Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.

Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Здесь также необходима опора:

  • перекидываем ходовой конец через опору;
  • обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
  • повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.

Готовый узел должен быть незатягивающийся.

Схема вязания следующая.

  • Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
  • Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
  • После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
  • Аналогичная процедура происходит с другого конца.
  • Контроли не нужны.

Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.

Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.

Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.

Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.

На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.

Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.

  • Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
  • Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.

О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.

Туристические узлы. Как вязать туристические узлы

Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался с узлами. Мы постоянно используем их как в повседневной жизни, так и в различных путешествиях и приключениях…Несомненно навык вязания узлов будет полезным, если вы собираетесь в поход на байдарках или собираетесь принять участие в турслете.

Активный отдых на природе  —  здесь вы сможете хорошо отдохнуть, поучаствовать в соревнованиях, удивить друзей, показав им, как вы умеете вязать узлы. Узлами называют не только способы соединения веревок, способы образования петель, способы привязывания веревки к разнообразным предметам,  но, собственно, и само соединение веревок.

Читайте также:  Истинный и магнитный азимут определение. истинный азимут и магнитный азимут: в чем разница?

Узлов очень много. Все они уникальны, и у каждого есть свое назначение.

Рассмотрим туристические узлы.

К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

  • Узлы для связывания веревок одинакового диаметра;
  • Узлы  для связывания веревок разного диаметра;
  • Узлы для страховки (т.е. незатягивающиеся петли);
  • Узлы для привязывания веревки к опоре;
  • Вспомогательные узлы.

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» — на 25 %, «булинь» — на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.

Прямой узел

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Ткацкий узел

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Встречный узел

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Он  не «ползёт», но сильно затягивается под нагрузкой. Его используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.

Грейпвайн

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы   Активный отдых в Крыму

  • Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы
  • Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы
  • Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы
  • Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы
  • Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Проводник

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Восьмёрка-проводник

Также как и проводник, восьмерка легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, может вязаться одним концом. Используется для получения надежной петли. Сильно не затягивается и «не ползёт» под нагрузкой.

]

Заячьи уши 

Булинь

Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.

Узел Пруссика (схватывающий)

Вариант 1

Вариант 2

Данный узел свободно перемещается, а при нагрузке затягивается. Особенностью является то, что после снятия нагрузки его очень легко приводят  в первоначальное состояние. Нашел широкое применение в альпинизме, преимущественно для организации самостраховки. Внимание!!! Обратите внимание, что на жёстких веревках держится очень плохо, а на обледенелых верёвках не держится вообще.  

Австрийский схватывающий узел 

Его применяют при натяжении верёвки для организации переправы.

Саморазвязывающийся узел

Используют при организации переправы. При этом вяжут, применив отрезок основной верёвки.

Главная особенность заключается в том, что он надежный и развязывается без особых усилий даже под большой нагрузкой (обратите внимание, что направление 1 на рисунке – это затягивание, а направление 2 – развязывание).

Для предотвращения самопроизвольного развязывания петлю необходимо контровать через карабин либо использовать рифовый узел.

Маркировка верёвки

Девятка

 

По сравнению с другими узлами серии «проводник» у него наибольшая прочность (70-74 %).

Австрийский проводник

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность доже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

Узел «удава»

Не «ползет», быстро и очень сильно затягивается.  Чтобы после снятия нагрузки было легче развязать веревку, вяжут петлю оставляя длинный свободный конец (г). Для более сильного затягивания используют двойной узел «удава»

 Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)

Используется для крепления веревки при организации переправы.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы — море 

Узлы, используемые для привязывания рыболовных крючков

Порядок связывания грудной обвязки и беседки 

На рисунках а, б, в показана очередность вязки узла, где 1 – это петли грудной обвязки, 2 – это петли беседки, 3 – основная веревка. На рисунке г показан уже готовый узел, где 4 – это самостраховочные петли, 5 – пряди связывающей веревки.

При подготовке данной статьи использовались материалы из книги «Туристические узлы. Балабанов И. В.»

 Поход по Крыму из Бахчисарая в Ялту (цена 9500 рублей)

Альпинистские узлы: список и схемы вязания

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Сложно переоценить значимость альпинистских узлов, ведь от знания техники их завязывания, понимания того, когда и какой из них необходимо использовать, зависят ни много ни мало жизни и здоровье альпинистов, благополучное завершение туристического похода. Поэтому в статье мы постараемся разобраться с основными видами альпинистских узлов, научимся их завязывать, а также поймём, какие из них и для чего нужны. Конечно, она не даст всех ответов на ваши вопросы, но, по крайней мере, поможет немного структурировать знания.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Если начать классифицировать альпинистские узлы в зависимости от сферы применения, то можно будет выделить три основные группы:

Связывающие, как можно догадаться из названия, применяются для связки тросов, верёвок и лент с отличными друг от друга длиной и толщиной. Обвязочные применяются для страховки альпинистов, а также для обвязывания незатянутых петелек. Вспомогательными альпинистская наука признаёт петли, используемые для поднятия грузов либо людей, а также применяемые при создании всевозможных переправ, перил.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Теперь давайте подробнее ознакомимся с каждой группой подробнее и разберёмся с техникой завязывания.

Для связывания двух верёвок широко применяются узлы трех видов.

  • Прямой. Стоит отметить, что он является наиболее популярным при работе со снаряжением у альпинистов и, как следствие, самым простым в завязывании: концы верёвок кладутся параллельно с одной стороны. Единственным его минусом можно считать тот факт, что в большинстве случаев узлы слишком быстро развязываются. Но и этот недостаток можно практически полностью исключить, если на концах троса или верёвки завязать контрольные узелки.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

  • Встречная «восьмёрка». Используется альпинистами для верёвочного привязывания, то есть для закрепления троса к обвязке. Вяжется он очень легко: концы верёвки, как и в прямом узле, располагаются параллельно с одной стороны и потом связываются друг с другом наподобие цифры «восемь».

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

  • Ткацкий. Считается, что изначально узел был морским, откуда и перекочевал в альпинизм. Прост в завязывании, но во время того, как он начинает испытывать большую нагрузку, связывается ещё сильнее, что практически полностью исключает вероятность его разрыва. Ввиду этого широко применяется для транспортировки пострадавших спасателями, ведущими операции в горах, а также в местностях с трудной проходимостью.

Крепкий узел на веревке. Какие бывают и как правильно вязать туристические узлы

Обвязывающие (они же – страховочные) узлы бывают тоже трех видов.

  • «Проводник». Самый простой и самый распространённый узел в альпинистской практике. Как правило, его привязывают к страховочным брусьям. Прежде всего «проводник» отличается от всех других узлов доступной практически для каждого альпиниста или туриста техникой вывязывания. Его можно заплетать и на середине верёвки, и даже на её конце. В исключительных случаях «проводник» даже подойдёт для проведения спасательных работ.
  • Фламандский, известный широкой публике как «восьмёрка». Этот узел является логическим продолжением «проводника» – нужно всего лишь сделать дополнительный полуоборот после него. «Восьмёрка» никогда не сползает и чересчур сильно не затягивается, что также не мешает его развязывать людям, не имеющим какой-либо серьёзной физической подготовки. Однако на прочности «восьмёрки» это никоим образом не сказывается.
  • Булинь активно используется в промышленном альпинизме. Хотя в стародавние времена тоже активно применялся в парусном флоте и вообще в морском деле. Наверное, именно поэтому его нарекли «королём всех возможных узлов»! Как правило, применяется для обвязки вокруг груди альпиниста, а также для дополнительного крепления троса на выступе либо ещё на какой-либо выдающейся части здания. Его легко развязать под серьёзной нагрузкой. Но для новичков булинь может оказаться весьма коварным узлом: стоит лишь немного перепутать концы верёвки, как булинь развяжется в самый неподходящий момент! Стоит отметить, что верёвка при вязке подобным узлом серьёзно ослабляется.

Вспомогательными узлами признаются петли, используемые для транспортировки грузов или людей.

  • «Удавка». Узел, как правило, используется для поднятия грузов и для их спусков и привязывается к таким крепко стоящим объектам, как крупные валуны, деревья с мощной корневой системой, а также крупными стволами, всякого рода природные выступы. Важно отметить, что «удавка» должна быть под постоянной нагрузкой, ведь именно тогда можно гарантировать бесперебойность и надёжность её работы. Узел крепко держится за счёт естественного трения, а также постоянного зажатия кончиков верёвки, которые создала петля.
  • Стоит также отметить такой подвид, как карабинная удавка, использование которой обусловлено необходимостью закрепления верёвки на горном рельефе с её последующим продёргиванием. Вяжется следующим образом: на конце троса делается «восьмёрка», к ней приделывается, собственно, карабин. Получившаяся конструкция обвязывается вокруг валуна, дерева или иного выступа, внушающего доверие, и после этого карабин застёгивается на коренном конце. При получении нагрузки узел тут же затягивается.
  • Бахмановский узел считается, наверное, самым распространённым среди всех карабинных, так как создаёт удобства при работе на высоте в перчатках. Однако нужно помнить о том, что в сильный мороз, когда будет существовать вероятность обледенения верёвки, работа с узлом Бахмана сопряжена с большими рисками и опасностями, так как узел просто-напросто выскользнет. Стремя используется в основном для создания носилок для переноски травмированных туристов или альпинистов либо небольших грузов. Стремя легко вязать, с ним может справиться даже новичок. Ему не нужно много верёвки, а также он легко регулируется. Вязать его можно не только двумя, но даже и одной рукой!
  • Схватывающий узел не рекомендуется использовать при возникновении по-настоящему серьёзных экстремальных ситуаций, так как из-за сильного трения запросто может случиться оплавление, а то и того хуже – полный обрыв узла. Но в случаях, когда вероятность возникновения сильного трения практически полностью исключена, применять схватывающий узел можно, так как он прекрасно справляется в ситуациях, когда необходимо как можно скорее переместиться по тросу куда бы то ни было. Вяжется на основной верёвке из вспомогательной с помощью петли либо концом репшнура. Опытные альпинисты рекомендуют при создании подобного вида узла в обязательном порядке использовать три витка вспомогательной верёвки.
  • УИАА взят на вооружение спортсменами-альпинистами и рекомендован Международным союзом альпинистских ассоциаций для дополнительной подстраховки во время спуска по верёвке. Также он применяется для торможения верёвки во время экстремальных ситуаций. Узел УИИА вяжется на карабин с муфтой. Может также применяться в промышленном альпинизме либо в ситуациях, когда ваше страховочное устройство по каким-либо причинам оказалось повреждено или даже потеряно. Вязать его рекомендуется исключительно на эластичных верёвках. Также необходимо принимать во внимание направление потенциального рывка, а также ответственно подходить к закладыванию витков в карабин.
Читайте также:  Как прочистить закупорившийся водопровод: по шагам

Таким образом, разобрав классификацию альпинистских узлов, мы можем убедиться в том, что, несмотря на простоту в завязывании многих из них, нужно понимать, что каждый узел идеально подходит лишь под определённые (подчас весьма узконаправленные) задачи. Поэтому перед походом в горы обязательно проконсультируйтесь со специалистами и ознакомьтесь со специальной литературой, видеоматериалами, а также с подробнейшими схемами вязки.

Помните, что горы, а также труднодоступные местности никогда не прощают легкомысленного и небрежного отношения к себе, и только лишь ответственный подход к себе, своей форме и багажу собственных знаний поможет получить вам незабываемые ощущения от альпинизма, насладиться горными пейзажами и вдоволь надышаться чистейшим высокогорным воздухом!

Туристические узлы с названиями схемы, как вязать

Немногие представляют, насколько важно уметь правильно вязать туристские узлы, которые станут незаменимым помощником в нештатных ситуациях. Не думайте, что применяя один вид узлов, можно решить любую проблему. Нужно уметь использовать различные узлы в зависимости от возможной ситуации. Знать основные способы, как вязать туристические узлы.

https://www.youtube.com/watch?v=oqGVQGcOUvw\u0026t=121s

Опытные путешественники составили список, в котором указано назначение туристических узлов.

Ознакомившись с этой небольшой статьёй вы научитесь самостоятельно делать узлы в туристическом походе. Ничего замысловатого в составлении нет, главное – понять суть и запомнить главные преимущества. Нужно понимать, какая разновидность подойдёт для конкретного случая.

Назначение туристических узлов

Разнообразные виды отличатся по прочности, поэтому применяются в разных ситуациях. Опытные путешественники умеют подбирать идеальный вариант для любого случая.

Но некоторые начинающие туристы задаются вопросом: зачем вообще уметь вязать туристические узлы? В чём их назначение? Давайте подробно разберёмся. Во-первых, с помощью крепкого сплетения можно объединить прорвавшийся канат или верёвку или сделать их длиннее (в зависимости от желаемого результата).

Во-вторых, иногда нужно уметь привязать человека к опоре или другому человеку (например, при транспортировке травмированного туриста).

Существует несколько и других назначений, но основные туристические узлы используются в том случае, когда необходимо уверенно зафиксировать что-либо. Умение крепко вязать узлы поможет не только во время похода, но и в реальной жизни, поскольку иногда есть необходимость крепко соединить разные вещи.

Основные туристические узлы и их применение

Давайте обозначим главные способы вязания, поскольку дополнительных невероятно большое количество. Туристу достаточно знать основы, чтобы чувствовать себя уверенно во время похода.

  1. Прямой (Геракла). Вариант для того, чтобы снова соединить прорвавшийся канат, трос. Также применяется для упаковать небольшого груза, фиксации его положении.
  2. Рифовый (с одним бантиком). Популярный среди профессиональных моряков вариант, который уместно применять для того, чтобы зафиксировать предметы, и быстро развязать. Он помогает морякам, например, устанавливать шлюпки.
  3. Встречный (ленточный). Используется для соединения ленты с канатом или двух лент, а также для фиксации ремней. Отличается прочностью, поэтому используется в самых ответственных моментах, когда нужно быть уверенным в надёжности соединения.
  4. Ткацкий (простой, лесной, речной). Используется в разных ситуациях, но не может существовать без контрольных узелков. Подходит для связывания лесок.
  5. Шкотовый (Вебера). Подходит исключительно для связывания веревки или каната, которые находятся в постоянном напряжении. В противном случае становится непрочным. Используют для соединения каната с карабином или металлическим кольцом.
  6. Брам-штоковый. Подходит для соединения верёвок разной толщины, похож на предыдущий вариант, но отличается большой прочностью. Используют только при постоянном напряжении, подстраивается под перемену движения.
  7. Морской академический. Подходит для объединения каната с веревкой или троса, используется в случаях, когда нужно прочно что-либо зафиксировать, но быстро развязать (например, при буксировке).
  8. Туристический академический. Является усложненным вариантом предыдущего. Применяется для того, чтобы завязать верёвку за бревно.

Как вязать туристические узлы?

Вязание туристических узлов – несложное занятие, которое под силу выполнить каждому путешественнику. Давайте разберёмся с техниками выполнения.

Одинаковая толщина верёвки

Прямой (Геркулеса)

Один из самых распространенных узлов, которые помогают крепко объединить что-либо во время путешествия. Держим в разных руках концы верёвок, переплетаем концы один раз. Нижнюю часть верхней верёвки преобразовываем в открытую петлю. Совершая простые действия, получаем крепкий узел. Кончик нижней верёвки просовываем в петлю. Далее тянем в противоположные стороны, чтобы зафиксировать. Готово.

Рифовый

Не требует больших усилий для выполнения, быстро развязывается. Формируем нижний полуузел в форме петельки. Нижнюю часть другой верёвки делим пополам и просовываем в петлю, затягивая. Получилась часть бантика. Шнуры обязательно из одного материала лучше подходят для подобного вида, иначе надёжность будет гораздо ниже.

Встречный (ленточный)

Концы верёвок должны смотреть друг на друга. Не стягиваем, кончик первого шнура завязываем. Второй шнур засовываем в получившийся узел, продлевать верёвку можно только параллельно первой. Связку затягиваем крепко.

Ткацкий (прочный)

Нижнюю часть одного из канатов связываем простым узлом, затем протягиваем второй канат. Соединяем конец второго и первый канат и формируем простой узел. Два узла, которые получились в результате, соединяем. Делаем страховку в виде дополнительных петель.

Веревки разной толщины

Шкотовый (Вебера)

Нижнюю часть более крупной веревки формируем в ушко, в которое просовываем второй шнур, обматывая получившееся ушко вокруг основания. Короткий кончик перекрещиваем со вторым кончиком шнура и просовываем в ушко. Узел крепко фиксируем и добавляем страховку.

Брам-шкотовый

Толстый первый шнур формируем в ушко (петлю), кончик второго размещаем внутри ушка, просовываем тонкий канат поверх петли. Повторно переплетаем вокруг основания ушка свободным кончиком, который протягиваем между петлёй и тонким канатом. Узел затягиваем, не забывая крепко держать толстый конец шнура. Страховка поможет сделать узел надежнее.

Академический морской

Концы двух верёвок кладём один на другой, переплетая один раз, протягиваем вверх. Повторяем переплетение в обратную сторону. Закрепляем затягиванием.

Академический туристический

Делаем из толстого шнура полу петлю. Более тонкий шнур располагаем внутри петли, окручиваем основанием и перекрещиваем концы шнуров. Короткий хвост засовываем в петлю и крепко затягивает. Последним этапом станет закрепление с помощью страховки.

Заключение

Дорогие читатели, в этой статье попытался раскрыть главные секреты формирования узлов, которые могут пригодиться в походе как начинающим, так и опытным туристам. Переплетение помогает закрепить или соединить верёвки одной и разной толщины, иногда такое вязание помогает преодолеть переправу.

Выживание в походных условиях – основа безопасности в походах. Поэтому знание различных приемов и правил безопасности, гарантирует вам уверенность в себе. И в том что при возникновении внештатной ситуации — вы будете к ней готовы.

Уметь разжигать костры при любой погоде и в любых ситуациях не менее важно, чем вязать узлы. О кострах читайте здесь: «Какие виды костров бывают: их предназначение, способы их разведения»

Читайте также:  Как играть в защите в баскетболе: по шагам

Метки статьи: Альпинизм, Жизнь в походах, Правила безопасности

Как вязать узлы на веревке: схемы

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка – незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» – на 25 %, «булинь» – на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.

Вяжем «прямой» узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т. е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть.

При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т. е.

если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Это интересно:  Волки. По обе стороны флажков

Один из вариантов контрольного узла:

Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Узел «Стремя»

Узел может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

Узел может используется при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Также используется для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки.

Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.

Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт.

Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет.

При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.

  • Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.
  • Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.
  • Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:

Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.

Это интересно:  Гирокомпас принцип действия

Снижение прочности верёвки в узле составляет 25-35%.

Можно добавить, что существует ещё и проводник девятка – дополнительные пол-оборота петли, но он применяется довольно редко.

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.

Узел грепвайн

Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. После узлы стягиваются.

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Узел «Срединный» (австрийский проводник)

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за нужный участок, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность даже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

В отличие от всех узлов описанных выше, штык не относится к незатягивающемся петлям. Однако область применения этих узлов сходна. Он используется для закрепления верёвок к опорам и грузов к верёвкам.

Это интересно:  Разгрузка и жилет для охоты

Важной особенностью этого узла является то, что его можно завязать под нагрузкой. После снятия нагрузки штык очень легко развязывается – он вообще не затягивается!

Обратите внимание на удивительно простую схему узла! Количество петель верёвки вокруг грузового конца может быть любым, но не менее двух.

Вязка контрольного узла обязательна!

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

    для завязывания двух веревок одинакового диаметра; для связывания веревок разного диаметра; для создания петель; для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т. д.); для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни.

Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу.

Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Для транспортировки веревки удобно держать ее в компактном состоянии. Для этого используют несколько способов маркировки. Способом, показанным на рисунке I удобно маркировать короткие веревки, а способом, показанным на рисунке II – длинные.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector