Прямой узел схема вязки. как вязать прямой узел: схема

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Разнообразные узлы в повседневной жизни человеком используются постоянно. Некоторые из них простые и известны всем, некоторые — сложные и применяются в особых ситуациях (альпинизм, туризм, поднятие и спуск грузов и т. д.). Они могут быть затягивающимися, соединяющими, саморазвязывающимися, страховочными, вспомогательными. Также выделяют туристические, монтажные и морские. Прямой узел является одним из соединяющих. Для его завязывания используются две веревки с одинаковым диаметром.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Официально схема для завязывания прямого узла была создана в 1795 году моряками, об этом упоминается в знаменитой «Книге узлов» Эшли. Однако и раньше моряки использовали его при выпрямлении и сворачивании корабельных парусов.

Но более часто он использовался при взятии рифов вследствие того, что он мог быть очень быстро и легко развязан. Первоначально он получил наименование «рифовый» («the reef knot»).

Этот термин ввел в обращение в 1627 году адмирал из Англии по имени Джон Смит, который описал этот метод крепления тросов в собственном морском словаре.

Шведские моряки именуют его «rabandsknop», а норвежские и датские – «raabandsknob».

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Наименование «прямой узел» («the square knot») стало применяться благодаря писателю из Америки, которого звали Ричард Дан. Именно он в 1841 году упоминал о нем в своей книге «Два года матросом» и морском словаре, который составил сам.

Однако многочисленные находки археологов доказывают, что он применялся и значительно раньше. Египтянами он использовался еще за 5000 лет до н. э. Древние греки также применяли его достаточно часто.

При этом на территории Греции такой способ соединения веревок носил название «Гераклов» или «Геркулесов».

Такое название берет свое начало из мифа, в котором говорится о том, что именно таким способом известный герой легенд Геракл завязывал передние лапы шкуры льва на груди. В Древнем Риме такой вид соединения нитей использовался лекарями при сшивании различных ран.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Прямой узел – это способ компактно и элегантно скрепить два шнура. Он представляет собой два отдельных полуузла, которые завязываются один над другим последовательно в разных направлениях.

По способу завязывания он имеет определенное сходство с воровским, хирургическим и адмиралтейским. Данный способ соединения предпочтительно использовать только на тросах, которые изготовлены из растительных материалов.

Он достаточно эффективен при незначительных нагрузках.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Вследствие существования возможности развязывания, применение на флоте в настоящее время заметно сократилось. Применение узел нашел быту, в основном используется в домашних условиях в различных хозяйственных целях. Его применяют при завязывании платков, бантов (в том числе на коробках с подарками), бинтов, шарфов, при шнуровании обуви.

Также этот способ встречается в таких видах рукоделия, как бисероплетение и макраме. Особенности данного соединения также можно встретить при заплетании кос.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

В туристической сфере прямой узел также используется достаточно часто, но только в самых простых и безопасных ситуациях. Назначение туристского снаряжения нередко требует применения других узлов во избежание возможных последствий его неконтролируемого развязывания.

Прямой узел практически не применяется в альпинизме, так как не обеспечивает необходимую степень надежности, особенно на современных синтетических веревках.

В скалолазании для соединения двух тросов одинакового диаметра применяются узлы «Грейпвайн», «Встречный», «Ткацкий» и некоторые другие.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Существует огромное количество самых разнообразных методов соединения, позволяющих надежно соединить два или более шнуров. Каждый из них отличается по степени сложности и обладает определенными достоинствами и недостатками.

Какой узел выбрать при каждой конкретной ситуации, зависит от поставленных целей и задач, а также от характеристик соединяемых тросов.

Зная особенности и характеристики прямого узла, можно его использовать максимально эффективно.

Достоинства:

  • Несложно завязывается.
  • Легко развязывается, если знать специальные приемы.

Недостатки:

  • Недостаточная надежность.
  • Может использоваться только на веревках одинаковой толщины, иначе велика вероятность развязывания или перерезания более толстой.
  • При недостаточном опыте при завязывании возможны ошибки.
  • В случае использования скользких тросов узел «ползет».
  • Требуется наличие контрольных узлов.

Для создания прямых узлов должны использоваться две веревки равной толщины. Шнуры с разными диаметрами лучше не соединять при помощи этого способа, так как более тонкий трос может перерезать более толстый при значительной нагрузке. При этом стоит избегать использования тросов, изготовленных из скользящих синтетических материалов.

Так как прямой узел может самостоятельно развязаться, необходимо предусматривать эту возможность. Поэтому на свободных концах рекомендуется применять дополнительные страховочные узлы.

Схема вязания прямого узла не отличается особой сложностью. Инструкция, как пошагово завязать, содержит в себе несколько последовательных пунктов.

  1. Чтобы сделать прямой узел, необходимо взять две веревки одинаковой толщины (для лучшего понимания схемы можно одну веревку обозначить как «белую», а вторую как «черную»).
  2. Далее требуется перекрестить их так, чтобы «белая» оказалась поверх «черной» и сформировался полуузел, оба конца направляются вверх.
  3. После этого необходимо веревки перекрестить еще один раз. При этом «белая» веревка опять должна оказаться поверх «черной». Далее требуется затянуть оба конца. При правильной вязке оба ходовых конца должны выходить сверху, то есть должны быть с одной стороны относительно непосредственно узла.
  4. Наиболее надежным будет крепление с контрольными узлами, что не допустит саморазвязывания.

Существует еще один способ завязывания, который предусматривает вязку ходовым концом одного троса сквозь виток другого.

  1. На первом шнуре требуется создать изгиб. С этой целью ходовое окончание необходимо согнуть к корневому. Таким образом трос будет лежать с переворотом к своему окончанию, формируя виток.
  2. Ходовой конец второго троса требуется провести под изгибом первого.
  3. Далее необходимо обогнуть коренную часть первого шнура и потом пропустить его под коренным и ходовыми концами.
  4. По направлению снаружи внутрь ходовая часть второго шнура должна обогнуть ходовой конец первого, тем самым завершив создание изгиба (петли) второго.
  5. При затягивании двух образовавшихся скользящих петель сформируется узел, в котором встречные петли блокируют друг друга. Если требуется, можно отрегулировать размер хвостовых частей, выходящих из узла.

Для страховки рекомендуется завязать контролирующие простые узлы. Они не позволят основному узлу «ползти».

Выделяют три разных техники выполнения, позволяющих завязывать прямой узел.

  • Ткацкий вариант без образования петли.
  • Бытовой метод предусматривает завязывание одного полуузла и второго полуузла в обратную сторону.
  • При морском способе открытая петля оборачивается вторым концом троса с петлей.

Для придания креплению большей надежности можно использовать двойной узел, который еще носит название «академический». Различие заключается в том, что вместо одного оборота необходимо выполнить два. Подобное крепление позволит избежать негативных или травматических последствий, так как не позволит соединению развязаться.

При значительных нагрузках на соединенные веревки и в случае их намокания простой узел достаточно сильно затягивается. Для того чтобы избежать чрезмерного затягивания, в петли узла можно ввести деревянный вкладыш подходящего размера.

Разновидностью прямого узла является современный рифовый узел. Он вяжется с небольшим отличием, которое заключается в том, что один свободный конец веревки складывается вдвое. Благодаря этому образуется узел с одним бантиком.

Если потянуть за сформированную петлю, то он легко и быстро развяжется. В случае необходимости быстро развязать веревки требуется применить такую силу, какая использовалась при его завязывании.

Для этой цели нужно резко дернуть за один из ходовых концов.

Самая опасная ошибка при завязывании прямого узла заключается в неправильном расположении ходовых (коротких) концов соединяемых тросов. При правильном соединении веревок ходовые концы должны выходить в одну сторону. При нагрузке на узел, который завязан так, что ходовые концы выходят в разные стороны, произойдет протравливание веревки – и узел развяжется.

При недостаточном опыте и навыке вязки этого вида соединения шнуров всегда существует опасность перепутать направление ходовых концов завязываемых шнуров.

Очень проблематично проконтролировать, какой конец куда направлен в случае неблагоприятных условий.

Например, при недостаточной освещенности и вязке узла на ощупь, при необходимости соединять веревки, когда руки – в перчатках или промерзли и плохо двигаются.

В такой ситуации, чтобы не совершить ошибку, предпочтительнее отказаться от использования прямого узла в пользу более надежного способа соединения двух тросов.

Прямой узел выглядит аккуратно и привлекательно, однако он не может обеспечить необходимую степень надежности. Поэтому он отлично подходит для различных декоративных целей и завязывания веревок в домашнем хозяйстве при небольших нагрузках. Тогда как в ситуациях, когда речь идет о страховке жизни человека или значительных нагрузках, лучше использовать другие виды узлов.

С технологией завязывания прямого узла можно более подробно ознакомиться в следующем видео.

Прямой узел – пошаговая схема вязки с фото

11.05.2015 Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема Бытовые узлыСвязывание двух веревокУзлы для альпинизмаУзлы для туризма

Прямой узел – это самый известный человечеству и самый популярный в мире узел. Он применяется для связывания двух веревок (канатов), как правило, равного диаметра и одного материала. Также, это самый древний известный узел.

Археологи нашли доказательства, того что прямой узел был известен еще в Древнем Египте эпохи Древнего Царства (2900 лет до н.э.). В Древней Греции этот узел носил особое название Nodus Hercules или «Узел Геркулеса».

Считалось, что мифический герой Геркулес именно таким узлом связывал на своем торсе шкуру побежденного ним Немейского лева. Сам по себе узел представлял (проще не придумаешь) два связанные в противоположные стороны друг с другом полуузла разных веревок.

Прямой узел стал основой для формирования новых туристических типов узлов для связки двух веревок.

Применение прямого узла

Говорить о применении прямого узла можно очень долго. Такой узел используется везде, где только можно. С помощью него крепятся между собой веревки, канаты, тросы, кабели, (не проводимые электричесво), лески, нити и прочее.

Прямой узел еще с самих давних времен применяется на кораблях, в канатных мостах, в бытовой жизни, на производстве, альпинизме и туризме. Очень часто прямым узлом пользуются для удлинения веревки (связывая две короткие части) или во время разрывов.

Читайте также:  Набор туриста для выживания. Наборы для выживания

Данный узел — совершенный, он всегда выручал человечество, и применялся, где только это было возможно.

Завязывание прямого узла

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаа) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязывания

Существуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:

  1. Берем ходовые концы двух разных веревок;
  2. Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;
  3. Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;
  4. Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;
  5. Затягиваем узел за оба концы;
  6. Прямой узел связан!

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаПрямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Быстроразвязываемой модификацией данного узла является рифовый узел.

Видео

  • Видео о том, как вязать прямой узел:
  • Ознакомиться с 12 самыми полезными морскими узлами можно здесь.

Прямой узел

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схема

Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.

Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.

Основные характеристики прямого узла

Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаРисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки

Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.

История возникновения

Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.

Древние греки и римляне называли этот узел геркулесовым или геракловым, так как, по легенде, мифический герой Геракл завязывал с его помощью шкуры убитых львов у себя на груди.

Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.

Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи.

При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.

Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.

Плюсы и минусы узла

Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).

Узел булинь

Это объясняется его многочисленными преимуществами:

  1. Он позволяет надежно соединить между собой веревки одинакового диаметра.
  2. Схема вязки отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички.
  3. При соблюдении правил использования, конструкция не развязывается и выдерживает определенную нагрузку.

При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаРисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)

Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла.

Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными.

В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.

Где применяется

Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаРисунок 3. Схема вязки зависит от сферы применения: а — обычный, б — морской, в — ткацкий, г — морской способ развязывания

Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на производстве и в повседневной жизни. Довольно часто его используют и для удлинения веревки, особенно, если есть необходимость соединить ее в месте разрыва. Не задумываясь, мы часто используем такой узел и в повседневной жизни: для завязывания шнурков, плетения фенечек или вязки макраме.

Если вы сомневаетесь, правильно ли вы завязываете прямой узел, мы приведем детальную схему его вязки.

Технология завязывания прямого узла

Схема вязки выглядит предельно просто. Если вы уже интересовались, как завязать прочный морской узел, вы наверняка заметили, что это требует определенных навыков и усилий. Прямой тип соединения, напротив, отличается удивительной простотой, но при этом завязанные веревки не распустятся только в том случае, если соединение будет правильно использоваться.

Скользящий узел

Чтобы вы могли применять данный тип узла в быту, мы приведем основные требования к данному типу соединения и пошаговую инструкцию по его выполнению.

Основные требования

Ключевой требование к прямому плетению состоит в том, чтобы для его выполнения использовались только тросы или веревки одинакового диаметра. В противном случае соединение легко развяжется.

Для соединения шнуров или лесок разного диаметра применяются совершенно другие узлы, встречные и самозятягивающиеся, поэтому, если у вас есть необходимость соединить две совершенно разные веревки, прямого типа соединения лучше избегать, особенно, если он используется для страховки или в спасательной операции.

Следует принимать в расчет и сферу использования связанных таким образом веревок. Несмотря на простоту и универсальность прямого узла, его не принято использовать в спасательных операциях или альпинизме в традиционном исполнении.

Дело в том, что при больших или переменных нагрузках плетение распускается, и от этого может зависеть человеческая жизнь.

Поэтому для данных целей лучше применять другие, более надежные соединения, предназначенные именно для таких целей.

Пошаговое выполнение

Схем вязки простого узла существует достаточно много, причем отличаются они преимущественно сферой своего применения. К примеру, шкотовый узел не дает влажным веревкам развязаться при рифлении парусов, а ткацкий тип обладает повышенной декоративностью. Отдельно существуют модификации для вязки веревки на опоре. Такой тип соединения также отличается от классического (рисунок 4).

Научиться вязать прямой узел проще всего по традиционной схеме:

  1. Находим ходовые концы двух веревок одинакового диаметра и с одного материала.
  2. Одним концом веревки один раз оплетаем кончик другой.
  3. На ходовом конце второй веревки делаем небольшую петлю.
  4. Первым концом через образовавшуюся петельку протягиваем трос. В результате должна получиться оплетка первого конца веревки между первым переплетом и окончанием веревки.

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаРисунок 4. Пошаговая схема вязки

После этого достаточно затянуть соединение, потянув за оба конца двух веревок, и узел можно считать готовым. Однако, если вы хотите укрепить конструкцию, желательно завязать еще и несколько контрольных узелков.

Возможные трудности и ошибки

Несмотря на то, что данный тип соединения часто используется в туризме, его нельзя применять в условиях, когда предполагается сильная нагрузка на веревки. Если трос будет сильно нагружен, потянув за один конец веревки, можно с легкостью развязать узел. Для подобных целей подойдут более надежные модификации: штоковый или морской узел (рисунок 5).

Прямой узел схема вязки. Как вязать прямой узел: схемаРисунок 5. Несоблюдение технологии вязания может ослабить веревочное соединение

Кроме того, следует учитывать, что прочность соединения основана на трении двух концов веревки. Соответственно, для вязки лучше не использовать скользкие тросы из нейлона, так как они будут быстро развязываться.

Детальная схема вязки прямого узла показана в видео.

✅ Как вязать туристические узлы схемы — veloexpert33.ru

Двойной UIAA
Каноническое название Двойной UIAA
Синонимы двойной UIAA[1][2][3][4], зигзаговый узел[5] (Zigzag Knot)[6]
Категория тормозящие узлы
Категория #2 штыковые
Родственные узлы узел UIAA, узел Гарда, коровий узел, стремя (выбленочный узел)
Развязываемость легко
Применение в альпинизме — для обеспечения динамической страховки в качестве тормозной системы
Недостатки в альпинизме — нужен постоянный контроль ходового конца верёвки, а при остановке, блокирование ходового конца рифовым в паре с контрольным узлами; для правильной работы узла необходим грушевидный карабин (HMS); ходовой конец узла обязательно должен располагаться на карабине на противоположной стороне от муфты, чтобы при движении не размуфтовывать карабин
Книга узлов 1195
Читайте также:  Как манить рябчика манком. охота на рябчика.

Узел двойной UIAA [7][8][9][10] (англ. Zigzag Knot[11] — «зигзаговый узел»[12]) — тормозящий полусхватывающий узел в альпинизме, применяемый для страховки пострадавшего при спасательных работах на спуске по верёвке. Для правильной работы узла необходимо применять грушевидный карабин (HMS).[13][14] Ходовой конец узла обязательно должен располагаться на карабине на противоположной стороне от муфты, чтобы при движении не размуфтовывать карабин.[15]

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

  Донная снасть для ловли карася: разные виды оснасток

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Как вязать туристические узлы схемы

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б.

Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно.

Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

См. также[ | ]

  • Список узлов
  • Полиспаст
  • Дюльфер
  • Штык (узел)
Скалолазание и альпинизм
Классификация
  • Альпинизм
  • Скалолазание трудность
  • скорость
  • боулдеринг
  • Спелеотуризм
  • Горный туризм
  • Ледолазание
Снаряжение
  • Верёвка
  • Страховочная система
  • Каска
  • Спусковые устройства
  • Обувь Альпинистские кошки
  • Скальные туфли
Страховка
  • Страховка (альпинизм)
  • Страховка (скалолазание)

Какими бывают узлы

Любые туристские узлы должны:

  1. вязаться без лишних усилий;
  2. выдерживать разный вес и нагрузку;
  3. не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.

  Клевое озеро, или Как я впервые ездила на рыбалку*

Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:

  • одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
  • разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
  • для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
  • для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
  • не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.

Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.

Прямой узел

Прямой узел вяжем одним из двух способов:

  1. Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
  2. Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.

Ткацкий узел

Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.

Встречный узел

Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.

Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.

Грепвайн

Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.

Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.

Брамшкотовый

Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.

Академический

Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.

  Устройство для отгрузки поплавков своими руками

Восьмерка

Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.

Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.

Булинь

Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.

Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.

Простой проводник

«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».

Срединный австрийский проводник

Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.

Двойной проводник

Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».

Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.

Удавка

Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.

Вспомогательные узлы

К вспомогательным вариантам относятся: * Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий. * Маркировочный * Стремя

Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят: * простой; * стремя; * ткацкий; * удавка; * встречный; * брамшкотовый; * академический; * булинь; * простой проводник.

Читайте также:  Что обозначается пунктиром на карте. Условные обозначения на топографических картах

Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки.

Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно.

Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы.

Подробнее о видах узлов и способах их завязывания расскажет видео.

Литература[ | ]

  • Захаров П. П., Степенко Т. В. Школа альпинизма. Начальная подготовка : Учеб. Ш67 издание — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 463 с., ил. ISBN 5-278-00125-9
  • Мартынов А. И. Промальп. Промышленный альпинизм

Как связать прямой узел. Прямой узел – пошаговая схема вязки с фото

Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым».

Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла.

Эту незначительную разницу видно на рисунке:

Применение:

Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет».

Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла.

Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Наши инструкторы в турах в горный Алтай особенно любят этот узел.

Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел.

Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Как правильно завязать:

Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots),

вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?

Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные.

Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону! Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!

Основные Морские Узлы

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений: 1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса; 2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

  • В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:
  • 1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным; 2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один; 3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.
  • Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь

– один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку.

Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.

Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

  1. Как завязать беседочный узел
  2. :
  3. 1) создать с верха вниз петлю; 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец; 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле; 4) туго затянуть.
  4. Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
  5. Восьмёрка

– типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

  • Как завязать узел восьмёрка
  • :
  • 1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю; 2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же; 3) крепко затянуть.
  • Прямой узел

— один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел

довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык

– широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода.

Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю.

Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

Простой штык

  УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПИННИНГ ДЛЯ ЛОВЛИ НА ЗИМНЕЙ МОСКВЕ-РЕКЕ

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка.

Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом

– морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел

– один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Где же тогда использовать прямой узел?

Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узелвы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик.

В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д.

Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!

Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).

Стремя (выбленочный)

Стремя

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector