Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

?

7dogs (7dogs) wrote, 2020-10-03 14:06:00 7dogs 7dogs 2020-10-03 14:06:00 Categories: 3 октября 1906 года на Международной морской конференции в Берлине с участием представителей 29 государств, в том числе Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии, был принят единый короткий и звучный сигнал SOS: три точки, три тире, три точки.Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosЧеловечество получило технический способ оповещения о беде и призыва о помощи — был учрежден так называемый регламент аварийной радиосвязиОтбиваемый морзянкой сигнал SOS: три точки — три тире — три точки.Такой радиосигнал позволял передавать сообщения даже в условиях тяжелых помех и слабой слышимости. Больше века прошло, но и в эпоху цифровой передачи информации и мгновенного определения координат использование традиционных сигналов бедствия продолжает спасать человеческие жизни.

В 1888 г. мюнхенский профессор Герц обнаружил электромагнитные волны.

Вскоре после опубликования опытов Герца в печати инженер Губер высказал мысль о возможности применения волн Герца для связи без проводов.«Это безумие» — ответил Герц.

Но уже в 1895 г. русский ученый А. С. Попов сделал грозоотметчик, являющийся по сути дела настоящим приемником радиосигналов.

Грозоотметчик Попова имел высокую антенну и посредством аппарата Морзе производил запись сигналов, «посланных» грозой.Потребовалось лишь небольшое усовершенствование приборов Попова, чтобы использовать для передачи сигналов вибратор Герца.

В 1899 г. А. С. Попов уже установил радиосвязь с броненосцем «Адмирал Апраксин», севшим на камни в Финском заливе.

23 января 1899 г. по радио было послано первое сообщение о бедствии на море.

Оно предназначалось для капитана парохода «Ермак», участвовавшего в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море».Эта радиограмма спасла 27 рыбаков.Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на мореВедь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями.

Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы да на случайную помощь проходившего вблизи судна.

Но царское правительство не оценило изобретения А. С. Попова; все преимущества и успех выпали на долю итальянца Маркони, который в то время ничего не изобрел, но внимательно изучил опубликованные сведения о работах Герца, Попова, Лоджа, Бранли и других ученых.

Маркони был тогда очень молод, настойчив и знал, как нужно действовать в капиталистическом обществе, чтобы добиться признания

Приехав в Англию с запечатанными ящиками с приборами, он заинтересовал английское правительство «таинственным» изобретением.

В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком в 20 км от берега.

Радиосвязь в этом очень опасном месте спасла много человеческих жизней и пароходов.

После этого Маркони получил всеобщее признание и смог организовать мощную «Британскую компанию Маркони».

В 1900 г. Маркони удалось послать первое сообщение через Атлантический океан.

Оно состояло лишь из одной буквы S. Ее выбрали из-за простоты передачи — по азбуке Морзе S обозначается тремя точками.Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море.

Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше.

Только летом 1901 г.

радист парохода «Лэйк Чэмплейн», ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания».

В разрядниках радиостанций того времени проскакивали мощные искры, сопровождавшиеся таким треском, что радиорубку называли «камнедробилкой». Все передавали примерно на одинаковой волне, и когда два радиста говорили между собой, другие сообщении становились невозможными.

Для самих радиооператоров радио тогда было необыкновенно занятной новинкой, и они целые дни проводили, «ловя» в эфире своих старых приятелей и завязывая новые знакомства.

Существовало единственное средство прервать бесконечные разговоры, мешавшие деловой передаче: оно называлось «положить книгу на ключ»

На ключ передатчика радист клал книгу или какой-нибудь другой тяжелый предмет, контур замыкался, и в эфир несся неумолкающий грохот «камнедробилки». Волей-неволей всякая передача в этом районе прекращалась.

Это были младенческие годы радио на море; даже мольбы о помощи не могли прорваться сквозь беспорядочные знуки, развлекавшие новоиспеченных радистов.

С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка в 1904 г.

собралась I Международная конференции по вопросам беспроволочной связи.

Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной.Но на ней впервые обсудили необходимость международного сигнала бедствия.

Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.

Первое в истории использование сигнала SOS, переданного по радио, нередко оспаривается историографами мореплавания и обывателями.

Кто-то считает, что SOS впервые прозвучал с борта печально знаменитого «Титаника».

Другие уверены, что сигнал подало пассажирское судно «Славония», принадлежавшее «Кунард Лайн» — крупнейшей на то время компании, занимавшейся трансатлантическими рейсами из Европы в Америку.

Большинство склоняется к тому, что первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда на американском пароходе «Арапаоэ» возникла неисправность паровой машины по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл.

Его SOS был услышан радиостанцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и по наземному проводному телеграфу перенаправлен в офис пароходной компании.

Когда радиосвязь только-только появилась, поговорить так, как мы это делаем сегодня с помощью телефона, было невозможно.Единственным эфирным «языком» служила азбука Морзе, чередование коротких и длинных тональных сигналов — тех самых точек и тире.

Когда линия связи была устойчивой, ничто не мешало говорить морзянкой, что называется, прямым текстом и не особенно скупясь на слова.

Но для обеспечения связи в сложных условиях помех и плохой слышимости радисты разработали систему коротких кодов, многократное повторение которых позволяло хоть как-то, пусть и ограничено, но обменяться важной информацией на пределе слышимости.

Большинство английских радистов работали раньше на железнодорожном телеграфе.А там сигналом, служащим для привлечения всеобщего внимания, являлись буквы CQ.Английские радисты и на пароходах применяли этот сигнал перед началом важной передачи.Поэтому все делегаты решили остановиться на CQ.

На конференции постановили, что сигнал бедствия CQ должен передаваться только после специального распоряжения капитана.За передачу CQ без приказа радист подвергался серьезному наказанию.Потом к CQ добавили третью букву D — первую букву английского слова distress — горе, бедствие.

Обычно при неустойчивых условиях связи один абонент слышит другого хуже, чем тот его. В этом случае тот, кого хуже слышно, переходит на так называемый Q-код, в котором каждая фраза состоит из трех букв, начинающихся с Q (существует и менее распространенный аналогичный Z-код).

Каждое сочетание QXX может быть использовано со знаком вопроса или без.Соответственно, изменяется и его значение. Например:

QTH — сообщите ваши координаты!QDR — сообщите магнитный пеленг!QSY — перейдите на другую частоту!QRS — должен ли я передавать медленнее?QTO — из какого порта вы вышли?QSQ — имеете ли вы на борту врача?

Сигнал же общего вызова, означающий «Всем, всем!», телеграфировался буквами CQ. После добавления к нему «D» (danger — опасность) получился первый международный сигнал бедствия, звучавший морзянкой как CQD

CQD не был сигналом, разработанным международным сообществом. Это было изобретение компании Marconi International Marine Communication.

Но надолго CQD в эфире не задержался.

Для «самого главного сигнала» нужна была какая-то более благозвучная последовательность точек и тире, и 3 октября 1906 года на Международной морской конференции в Берлине с участием десятков стран, в том числе Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии, был принят единый короткий и звучный сигнал SOS: три точки, три тире, три точки.В 1906 г. собралась вторая конференция по беспроволочной телеграфии.Она была уже очень многолюдной, тридцать государств прислали своих представителей. Накопилось много вопросов, требовавших немедленного разрешении.Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE.Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О — тоже достаточно (— — —).Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать.Тогда решили Е заменить через второе S.

Так был создан сигнал SOS, которому обязаны жизнью десятки тысяч людей — моряков, пассажиров пароходов, участников всевозможных экспедиций, перелетов.

Важно, что международным соглашением введение этого сигнала полностью отменяло все альтернативные, разработанные частными компаниями-производителями средств радиосвязи, типа CQD, NOTZEICHEN и некоторых других.

В течение первого десятилетия существования радио в эфире, как в собственном доме, хозяйничала компания МаркониОна устанавливала радио на пароходах и маяках, назначала туда своих радистов. Неугодных ей лиц администрация мгновенно снимала.Компания Маркони объявила войну всем пароходам, имевшим радиоустановки других фирм.Служащие Маркони должны были всячески мешать сообщениям «чужих» пароходов; категорически запрещалось давать конкурентам какие-либо полезные сведении — о льдах, грозящих гибелью в Атлантическом океане, о надвигающихся штормах, эпидемиях, вспыхнувших в том или другом порту.

Даже сигналы бедствия рекомендовалось «не слышать».

Но вопреки усилиям Маркони радио бурно развивалось во всем мире.Оно уже не могло быть достоянием какой-нибудь одной фирмы, как в первые годы.Тысячи изобретателей работали над усовершенствованием радиоустановок, и все новые имена связывались с замечательными открытиями в области беспроволочной связи.

Компания Маркони перестала играть ведущую роль.Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов.

Этот прибор — пеленгаторная станция — давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия.

Наконец изобретение электронной лампы сделало радиосвязь вполне надежным и мощным средством сообщения без проводов.Теперь пароходы снабжаются тремя передающими радиоустановками: навигационным ламповым передатчиком, коротковолновым и аварийным.

Читайте также:  Как манить рябчика манком осенью видео. Секреты охоты на рябчика с манком (писчиком)

Кроме того, начинают устанавливать аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий сигналу бедствия.

Если такой автомат был бы 15 апреля 1912 г. на пароходе «Калифорниан», то, вероятно, не утонул бы ни один пассажир «Титанике».

[Spoiler (click to open)]

«Калифорниан» находился от «Титаника» на расстоянии только 8 км, но его радист уже лег спать, а капитан был совершенно пьян. Случайно в часы гибели «Титаника» в радиорубку «Калифорниана» зашел помощник капитана Гровс. Он надел радионаушник и попробовал наладить приемник. Но на «Калифорниане» был старый приемник, заводившийся подобна часам, а его настройка была настоящим искусством.Во время следствия по поводу гибели «Титаника» Гровс сказал: «Я понимаю азбуку Морзе, когда передают медленно, но я не сумел наладить приемника. Впрочем, я не особенно и старался. Я ведь не знал, что тогда «Титаник» передавал SOS».А, собственно, для чего вообще нужны специальные сигналы бедствия? По идее, гораздо продуктивнее и эффективнее безо всяких SOS прямо сообщить всем, кто может вас услышать, что-то вроде: «Судно такое-то тонет в точке с координатами такими-то, просим срочно оказать помощь!»…Действительно, именно эта информация и важна. Но сперва нужно привлечь внимание какой-то короткой и узнаваемой эфирной фразой, которая заставит радистов ближайших судов, самолетов и береговых станций подстроить частоту поточнее, увеличить чувствительность приемника радиостанции, отключить шумоподавитель и т.п. Именно поэтому призыв о помощи начинают с многократно повторяющихся SOS.Расшифровывают этот сигнал по-разномуНапример, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls» (спасите наши души).

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации в качестве единого мирового стандарта призывов о помощи был принят кодированный сигнал автоматизированной системы GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System — международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи).

Теперь автоматическое оборудование на воздушных и водных судах передает координаты места бедствия даже без участия человека.В связи с этим значение сигнала SOS уменьшилось, но его по-прежнему можно применять.Источники:

— НАУКА И ЖИЗНЬ. История сигнала «SOS»Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Какова история возникновения сигнала "SOS"?

Начнем издалека.

27 апреля 1791 года в городке Чарльзтауне (Бостон, штат Массачусетс) родился Сэмюэл Финли Бриз Морзе. С детства он стал проявлять склонности к рисованию и изобретательству.

Вот его автопортрет.

Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Молодые годы он посвятил живописи.

7 октября 1837 года С.Морзе получает патент на «электромагнитный самопишущий телеграф».

В 1838 году появился первый телеграфный код С.Морзе, способный передавать точки, тире, длинные тире на расстояние. В дальнейшем этим кодом стали передавать буквы и цифры. Авторами этих усовершенствований стали Альфред Вейль и Фридрих Герке.

Вместе с тем в морском деле издавна пытались передавать сигналы бедствия кораблей: частые выстрелы из пушки или удары колокола, оранжевый дым, определенная комбинация парусов или флагов и др.

Азбука Морзе широко стала использоваться на флоте с 1865 года.

Изобретение радио А.С.Поповым в 1895 году открыло новые возможности для применения азбуки Морзе.

Поначалу у каждой компании, выпускавшей радиостанции, был свой код для чрезвычайных ситуаций. Вопросы стандартизации сигналов бедствия стали остро стоять перед обществом.

На первой Международной конференции по радиосвязи (1903 год) не удалось придти к общему решению. Было предложение ввести код: «SSSDDD». Но оно не прошло.

В 1904 году компания «Маркони», имевшая монополию на установку радиостанций на морские суда Англии и Италии, постановила считать таким кодом «CQD«. Код «CQ» — общий вызов всех станций. К нему добавили букву «D». Моряки быстро придумали «расшифровку»: «Come Quick, Danger» — Приходите быстро, опасность.

Немецкая компания Телефункен использовала свой код — «SOE«.

1906 — Международная радиотелеграфная конференция. Один из основных вопросов — выбор единого сигнала бедствия на море. Сигнал «CQD» часто путали с обычным вызовом «CQ», кроме того он применялся при авариях на железнодорожном транспорте.

Рассматривался двухбуквенный код «NC», но он был отвергнут. В коде «SOE» буква Е передается одной точкой. И такой сигнал может быть искажен или не понят. Решили «Е» заменить на «S» (три точки). Так появился стандарт сигнала бедствия на море «SOS».

Остальные сигналы были отменены.

Можно привести несколько известных вариантов расшифровки этой аббревиатуры:

  • Save Our Ship — спасите наш корабль
  • Save Our Souls — спасите наши души
  • Swim Or Sink — плывите или утонем.
  • Stop Other Signals — прекратите другие сигналы.

Утвержден международный сигнал бедствия на море, известный как «SOS»

Главная страница / Хроника / Утвержден международный сигнал бедствия на море, известный как «SOS»

Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos «SOS» — сигнал бедствия ( kamomeen, Shutterstock)

В этот день в 1906 году в Берлине состоялась Морская конференция с участием представителей 29 государств, утвердившая новый международный сигнал бедствия на море, который позднее стал широко известен как сигнал «SOS».

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.

Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа.

Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.

Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD — первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя — D — была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger — опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность».

Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другой сигнал.

По коду Моpзе на всех языках новый сигнал выглядел одинаково — он представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.

То есть, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе.

Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений. Фразы, которые часто с ним связывают (как расшифровку «SOS») — например, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls», «Save Our Spirits» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем), или даже «Stop Other Signals» (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

С 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

https://fenix-life.ru

( Начало в часть 1. )

Сос сигнал. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Моряки, со свойственной им фантазией, стали трактовать сигнал SOS как аббревиатуру английской фразы «Save Our Souls», что в переводе и значит «Спасите наши души».

Кроме трактования «Спасите наши души» были и другие — «Save Our Ship» — «Спасите наш корабль», «Send Our Succour» — «Пошлите нам помощь», «Swim Or Sink» — «Плыть или тонуть».

Русские моряки сигнал СОС расшифровывали как «Спасите от смерти».

3 ноября 1906 года на конференции была подписана Международная радиотелеграфная конвенция, устанавливающая единый международный сигнал бедствия для радиосвязи на море — SOS. Сигнал должен был приниматься вне всякой очереди. Все другие сигналы были отменены.

Некоторое время компанией Маркони и другими компаниями применялись отмененные сигналы бедствия, но, постепенно, сигнал SOS занял определенное конвенцией положение.

Этому способствовали многочисленные примеры эффективного его использования, в том числе и потерпевшим крушение «Титаником».

Благодаря принятому другими судами сигналу SOS были спасены пассажиры и члены команды «Титаника» в количестве 705 человек, которые успели высадиться в спасательные шлюпки.

Эффективность радиосвязи на море была доказана. И в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, предписывающая обязательное оборудование радиостанциями всех судов заграничного плавания, если на них находилось более пятидесяти человек.

Допускались исключения только для мелких судов и судов удаляющихся от берега не более чем на 150 миль. Судам предписывалось иметь две радиостанции — главную и аварийную. Аварийная радиостанция должна быть оборудована независимым источником питания, работающим не менее шести часов.

Вклад  конвенции в дело спасения на море невозможно переоценить.

  • Со временем все большее распространение радиосвязи на море вызывало загруженность эфира и было зафиксировано немало случаев, когда из-за этого возникали помехи в приеме сигнала SOS, или «Спасите наши души», как расшифровывали его моряки.
  • В этой связи в Вашингтоне в 1927 году состоялась Международная радиотелеграфная конференция, внесшая большой вклад в дело спасения на море.
  • На ней, впервые, была установлена единая аварийная волна составляющая шестьсот метров и единая международная частота бедствия 500 килогерц.
  • Для исключения помех на частоте бедствия запрещались все передачи, кроме передачи сигналов бедствия, на ближайших с ней частотах от 485 до 515 килогерц.
  • Конференцией были установлены «минуты молчания» , — промежутки времени от 15 до 18 минут и от 45 до 48 минут каждого часа , когда все радиостанции должны прекратить передачу и прослушивать международную частоту бедствия.

Как подавать сигнал сос фонариком. Азбука морзе, обозначения и «напевы». Как подать сигнал бедствия?

3 октября 113 лет назад на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный способ оповещения о катастрофах. И, как ни странно, известный многим по экшен-фильмам сигнал бедствия SOS оказался не единственным и даже не первым вариантом. Почему закрепился именно он – читайте в колонке нашего обозревателя Николая Гринько.

Читайте также:  Со стороны запада. Ориентирование на местности. Как определить стороны света?

depositphotos/Logray

Изобретателями радио считаются не меньше десятка человек. Едва ли не в каждой стране мира есть собственный претендент: Томас Эдисон, Никола Тесла, Генрих Герц, Эдуард Бранли, Ландель де Муру, Джагадиш Чандра Боше, Александр Попов. Спорить о том, кто из них был первым, можно до бесконечности, однако все эти без преувеличения великие ученые мужи считаются «открывателями» радиоволн – и все.

Никто из них не мог слушать по радио музыку – они просто открыли еще одно физическое явление. А вот найти этим волнам реальное применение первым смог итальянский физик Гульельмо Маркони – именно он понял, что с помощью радио можно обмениваться информацией. Правда, до хит-парадов и ток-шоу ему тоже было очень далеко.

  Что будет если пожарить зефир на сковороде

Он сообразил, что шум и треск, который посылали в эфир первые передатчики, нужно структурировать, закодировав алфавит. Проще говоря, Морзе (по некоторым данным – не самостоятельно, а с помощью коллеги Альфреда Вейля) придумал код, который мы сегодня называем азбукой Морзе.

Изобретение по тем временам наделало много шума: это же просто невероятно – можно отправлять мгновенные сообщения даже на другой континент! Пожалуй, по масштабам это было сопоставимо с появлением интернета. Разумеется, «морзянку» тут же стали использовать моряки: им требовалось как можно быстрее обмениваться информацией, особенно в непредвиденных ситуациях.

Сигналы бедствия существовали и раньше, но передавали их с помощью семафорных флажков, огней или даже колокола. Понятно, что на большое расстояние отправить такое послание невозможно. Радиоволны же способны доставить сообщение со скоростью света на другой конец Земли.

depositphotos/Klanneke

Общих правил для подачи сигнала бедствия поначалу не было, и судовые радисты просили помощи открытым текстом (что-то вроде: «Помогите, мы терпим бедствие, высылайте помощь!»). Но такой способ требовал огромного количества времени, которого в момент катастрофы нет. 3 октября 1906 года на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный сигнал.

Разные организации предлагали собственные варианты. Например, буквенное сокращение CQD («Come Quick, Danger» – «Идите быстрее, опасность»). Но в качестве кода на языке азбуки Морзе такая конфигурация имела довольно сложный вид. В конце концов в споре поставили точку. Точнее, сразу несколько точек и тире.

В переводе с «морзянки» три точки – «S», три тире – «O» и снова три точки – «S». И только потом были придуманы различные расшифровки этого сочетания букв: «Stop Other Signals» («Прекратите другие сигналы»), «Save Our Souls» («Спасите наши души») и так далее.

Сигнал SOS без преувеличения спас сотни тысяч жизней. Есть версия, что первым в мире его подал радист тонущего «Титаника», но это совсем не так.

На самом деле это произошло раньше, когда американский пароход «Арапаоэ» 11 августа 1909 потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл.

Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании – и это первый официально задокументированный случай использования сигнала SOS.

depositphotos/Logray

Сегодня SOS практически вышел из употребления. И в этом нет ничего удивительного: «морзянкой» почти никто не пользуется.

Корабли, самолеты, космические станции используют цифровые каналы спутниковой связи, по которым в случае бедствия можно передать гораздо больше информации за меньшее время. И все же сигнал «три точки, три тире, три точки» на всякий случай стоит знать каждому.

Конечно, лучше бы он вообще никогда не пригодился, но мало ли. Сигнал SOS можно передать стуком, гудками, выстрелами, солнечным зайчиком или фонариком – и его обязательно поймут и придут на помощь.

Существует история об одном отдаленном отеле, который захватили преступники, отрезав все линии связи. Тогда сотрудники придумали интересный ход: на каждом этаже здания они вывесили на просушку несколько комплектов постельного белья в следующем порядке: три наволочки, три пододеяльника, три наволочки. Проезжавшие мимо полицейские заметили сигнал и отправили в отель вооруженный отряд.

Скорее всего, это всего лишь байка. Хотя…

Гринько Николай

  Урок по ОБЖ на тему «Инженерная защита».

Как подавать сигнал сос. 10 способов подать сигнал бедствия SOS

Мы много рассказывали о том, как выжить в чрезвычайных ситуациях. Заблудившись в лесу, оказавшись в неизведанной местности при крушении самолета или поезда, посреди моря при кораблекрушении – навыки выживания, безусловно, нужны всегда.

Но иногда бывает и так, что своих сил не хватает, или ситуация настолько безысходная, что без посторонней помощи не обойтись. Поэтому, помимо знаний о том, как себя вести в такой ситуации, необходимо также и знать, как правильно звать на помощь.

Беспроигрышный вариант – огонь

В любых диких условиях самым верным способом подать сигнал бедствия является сигнал с помощью огня. Если у вас получится добыть огонь, то вы уже можете воспользоваться несколькими способами для подачи сигнала SOS:

  • Можно воспользоваться международным сигналом бедствия – три костра в форме равностороннего треугольника. Но учтите, что расстояние между кострами должно быть не менее трех десятков метров, чтобы с высоты они не слились в одну точку. Конечно, и один большой костер также можно использовать в качестве сигнала, но он не выглядит так подозрительно, как три, которые передают слово “SOS” наверняка. Разжигать костер нужно на открытой местности и в идеале на каком-нибудь холме.
  • Если вы застряли, например в хвойном лесу и не получается развести ярко-горящий костер, то в этом случае вам поможет дымовой костер. Набросайте много веток, шишек, мха, травы – и большой поток белого дыма будет хорошо выделяться на фоне темной листвы.
  • Вы можете выложить слово SOS из сухих веток и также их поджечь. Это лучше делать на открытой местности, и так же желательно на холме. Для каждой буквы выройте канавки, длиной около трех метров, иначе с высоты их будет трудно заметить. В канавки набросайте сухие ветки и подожгите. Этот способ хорош особенно в зимнее время года, так как на белом снегу всегда останутся контрастные следы от горящих веток.

Сос азбука морзе стук. SOS — сигнал бедствия. Охота на слова

Международный сигнал бедствия с кодом Морзе

Слушайте азбуку Морзе из SOS
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

SOS

является кодом Морзе сигнал бедствия ( ▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ), используемый международном , который изначально был создан для использования морских судах.

В формальной нотации SOS пишется с зачеркиванием, чтобы указать, что эквиваленты кода Морзе для отдельных букв «SOS» передаются как непрерывная последовательность из трех точек / трех тире / трех точек, без пробелов между буквами.

В Международной азбуке Морзе три точки образуют букву «S», а три тире образуют букву «O», поэтому «S O S» стало обычным способом запоминания порядка точек и тире. ( IWB , VZE , 3B и V7 образуют эквивалентные последовательности, но традиционно SOS легче всего запомнить.)

Хотя официально SOS — это просто отличительная последовательность кода Морзе, которая не является аббревиатурой для чего-либо, в популярном использовании она связана с такими фразами, как «Спасите наши души» и «Спасите наш корабль». Более того, из-за того, что фраза «SOS» широко используется в чрезвычайных ситуациях, она вошла в широкое употребление для неформального обозначения кризиса или необходимости действий.

SOS возникла из правил морской радиосвязи, принятых правительством Германии с 1 апреля 1905 года.

Он стал мировым стандартом, когда был включен в служебные правила первой Международной радиотелеграфной конвенции, подписанной 3 ноября 1906 года и вступившей в силу 1 июля 1908 года.

, SOS — это азбука Морзе » процедурный сигнал » или «знак » , используемый в качестве отметки начала сообщения для передач с просьбой о помощи в случае неизбежной гибели людей или катастрофической потери имущества.

Другие префиксы используются для механических поломок, запросов о медицинской помощи и ретранслируемого сигнала бедствия, первоначально отправленного другой станцией. SOS оставался морским радиосигналом бедствия до 1999 года, когда его заменила Глобальная морская система бедствия и безопасности .

SOS по-прежнему считается стандартным сигналом бедствия, который может использоваться с любым методом сигнализации.

Он использовался в качестве визуального сигнала бедствия, состоящего из трех коротких / трех длинных / трех коротких вспышек света, например, от зеркала выживания .

В некоторых случаях отдельные буквы «S O S» были написаны по буквам, например, отпечатаны на сугробе или сформированы из бревен на пляже. Тот факт, что «S O S» можно читать как справа, так и вверх ногами (как амбиграмму ), является преимуществом для визуального распознавания.

История

SOS была введена для аварийной морской радиосвязи с использованием кода Морзе .

Радио (первоначально известное как «беспроводной телеграф») было разработано в конце 1890-х годов и быстро было признано важным средством морской связи.

Ранее морские суда применяли множество стандартизированных визуальных и звуковых сигналов бедствия, используя такие вещи, как флаги семафоров, сигнальные ракеты, колокола и туманные горны.

Однако первоначально сотрудничество в стандартизации сигналов бедствия было ограничено национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями.

В 1903 году итальянский представитель на Берлинской предварительной конференции по беспроводной телеграфии , капитан Квинтино Бономо, обсудил необходимость общих рабочих процедур, включая предложение о том, что «терпящие бедствие суда … должны посылать сигнал SSS DDD с интервалом в несколько минут. «.

Однако процедурные вопросы выходили за рамки этой конференции, поэтому в то время не было принято никакого стандартного сигнала, хотя в статье IV Заключительного протокола конференции говорилось, что «беспроводные телеграфные станции должны, если это практически невозможно, отдавать приоритет призывам о помощи, поступающим с судов. на море».

Читайте также:  Вынужденная автономия человека. обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде.

В отсутствие международных правил отдельным организациям было предоставлено право развивать свою собственную практику.

7 января 1904 года Международная морская коммуникационная компания Маркони выпустила «Циркуляр 57», в котором уточнялось, что для установок компании по всему миру, начиная с 1 февраля 1904 года, «судну, терпящему бедствие или иным образом нуждающемуся в помощи, нужно подавать сигнал CQD. ‘ «.

Альтернативное предложение, выдвинутое в 1906 году военно-морским флотом США, предполагало, что сигналы флагов Международного свода сигналов должны быть приняты для использования по радио, включая «NC», что означает «терпящий бедствие; требуется немедленная помощь».

Германия была первой страной, которая приняла сигнал бедствия SOS , который она назвала сигналом Notzeichen

, в качестве одной из трех последовательностей кода Морзе, включенных в национальные правила радиосвязи, которыевступили в силу 1 апреля 1905 года. В 1906 году в Берлине прошла первая Международная радиотелеграфная конвенция.

которые привели к заключению соглашения , подписанного 3 ноября 1906 года , который вступит в силу 1 июля 1908 года конвенция была принята обширная коллекция правил эксплуатации, в том числе статьи XVI, который гласит: «терпящих бедствие судов должны использовать следующий сигнал: ▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄▄▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ повторяется в короткие промежутки времени».

Лайнер Cunard RMS Slavonia

  Как сделать арбалет своими руками

сфотографирован в день крушения 10 июня 1909 года; это самое раннее из зарегистрированных судов, которое передало сигнал бедствия SOS .

Как в немецком законе от 1 апреля 1905 года, так и в международных правилах 1906 года сигнал бедствия определяется как непрерывная последовательность кода Морзе из трех точек / трех тире / трех точек, без упоминания каких-либо буквенных эквивалентов. Тем не менее, в международном Морзе, три точки содержат буквы «S», а также три черточки буквой «О», и вскоре стало общим для неформально относятся к сигналу бедствия , как «S O S», с 12 января 1907 Electrical World

о том , что «Суда, терпящие бедствие, используют специальный сигнал SOS, повторяемый через короткие промежутки времени». (В американской азбуке Морзе , которая использовалась многими прибрежными судами в Соединенных Штатах в первой половине двадцатого века, три черточки обозначали цифру «5», поэтому в некоторых случаях сигнал бедствия неофициально упоминался как » S 5 S «.)

  • Первыми судами, которые, как сообщалось, передали сигнал бедствия, были лайнер Cunard RMS Slavonia
  • 10 июня 1909 года во время плавания по Азорским островам и пароход SSArapahoe 11 августа 1909 года, находившийся у побережья Северной Каролины . Сигнал «
  • Арапахо»
  • Titanic

был принят станцией United Wireless Telegraph Company в Хаттерасе, Северная Каролина , и отправлен в офисы пароходной компании. Тем не менее, операторы Marconi столкнулись с некоторым сопротивлением принятию нового сигнала, и уже в апреле 1912 года, когда был затоплен RMS , операторы Marconi смешивали сигналы бедствия CQD и SOS . В интересах согласованности и безопасности воды использование CQD, похоже, после этого прекратилось.

Этот день в истории: 1906 год — единым сигналом бедствия на море стал SOS

3 ноября 201809:22

3 ноября 1906 года в Берлине страны-участницы Международной Радиотелеграфной Конвенции утвердили единый сигнал бедствия для радиосвязи на море. Вестником морской катастрофы был установлен сигнал SOS (… — — — …).

В работе берлинской конференции приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. После утверждения единого сигнала бедствия радиостанции всех этих стран должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.

Стоит отметить, что в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов. Ее передавал или радист, или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно.

Эта группа состояла из следующих знаков: сигнала общего вызова CQ, передаваемого 3 раза, DE — (это Я) представление, затем шел позывной судна, затем сигнал SOS, передаваемый 3 раза, затем широта и долгота судна, и наконец 2 тире длительностью по 12 секунд для пеленгования.

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету.

Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 г. Однако тогдашние газеты это опровергают, сообщая, что со «Славонии» передавали сигнал CQD, который использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.».

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и лег в дрейф по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

Изначально сигнал SOS вовсе не означал какую-либо сокращенную фразу, просто данная последовательность была удобна для запоминания. Уже позже моряки стали «расшифровывать» ее на все лады. Самыми распространенными фразами стали Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души) и Save Our Ship (спасите наш корабль).

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал (… — — — …) заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

  • Также в этот день:
  • 1963 год — свадьба космонавтов Николаева и Терешковой
  • 1957 год — собака Лайка — первый космонавт

8 интересных фактов о сигнале SOS

6 февраля 1900 года расположенная в финском городе Котка радиостанция передала на ледокол «Ермак» беспроводную телеграмму с приказом спасти находящихся на оторвавшейся льдине 50 рыбаков. Это была первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море. Спасательная операция завершилась успешно.

Акулы капиталистического моря

История со спасением финских рыбаков подвигла международное сообщество телеграфистов ввести единый стандарт передачи сигнала бедствия при помощи азбуки Морзе.

В 1903 году для этой цели начали использовать буквы CQ (come quick — приходите быстро).

Год спустя по предложению компании Marconi International Marine Communication Company, производившей радиопередающую аппаратуру, была добавлена буква D (danger — опасность).

Но при этом Гульельмо Маркони повел себя как типичная капиталистическая акула. Он запатентовал это сочетание букв. В связи с чем передача CQD в эфир была разрешена лишь при помощи аппаратуры Marconi.

Другой крупнейший производитель радиоаппаратуры — германская компания Telefunken — также ввел свою систему оповещения о бедствии на море: SOE. Немцы также настаивали на применении ее лишь владельцами передатчиков Telefunken.

  • Что означает слово из трех букв
  • Существует и чисто русское толкование этих трех букв — СОС (спасите от смерти).
  • Азбука для посвященных

Сигнал SOS при ближайшем рассмотрении оказывается не столь уж и простым.

Если посадить за передающий аппарат радиста-дилетанта, добросовестно изучившего азбуку Морзе по книжке, то его сигнал бедствия никто за таковой не примет.

Сочтут, что в эфир на период трех минут молчания вылез радиохулиган. Потому что «три точки — три тире — три точки» передаются без межбуквенных интервалов. То есть без пауз: …—…

А на бумаге сигнал записывается как SOS с чертой над этими буквами.

В пучине морской

Современные субмарины оснащены более эффективными средствами коммуникации с «наземным миром». Связь ведется на сверхдлинных волнах, которые способны проникать на океанскую глубину до 300 метров. Это очень дорогостоящая «мобильная связь», которая требует содержания мощных наземных антенных полей, потребляющих мощность до 30 МВт, и постоянно барражирующих в небе связных самолетов.

3S

Нашпигованность океана субмаринами привносит в процедуру передачи сигналов бедствия надводными судами и еще одной специфическую черту. Во время Второй мировой войны ВМФ союзников ввели специальный сигнал — SSS. Он означает, что судно, боевое или же транспортное, сигнализирует о том, что оно либо обнаружило подводную лодку, которая может ему угрожать, либо подверглось ее нападению.

На авианосце, находящемся на расстоянии летной досягаемости, получали SSS. В воздух поднимались В-29, которые решали проблему кардинально.

Заповедная частота

Сигнал SOS передается на частоте 600 метров лишь в случае крайней необходимости, когда экипажу судна и пассажирам угрожает реальная опасность для жизни.

В случае нарушения этого правила на виновников необоснованной паники может быть наложено взыскание. Либо моральное, что в морском сообществе не пустой звук.

Либо материальное — когда пришедшие на помощь суда понесут значительные материальные потери.

Однако существует исключение из этого непреложного правила. Капитан судна в некоторых случаях может передавать на «сосовой частоте» в три фиксированных «минуты молчания» информацию о возникновении серьезной угрозы для находящихся в регионе кораблей. Это могут быть сообщения о неисправности маяков, о вулканической деятельности, об активности пиратов, о затонувших судах…

Не только ключом, но и голосом

Вполне понятно, что на судах по мере совершенствования радиоаппаратуры начали передавать не только морзянку, но и человеческую речь.

И для такого варианта экстренной связи также был введен международный стандарт. В случае бедствия произносится слово Mayday.

Хоть этот самый «Первомай» довольно сложно соотнести с состоянием людей, которые по старинному морскому обычаю готовятся надевать чистое исподнее.

Mayday произносится трижды. После чего потенциальным спасителям сообщается название судна и его координаты.

Техника не стоит на месте

С момента первой передачи сигнала бедствия воды утекло очень много. И «старый-добрый» SOS, похоже, скоро окажется на обочине истории.

Сейчас он все больше и больше вытесняется из практики мореплавания автоматизированной системой оповещения о бедствии GMDSS.

Эта система, введенная Международной морской организацией в 1999 году, использует автоматическое определение координат судна при помощи спутниковых средств навигации и передачу сигнала по выделенному каналу.

Однако тысячи радистов в мировом океане в начале каждого часа надевают наушники, чтобы не пропустить три столь важные для мореплавания буквы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector