Как проложить трассу для горного велосипеда

Что учесть, если вы собираетесь ездить очень далеко?

Как проложить трассу для горного велосипеда

Вам когда-нибудь приходила в голову идея сесть на велосипед и поехать куда-то далеко? Речь не о простых покатушках на несколько десятков километров. Ведь 30, 50 или 100 км кажутся большим расстоянием только для тех, кто никогда не ездил на велике дальше магазина. Однако достаточно десятка таких пробегов – и расстояния начинают казаться совсем небольшими.

Проехаться вечером 40 км для того, чтобы отвлечься и/или поддерживать форму – это одно, а вот организовать заезд на тысячу километров, а то и четыре тысячи (как это сделал индийский болельщик) – совсем другое.

И если такие путешествия вам по душе, но опыта в совершении подобных поездок совсем нет – тогда эта статья для вас.

Ведь речь сейчас пойдет именно о том, как подготовиться и что нужно взять в дорогу, отправляясь на велосипеде в многодневный заезд.

Я – не профессиональный спортсмен, но на велосипеде провел 20 лет из прожитых 26. Никакой специальной подготовки или длительных тренировок я не проходил, дорогую технику профессионального класса никогда не использовал. Поэтому и статья эта рассчитана на таких же аматоров, с которыми я хочу поделиться своим опытом и наблюдениями.

Все рекомендации поданы с учетом возможностей среднестатистического человека, не занимающегося велоспортом на высоком уровне, но решившего избрать в качестве транспорта для путешествия не авто, автобус, поезд или самолет, а именно «педального коня». Если вы относитесь к таким – добро пожаловать.

Требования к велосипеду

Начнем с главного: на чем отправляться в дальний путь стоит, а на чем – крайне нежелательно. В первую очередь, не лучшим вариантом будут односкоростные классические велосипеды.

Их передаточные числа обычно рассчитаны на неспешную езду по городу со скоростью до 20 км/ч. Конечно, кратковременно можно разогнаться и до 40 км/ч, а долговременно (при наличии базовой подготовки) держать около 25 км/ч.

Но поддержание высокого каденса (скорости педалирования) приведет к лишним затратам сил на поддержание скорости.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Не лучшим образом подходят и так называемые «ашан-байки» – бюджетные велосипеды из гипермаркетов. Как правило, это тяжелые модели со стальной рамой из «водопроводных труб», амортизаторами, широкой «горной» резиной дюйма так на 2-3, а также 18, 21, а то и 24 передачами. В общем, практически эталонный сборник того, что в дальнем пути по дорогам (а не бездорожью) будет лишним.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Тяжелая рама, в сочетание с широкой резиной с грязевым протектором, будет отнимать лишние силы. Это может пройти незамеченным, но в итоге вы проедете за день на десяток-другой километров меньше, чем могли бы.

Амортизаторы тоже утяжеляют байк, а куча передач – это хорошо в горах.

Но на равнинных трассах минимум половина из них не нужна, а так как переключатели используются самые дешевые – трансмиссия становится еще и слабым звеном, повышающим риск поломки.

Оптимальный вариант велосипеда для очень дальних заездов – шоссейный (но не на очень тонкой резине типа слик, если велодорожки и обочины на пути не идеальны), гравел (гибрид шоссейного с дорожным).

Может подойти и хардтейл с передней вилкой с амортизатором, которая уменьшит нагрузку на руки. Оптимальная ширина резины – 30-50 мм.

Если меньше – будет некомфортно на посредственных дорогах, а толстые покрышки имеют повышенное сопротивление и требуют больших энергозатрат для поддержания скорости на асфальте.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Велосипед не обязательно должен быть дорогим (можно и за 20 тыс. рублей найти приемлемый вариант), но он должен быть надежным, проверенным. Желательно вдоволь испытать его перед заездом, откатав несколько сотен километров на небольшие дистанции, чтобы убедиться на надежности и иметь время для настройки потенциально слабых узлов.

Страховка от поломок

Ремонту в полевых условиях подлежит не любая поломка, но не все они случаются одинаково часто.

Трещина в ободе или выход из строя храпового механизма привода (трещотки) требуют замены деталей, но это редкие поломки, на ровном месте практически не возникающие.

А вот обрыв цепи, прокол шины, ослабевание какого-то крепежа, нарушение настройки переключателя передач или тормозов – вполне реальны. Именно от них и важно страховаться.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Для устранения мелких неисправностей достаточно минимума инструмента.

Унификация крепежа позволяет открутить/закрутить любую часть байка, имея на руках подходящий «семейный» велосипедный ключ, набор из нескольких инбусовых шестигранников, а также двухстороннюю отвертку с плоским и крестовым шлицами. Также можно взять с собой мультитул. Этого инструмента достаточно для устранения практически всех, простите за тавтологию, легко устранимых неполадок.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Качественная цепь ходит около 1-2 тысяч километров, поэтому если с ней никогда не замечалось никаких проблем – достаточно вооружиться щеткой и пузырьком смазки для периодического обслуживания трансмиссии.

Хотя для подстраховки можно взять и запасную цепь, или хотя бы несколько звеньев и замков, для устранения обрыва в полевых условиях.

Но это актуально только для ситуаций, когда надежность привода вызывает сомнения и хочется подстраховаться.

Больше всего внимания стоит уделить резине. Ее проколы – явление самое распространенное, особенно при использовании тонкой резины с мелким протектором.

Поэтому запасную камеру, пару лопаток для разбортировки колес, а также маленький насос, надо брать однозначно. Альтернативой насосу являются специальные баллончики, но я бы их не рассматривал.

Весит такой баллон ненамного меньше легкого насоса, его ресурс ограничен одной-двумя накачками, а по цене он стоит немало.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Наличие запасной камеры и насоса позволяет в случае прокола быстро починить колесо и продолжить путь. Поврежденную камеру потом можно отремонтировать в ближайшем шиномонтаже на пути следования, таким образом снова получив запаску.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Необходимый минимум вещей

Что из вещей брать с собой – зависит от условий путешествия. Летом, в хорошую погоду, можно обойтись минимумом, вроде сменной одежды, инструмента на случай неисправности, набора необходимой электроники. Точно не помешает внешний аккумулятор, чтобы можно было зарядить телефон, если он разрядится в неожиданный момент.

Если погода переменчива – придется запастись большим количеством вещей, чтобы в дороге чувствовать себя комфортно, не простыть и не перегреться. Это утяжелит сумку, но здоровье дороже. Поэтому я бы предпочел планировать поездку с учетом прогноза погоды, чтобы не слишком запасаться вещами.

Сложить свой скарб в дорогу можно в рюкзак, обычную сумку на багажник или сумку типа «штаны». Плюс рюкзака в том, что он равномерно распределяет нагрузку, не создает сопротивления воздуху.

Но он оптимален лишь для небольшой нагрузки, до 10 кг. Это 10 километров с 20 кило за спиной проехать проще простого.

Километре так на 30-40-м он уже будет причинять дискомфорт, а спустя сотню-другую мысли о нем могут приобрести вид: «пропади ты пропадом, проклятый баул!».

Как проложить трассу для горного велосипеда

Обычная сумка, закрепленная на багажнике, снимает нагрузку с плеч, но крутить педали с ней будет немного тяжелее. Кроме того, если она слишком загружена – повышается центр тяжести велосипеда, что минус, а на плохой дороге с ямками ее может болтать в стороны. Поэтому багажник с сумкой оптимален для средних нагрузок, кило 10-15.

Если нужно взять больше – тогда оптимальна сумка типа «штаны», с боковыми «кофрами». Она обеспечивает низкий центр тяжести, благодаря чему не болтается, много вмещает.

Это оптимальный вариант для тех, кто хочет минимально зависеть от окружающих условий и «все свое носить с собой».

При выборе «штанов» важно только учитывать нагрузки (чтобы багажник выдержал), смотреть, не будет ли сумка задевать ноги при быстром педалировании, не теряет ли байк управляемость на плохой дороге.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Забота о безопасности

Безопасность на дороге – превыше всего. Я не являюсь сторонником шлемов, наколенников, тем более, что ПДД не требуют их использования. Носить их или нет – сугубо ваше решение. Но что касается света – здесь все строже.

Отправляясь в дальнюю дорогу, следует оснастить байк светоотражателями (белыми спереди, красными сзади, оранжевыми сбоку) и фонарями.

Даже если вы не планируете ехать в сумерках – все равно, светотехника нужна, так как обстоятельства бывают разными.

Для улучшения заметности велосипеда можно оклеить его светоотражающими стикерами. Также не помешает использовать «фликеры» на одежде. Медленно добираться к пункту назначения вечером, сияя как елка в свете фар (пусть даже это выглядит нелепо) – точно лучше, чем быстро ехать на «скорой» в ближайшую больницу после встречи с автомобилем, водитель которого не заметил силуэт, катящий по обочине.

Не помешает в пути и аптечка, так как неожиданно упасть можно, и с другими неприятностями столкнуться. Много всего брать не стоит, так как при серьезных проблемах стоит сразу обращаться к врачу.

Но обязательно иметь при себе рулон бинта, вату, катушку или пакетик пластыря, а также что-то обеззараживающее (йод, зеленку, раствор перекиси водорода).

Также желательно наличие каких-нибудь сорбентов (хоть простого активированного угля), а то мало ли, какой шаурмой придется перекусить в дороге, и средств защиты от солнечных ожогов, если ехать предстоит в солнечную летнюю погоду.

О сохранности «педального коня» тоже следует позаботиться. Для этого следует обзавестись противоугонным тросом. Я бы рекомендовал длинный вариант, не из самых дешевых, с надежным кодовым замком.

Это не панацея (при спланированном угоне любой трос не спасает), но с ним вы убережете велик от случайного вора, при этом о сохранности ключа не придется заботиться.

Запирать велосипед (особенно с быстросъемным колесом) желательно так, чтобы трос проходил и через раму, и сквозь обод.

Прокладывание маршрута

Маршрут следования следует прокладывать с учетом оптимального распределения нагрузки на день и наличия мест для ночевки. Здесь все зависит от того, чего вы хотите от поездки.

Ведь можно неспешно двигаться, преодолевая сотню километров в день, а оставшееся время посвящая отдыху и знакомству с местными достопримечательностями, а можно ехать чисто ради езды, когда главное – преодолеть побольше, и ночевать в полевых условиях.

В первом случае все просто: спланируйте маршрут с расчетом, чтобы каждый день продвигаться от одного интересного населенного пункта к другому, экономя силы и много отдыхая. При этом достаточно лишь заранее проверить доступные места ночевки (отели, хостелы и т.д.), чтобы поезка прошла без неожиданностей.

Читайте также:  Как избавиться от небольших участков ржавчины на автомобиле

Если вы хотите преодолевать за день по 200-300 км, лишь периодически делая «выходной» для знакомства с отдельными городами, а ночевка в чистом поле входит в ваши планы – тогда можно особо и не усердствовать над прокладкой оптимального пути. Главное, чтобы дороги были нормальные, погода позволяла, а груз не сильно доставлял неудобства. Ведь в таком случае вам придется брать с собой еще и палатку, другие походные принадлежности, а также периодически пополнять запасы.

Распределение времени и нагрузок

Перед поездкой однозначно стоит проверить свои силы и возможности велосипеда. Устройте заезд километров так на 100, взяв с собой снаряжение, чтобы оценить, как оно будет – в дальней дороге. Сформировав впечатление, внесите коррективы, чтобы определить, с какой скоростью вам комфортно передвигаться, не подвергаясь перегрузкам, не избыточен ли вес багажа, нужно ли что-то исправить и т.д.

Не стоит гнать первый день сразу несколько сотен километров, если вы так еще не делали. Может оказаться, что на следующий день будет не очень хорошо, силы покинут вас на определенный период.

Поэтому плавно увеличивайте нагрузки, оценивайте свои возможности в деле, и уже по ходу путешествия вносите коррективы: возможно, в какой-то день стоит изменить планы и увеличить пробег, а в какой-то – наоборот, отдохнуть, устроить разгрузочный день.

Первые 15-20 км в день уходят на «прогрев» мышц, поэтому не стоит на этой дистанции выкладываться на всю.

Двигайтесь в комфортном темпе, а только потом, как «втянетесь», определяйте, нужно напрячься и ускориться, или же немного расслабиться и убавить ходу.

Ведь умеренные нагрузки организму полезны, а перегрузки – наоборот, вредны. Только прислушиваясь к своему телу, можно добиться максимального удовольствия от дальнего вояжа.

Заключение

Это только базовые рекомендации для тех, кто хочет отправиться в очень дальний путь на велосипеде, но не знает, с чего начать. Новичкам, никогда не ездившим даже несколько десятков километров, стоит для начала месяц-другой поездить по 30-50 км ежедневно или через день, чтобы и форму набрать, и байк изучить, выявить все его плюсы и минусы, и только потом планировать дальний заезд.

  • **********************
  • Источник: hype.tech
  • **********************

Элементы трассы для маунтинбайка

Для читателей нашего блога действует скидка 10%по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Оглавление

  • Трамплины
  • Дропы
  • Контр-уклон
  • Свитчбек
  • Шоры
  • Резюме

Когда вы начнете кататься на горном велосипеде, рано или поздно, вы попадете на специальные трассы, частично проложенные по сложному рельефу, а частично и рукотворные.

Так вот, все эти специальные конструкции имеют собственные названия, чтоб хоть немного начать в них разбираться, прочитайте эту статью.Речь пойдет об обычных для парковых трасс, эндуро и даже кросс-кантри элементах.

Дерт и катание в парках предмет другой статьи.

Трамплины

Как проложить трассу для горного велосипеда

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30на все горные велосипеды, представленные в нашем магазине

Горный велосипед это про трамплины и прыжки с них, даже в кросс-кантри сейчас на редкой трассе не найдешь трамплина.

Трамплины различаются по типам вылета:

  • Прямой вылет. Как правило, это трамплин, прыжок с которого осуществляется вдаль на большой скорости, низко летя над землей. Не требует никаких особых навыков для прыжка. 
  • Радиусный вылет. Это трамплин, на котором предполагается амплитудный полет в высоту. В зависимости от угла вылета, это может быть как практически вертикальный дерт, так и обычный амплитудный трамплин с длинным пролетом где-нибудь на дх-трассе

Трамплины бывают со специально подготовленным приземлением, так называемые даблы, либо использующие в качестве приземления рельеф. Также, некоторые трамплины летятся довольно далеко и очень низко над землей и поэтому вообще не требуют специального приземления. 

Трамплины могут быть с разрывом между вылетом и приземлением. В этом разрыве может находиться ручей, яма, или, вообще, дорога. Такой трамплин, при прыжке с которого надо через что-то лететь, называют гэп. Например каньен-гэп на RedBull Rampage. Трамплины с разрывами, как правило, очень опасны в случае недолета и могут привести к серьезным травмам.

Поэтому, для обучения они не очень подходят.Для этого гораздо лучше подходит трамплин со столом, то есть между вылетом и приземлением нет разрыва, а есть ровная площадка, насыпанная по уровню края вылета.

Приземление на стол хоть и ощущается не так мягко, как точное попадание в приземление, однако, не приводит к падению и позволяет относительно безопасно кататься и учиться прыжкам.

Как проложить трассу для горного велосипеда

По траектории полета трамплины тоже различаются. 

  • Дабл — трамплин, у которого приземление находится на одном уровне с вылетом.
  • Степ-даун — трамплин, у которого приземление находится ниже вылета.
  • Степ-ап — трамплин, у которого приземление находится выше вылета.
  • Трансфер — трамплин, приземление которого находится в другой плоскости относительно вылета. При прыжке с такого трамплина велосипед надо перекладывать в полете.

Дропы

Как проложить трассу для горного велосипеда

Дроп принципиально отличается от трамплина тем, что это прыжок в склон с плоской поверхности, то есть не имеющей вылета.Он может иметь определенную высоту, которую обязательно нужно пролетать, а может быть просто резко переходящей в спуск плоской частью трассы с которой при большой скорости получается вылететь в склон.

Контр-уклон

Это специально подготовленная конструкция, упрощающая и ускоряющая прохождение поворота. Контруклон создает колесам велосипеда, заложенного в поворот, перпендикулярную плоскость, по которой тот и едет, тем самым значительно улучшая сцепление велосипеда в повороте.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Контр-уклон при прохождении которого велосипед находится параллельно земле называется воллрайд. И это, в прямом смысле, езда по стене.

Свитчбек

Этот элемент часто является разновидностью контруклона, но часто использует и естественных рельеф тоже.  Так называется часть трассы, представляющая собой резкий разворот на 180 градусов на уклоне. Часто встречается другое название этого элемента — шпилька.

Шоры

Как проложить трассу для горного велосипеда

Так называют любую конструкцию, представляющую собой деревянный мост из досок на трассе

Как правило, шоры используются для следующих целей:

  • Проложить трассу по рельефу, который невозможно проехать по земле. Например, через болото, бурелом или овраг.
  • Для того, чтоб сделать петлю на трассе, не создавая пересечения потоков гонщиков при этом.
  • В качестве вылета для трамплина.
  • В качестве плоскости для того, что с нее дропнуть.
  • Если нужно обеспечить трассе гладкость и накат перед трамплином, а рельеф не позволяет это сделать, например грунт мягкий или много живых камней.  Пример — пролет через дорогу на RedBull Hardline.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30на все горные велосипеды, представленные в нашем магазине

Резюме

Вот, небольшой список, ознакомившись с которым вы начнете немного представлять себе устройство трассы или синглтрека для горного велосипеда. А фраза «Там после двух контр-уклонов дроп с шора» перестанет звучать как заклинание на неизвестном языке.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары, представленные в нашем магазине

Онлайн-карты и GPS треки для велосипедистов

К путешествию на велосипеде подготавливаются тщательно. Много времени уходит на разработку подходящего маршрута. Неправильный маршрут становится причиной, по которой может пострадать снаряжение или возникнуть некоторые другие трудности.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Как правильно спланировать маршрут для велопутешествия?

Прокладку маршрута можно провести самостоятельно, для этого есть большое количество различных сервисов.

Рекомендациями назовем следующее:

  1. Длина маршрута, которая может быть преодолима в течение дня. Как показывает практика, в день достаточно проехать только 30 км, но профессионалы проезжают около 100 км. С увеличением преодолимого пути в сутки уменьшается количество времени, которое отведено на прогулки.
  2. Рельеф местности имеет важное значение. Поездка по пересеченной местности весьма затруднительна, поэтому рекомендуется прокладывать путь по равнине. Подъем на высоту 1 км над уровнем моря сравнивают с поездкой на расстояние 10-20 км.
  3. Количество дней, отведенных на путешествие. Нельзя забывать о том, что каждый день накапливается мышечная усталость. Требуется около одного полноценного дня отдыха на 3-4 дня пути, иначе путешествие превратиться в настоящее испытание.
  4. Если вблизи есть интересное место, то следует уделить внимание возможности остановки и его исследования.

Для планировки поездки применяются самые различные инструменты. Хорошо проработанный маршрут принесет большое количество положительных эмоций.

Онлайн-карты для велопрогулок

  • Как проложить трассу для горного велосипеда
  • Выделяют несколько основных сервисов онлайн-карт, которые пользуются большой популярностью.
  • Это связано со следующими моментами:
  1. Доступны в любом месте.
  2. Информация периодически меняется, она всегда актуальна.
  3. Замеры проводятся быстро.
  4. Точность измерения пройденного расстояния.

Для создания маршрута часто применяюятся бесплатные сервисы.

OpenStreetMap

  1. Как проложить трассу для горного велосипеда
  2. Немного перегруженные карты – довольно распространенная ситуация, так как разработчики стараются отобразить большее количество информации.
  3. Среди особенностей рассматриваемого сервиса отметим:
  1. Вся информация проверяется.
  2. Люди могут самостоятельно отмечать объекты.
  3. Сервис полезен по причине того, что отображаются все достопримечательности.

Есть и один существенный недостаток, который заключается в слабой социальной составляющей. При этом отсутствует большое количество дополнительных функций в отличии от других сервисов.

Как проложить велосипедный маршрут?

Как проложить трассу для горного велосипеда

Для многих езда на велосипеде — не просто модное увлечение или вид спорта. Это возможность больше узнать о своем городе, его окрестностях или отправиться в увлекательный туристический поход. Как составить веломаршрут, что учесть при этом и какие электронные сервисы в этом помогут?

Читайте также:  Применяют местно для остановки капиллярных кровотечений. средства, применяемые для остановки кровотечений (ч. 1)

Людям, которые увлечены ездой на велосипеде, со временем становится скучно просто так кататься по городу. Уже известны все улицы и повороты, знакома каждая дорожка и набережная. Со временем появляется набор своих маршрутов, и их выбирают в зависимости от погоды, самочувствия и необходимости посещения каких-то пунктов.

В больших городах специальная велосипедная дорожка не редкость. Путь уже проложен, и на его построение не надо тратить время. Не нужно опасаться транспорта или пешеходов, обращаться к карте. Но со временем одна и та же дорожка становится неинтересной. Построение собственного маршрута — вот что по-настоящему увлекает.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Отправляясь в путь по новым местам, подумайте: так ли важно для вас построить свой путь заранее? Ведь велосипеды — не автомобили, на них можно проехать практически везде: ввел в навигатор адрес, и вперед.

И все же настоящие знатоки велопрогулок делают записи в блокнотах, отметки пунктов на карте, используют и специальные сервисы, чтобы оценить рельеф местности. Путешествовать гораздо приятнее, когда заранее знаешь, где повернуть, где отдохнуть, а где проложить путь по зеленому парку вместо шоссе.

Предусмотреть все это можно, если заранее построить маршрут с набором основных пунктов.

Велодорожки — идеальный вариант для знакомства с городом. В Москве и Питере сервис отлажен прекрасно: берешь в аренду велосипед и следуешь по проложенному пути. Точкой отправления может стать любое место.

  • Интересы. С какой целью вы отправляетесь в путешествие: приятная прогулка, конкретный адрес, осмотр достопримечательностей, посещение намеченных пунктов или кардиотренировка;
  • Модель велосипеда. Покрытие дорог, по которым вы собираетесь проложить путь, может не соответствовать возможностям вашего байка;
  • Ландшафт. На бумажной карте трудно представить себе подъемы и спуски, особенно затяжные. Используйте цифровые сервисы, чтобы заранее изучить местность;
  • Время, которое вы собираетесь затратить с момента отправления. Это будет утренняя или вечерняя прогулка по окрестностям, набережной или большой велопоход на несколько дней;
  • Физическая форма. Оценивайте свою подготовку адекватно. Крутить педали не так уж просто, как кажется;
  • Длина пути. Будет ошибкой построить весь путь, опираясь только на данные о километраже. Учитывайте энергозатраты. 10-километровый маршрут на Дальнем Востоке эквивалентен почти 100-километровому в средней полосе России.

Как проложить трассу для горного велосипеда

Когда учтено все, что перечислено выше, настает время построить маршрут на карте. К счастью, сейчас не нужно возить с собой целый атлас, карандаш для отметки пунктов и записную книжку для заметок.

Онлайн-карты, интерактивные приложения, навигаторы и сервисы взяли на себя многие функции, которые раньше пришлось бы выполнять самим. Чтобы проложить маршрут, достаточно наметить на карте точки старта и финиша.

Более детальная проработка подразумевает прокладывание пути отрезками от пункта к пункту.

Построение маршрута отрезками займет больше времени, но ехать по нему будет проще. Вы заранее будете знать:

  • о подъемах, после которых нужно остановиться и отдохнуть;
  • о спусках;
  • о путях объезда препятствий;
  • о том, где есть дорожка для байков, и где ее нет.

Создаем маршрут с помощью сервисов

Очень удобное и быстрое построение веломаршрутов. Можно заранее ознакомиться с рельефом, есть просмотр фотографий тех пунктов, где собираетесь побывать. График высот будет создан автоматически, программа просчитает и набор, и сброс высоты. Самые популярные сервисы для велосипедистов:

Как правильно делать велодорожки

Велодорожки есть практически в каждом крупном городе России, но нигде я не видел, чтобы они были сделаны правильно. Давайте разберемся, почему.

Для начала надо определить, зачем нужен велосипед в городе. У него 2 два основных предназначения: спортивно-развлекательное и транспортное. С первым все понятно. На велосипедах народ катается в парках и на набережных.

Почти все велодорожки, что у нас строят, обслуживают как раз спортивно-развлекательную функцию велосипеда. От этого многие стереотипы, которые прочно вбиты в головы чиновников и простых людей. Например, часто можно услышать: «Зачем делать велодорожки, если у нас кататься можно только 3 месяца в году?».

То есть, человеку даже в голову не приходит, что ездить на велосипеде можно в любую погоду. Транспортной функции велосипеда у нас практически не уделяют внимания. А зря.

В той же Москве по разным данным от 2-х до 5 миллионов велосипедов (точной статистики нет), и многие люди могли бы использовать велосипед как альтернативу общественному транспорту или личному автомобилю. Проблема в инфраструктуре.

Кроме того, с развитием техники велосипед и другие транспортные средства в ближайшие годы получат новую жизнь. Уже сейчас электрические велосипеды позволяют без труда передвигаться по городу даже с непростым рельефом. Электросамокаты компактны и маневренны.

Каждый год придумывают все новые индивидуальные средства передвижения по городу, так что мне сложно предположить, кого мы встретим на велодорожках через несколько лет.

Возможно, они в скором времени утратят название «велодорожки», а станут полосами для индивидуального низкоскоростного (до 25 км/ч) транспорта.

Но вернемся в настоящие. Большинство людей не могут использовать велосипед для повседневных поездок, так как это небезопасно. Сейчас правила дорожного движения предписывают велосипедисту ехать по дороге.

Учитывая общую низкую культуру вождения, велосипедист на дороге подвергается риску. Некоторые велосипедисты едут по тротуарам, это допускается правилами, но неверно.

Так как на тротуаре опасности уже подвергается пешеход, на которого может налететь велосипедист.

Именно поэтому очень важно для велосипедистов создать отдельную инфраструктуру, чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами. И безопасность – это первое, что надо учитывать, когда мы говорим о проектировании велодорожек.

Забавно, но главными противниками развития велодвижения являются автомобилисты. Казалось бы, они первые, кто должен требовать хорошей велоинфраструтуры.

Ведь многие, кто сейчас использует автомобиль, пересядут на велосипед, если это будет безопасно и удобно.

Будь я заядлым автолюбителем, я бы уже давно митинги проводил под окнами Департамента транспорта с требованием делать велодорожки и удобные парковки для велосипедистов. Все на велосипед, а я без пробок буду на машине ездить 😉

В России сейчас нет никакого опыта развития велоинфраструктуры. Наши города только столкнулись с этим. В ближайшие годы многому предстоит научиться. Будет хорошо, если мы обратимся к опыту разных стран и учтём его.

Вот в Хельсинки, столице Финляндии, о проблеме с транспортом задумались ещё 30 лет назад. Тогда был создан велосипедный департамент при администрации города.

Собственный департамент для великов! А в Москве, к примеру, первая велодорожка появилась только в 2011 году на проспекте Вернадского. А первая велосипедная полоса и вовсе появилась совсем недавно.

Правда, пока работает всё далеко не идеально.

Водители всё никак не привыкнут, что велодорожка – это не полоса для парковки.

Кстати, согласно поправкам в ПДД, движение на автомобилях по велосипедной дорожке и полосе облагается штрафом в 2000 рублей. Вопрос только в том, как тщательно сотрудники ГИБДД будут это контролировать. Возможно, стоит им напоминать о том, что бюджет государства можно пополнять с помощью нового штрафа.

Одна из худших велодорожек в мире находится в Москве на Пятницкой улице. Какой идиот ее придумал, история умалчивает. Надеюсь, его уже скормили крокодилам. Сделать дорожку посередине узкого тротуара – это надо же додуматься до такого…

На пересечении дорожки и улицы нет никаких опознавательных знаков для водителей. Нет никаких знаков, цветовых обозначений и даже лежачего полицейского.

Кроме всего прочего, дорожка начинается из ниоткуда и уходят в никуда.

В других странах тоже дураков хватает. Некоторым кажется, что для того, чтобы сделать велодорожку, достаточно нарисовать краской линии на тротуаре. Вот в Вильнюсе сделали такое. Как вам?

Плохих примеров можно привести много, но не хочу тратить на них ваше время. Давайте разбираться, какими должны быть правильные велодорожки.

Недавно «Городские проекты перевели» и издали целую книгу «Проектирование городских велодорожек». В книге есть множество примеров, схем, иллюстраций того, как нужно делать велодорожки. Если вдруг в вашем городе мэр задумал развивать велодвижение, обязательно подарите ему такую книгу.

Самое главное, необходимо помнить, что велосипедист – это отдельный участник дорожного движения. Он не хуже автомобилей или пешеходов. И инфраструктура для велосипедистов нужна отдельная.

У нас часто к велосипедисту относятся либо как к пешеходу на велосипеде, либо как к маленькому автомобилю, предлагая пользоваться уже существующей инфраструктурой. Это невозможно. Большинство людей отказываются от поездок на велосипеде по причине безопасности.

И лишь грамотная инфраструктура позволит людям пользоваться велосипедом как альтернативой общественному транспорту или личному автомобилю.

Велодорожки бывают нескольких типов.

Тип первый – односторонние защищённые велодорожки. Они расположены на уровне проезжей части и отделены от неё барьером, как эта велодорожка в Дублине. В качестве барьера могут быть столбики, клумбы или делиниаторы.

А эта дорожка в Праге отделена от проезжей части парковкой.

В Нью-Йорке – столбики, парковка и клумбы.

Отделение бордюром

В России с физическими барьерами большие проблемы, так как они зимой мешают убирать снег. Здесь надо искать какое-то другое решение.

На правильной велодорожке есть разметка, всем участникам дорожного движения должно быть понятно, что это зона велосипедистов. Если же не нашлось средств на столбики, дорожка от дороги обособляется разметкой. Автомобилисту должно быть четко понятно, что это велодорожка, и въезд на нее запрещен.

Один из главных гарантов безопасности и комфорта – ширина велодорожки, от которой будет зависеть, разъедетесь ли вы со встречным велосипедом, сможете ли обогнать впереди едущего. Минимальная рекомендуемая ширина велодорожки составляет 1,5 м.

Но в зонах интенсивного велодвижения её следует увеличить до 2 метров. Ширина буферной зоны парковки должна составлять метр.

Отличные велодороги в Пекине 😉 Но это отдельный случай, так как раньше в Китае велосипед был вообще основным видом транспорта.

Читайте также:  Что взять с собой в горы летом. что взять с собой в поход – чек-лист необходимых вещей

Потенциально опасные точки правильно выделять цветом, разметкой и знаками «Уступи дорогу велосипеду».

Люки и канализационные решетки не должны препятствовать движению велосипеда. Например, решетки ливневой канализации должны быть такими, чтобы колёса велосипеда в них не проваливались.

gup-mosvodostok.livejournal.com

Очень важный и опасный момент – пересечение велодорожки с автобусными остановками. Здесь дорожку рекомендуется прокладывать за остановками общественного транспорта, чтобы велосипедисты не мешали подъезду транспортных средств и посадке пассажиров.

Тип второй – приподнятые велодорожки.

Они проложены выше уровня проезжей части и могут быть с односторонним или двусторонним движением.

Как уже сказал, такая велодорожка должна проходить выше уровня проезжей части – например, на уровне тротуара или на промежуточном уровне. Дорожка должна быть отделена от проезжей части бордюром, зелеными насаждениями или уличной мебелью. Чтобы пешеходам было понятно, что это велодорожка, надо использовать другое покрытие.

Отдельно для России надо заметить, что покрытие тротуара не должно уступать по качеству покрытию дорожки. Часто встречаю ситуации, когда на велодорожке идеальный асфальт, а на тротуаре кривая плитка. Потом все удивляются – а чего это пешеходы идут по дорожке?

Дорожка должна быть безбарьерной, никаких бордюров!

Рекомендуемая ширина односторонней приподнятой велодорожки составляет 2 м, что позволяет велосипедистам обгонять друг друга.

Если велодорожка проходит вдоль полосы для парковки, то рекомендуемая ширина буферной зоны для выхода пассажиров составляет 0,9 м. Такая ширина позволит предотвратить столкновение велосипедистов с дверьми машин.

Тип третий – двусторонние велодорожки.

Это обособленные зоны для велодвижения в обоих направлениях, но расположенные на одной стороне дороги. Преимущество таких велодорожек в том, что они предотвращают движение велосипедистов по проезжей части навстречу потоку. Разметку, как и в предыдущих случаях, обязательно наносить по всей длине.

Рекомендуемая ширина двусторонней велодорожки составляет 3,7 м.

Для выполнения поворота с велодорожки необходимо предусмотреть зону ожидания для поворота в два приёма. Опять же, дорожку следует обособить столбиками и прочими разделителями.

При проектировании велодорожек необходимо учитывать перекрестки и разграничить зоны, предназначенные для разных видов транспорта. Продуманная схема позволит сократить время ожидания для велосипедистов.

Обязательно должны быть оборудованы зоны остановки у светофора. Согласно американскому исследованию, 77% велосипедистов чувствуют себя в большей безопасности, если на перекрёстках есть такая зона.

Длина зоны обычно составляет от 3 до 5 метров. Стоп-линия указывает место, где должны остановиться автомобили.

Кстати, светофор для велосипедистов обычно загорается на несколько секунд раньше, чем светофор для машин. Это позволяет велосипедистам набрать скорость и безопасно занять свою полосу за перекрестком.

Зоны остановки следует выделять цветным покрытием, например, как в Лондоне.

Безопасную траекторию на перекрёстках велосипедистам указывает разметка. Разметка должна быть выполнена из белого противоскользящего и светоотражающего материала. Вот перекрёсток в Нью-Йорке:

Перекрёсток в Нидерландах.

На перекрёстке можно использовать стрелки, символы «Велосипедист» и цветное дорожное покрытие.

Правильным в деле проектирования велодорожек будет предусмотреть зоны ожидания для поворота в два приёма. Зоны ожидания маркируются символом велосипеда и стрелкой, которые указывают требуемое направление движения и расположение велосипедов.

Такая зона размещается в защищенной части дороги, обычно на полосе для парковки или между велосипедной полосой и пешеходным переходом.

Но также зона ожидания может размещаться у края поперечной дороги на парковочной, а не на автомобильной полосе или в кармане, выделенном из тротуара. Нелишними будут дорожные знаки и велосипедный светофор.

На подъезде к перекрёсткам велодорожки организовывают таким образом, чтобы избежать столкновения велосипедистов с поворачивающим транспортом.

Обычно для этого перед перекрестком завершается ограждение защищенной велодорожки или полоса для парковки, после чего велосипедная полоса смещается ближе к автомобильной полосе или совмещается с ней.

Если велодорожка прерывается незадолго до перекрестка, то на нем следует предусмотреть традиционную велосипедную полосу, зону остановки у светофора или совмещенную полосу для движения велосипедов и поворота.

Если велодорожка переходит в велосипедную полосу, то ее рекомендуемая ширина составляет 1,8 м. За 9–15 м до завершения буферной зоны велодорожки необходимо запретить парковку автомобилей.

Пересечение проезжей части велосипедистам упрощают велосипедные светофоры. Это обычный красно-жёлто-зелёный светофор, оборудованный пиктограммой велосипеда.

Светофор в Амстердаме

Парковка, затрудняющая видимость, должна быть запрещена не менее чем за 30 м до перехода и не менее чем через 6 м после него.

Что делает велодорожку наиболее заметной? Конечно же, цвет. Как следует из опросов, припаркованная на зеленой полосе машина становится слишком заметной, поэтому водители предпочитают не парковаться в этих местах.

По краям цветной дорожки наносится стандартная белая полоса, улучшающая видимость в ночное время.

Цветное покрытие должно быть выполнено из противоскользящего и светоотражающего материала. Кроме этого, необходимо установить знаки «Уступите дорогу велосипедисту». Зоны перестроения могут выделяться прерывистым цветным покрытием.

Если нет возможности сделать велодорожку целиком цветной, надо хотя бы сделать её таковой на проблемных участках и перекрёстках, как в Копенгагене.

Еще немаловажный вопрос: из чего делать разметку? Наиболее распространённый способ устройства разметки – это нанесение краски, в которую могут добавлять микрошарики и светоотражатели. Это наиболее дешевый и недолговечный материал, а при намокании краска становится скользкой.

Эпоксидная смола и метилметакрилат более долговечны. Но смола чувствительна к влаге и температуре, долго сохнет, а второй вариант дороже смолы и обычной краски.

Термопластик в качестве материала для покрытия долговечен и прост в нанесении, но это недешевый вариант. При этом срок его службы составляет от 5 лет, так что это компромиссный вариант и наиболее востребованный.

Хотя есть ещё и цветной асфальт, но он требует трудоёмкого обслуживания. И как минус – нет светоотражающих свойств.

Вот в Нидерландах, к примеру, чаще используется цветной асфальт и цветная дорожная плитка.

При правильном построении инфраструктуры должна быть учтена и система велосипедной навигации. Сюда входят знаки подтверждения, поворота, принятия решений. Навигационные указатели может дополнять навигационная разметка.

Очень хорошие знаки в Амстердаме. Всё как надо.

А еще во многих странах на дорожках ставят счетчики, чтобы понять, сколько по ним ездит велосипедистов.

Наглядно показывает эффективность дорожек.

К сожалению, до сих пор любая попытка как-то улучшить велосипедную инфраструктуру встречается не только недоумением чиновников, но и острым неприятием со стороны автомобилистов и пешеходов. Как правило, они уверены, что велодорожки только усугубят транспортную ситуацию, и вообще, зачем нужен ещё один полноценный участник дорожного движения, если в городе и так места мало.

На самом деле, это всего лишь миф. Осенью я писал о том, как изменилось движение в Нью-Йорке после того, как ряд улиц города реконструировали под нужды велосипедистов.

Оказалось, что после того, как на дорогах открыли велосипедные полосы, число аварий сократилось (в том числе и тех, в которые попали велосипедисты), а скорость движения автомобилей не только не уменьшилась, но и выросла на некоторых участках за счёт того, что многие просто пересели на велосипеды.

Вот стандартная схема изменения нью-йоркских улиц, по которой Департамент транспорта города действует с 2007 года.

Как видите, автомобильные полосы урезаются и сужаются, зато появились выделенные полосы для автобусов и велосипедов, а одна из парковочных полос была смещена для защиты велосипедистов и подверглась озеленению. Так, например, поступили с Первой авеню.

Эти меры не только снизили число аварий и увеличили количество велосипедистов на 160% (что в свою очередь улучшило экологическую обстановку), но и благотворно повлияли на местный бизнес: продажи в магазинах и кафе, расположенных в зоне «велосипедного ренессанса», резко выросли.

Можно продолжать упорствовать, а можно проводить подобные эксперименты в России. Тогда каждый сам сможет убедиться в том, что его город станет уютнее, безопаснее и привлекательнее не только для него самого, но и для туристов, студентов и инвесторов.

Как я уже писал, в дело велосипедизации страны огромный вклад вносят «Городские проекты». И благодаря книге «Проектирование городских велодорожек», средства на перевод и издание которой мы собрали все вместе на Планете.ру, наконец-то можно создать правильную велоинфраструктуру.

Теперь велосипедисты и им сочувствующие могут не просто возмущаться, что им плохо ездится, а прочитать, как именно надо сделать, чтобы всем было хорошо и удобно, и со знанием дела требовать от городской администрации нормальную велодорожку. Хороших примеров у нас в книге как раз много.

Все, кто к велодвижению неравнодушен, могут теперь приобрести «Проектирование городских велодорожек» в интернет-магазинах, например на «Озоне», или в обычных оффлайновых книжных.

Те, кто участвовал в сборе средств на публикацию, в самое ближайшее время получат свои лоты со всеми полагающимися бонусами в виде автографов, экскурсий и прочего.

Ну и, по традиции, книжка отправится в городские библиотеки, администрации, ВУЗы и другие места, где принимаются решения по поводу того, какими будут наши города.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector