Схема вязания узлов. морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

19.10.2017 Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки.

С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов.

От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязанияВ настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Булинь

Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

  • Используется для закрепления и подъема груза на высоту.
  • Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания
  • Принцип завязывания:
  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.
  1. Такой узел можно выполнить со шлагом:
  2. Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания
  3. Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

  • Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
  • Что стоит учесть новичкам перед обучением
  • Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:
  • 1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;

2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

  1. В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:
  2. 1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
  3. 2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
  4. 3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.
  5. Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы
Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

  • Как завязать беседочный узел:
  • 1) создать с верха вниз петлю;
  • 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
  • 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
  • 4) туго затянуть.
  • Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Восьмёрка  – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

  1. Как завязать узел восьмёрка:
  2. 1 ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
  3. 2 пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
  4. 3 крепко затянуть.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Вязка морских узлов по схеме

Издревле вязание узлов на веревках считалось нужным и жизненно необходимым умением. Это касалось не только, моряков и других лиц, чьи профессии так или иначе связаны с водной стихией, но и обычных людей.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Однако именно морские узлы отличаются многообразием вариаций и техник их исполнения.

Морские узлы: история и появление

Особенности развития узлов в разные исторические периоды:

  • Во времена первобытного общества людям для охоты, собирательства и обустройства домашнего очага требовались примитивные орудия труда. При их изготовлении использовались связующие материалы: волокна растений, сухожилия и кожа убитых животных. Так, невозможно представить жизнь человека в древности без веревки, а секреты вязания узлов вообще передавались из рода в род.
  • При рабовладельческом строе появилось обилие различных мифов и легенд, в которых тоже нашло отражение это умение. Оно носило еще и культовый характер. Жрецы использовали узлы для придания особой атмосферы религиозным обрядам.
  • В средневековье вместе с развитием мореплавания это умение стало обязательным для всех членов корабельной команды. Моряки были суеверными людьми и верили, к примеру, что если завязать три узла на снастях судна, то при развязывании они смогут привлечь попутный ветер.
  • В современное время, когда парусники отошли на второй план и люди изобрели пароходы, умение вязать морские узлы постепенно ушло в прошлое. Однако само искусство хоть и стало редкостью, но все же сохранилось. И сейчас многие с интересом его осваивают.

Классификация

Существуют следующие типы морских узлов:

  • Для связывания тросов (веревок) друг с другом. Примеры: Дубовый, Фламандский, Водяной, Бабий, Кинжальный.
  • Утолщающие и делающие крепким трос. Примеры: «Кровавый», Стивидорный, Юферсный, Устричный, «Пожарная лестница».
  • Петли двух видов. Примеры незатягивающихся петель: Жилковая, Совершенная, Ездовая, «Хонда», Бурлацкая. Примеры затягивающихся петель: Скользящая восьмерка, Скользящая глухая, Затягивающая удавка, Бегущий булинь, Силковый узел.
  • Особые. Примеры: «Кошачья лапа», Бочечный, Мешочный, Сваечный, Амфорный.
  • Декоративные. Примеры: Королевский, Трехпетельный, Кордовый, Турецкий, Тройной плетеный.

Основные морские узлы

Беседочный узел – важный морской узел, который должен уметь завязывать каждый моряк, начиная от юнги и заканчивая капитаном.

Он многофункционален: используется и для удобной швартовки, и для страхования, а также для крепления троса к гаку. Чтобы связать данный узел, можно использовать веревки или тросы из любого материалы и самой разной ширины. В этом его плюс.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Как он завязывается:

  • по направлению с верха вниз делается петля;
  • через нее продвигается ходовой конец;
  • его пропускают сзади коренного и опять протягивают в петлю;
  • ходовой конец оказывается в другой петле;
  • затянуть со всей силой.

Восьмерка типичный морской узел, который носит сове название от соответствующей цифры. Часто применяется в качестве именно закрепляющего узла.

Его достоинством можно считать легкость завязывания и развязывания. Даже если трос намокнет.

Как он завязывается:

  • образуется петля при помощи обнесения ходового конца через коренной, а затем вытягивании первого поверх второго;
  • ходовой конец заводится за себя, а потом пропускается в новообразовавшуюся петлю;
  • туго затягиваем.

Прямой узел – древнейший морской узел, также имеющий название геркулесовый. Он используется, когда нужно связать два одинаковых троса.

Но он имеет существенный минус. Есть вероятность сползания узла, когда трос мокрый или сильно затягивается при серьезных нагрузках.

Как он завязывается:

  • один ходовой конец завязывается в одном направлении;
  • второй продвигается в обратную сторону (в противном случае узел получится ненадежным);
  • оба конца затягиваются.

Морские рыболовные узлы

Любители ловить рыбу должны хорошо ориентироваться в другой группе узлов, рассчитанных на выдерживание определенных нагрузок и сохранение прочности лески.

Схема вязания узлов. Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Такие узлы делятся на три основные группы:

Рассмотрим некоторые их виды:

  • Канадская восьмерка (отлично помогает завязать крючок и прочно держит на синтетической леске).
  • Калифорнийский узел (используется для привязки крючков к нейлоновой леске, не очень удобен).
  • Захватный узел (применяется для связывания двух синтетических лесок, надежен).
  • Глухой узел (подходит для хлопчатобумажных лесок, а также сделанных из полиамидных смол, с помощью него можно привязывать грузила).
  • Акулий узел (применяется только для синтетических лесок, очень прочный).
  1. Для привязывания крючков и блесны.
  • Ступенчатый узел (отличается надежностью, похож на питонов узел).
  • Усиленный стивидорный узел (его использовали еще в старину для привязывания крючка к крупной леске).
  1. Для соединения двух лесок.
  • Кровавый узел (несколько видоизмененный, он необходим для соединения лесок одной толщины).

Веревочные узлы в нашей жизни

Даже в современном обществе с его высокими технологиями и постоянным развитием навыки вязания узлов весьма полезны, а в некоторых случаях просто необходимы.

Так где можно использовать полученные умения:

  • Альпинизм. В этом экстремальном горном виде спорта используются схожие с морскими схемы вязки. Хотя за много лет его существования туристы выработали и некоторые свои виды узлов.
    Одними из самых важных являются контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный). Их применяют если сомневаются в надежности главного узла.
  • Макраме – вид творчества, пришедший к нам из Японии и связанный с плетением декоративных узлов. С их помощью можно изготавливать любые изделия, например, браслеты, пуговицы, колье. Там используются широко известные узлы: простой, «восьмерка», галстучный и др.
  • Бытовые нужды. Широко используется завязывание узлов и в домашних целях. Если нужно перевязать мешок (мельничный узел) или привязать собаку к дереву пока хозяин в магазине (курьерский узел). Привязав прочно веревку с ведром можно не переживать, что ведро отвяжется при заборе воды из колодца (ведерный узел).

Морские узлы схемы вязки для начинающих, виды морских узлов и 30 основных узлов, как завязать морской узел

Морские узлы активно применяются не только в мореплавании, но и во многих других сферах деятельности. Например, лучшие морские узлы используют строители, рыбаки, туристы и многие другие люди.

При этом некоторые не подозревают, как называется тот или иной морской узел, но отлично знают, как его вязать.

Мы подготовили для вас лучшие и надежные морские узлы, а также расскажем про их назначение и способы применения.

Простой морской узел

Называемый прямым, этот узел является самым элементарным, поэтому с него рекомендуем начинать учиться вязать морские узлы. Применяется данный узел для надежного соединения двух концов веревки. Вяжется следующим образом:

  • возьмите два конца веревок и одним из них оплетите второй;
  • из конца второй веревки сделайте петлю;
  • проденьте в нее первую веревку;
  • затяните, подтянув оба конца.

Для повышения надежности данного узла можно каждый из концов в качестве страховки привязать к веревке обычными узлами. Посмотрите на схему или видео, как вяжется прямой узел, и вы запросто все повторите.

Есть еще одна вариация – двойной морской узел. В данном случае концом одной из веревок нужно дважды обвести вокруг конца другой, а затем загнуть их навстречу и повторить процедуру. Далее узел затягивается и концы фиксируются стяжками.

  Как выставить глубину на удочке

Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.

Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт.

Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет.

При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.

  • Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.
  • Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.
  • Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:

Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.

  1. Это интересно: Как высушить резиновые сапоги в походе
  2. Снижение прочности верёвки в узле составляет 25-35%.
  3. Можно добавить, что существует ещё и проводник девятка – дополнительные пол-оборота петли, но он применяется довольно редко.

Беседочный или булинь

Один из самых распространенных узлов, состоящий из нескольких более простых. Он универсален, а моряки используют его для швартовки, страховки моряков или привязывании каната к гаку. Этот основной морской узел надежен, а вязать его можно с тросами любой толщины и из разных материалов. Вяжется он элементарно и по надобности быстро развязывается. Вяжется по следующей схеме:

  • сформируйте на свободном конце петлю и пропустите через нее конец;
  • обведите ходовым концом коренной и вновь заведите в петлю;
  • после заключения ходового конца в малую петлю затяните булинь.

При необходимости узел легко развязывается – для этого нужно сдвинуть петлю от ходового конца в сторону коренного.

  Как ловить на джиг с лодки

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления. Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Узел восьмерка

Классический морской узел, получивший название в соответствие с формой. Он является основой для многих более сложных узлов, а также его обычно применяют в качестве стопора или закрепляющего узла. Главное достоинство в легкости вязки и развязывании, даже когда трос мокрый. Вяжется восьмерка элементарно:

  • ходовым концом обводим коренной и вытягиваем сверху, формируя петлю;
  • пропускаем в нее свободный конец, предварительно сделав виток вокруг себя;
  • прочно затягиваем.

Водяной узел

С его помощью моряки соединяют веревки и тросы равного диаметра, а вообще это усложненный вариант прямого узла. Водяной узел обеспечивает хорошее соединение и не развязывается под воздействием рывковых нагрузок. Отметим, что правильно завязанный водяной узел не расслабляется, особенно когда трос намокает.

Как завязывается этот морской узел понятно по картинкам, а вообще схема следующая:

  • ходовые концы размещаются параллельно;
  • ими формируют петлю, в которую продеваются ходовые концы в три оборота;
  • следите, чтобы веревки шли параллельно друг другу;
  • потяните сразу за все 4 конца веревок, чтобы затянуть водяной узел.

Как завязать морской узел на веревке, схема

Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.

  Как сделать кормушку для фидера — viberilodku

Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами

Чем хорош морской узел на веревке:

  1. Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
  2. Хорошо выдерживает резкие рывки;
  3. Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
  4. Сохраняет свои свойства даже после намокания.

Как завязывать водяной морской узел

Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):

  1. Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
  2. Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
  3. Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
  4. Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
  5. Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.

Рисунок 2. Схема водяного морского узла

Его можно легко развязать, если:

  1. Знать составные части, их всего две — ходовая и корневая;
  2. Ослабить натяжение — петли будут четко видны и задача не составит особого труда.

Многократная восьмерка

Этот узел применяют, когда на веревке нужно создать утолщение. Он выдерживает высокие нагрузки, но в мореходстве его используют нечасто. Нагрузка равномерно распределяется за счет большого числа оборотов веревки, поэтому она не повреждается. Вяжется узел на тросах и веревках сравнительно малого диаметра:

  • от ходового конца делается небольшой отступ и формируется петля;
  • этим концом делаем оборот вокруг основной веревки и продеваем в петлю;
  • свободным концом необходимо сделать два оборота вокруг петли и вновь завести внутрь нее;
  • подтягиваем сформировавшиеся петли к середине и затягиваем.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности.

Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната.

При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий — и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве.

Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности.

Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель,
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз,
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия,
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна — шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел.

Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется.

А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам — ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу.

Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли.

Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник, среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения.

А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону.

Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения.

Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, — умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

Полуштык

Еще одним распространенным и простым незатягивающимся узлом является простой полуштык. Вяжется он поэтапно по следующей несложной схеме:

  • обводим ходовым концом вокруг трубы или другого предмета;
  • делаем оборот вокруг коренного конца;
  • запускаем в петлю и затягиваем.

Чтобы лучше разобраться, как вязать простой полуштык, посмотрите схему в картинках.

Якорный узел

Его еще называют рыбацким штыком. Это один из старейших и надежных морских узлов, применяемых для привязывания якоря и решения других задач, предполагающих высокие нагрузки. Этот крепкий узел завязать нетрудно:

  • проденьте конец веревки в отверстие или крановый крюк;
  • заведите конец за основной трос и проденьте в обе сформировавшиеся петли;
  • снова заведите конец за главную веревку и проденьте в петлю;
  • затяните узел, а для надежности закрепите конец веревки к ее основанию стяжкой.

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Скользящий узел

Мы рассмотрели разные варианты, а напоследок оставили еще один красивый морской узел, называемый скользящей петлей. Вяжется он по следующей схеме:

  Самодельные блесны на щуку – 14 видов

  • на ходовом конце формируется, но не затягивается обычный узел;
  • свободный конец пропускают через образовавшиеся витки;
  • узел подтягивается, но низ петли придерживается.

Посмотрите видео, как сделать скользящую петлю, и вы быстро научитесь ее вязать из любой веревки и даже лески.

Мы рассмотрели, как вязать основные морские узлы в картинках, а вы можете потренироваться на небольшом кусочке веревки. Также предлагаем посмотреть видео, как завязывать основные морские узлы.

Узел грепвайн

Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. После узлы стягиваются.

Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Узел «Срединный» (австрийский проводник)

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за нужный участок, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность даже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

В отличие от всех узлов описанных выше, штык не относится к незатягивающемся петлям. Однако область применения этих узлов сходна. Он используется для закрепления верёвок к опорам и грузов к верёвкам.

Это интересно: Средства индивидуальной бронезащиты

Важной особенностью этого узла является то, что его можно завязать под нагрузкой. После снятия нагрузки штык очень легко развязывается — он вообще не затягивается!

Обратите внимание на удивительно простую схему узла! Количество петель верёвки вокруг грузового конца может быть любым, но не менее двух.

Вязка контрольного узла обязательна!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector