Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов.

Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты.

Ограничений в большую сторону нет — чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Сигнал делается из разложенных на земле запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря — из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.

Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви.

Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона
, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной — светлыми.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналыДля общения с пилотами есть специальная система — международная авиационная аварийная жестовая сигнализация
.

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Нет.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS
, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет — три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. — лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала — минута отдыха — и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах
, выглядит иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Знаки
международной аварийной сигнализации

(используются
для подачи сигналов с земли воздушным
судам)

Кодовая таблица.
Для
потерпевших, лишенных аварийно-сигнального
«инструментария», придуман cпособ
аварийной сигнализации — международная
кодовая таблица
.
Сигналы кодовой
таблицы выкладываются на открытых,
хорошо заметных с воздуха местах — на
склонах холмов, полянах.

В разных
источниках рекомендуемые размеры
сигналов указываются разные, в зависимости
от вкусов и ведомственных пристрастий
авторов. Поэтому лучше остановиться на
международном стандарте: 10 м в длину, 3
м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом
случае не меньше 2,5 м. В противном случае
знак будет сложно разобрать с большой
высоты.

Ограничений в большую сторону
нет — чем значительней сигнал, тем выше
вероятность, что его заметят.

«Нужен врач»
«Нужны
медикаменты»

.

«Неспособны
двигаться»
«Нужны
пища и вода»
«Требуются
оружие и
боеприпасы»

«Требуются
карта и
компас»
«Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией»
«Укажите направление следования»
«Я двигаюсь
в этом направлении»
«Попытаемся
взлететь»
«Судно
серьезно
повреждено»
«Здесь можно
безопасно
совершить
посадку»
«Требуется топливо и масло»
«Все в порядке»
«Нет или
отрицательно»
«Да или
положительно»
«Не понял»
«Требуется механик»
«Операции
закончены»
«Ничего не обнаружено, продолжаем поиски»
«Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении»
«Мы нашли
всех людей»
«Мы нашли только несколько человек»
«Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу»
«Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении»

Для
той же самой цели — сообщения пилотам
поисковых самолетов конкретной информации
— используется еще одна форма сигнализации — международная авиационная аварийная
жестовая сигнализация.

1. Прошу
взять на борт. 2. Требуется техническая
помощь. 3. Здесь удобно произвести
посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас
понял, выполняю. 6. Располагаю
радиостанцией. 7. Здесь приземляться
опасно. 8. Не могу двигаться, необходима
Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

медицинская
помощь. 9. Готов принять вымпел,
письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Кроме специальных,
существуют упрощенные сигналы бедствия,
о которых в той или иной мере осведомлены
спасатели почти всех ведомств.
Например,
универсальный во всех отношениях сигнал
SOS, или любой другой световой или звуковой
сигнал, повторенный три раза подряд
через короткие промежутки времени.

Не
важно, что это будет — три огня, три столба
дыма, три громких свиста, три выстрела,
три световые вспышки и пр. — лишь бы
сигнал был тройным.
Между подачей
каждой группы сигналов следует выдерживать
минутную паузу. Три световых или шумовых
сигнала -минута отдыха — и снова три
сигнала.

Международный сигнал
бедствия, принятый в горах, выглядит
несколько иначе: шесть свистков, световых
вспышек или взмахов рукой в минуту,
затем минутная пауза и повтор

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры
— самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности.

Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен.

Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы
наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало
— гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица
.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности.

Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации
.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
    • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
    • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы
используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

  1. Варианты подачи информационных сигналов:
  2. а — «Место, где прошли»;
  3. б — «Повернуть налево»;
  4. в — «Повернуть направо»;
  5. г — «Осторожно, опасно!»

В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями.

Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени.

Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолёта или самолёта считается дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия.

Специальные средства для подачи сигналов.

  • Если Вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же Вы турист, то Вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов:
Читайте также:  Для остановки кровотечения применяют витамин. кровоостанавливающие средства при маточном кровотечении

Подача сигналов бедствия

Если группа туристов (человек) попали в нештатную ситуацию, сбились с пути и не могут самостоятельно выйти к людям, обнаружить такую группу в любой местности, даже при хорошей видимости представляет определенную сложность. Поэтому чтобы обозначить свое местопребывание, необходимо подать сигнал бедствия. Главная цель подачи сигнала бедствия – указать точное месторасположение группы (человека), терпящей бедствие для оказания помощи.

Все средства подачи сигналов бедствия можно разделить на специальные (табельные) и подручные.

Табельные средства в обязательном порядке входят в перечень необходимого обеспечения на транспортных средствах. Подручные средства можно изготовить самостоятельно из имеющегося вокруг материала.

Также все средства сигнализации можно разделить по принципу передачи сигнала: звуковые, визуальные и радиосигналы.

К табельным средствам передачи сигнала бедствия относят сигнал SOS (… – … ), который был принят Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г и является международным сигналом о помощи.

Для его подачи группе, терпящей бедствие, необходимо иметь радиопередатчик и знать основы азбуки Морзе. Сигнал передается на «частотах бедствия» – 500 и 2182 кГц каждый час в течение 6 минут (на 15-й и 45-й минутах). К специальным пиротехническим средствам относят сигнальные ракеты, шашки и т.

д. Они входят в табель транспортных средств, также туристы могут брать эти средства в путешествие.

Сигнальное зеркало (гелиограф) является еще одним специальным средством подачи сигнала бедствия. Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального «зайчика» составляет без малого 7 миллионов свечей.

Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета на расстоянии в 20—25 километров, а в некоторых случаях до 40 километров.

Сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние и даже в туманной дымке.

Подавать световой сигнал зеркалом имеет смысл, не только непосредственно заметив самолет или судно, но и на всякий звук, напоминающий гул мотора. Рекомендуется постоянно мониторить горизонт с помощью сигнального зеркала, для чего можно назначить дежурных.

В отечественных спасательных комплектах наиболее распространены два типа зеркал.

Сигнальное зеркало с целиком представляет собой металлическую пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки, отверстие.

Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной стороны зеркала целике следите за движением интересующего вас объекта (самолета, судна, человека). Одновременно поймайте отраженный от поверхности зеркала «зайчик» на целик.

На нем же (целике) найдите тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности зеркала. Совместите центр насечки с отверстием на целике и продолжайте следить за объектом.

Двойное сигнальное зеркало состоит из двух соединенных друг с другом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок.

Размер наиболее часто используемого в индивидуальных аварийных комплектах малого сигнального зеркала составляет 5 x 8 см. Принято считать, что дальность обнаружения его сигнала может достигать 14 км.

Большое сигнальное зеркало может быть замечено на расстоянии, превышающем 30 км.

Читать:  Пять лучших наборов для выживания

Чтобы подать сигнал, раскройте створки до упора (примерно под углом 60-70°) и через отверстие, проделанное в центре зеркала, следите за целью. Видимое с обратной стороны зеркала солнечное пятно, упавшее на матовую створку, совместите с отверстием. Следите за движущейся целью, непрерывно совмещая пятно с отверстием.

Если в аварийном комплекте имеется сигнальное зеркало, то необходимо заранее научиться им пользоваться и потренироваться, чтобы в момент, когда в нем возникнет реальная необходимость, беспрепятственно передать сигнал бедствия.

При отсутствии рации, пиротехнических средств и других табельных средств подачи сигнала остаются простые, но вместе с тем достаточно надежные средства.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналыСигнальный костер. Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за 20 км, при наблюдении с земли костер виден за 8 км. Таким образом, костер является очень эффективным средством привлечения внимания, особенно если идут поиски пропавших.

Сигнальный костер устраивают на хорошо просматриваемой местности (возвышенности, полянке, береге реки).

Для усиления эффекта можно приготовить несколько костров, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры.

Например, три костра, расположенные друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия.

Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м, в таком случае они хорошо будут просматриваться с высоты. Возле каждого кострища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит.

Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена.

Во время сильного снегопада или дождя кострище и запасные дрова нужно защищать от намокания, накрыв куском полиэтилена, непромокаемой тканью или толстым слоем елового лапника.

В непосредственной близости от кострищ необходимо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где круглые сутки поддерживается огонь в небольшом запальном костре. Сигнальный костер поджигается, когда в поле видимости появляется самолет, вертолет или другое транспортное средство.

При устройстве сигнального костра в дождливую, ненастную погоду его лучше сделать двухъярусным.

На нижнем ярусе на высоком дровяном настиле приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями.

При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает «крышу». На переувлажненной почве, тем более на болоте, необходимо соорудить высокий помост, изолирующий топливо костра от влаги. Особенно хорошо заметны костры, расположенные на плотах посреди водоема.

Для того чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху закладывают камнями или делают подушку из земли или песка. В густом лесу, где почти отсутствуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным.

Читать:  Мишка косолапый по лесу идёт, а навстречу ему туристы … Что делать?

Чтобы костер было лучше видно, его можно делать прерывистым -закрывать и открывать. В качестве сигнального костра можно использовать отдельно стоящее дерево. Выбирается сухое, желательно хвойное дерево и обкладывается у основания сухими ветками, в момент прохождения самолета растопка поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел.

Сигнальный костер бывает дымовым. Белый клубящийся дым хорошо заметен в ясную погоду. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава.

Темный дым лучше виден в пасмурную погоду – в огонь добавляются куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, промасленные тряпки.

В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал — белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

Свеча. Даже элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства. Свет свечи лучше всего различим, когда она горит внутри тканевого (особенно если ткань светлых тонов) или блочного снежного убежища.

Просачиваясь сквозь микроскопические отверстия в материале или сквозь снег, особенно в местах стыков снежных блоков, свет заставляет стены убежища ярко светиться в темноте.

Такие освещенные изнутри снежные убежища или палатки видны значительно дальше, чем просто зажженная на улице свеча.

Если внутри палатки или иглу зажечь три или четыре свечи одновременно, то предел обнаружения светового сигнала в ясную погоду при наблюдении с воздуха может возрасти до нескольких километров.

Для подачи светового сигнала бедствия из снежных убежищ закрытого типа (пещер, нор), которые сооружаются внутри сугробов и потому просвечивают слабо, в их стенах или потолке можно прорезать световое «окно» любой требуемой формы (например, в виде сигнала SOS).

Свечу можно использовать и снаружи, установив на возвышенном месте внутри большого, свернутого «кульком», полиэтиленового мешка, расправленного на 4—6 составленных пирамидой жердях. Полиэтилен защищает свечи от ветра и осадков и за счет отражения света усиливает световой сигнал.

Свечу можно устанавливать внутри пластиковой бутыли, предварительно обрезав ее горловину и сделав несколько отверстий у основания для притока воздуха.

Такую самодельную лампу можно привязать к длинному шесту и закрепить на вершине дерева, высоко подняв над уровнем леса, сделав тем самым свое местопребывание более заметным.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из отполированной с двух сторон до зеркального блеска металлической пластины размером с книгу среднего формата. Чем лучше отполирована рабочая поверхность зеркала, тем дальше виден световой сигнал. В центре пластины пробейте круглое диаметром 5-7 мм отверстие. Взяв зеркало, как показано на рис.

36, через отверстие наблюдайте за самолетом (судном). Не теряя объект слежения, поворачивайте зеркало к солнцу. Найдите световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде. Зеркальное отражение блика на обратной поверхности зеркала совмещайте с отверстием.

При совпадении отверстия с отраженным бликом световой сигнал направлен на самолет.

Читать:  3 главных правила обустройства туристического лагеря

Международная кодовая таблица. Сигналы международной кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах – на склонах холмов, полянах. Размеры выложенных знаков должны укладываться в международный стандарт: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками, но в любом случае не меньше 2,5 м.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Сигнал выкладывают из подручных средств: разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней, из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря – из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.

Можно знаки кодовой таблицы выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.

Можно развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра (лапником) или вытаптывается. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак «работает» два раза в сутки – утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.

Читайте также:  Узел заячьи уши схема. Заячьи уши. Он же двойной проводник. Он же проводник с двойной петлей

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной жестовой сигнализации.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Если вы забыли, как расшифровываются знаки из международной кодовой таблицы, то можно выложить на земле сигнал SOS.

Нужно помнить, что сигнализация должна быть разнообразной и многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Люди должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно.

Для этого надо надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место и размахивать над головой яркими кусками ткани а ночью – факелом или фонариком.

Международная кодовая таблица сигналов, жестовая сигнализация

tomorrowthewarsharada

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов.

Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты.

Ограничений в большую сторону нет — чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналыСигнал делается из разложенных на земле  запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря — из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной — светлыми.

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналыДля общения с пилотами есть специальная система — международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Да.
  11. Нет.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет — три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. — лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала — минута отдыха — и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах

Знаки международной кодовой таблицы сигналов бедствия

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Необходимо знать сигналы международного кода, которые обычно выкладываются на земле с помощью подручных средств или вытаптываются на снегу (см. рис.)

Знаки международной кодовой таблицы сигналов. Аварийные сигналы

Предсказания погоды по местным признакам

Перед хорошей погодой:

После ненастной погоды вечером появляется солнце, при закате совершенно нет облаков в западной части неба. Дым поднимается вверх.

Зимой белые венцы вокруг солнца или луны, а также столбы, так называемые «ложные солнца».

В ложбинах, низменных местах вечером и ночью собирается поземньй туман, расходящийся после восхода солнца.

Утро ясное. Навстречу солнцу широко раскрываются венчики полевого вьюнка.

  • Если цветы растения мокрицы раскрылись к 9 часам утра и в таком положении остаются, по крайней мере до полудня, то дождь маловероятен.
  • Утром появляются кучевые облака, которые к вечеру исчезают.
  • Ласточки и стрижи летают высоко над землей.
  • После захода солнца, при совершенно ясном небе, на западе, долго видно серебристое сияние (без всяких резких границ).
  • Северный ветер очищает ненастье.
  • Чистый закат — к вёдру.
  • Где гроза, там и вёдро.
  • Летним утром маленький дождь — днем хорошая погода.
  • Облака бегут с севера на юг — к ведру.
  • Туман падает — к вёдру.
  • Радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде.
  • Роса в траве с вечера — к хорошей погоде.
  • Чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день.
  • Если летом солнце выходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Если пчелы ранним утром отправляются за взятком, день будет хороший.
  • Радуга на востоке — хорошая погода.
  • Радуга видна вечером — будет хорошая погода.
  • Туман быстро рассеивается при лучах солнца — хорошая погода установится надолго.
  • Сильная роса — к ясному дню.
  • Если закат чист — дождя не будет.
  • Перед ненастьем:
  • Западный ветер плаксун, дождь приносит.
  • Вeтер к вечеру не стихает , а усиливается.
  • Дым идет к низу или стелется по земле.
  • Белые цветы сердечника лугового поникают перед наступлением дождя.
  • Цветочки красного лугового клевера складываются в обычные дни перед дождем.
  • Ласточки и стрижи летают над самой землей.
  1. Утром появляются кучевые облака, которые растут и к полудню, принимают форму высоких башен и гор.
  2. Перед наступлением дождливой погоды цветочные венчики поникают.
  3. Сухие ветки с деревьев в тихую погоду валяются — к дождю.
  4. Кувшинки на озере закрываются — к дождю.
  5. Цветы сильнее пахнут перед дождем.
  6. Если в хорошую погоду большая часть ходов в муравейнике закрыта и муравьев не видно — жди ненастья.
  7. При восходе солнца, едва только расцветает и заря очень красная – будет дождь.
  8. Красные облака до восхода солнца и если есть тучи – к дождю.
  9. Западные ветры – гнездо дождей.
  10. Если звездчатка не раскрывает цветки утром и держит их закрытыми весь день – быть дождю.
  11. Тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя.
  12. Солнце светит днем как бы сквозь оболочку – надо вскоре ожидать дождя.
  13. После дождя солнце сияет ярко и печет – до вечера опять пойдет дождь.
  14. Во время восхода солнца стоит духота – вечером будет дождь.
  15. Подул горячий сильный ветер – к дождю.

.Дождь сквозь солнце – к ненастью.

Если тихо и солнце печет – будет гроза.

Международная кодовая таблица сигналов бедствия подаваемых с земли

Общепризнанные сигналы бедствия “земля-воздух”.

Основное условие для спасения – сообщить другим о том, где Вы находитесь и что Вам нужна помощь. Хорошо, когда есть связь, но если ее нет, тогда нужно воспользоваться общепризнанными сигналами бедствия.

Самый известный из сигналов – “SOS”. Буквы “SOS” в переводе с английского представляют собой аббревиатуру из первых букв слов фразы “Спасите наши души”.

Приняты для стандартного сигнала бедствия, так как при передаче сигнала азбукой Морзе имеют характерное звучание, которое невозможно спутать- три точки, три тире, три точки.

“SOS” можно написать большими буквами на земле, можно передать по радио с помощью азбуки Морзе или другими известными Вам способами.

Многие спасательные средства комплектуются радиопередатчиками, которые настроены на аварийную частоту и могут посылать сигналы, по которым можно установить местоположение человека, который подал этот сигнал.

Но не всегда этот радиосигнал может быть эффективен, так как большинство аварийных передатчиков весьма ограничены в радиусе действия, поскольку они работают в метровом диапазоне и только в зоне прямой видимости, когда нет препятствий.

Поэтому, в целях экономии заряда батарей, сигнал бедствия следует послать с периодическим и регулярным его повторением. Если кто-то услышит Ваш сигнал, то поймет, что сигнал может снова повториться.

Что же касается бортовых передатчиков, то они, в отличие от аварийных, могут работать в разном волновом диапазоне.

Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых ракет, которые запускаются поодиночке через короткие промежутки или длинный красный свет планирующей парашютной ракеты.

Также в качестве выгнала бедствия могут быть истолкованы огни любых ракет, которые пускаются сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.

Международная кодовая таблица сигналов “земля-воздух”.

Международные сигналы бедствия “земля-воздух” в виде определенных символов кодовой таблицы помогут сообщить о Ваших основных потребностях и увеличить шансы на Ваше спасение.

Символы этой таблицы выкладываются на земле, на открытых местах, которые хорошо просматриваются с воздуха.

Поэтому при выборе места размещения сигнала на земле всегда необходимо изучать местность и использовать горизонтальные участки или участки на тех склонах, из которых наибольший сектор видимости. Это же касается и световых сигналов.

Для них лучше выбирать высокие места.К световым сигналам относятся сигнальные костры, а также сигнальные зеркала.

Огонь и дым – это прекрасный способ привлечь к Вам внимание. Устройство сигнальных костров является одной из первых задач, после того как будут решены насущные проблемы.

Сигнальное зеркало – один из лучших способов подачи сигнала бедствия с помощью солнечного “зайчика”, который обладает хорошим эффектом указания своего местоположения в солнечную погоду.

Звук всегда привлекает внимание, особенно в зоне прямой видимости, когда помощь недалеко, а Вы не способны добраться до нее. В этом случае может быть достаточно крика или, если есть свисток, с его помощью можно подать звуковой международный горный сигнал бедствия. Он подается точно так же, как и “SOS” – шесть свистков в минуту, затем минута молчания, а затем все повторяется.

Жестовые сигналы можно эффективно использовать, чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта. Для этого используют знаки международной аварийной жестовой сигнализации.

Все общепризнанные международные сигналы бедствия “земля-воздух” сведены в одну кодовую таблицу. Вам нет необходимости запоминать все существующие сигналы. Вам нужно запомнить только основные из них, которые приведены ниже.

Это интересно:  Правила поведения и действия при цунами

Международный стандарт размера сигнала – 10 метров в длину, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками, но не меньше, чем 2,5 метра, потому что с большого расстояния или высоты знак будет сливаться в пятно.

Читайте также:  Узлы плетения сети которые не ползут. как вязать узлы для рыболовных сетей .пособие для начинающего браконьера.

Для оборудования сигнала можно использовать все, что есть под руками: спасательные жилеты, разрезанную на куски ткань, бревна деревьев или камни, обломки транспортного средства, хвойный лапник или ветки деревьев, связанные в длинные жгуты растения. На берегу реки или моря можно использовать гальку или выброшенные прибоем водоросли.

Если случилось так, что у Вас не из чего выложить сигнал, тогда его можно не выкладывать, а выкапывать. Для этого можно снять дерн, перевернуть землей вверх и аккуратно выложить на траву вдоль траншеи. Это даст возможность увеличить ширину знака.

В зимний период на снегу сигнал “рисуется” с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается. Дно вытоптанных траншей выкладывается любым темным материалом. Основное правило при устройстве траншей – не топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получились десятки идущих в разные стороны тропинок.

Оборудованные таким образом сигналы могут работать как днем, так и ночью, если ночью в углублениях развести огонь.

Находясь в пустынной местности, где выбор материала небольшой, сигнал бедствия можно подавать с помощью тени.

Для этого самым эффективным сигналом будет развешивание на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже куски бумаги, которые могут быть любой окраски, потому что отбивать сигнал будут не ткань или бумага, а отбрасываемая ими тень.

Такой сигнал может “работать” только два раза в сутки – утром и вечером, когда тень достаточно хорошо может читаться с воздуха.

Главное и основное правило – сигнал должен быть ярким и контрастировать на фоне местности, чтобы сигнал можно было легко заметить. Проще говоря, на светлом фоне знаки должны быть как можно более темными, на темном фоне – максимально светлыми.

Сигнальные костры – это один из самых простых, самых древних и самых доступных способов подачи сигналов.

Самое основное, что надо знать, – эффективность сигнального костра будет зависеть от места его разведения. Место для сигнального костра необходимо выбрать недалеко от Вашей стоянки, которое хорошо видно на большом расстоянии, как с земли, так и с воздуха.

Лучше всего для этих целей подойдут места, которые хорошо просматриваются как с воздуха, так и по горизонту: возвышенности, склоны холмов, открытые поляны, широкие просеки и открытый берег реки или моря.

Если развести костер в густом лесу или на дне ущелья, то пользы от него в качестве сигнала может быть немного.

Для того, чтобы подавать сигнал бедствия с помощью костров, Вам необходимо позаботиться о том, чтобы Ваш костер горел и был виден в любую погоду.

Для этого необходимо подготовить запас дров у каждого костра. Слишком много дров не бывает, поэтому пусть лучше больше, чем в самый ответственный момент их не хватит.

Кроме этого, на случай плохой погоды у каждого костра нужно подготовить и запас надежной растопки.

Наиболее эффективный сигнал от костра – дымовой сигнал. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, еловый лапник или траву. Такой дым будет хорошо заметен. Также нужно помнить и о цвете дыма.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый дым, а в зимнюю и пасмурную летнюю погоду хорошо будет просматриваться черный дым. Для этого нужно добавлять в костер куски резины, солярку, пластик или промасленную ветошь, если, конечно, у Вас это будет в наличии.

Поэтому, лучше всего подавать комбинированный сигнал – густой белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

Это интересно:  Правила безопасного поведения населения при наводнении

В ночное время цвет дыма не виден, поэтому нужно использовать яркий костер из сухих дров. Яркое пламя легко можно увидеть с воздуха на расстоянии до 20 км, а с земли – до 10 км.

При оборудовании сигнального костра в дождливую или сырую погоду его лучше делать каскадным, двух или трех ярусным.

На нижнем ярусе выкладывается в виде шалаша растопка и сухие небольшие ветки, а верхние ярусы, которые должны образовать влагозащитную крышу, нужно выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. После загорания растопки в каскадном порядке будут загораться все верхние слои.

Находясь в сырой местности, а тем более на болоте, на сильно увлажненной почве для устройства сигнального костра необходимо оборудовать подложку или помост на небольшой высоте, что даст возможность изолировать дрова от влаги.

Находясь на плоту, для того чтобы бревна плота не загорелись, на них сверху надо выложить подушку из камней, земли, дерна или песка. Особенно хорошо эти костры заметны, когда плоты стоят на якорях посреди водоема.

Если по какой-либо причине Вам удалось развести только один костер, тога его рекомендуется периодически чем-то прикрывать: куском ткани, пучком густых веток или загораживать своим телом. Прикрывая и открывая пламя можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе – три коротких, три длинных, три коротких, пауза и снова повторить.

Важно помнить – для быстрого и гарантированного разжигания сигнальных костров около них нужно оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать в небольшом костре постоянный огонь, чтобы мгновенно разжечь основной сигнальный костер. Это Ваша гарантия быстрой подачи надежного сигнала.

Пускание с использованием зеркала яркого солнечного “зайчика” – один из лучших способов подачи сигнала бедствия в солнечную погоду.

Существует несколько различных по конструкции сигнальных зеркал, которые в специальной литературе называют – гелиограф, что в дословном переводе означает “пишущий солнцем”. Как правило, сигнальное зеркало всегда входит в комплектацию НАЗ (неприкосновенного аварийного запаса).

Аварийные комплекты наиболее часто комплектуются малым сигнальным зеркалом. Дальность обнаружения сигнала, подаваемого таким сигнальным зеркалом, может достигать до 14 км. Кроме этого, сигнальным зеркалом можно подавать сигнал в полнолуние ночью и даже в туманной дымке.

Принцип работы штатных сигнальных зеркал прост. Чтобы подать сигнал о помощи, в этом зеркале необходимо поймать солнечный “зайчик” на близко расположенном предмете, совместить его с прицельным отверстием, а затем направить его в сторону цели. Когда “зайчик” попадет в поле зрения прицельного отверстия, он будет виден как яркая звездочка.

Когда у Вас нет специального сигнального зеркала, тогда его можно изготовить из отполированной до зеркального блеска любой металлической пластины. Чем лучше будет отполирована рабочая поверхность “зеркала”, тем дальше будет виден “зайчик”.

Затем в центре пластины нужно аккуратно пробить круглое, до 0,5 см отверстие, через которое необходимо наблюдать за целью (самолетом, кораблем или машиной). Далее, не теряя объект слежения, поворачивать зеркало, с наружной его стороны, к солнцу.

Когда Вы попадете солнечным “зайчиком” в цель, тогда начинаете медленно покачивать зеркало, создавая двигающиеся блики по всей площади объекта. Это исключит возможность того, что объект не увидит поданный знак, потому что неподвижное отражение может остаться незамеченным.

В качестве материала для изготовления сигнального зеркала можно использовать любой обломок зеркала, зеркала заднего вида или отражатель фары автомобиля, жесть, фольгу, обертки от шоколада или конфет. Также далеко виден блеск хорошо отполированного широкого лезвия ножа, дна консервной банки или ножовочного полотна.

Принцип работы такого “сигнального зеркала” прост. Нужно, удерживая зеркало одной рукой около лица или прижимая торцом задней стенки к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный “зайчик” был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении цели и “посадить” эту цель на кончик поднятого вверх большого пальца.

Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец. Продолжая удерживать большой палец на объекте и одновременно в луче “зайчика”, поворачиваться в направлении движения объекта. До тех пор, пока Вы будете видеть на срезе пальца цель и свет солнечного “зайчика”, это будет гарантировать, что сигнал направлен в сторону объекта.

Медленно покачивая зеркало, создавать двигающиеся блики по всей площади объекта.

Для того, чтобы понять принцип работы зеркала, Вам сначала необходимо потренироваться в подаче сигнала на небольших расстояниях.

В экстремальной ситуации нельзя ограничиваться подачей одного или двух сигналов. Сигнал бедствия будет эффективен только тогда, когда он подается комплексно: выкладка знаков на земле, огонь и дым, сигналы зеркалом, звуком и т.д. При этом не нужно забывать о самом человеке. Только в разнообразии подачи сигнала бедствия увеличивается вероятность, что его заметят.

Чтобы привлечь к себе внимание в пределах визуального контакта необходимо эффективно использовать жестовые сигналы. Для этого нужно позаботиться о том, чтобы Вас хорошо было видно – выйти на открытое место, надеть, по возможности, яркую одежду, размахивать яркими кусками ткани, а ночью использовать факел или фонарик.

Как и с международными кодовыми знаками, которые выкладываются на земле, существуют знаки международной аварийной жестовой сигнализации.

Они подают пилотам поисковых самолетов и вертолетов конкретную информацию. В этой таблице приведено много различных сигнальных знаков.

Не всегда можно вспомнить все эти знаки, поэтому Вам нужно запомнить всего два сигнала, которые приняты и используются в наших, отечественных ВВС.

Снизившись, пилот разберет подаваемые Вами знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит Вас самих и Вашу жестовую сигнализацию.

Международная кодовая таблица воздушных сиг­налов «Земля-Воздух»

Отправляясь в путешествие, каждый должен знать и уметь применять на практике специаль­ные сигналы. При попадании в опасную или чрезвычайную ситуацию для облегчения поиска и оказания своевременной помощи целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля–Воздух».

  • Ее знаки могут быть выложены с по­мощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед или вытоптаны на снегу.
  • Я двига­юсь в этом направлении
  • Судно серьезно повреждено
  • Ничего не обнаружено, продолжаем поиски
  • Требуются топли­во и масло
  • Требуются карта и компас
  • Укажите направление следования
  • Мы не в состоянии продолжать, возвращаем­ся на базу

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector