

Как придумать идею для фильма: по шагам
Кадр из фильма «Искупление». Источник

Хотите показать образы новой жизни или любви? Возможно, на ум вам придет рассвет: восходит солнце, распускаются цветы, поют птички… Стоп, скажете вы, да это же какое клише! И будете правы. Но так как вы — человек творческий, то сможете пойти дальше штампов и найти свежие образы.

Как устроено кино

Как придумать идею для фильма: по шагам

Чтобы создать собственную историю, полезно вникнуть в историю кино. Прочитать, к примеру, масштабное исследование в виде стильного и увлекательного комикса.

Иллюстратор Эдвард Росс приглашает читателей в путешествие по своим любимым фильмам — «Крепкий орешек», «Бегущий по лезвию», авторское кино Андрея Тарковского, Стэнли Кубрика, хорроры «Муха» и «Техасская резня бензопилой».

Используя язык комикса, автор рассказывает об истории и современных теориях кинематографа с трогательной интонацией заядлого кинофаната, не разрушая магию кино, но дополняя ее новыми оттенками.

Совет. Эффект прямого взгляда — когда герой смотрит на зрителя — признает наше существование, ломает невидимую «четвертую стену» между мирами, реальным и кинематографическим.

Кадр из фильма «Делай как надо». Источник

Сейчас этот прием выглядит привычно, но некоторое время он считался табу. Вы можете увидеть его в фильме Спайка Ли «Делай как надо», где персонажи произносят монологи, глядя в камеру и фонтанируя потоком расистских оскорблений. Таким образом герои принуждают нас признать свою причастность к расистским структурам власти и заставляют увидеть стереотипы, которыми наполнены головы.

Спасите котика!

Книга № 1 в рейтинге Amazon по теме «Киносценарии» и бестселлер с десятилетней выдержкой.

Сценарист и продюсер Блейк Снайдер описывает приемы, которые помогут создать классный сценарий с яркими героями и запоминающимся названием.

Он делится своими авторскими идеями: предлагает 10 категорий фильмов, волшебные карточки, киноигры. И пишет про «спасение котика» — уникальный приём, который помогает вызвать симпатию к герою. Какой? Узнаете из книги!

Совет. Плоские диалоги — то, что вы можете услышать в любом, даже очень успешном, фильме.

Проверьте свои диалоги на «плоскость»: возьмите страницу вашего сценария и закройте имена персонажей, произносящих текст. Прочитайте ваш диалог, как он есть, реплика за репликой между всеми участниками.

Можете ли вы определить, кто это говорит, не подглядывая в сценарий, чтобы узнать имя персонажа?

Кадр из сериала «Шерлок». Источник

В хорошем сценарии каждый герой должен быть узнаваем. Каждый должен обладать индивидуальной манерой говорить, даже если он болтает ни о чем. Диалог — возможность раскрыть персонажа и показать, что это за человек.

Как снять кино за 39 шагов

Создание фильмов — это не дорогостоящий бизнес. Для него достаточно смартфона, который лежит у вас в кармане. Воображения. И этой книги: она про то, как делать своё кино.

От сторис в инстаграме до авторских видеокурсов и полновесных кинокартин. Вы узнаете, как готовиться к съемке, учесть все расходы, выбрать правильное место и свет.

Сможете снимать на бегу, на закате, на рассвете, в помещении, на улице и делать классные фильмы с нулевым бюджетом.

Совет. Снять фильм сегодня может каждый. Достаточно качественного смартфона. Известный режиссер Стивен Содерберг (вы помните его по фильмам про друзей Оушена) недавно выпустил хоррор, полностью снятый на iPhone. Монтировал режиссер его прямо на съемочной площадке.

Кадр из фильма «Не в себе», снятого на iPhone. Источник

Но одного смартфона всё-таки недостаточно. Ещё нужны приспособления для фиксации камеры (штатива) и её передвижения (штатив, закрепленный на детском самокате или тележке из магазина). Также понадобится приличный микрофон, чтобы записывать звук отдельно от изображения. Микрофоны на смартфонах и профессиональных цифровых камерах обычно уступают настоящему внешнему микрофону.

Фильмы, снятые необычным образом: «Тени», 1959; «Милая Фрэнсис», 2012; «Зловещие мертвецы», 1981; «Детонатор», 2004; «Преследование», 1998.

Как делается кино

«12 разгневанных мужчин», «Серпико», «Убийство в „Восточном экспрессе“» — всё это картины режиссера Сидни Люмета. Настоящего мастера умного и тонкого кино.

За всю жизнь Люмет снял более пятидесяти фильмов и написал всего одну книгу. В этом году она, наконец, вышла в России.

От первой читки до премьеры на большом экране, «Как делается кино» — это работа мастера, написанная честно, доходчиво и с большой долей здорового юмора.

Кинокритик Антон Долин пишет: «Потрясающая книга. Живой учебник режиссуры, в котором нет ни грамма нравоучительности. Острый слог и глубокие мысли».

Совет. Сидни Люмет — мастер музыкального сопровождения.

В своей книге он пишет, что один из признаков хорошей киномузыки: если мгновенно припоминаешь визуальный ряд картины, в которой она звучит.

При этом лучшие саундтреки, по мнению Люмета, те, которые невозможно вспомнить. На самом деле это очень современный подход к музыкальному оформлению фильма, если вы ориентируетесь на ленты для кинофестивалей.

Кадр из фильма «Список Шиндлера», в котором идеально подобрана музыка. Источник

Подходите к выбору музыки серьезно. Не пытайтесь сделать её слишком «громкой»: она должна дополнять, а не брать всё внимание на себя.

Выходит продюсер

Эта книга многослойная, как хороший фильм. Одна большая идея — продюсер влияет на сознание миллионов. Александр Роднянский рассказывает о тонкостях профессии и как создавались «Сталинград», «Левиафан» и «Город грехов 2».

Много личного опыта и полезных наблюдений — как собрать проект из кусочков, управлять творческими людьми, работать со скоростью и качеством Голливуда.

Все приправлено любопытными фактами из закулисья — от первого гонорара Лукаса до происхождения слова «трейлер».

Совет. Главная особенность российского кинотеатрального рынка — отсутствие сформированной ниши для авторского кинематографа.

Наш рынок монолитный, и все, что не попадает в категорию кино жанрового, фактически лишается возможности широкого проката.

Так что часто единственной возможностью существования авторского фильма дома — сообщить ему масштаб культурного и социального события.

Продюсер Александр Роднянский и режиссер Александр Звягинцев получают «Золотой глобус» за фильм «Левиафан». Источник

Попытаться сделать его в массовом сознании, что называется, обязательным к просмотру. А в эту категорию фильмы входят только после участия в больших фестивалях. Таким образом был заявлен фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который участвовал в Каннском кинофестивале.

Читайте также:  Правильная вскидка и вкладка ружья. как научиться стрелять по утке влёт. вскидка. вкладка. прикладистость.

Обложка поста отсюда

Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.

Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.

 курс

Узнать больше

  • Научитесь создавать концепции для креативных видео, которые захочется досмотреть до конца
  • Работайте с YouTube, TikTok и другими популярными площадками
  • Выстраивайте стратегию продвижения видео, рассчитывайте стоимость продвижения и анализируйте эффективность

В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.

В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.

1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.

Пример рекламы Фотосклад.ру

2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.

Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик

3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.

Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии

4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.

Известная персона + качественный продукт = секрет успеха

В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.

Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.

Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.

Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.

После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.

В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту.

Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача.

Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.

Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.

Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть.

Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах.

Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.

Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.

Как придумать идею для фильма: по шагамРабота с видео — сложный процесс, ради которого нужно освоить специализированный софт

Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.

Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.

И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром.

Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору.

У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.

Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.

Читать также

 Чеклист: как снимать видео для бизнеса

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как придумать идею для фильма: по шагам

Как создать креативный сценарий для видеоролика: пошаговая инструкция

Видеореклама – один из самых популярных и эффективных видов рекламного контента. Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.

Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.

В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.

Подготовка

Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?

Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.

На этом этапе вам поможет несколько простых советов:

  1. Определите цель. Для чего вы будете работать, на что будет направлено действие готового продукта? Важно понимать, что просмотр вашей рекламы должен подействовать на потенциального клиента определенным образом. «Вау, хочу купить это!», «Ого, надо срочно заказать!», «Позвоню им завтра и узнаю, сколько это стоит!» – представьте себе конечный результат. Правильно сформулированная цель – это основа для выполнения всех последующих шагов.

Цель этого ролика – показать зрителям возможности продукта и сформулировать потребность в нем.

  1. Ответьте себе на вопросы: кто ваша ЦА и чего она хочет? Если вы будете рекламировать детское питание, ваша целевая аудитория, скорее всего, будет состоять из родителей, преимущественно – из молодых мамочек. Если вы хотите написать сценарий для рекламы молодежной одежды, вашими потенциальными клиентами могут быть тинейджеры и студенты. Разрабатывая структуру ролика, вы будете ориентироваться именно на их интересы и приоритеты. Четкие представления о ЦА дадут вам возможность создать ролик, который будет близок и понятен ей.
Читайте также:  Как стрелять из дробовика

ЦА бренда – владельцы кошек, поэтому создатели ролика остроумно подчеркнули заботу героя о питомце.

  1. Поищите референсы. На стадии подготовки самое время ознакомиться с рекламой конкурентов: что уже было сказано на эту тему? Посмотрев несколько роликов, затрагивающих интересующую вас проблему, вы избежите повторов чужой мысли и поймете, как можно выделиться среди конкурентов.

А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.

Сравните два этих ролика:

Они оба рекламируют мыло, но совершенно по-разному. Помните, что и у вас есть множество путей к воплощению замысла.

  1. Сформулируйте идею. Идея – это стержень будущего сценария и основная мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Отталкиваясь от нее, вы сможете выбрать верное направление сюжета. «Мой товар самый классный», «Наши услуги помогут решить определенную проблему», «С этим товаром вы почувствуете себя крутым/модным/защищенным» – в утрированной форме идея видеорекламы может выглядеть именно так.

Работа над сюжетом

Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:

  1. Придумайте героя. Создать персонажа помогут несколько вопросов: кто он, чем занимается, сколько ему лет, о чем он мечтает? Так как вы работаете именно над рекламой, а не над художественным фильмом, создать персонажа поможет собирательный образ представителя вашей целевой аудитории: например, героем ролика о вегетарианских продуктах может быть молодой инструктор по йоге.

Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.

  • В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.
  • В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.
  • Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом 🙂

Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.

  1. Найдите конфликт. Противостояние – это мощный двигатель, который задаст истории направление.

С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).

Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».

  1. В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.
  2. Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку 🙂
  3. Конечно, мальчик делает правильный выбор – и получает заслуженную награду.
  1. Придерживайтесь трехактной структуры. Трехчастная форма предполагает наличие завязки и первого поворотного события в первом акте, развития и второго поворотного во втором акте, и кульминации с развязкой в заключительном акте.

Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.

Всего за 40 секунд разворачивается полноценная история: мужчина едет на автомобиле по заснеженному лесу (завязка), как вдруг внезапно в его машине оказывается сама Смерть (первое поворотное событие). Смерть намекает ошарашенному герою на его скорую гибель лаконичной фразой «Sorry» (развитие).

Мужчина едва не становится жертвой несчастного случая, однако он успевает затормозить вовремя (второе поворотное событие), и Смерть остается ни с чем. Теперь уже герой иронично приносит мрачному жнецу свои извинения (кульминация).

Почему ему удалось остаться невредимым? Конечно же, благодаря безопасному и крутому автомобилю (развязка)!

Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.

  1. Напишите синопсис. Теперь, когда вы выстроили сюжет, можно записать его в сжатой форме, без диалогов и лишних деталей. Пишите кратко и по существу, чтобы четко прослеживались основная мысль и сюжетная линия. Конечно, если ролик совсем небольшой, этот этап можно опустить и сразу приступить к записи черновика, но работа над синопсисом даст вам преимущество. Если в истории есть какие-то пробелы или «косяки», на этом этапе их будет проще отследить и исправить.
  1. Приступайте к записи чернового варианта. Пишите в той форме, которая вам наиболее удобна, корректуру и оформление оставьте для финальной стадии. Сейчас необходимо описать действие, которое зритель увидит в кадре, и прописать все диалоги (если они есть).

Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.

  1. Больше действия, меньше слов – используйте возможности визуального контента. Помните, что главная функция видеоконтента – показывать, а не рассказывать. Смело сокращайте диалоги, если они вообще необходимы. Полезные свойства продукта демонстрируйте через события – наблюдать за ними зрителю будет гораздо интереснее, чем слушать бесконечный закадровый голос, перечисляющий характеристики товара.

Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:

А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!

Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.

Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую

Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.

Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Освойте «американский» формат сценарной записи. Этот пункт не обязателен, тем более, у заказчика могут быть собственные требования к оформлению, но у «американки» есть неоспоримые достоинства.

Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.

Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:

  • Шрифт Courier New, размер 12.
  • Курсив, выделение жирным и подчеркивание не используются.
  • В начале каждой сцены указывается ее номер, место действия (интерьер или натура, название объекта) и режим (утро/день/вечер/ночь).
  • Устанавливаем поля страницы: верхнее – 2,5 см, нижнее – 1,25 см, левое – 3,75 см, правое – 2,5 см.
  • Для строки с именем персонажа отступ слева – 6,75 см.
  • Для блока с репликами отступы слева и справа по 3,75 см.
  • В блоке с ремарками отступ слева – 5,5 см, справа – 4,5 см.

Как это выглядит на практике?

  1. Посчитайте хронометраж. Уложились ли вы во временные рамки?

Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:

  • Возьмите секундомер. Засеките время и прочитайте сценарий вслух, проговаривая все реплики и представляя себе подробно и в деталях все действия. Можно даже пройти их, обозначая схематически: однажды коллега попросил меня посчитать хронометраж одной сложной сцены, и я ходила по комнате с секундомером, залезала в воображаемую лодку и гребла невидимыми веслами (да, со стороны этот процесс может выглядеть забавно). Этот способ пока еще остается самым проверенным.
  • Можно воспользоваться онлайн-ресурсом «Хрономер», однако я бы посоветовала прибегать к этому способу только в крайних случаях – когда сроки горят, и на полноценный просчет не хватает времени. Программа считает тайминг, основываясь на количестве слов в тексте – сами понимаете, что брать в расчет немые атмосферные кадры она не будет.
  • Сценарий, записанный в «американке», можно метрировать исходя из количества страниц: считается, что одна страница такого материала равняется приблизительно одной минуте экранного времени. Этот способ подходит для тех, кто рассчитывает сделать ролик с длительностью от одной минуты и более.
Читайте также:  Как жечь костер. как разжечь костер: основы разведения огня

Заключение

В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным 😉

А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.

5 проверенных способов сгенерировать оригинальную идею сценария

Дайте угадать: вы — писатель, у вас весь ящик завален блокнотами и тетрадками с записями, есть куча идей гениальных сценариев, но просто пока недостаточно времени для того, чтобы их реализовать. 

Или же вы просто ждете момента, когда наконец придет то самое вдохновение, а когда придет, уж тогда вы точно свернете горы.

К сожалению, не у каждого в голове живет маленький Вуди Аллен, чтобы на ходу на коленке писать гениальные сценарии. Что же тогда делать? Как проработать идею, которая, как вам кажется, вас зацепила, как написать о том, что вас беспокоит или как вообще придумать, о чем писать, если хочется, но пока не можется?

Рассказываем о самых разных способах сгенерировать оригинальную идею сценария.

Вуди Аллен

Условия просты: выключить любые источники информации — телефон, телевизор, компьютер, интернет, вообще все. И дать себе обещание не включать до определенного часа. 

Выходить на улицу — совсем не обязательное условие, но желательное. Дома могут найтись дела или другие способы отвлечься и не сгенерировать оригинальную идею для сценария 🙂

Если же вы просто идете по дороге, в руках у вас нет телефона, то никто и не позвонит вам и не отвлечет — думать о сценарии будет в сотню тысяч раз проще.

Если идея еще не сформировалась, слушайте других людей (разговоры в кофейнях или на улицах), главная задача — дать волю фантазии и сознанию, которое так часто занято не тем. Проблема современности в том, что мы даем себе жвачку для мозгов в виде постоянного потока ненужной информации и тем самым хороним свои идеи.

Звучит донельзя банально и просто — просто выключить все. Но на деле отказаться от виртуальной реальности и пожить настоящим удается немногим. Подумайте вот над чем: Ньютон придумал теорию гравитации выйдя в сад, а не лёжа дома на диване.

Голос улиц ( 2015 )

Изучайте логлайны к другим фильмам. Это уже более узкопрофильный совет, но на самом деле изучение чужих работ помогает развивать фантазию. Можно обыграть чужую идею, можно поиграть с ней, подставив своего героя в чужую историю, можно комбинировать логлайны и идеи других фильмов — масса вариантов дать фантазии разгуляться.

Еще одна интересная игра с логлайнами к фильмам: отсортировать интересное от неинтересного и выяснить, по какому критерию вы судите (или, скорее, по каким). Возможно, этот анализ поможет вам понять, что вас волнует и интересует больше всего на данный момент. Больше о том, что такое логлайн >>>>>

Вот три идеи которые можно развить бесконечным количеством способов.

  • Опытный пилот чудом спасает самолет от крушения, все выживают, пилота поначалу награждают, а потом начинаются разборки: по какой же причине самолет чуть не упал.
  • Талантливый барабанщик, мечтающий об игре в рок-группе поступает в консерваторию и попадает к преподавателю, который ни перед чем не остановится на пути к реализации потенциала ученика.
  • После череды трагических событий женщина отправляется в пешее кругосветное путешествие.

Четыре комнаты ( 1995 )

Выудите идею для сценария из реальной жизни. Не пытайтесь придумать что-то из ряда вон выходящее, нестандартное и фантастическое. Возьмите и опишите события реальной жизни.

Следите за новостями, подпишитесь на новостные каналы и отфильтруйте самое для вас интересное.

Смотрите документальные фильмы в том жанре, который вас интересует.

Вспомните события из вашей жизни, из жизни ваших друзей. Возможно, вы придумаете иное развитие каких-то ситуаций, а, может, сделайте кого-то из знакомых главным героем своей истории.

Капитан Фантастик ( 2016)

Сфокусируйтесь на том, что вами движет.

Вы скейтбордист? Астрофизик? Заводчик собак? Что заставляет ваше сердце биться чаще? Сделайте это главной темой вашего сценария.

Этим вы убьете сразу двух зайцев: вы будете писать о том, что вас действительно интересует. И писать будете уверенно. 

Осведомленность в сфере деятельности, о которой вы пишете — то, что вас отличит от других начинающих сценаристов (спойлер: это самая частая ошибка начинающих — писать о том, не знаю, о чем).

Вспомните ваших любимых героев. За что вы их любите, что их отличает от других и делает привлекательными для вас?

Все, что от вас требуется — писать с интересом, а не заинтересовываться в процессе написания.

Если вы не уверены в актуальности своей идеи, изучите материал о способах оценить потенциал идеи >>>>>

Хранители (2009 )

Забудьте обо всех “а что если”.

Возможно, вы уже сто раз слышали совет: если идея не идет дальше, подумайте о том, а что если…

Что если, парня, идущего на работу вдруг похищают? Что, если вся еда в мире вдруг внезапно закончилась? Что, если бы шовинист смог вдруг слышать женские мысли?

Только вот это может еще больше загнать вас в тупик. Лучший способ найти идею и дать волю сознанию — снять давление. Попробуйте метод Хичкока:

“Каждый раз, когда мы заходили в тупик, он начинал рассказывать какую-то историю, не относящуюся к делу. Поначалу меня это ужасно раздражало, только потом поняла, что делал он это намеренно. И действительно, чем больше мы давим, тем меньше получается. Отпустить — самый верный способ продолжать делать”.

Поэтому, если у вас что-то не получается — сделайте шаг назад, расслабьтесь, отпустите ситуацию. Не убивайтесь, если у вас вдруг не получается все так, как вы изначально запланировали.

Убивая Еву ( 2018 — )

И напоследок несколько самых часто задаваемых вопросов.

  • Стоит ли использовать генератор идей для сценария?

Ну, во-первых, что это такое. Это веб-сайты, на странице которых вам предлагают ответить на вопросы, выбрать или-или.

Например, ваш герой — полицейский в отставке или цирковой артист? Его главная цель — стать членом банды контрабандистов или спасти хомячка?
Наш ответ — нет. Не стоит.

Это неплохая игра или разминка, но так вы никогда не напишете убедительную историю. Лучше следовать методам описанным в статье.

  • Надо ли защищать авторские права на идею сценария?

Нет. Идея — просто идея, ее невозможно украсть. Готовый сценарий — да, важна не сама идея, а ее реализация, исполнение.

  • Продюсеры ищут идеи для фильма?

К сожалению, нет. Продюсеры ищут готовые сценарии, попадающие под их представления о том, что сейчас актуально, а не заготовки этих самых сценариев.

  • Можно ли продать идею сценария?

Если вы наткнулись на сайт, где говорят, что это возможно — убегайте оттуда как можно скорее. Вы можете работать в соавторстве с писателем, который сделает с вашей идеей ЧТО-ТО, но продать ее саму — задача нереальная.

  • Так зачем вы так много говорите именно об идее и логлайне?

Во-первых, точная формулировка идеи — залог успешного написания сценария. Во-вторых, удачный логлайн — залог успешного продвижения. Вот, пожалуй, и ответ.

Если вы все еще не понимаете, как сгенерировать оригинальную идею для сценария, попробуйте начать с материала о том как найти тему для сценария >>>>>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector