Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Тех, кто только начинает осваивать езду на двух колесах, вопрос о том, как переключать передачи на мотоцикле, может поставить в затруднительное положение. В автомобиле все выглядит простым и понятным: ручка переключения, педаль сцепления. А мотоцикл…

Сегодня мы поможем читательницам разобраться с переключением скоростей мотоцикла, а также детально опишем всю последовательность действий.

Типы переключений

Став владелицей новенького мотоцикла или мопеда, прежде всего познакомьтесь с ним. Изучите систему управления, не бойтесь все «пощупать»,  понажимать и поповорачивать. Учеными доказано, что человеческие руки обладают собственной памятью. И чем больше они запомнят, тем лучше будут справляться с управлением мотоцикла.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагамУ большинства моделей для того, чтобы понизить передачу, нужно опустить педаль вниз. А чтобы повысить скорость мото, ее следует поднять.

Небольшой совет: перед тем, как завести двигатель мотоцикла, включайте «нейтралку». Если во время пуска будет включена первая или задняя передачи, мотоцикл может поехать вперед или назад. А это станет причиной аварии и травмы. Нейтральная скорость обычно расположена между первой и второй. Чтобы ее включить, нужно нажать педаль вниз и легко поднять вверх.

В процессе участвуют рычаг сцепления (он есть не на всех моделях) и педаль переключения. Рычаг расположен на руле, слева от водителя.

В современных двухколесных транспортных средствах применяются две системы переключения передач — механическая и полуавтоматическая.

Изменение крутящего момента двигателя делается при помощи педали, которая в том или ином положении увеличивает или уменьшает его. Предлагаем нашим читательницам познакомиться с каждой из систем по очереди.

Механическая и автоматическая

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

  • набираются обороты;
  • выключается газ;
  • нажимается ручка сцепления;
  • педаль переключения передач выставляется в нужное положение;
  • отпускается сцепление;
  • отпускается педаль переключения скоростей;
  • добавляется количество оборотов (газ).

При этом не нужно делать резких движений. Двигатели мотоцикла и мопеда очень чутко реагируют на них. Переход от одной передачи к другой должен быть плавным.

В полуавтоматической системе сцепление отсутствует, поэтому для перехода с одной скорости на другую нужно выключить газ (сбросить его) и плавно нажать или поднять педаль. Все зависит от того, повышает водитель передаточное число двигателя или понижает его.

Разобравшись с тем, как правильно переключать передачи, давайте рассмотрим на конкретных примерах основные ситуации, происходящие на дорогах при езде на мотоцикле.

Плавный старт

Начинать движение можно двумя способами: плавным или быстрым стартом.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

  • переключатель находится в нейтральном положении;
  • на холостых оборотах запускается двигатель;
  • включается первая передача;
  • прибавляется газ — количество оборотов двигателя увеличивается до 3000 единиц;
  • одновременно с этим плавно отпускается сцепление и начинается движение.

Только освоив плавный старт, можно переходить к изучению быстрого. Он отличается только тем, что количество оборотов двигателя сразу увеличивается с 4000 до 8000 оборотов. Но в этом случае, если неопытный водитель слишком резко перевел количество оборотов, мотоцикл поднимается «на дыбы».

Чтобы избежать этого, профессионалы советуют держать правую ногу на педали заднего тормоза. Это поможет удержать машину от падения, а водителя убережет от травмы.

Повышение скорости

Тронувшись на первой передаче, для чего газ убирается и педаль нажимается вниз, водитель переходит на более высокую скорость. Далее действуем, как описывалось выше — выключаем газ, выжимаем сцепление (если это механическая система) и переключаемся на вторую скорость.

Менять их следует постепенно, не перескакивая через показатели. Иначе система трансмиссии очень скоро выйдет из строя.

Профессионалы советуют переходить на повышенную передачу на высоких оборотах двигателя. И включение-выключение сцепления нужно делать быстро. Иначе двигатель будет «спотыкаться», что опять же не пойдет ему на пользу. К тому же мотоцикл дернется, а это очень опасно на высокой скорости.

Также профессионалы рекомендуют помнить, что сцепление будет плавным, если количество оборотов двигателя увеличить на 500-1000 единиц по сравнению с тем, на котором начинается переключение. И еще они советуют не прекращать ускорение при переходе на более высокую передачу.

Понижение скорости

Обороты двигателя сбрасываются при торможении, а также перед остановкой мотоцикла или мопеда.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

  • снижается количество оборотов (на 2000-3000 от тех, что были);
  • выжимается сцепление (если это механика);
  • переключается передача;
  • сцепление отпускается.

Чтобы переключение было плавным, количество оборотов нужно снижать на 500-1000 единиц от имеющегося. В противном случае мотоцикл может дернуть, что опять же может стать причиной серьезной аварии и травмы.

Начинающие мотоциклистки при торможении переключают скорости постепенно, от высокой на нижнюю (5, 4, 3, 2, 1). Но на дорогах иногда бывают ситуации, когда тормозом требуется воспользоваться мгновенно.

В этом случае рекомендуется применить так называемое агрессивное торможение. При нем передачи понижаются сразу, например, с четвертой на вторую или с пятой на третью, а обороты двигателя сбрасываются до допустимого минимума.

Однако при таком способе заднее колесо мотоцикла начинает скользить, а это пугает многих начинающих мотоциклистов.

Оговоримся, что новичку сразу освоить такое торможение не удастся.

Но со временем профессионалы советуют как следует изучить этот способ. Впоследствии он может пригодиться на дороге.

Ручное переключение передач на мотоцикле

Как переключать передачи на мотоцикле

Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.

Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз».Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:

  • Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
  • Включаете следующую передачу.
  • Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.

Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.

Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?

  • Сбрасываете газ.
  • Нажимаете рычаг сцепления.
  • Теперь нужно включить низкую передачу.
  • Отпускаете сцепление.
  • И в это же время быстро добавляете газу.

Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.

Последовательность действий при троганье с места:

  1. занять правильную посадку;
  2. выжать сцепление;
  3. включить 1-ю передачу;
  4. немного прибавить «газ»;
  5. медленно отпустить сцепление;
  6. регулировать скорость только ручкой «газа».

Как правильно переключать передачи на мотоцикле

Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.

Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.

Способы переключения передач

Способ первый

Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.

Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.

Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.

Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.

  Как доработать дроссельную заслонку своими руками

Способ второй

Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.

Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз.

Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу.

Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.

Читайте также:  Как пользоваться биде: по шагам (c картинками)

Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

  • Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.
  • Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.
  • В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
  • Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Без переключения передач на мотоцикле особо и не покатаешься. У новичков с непривычки существует мнение, что это сложно. Мы развеем этот миф!

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Особо не покатаешься на мотоцикле, если не выполнять переключение передач. При первом столкновении с таким вопросом многие посчитают, что это очень проблематично. Но данное заблуждение очень легко развеять приведенными ниже фактами.

Когда нужно переключать

Присутствуют особенности, как, и когда выполнить переключение передач на разной КПП («механика» или «автомат»). В любом случае предварительно стоит изучить основные азы, как например расположение ручки сцепления, правила набора и сброса скорости, рычага переключения передач. Именно они используются в последующем для выполнения указанных действий.

  Vortex tingo производитель странаКак переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Новички всегда испытывают проблемы со стартом на мотоцикле, а также последующим переключением передач. Ведь основной вопрос заключается в том, когда следует включать 1, 2, 3 и последующие скорости при движении.

Для первой передачи оптимальным старт будет установлен на уровне 3 тысяч оборотов.(Плавно отпускаете сцепление) Они должны увеличиваться равномерно при одновременном стравливании сцепления.

При повышении или понижении скорости надо следить за тем, чтобы обороты быстро не взвинчивались вверх. По этой причине следует выполнять все максимально слажено. Рост будет оптимальным до 1-1,5 тысячи оборотов.

Если переключение будет осуществляться на низких оборотах, возникнет необходимость в перегазовке. Лучше всего все действия выполнять на высоких оборотах, в районе -3 000 от максимальной отсечки.

Действия выглядят следующим образом:

Как переключать передачи на мотоцикле?

Как правило, у мотоцикла 6 передач. Чтобы переключиться с нейтральной передачи на первую, требуется просто нажать на педаль, а для повышения следующих передач необходимо приподнимать педаль, вот полноценная последовательность действий: для начала необходимо ослабить газ, нажать сцепление, поднять педаль, отжать сцепление и дать газу.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Для понижения передачи необходимо опустить педаль, то есть просто нажать на нее. Алгоритм понижения передачи противоположен алгоритму повышения скорости: для начала также необходимо сбавить газ, нажать сцепление, нажать на педаль, отжать сцепление и дать газу.

Для остановки на мотоцикле не хватит простого нажатия на тормоз, здесь также существует свой алгоритм, который лишь дополняет алгоритм понижения передач. Для начала необходимо понижать скорость до того момента, когда мотоцикл будет двигаться на первой передачи, а далее выжать тормоза и уже после окончательно остановки поставить педаль в нейтральное положение.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Чтобы начать движение на мотоцикле требуется соблюдать четкую инструкцию: во-первых, необходимо удобно и безопасно устроиться в седле, нажать на сцепление нажать на педаль (тем самым включится первая скорость), потихоньку прибавлять газ одновременно также аккуратно отжимая сцепление.

Также, есть мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией, в котором переключение передач происходит намного проще. Для начала необходимо понимать, что в таких мотоциклах сцепление и коробка передач совмещены, поэтому для повышения или понижения скорости необходимо просто поднять или нажать на педаль соответственно.

Эта статья целиком объясняет как правильно переключать передачи, начинать движение или заканчивать его на мототранспорте, но я советую вам перед тем, как сесть на байк, сначала посмотреть как действует сцепление и какие могут быть последствия от неправильного переключения скоростей.

Мотоцикл — один самых опасных видов транспорта, поэтому я желаю вам неломающейся техники, хороших попутчиков и самое главное удачи на дороге.

Переключение передач на мотоцикле, правила и способы правильного переключения

  • Советы по переключению передач на мотоцикле
  • Переключаем передачи на мотоцикле правильно
  • Скорости мотоцикла

Новички, только осваивающие азы вождения и управления мотоциклом, с восхищением смотрят на то, как мотоспортсмены умело и бесшумно переключают передачи на мотоцикле. И у них возникает непреодолимое желание научиться такой же безупречной технике управления своим транспортом. Но зря они думают, что это настолько сложно. Научиться этому просто.

Как переключать передачи на мотоцикле

Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.

Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз». Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу

в такой последовательности:

  • Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
  • Включаете следующую передачу.
  • Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.

Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.

Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?

  Как ремонтировать мотороллер муравей

  • Сбрасываете газ.
  • Нажимаете рычаг сцепления.
  • Теперь нужно включить низкую передачу.
  • Отпускаете сцепление.
  • И в это же время быстро добавляете газу.

Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление.

Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.

Последовательность действий при троганье с места:

  1. занять правильную посадку;
  2. выжать сцепление;
  3. включить 1-ю передачу;
  4. немного прибавить «газ»;
  5. медленно отпустить сцепление;
  6. регулировать скорость только ручкой «газа».

Зачем нужно переключать передачи

Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

  • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
  • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.

И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

На высоких передачах можно двигаться с максимальной скоростью, но абсолютно невозможно тронуться с места, т.к. на колеса не будет передаваться необходимая для этого сила.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Как переключать передачи на мотоцикле?

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагамНа данном этапе развития общества все больше людей желают купить транспортные средства, с помощью которых возможно было бы передвигаться на разные расстояния. Учитывая финансовые возможности, для некоторых будет не под силу купить машину. В этом случае появляется возможность приобрести мотоцикл. С первого взгляда может показаться, что этим видом техники сможет управлять любой водитель. Однако на практике это совершенно не так.

Рассмотрим различия между машиной и мотоциклом:

Визуально на дороге автомобиль можно увидеть далеко до его приближения, а мотоцикл появляется перед глазами мгновенно. Он меньше по размерам и его сложно быстро заметить.

Машина передвигается на четырех колесах, что позволяет водителю более комфортно себя чувствовать в салоне транспортного средства, а управление мотоциклом требует постоянной сосредоточенности и перемещения всего тела, в зависимости от движения данного транспорта.

Читайте также:  Географические значки. Условные знаки географических карт

Погодные условия практически не влияют на движение машины, а для мототранспорта ветер, дождь, снег доставляют много проблем при эксплуатации по дорогам.

Родоначальником этого вида транспорта стал Готлиб Даймлер. В 1885 году им был сконструирован агрегат на бензиновом двигателе с двумя колесами, водитель располагался на переднем колесе.

В дальнейшем были разработаны разные модификации этой техники, которые можно классифицировать по следующим принципам:

  • Классические.
  • Круизеры.
  • Спортбайки.
  • Спортивные.
  • Мотороллеры.
  • Мотоциклы с коляской.

Для того чтобы водитель мог комфортно и безопасно совершать движение на мотоцикле, важно приобрести навык правильного переключения передач, способствующих изменению скоростного режима.  Учитывая разновидности этого вида техники принцип переключения скоростей почти одинаковый.

Этапы переключения на высокую передачу:

В первую очередь мотор необходимо разогнать на 60-70% от возможной мощности. Если на транспортном средстве оборудован тахометр, то момент переключения определить будет проще.
Убавляя газ, до отказа выжимаем сцепление.

Включаем необходимую передачу, отпускаем педаль сцепления и нажимаем на педаль газа.

При переключении вашего мотоцикла на низкую скорость выполняются следующие действия:

  • Отпускается педаль газа.
  • Выжимается сцепление, включается низкая передача, убирается сцепление и добавляется газ.

Положительные стороны мототехники:

  • Скорость, позволяющая ощутить состояние свободы.
  • Легкость передвижения в потоке автотранспорта.
  • Экономичность в расходе топлива по сравнению с машиной.
  • Легкость в поисках стояночного места.

Существуют и отрицательные моменты в управлении:

  • Ограничения по времени года.
  • Дорогостоящая экипировка.
  • Отсутствие безопасности при движении.

Соблюдая основы правильного управления мотоциклом, поездка на нем доставит немало положительных эмоций для водителя и пассажиров. А чтобы точно знать как переключать передачи на мотоцикле, все же необходим личный опыт, плюс ко всему любой мотоцикл имеет индивидуальные особенности. Пробуйте!

Правильное переключение передач на мотоцикле

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагам

Во время езды на мотоцикле, как и на автомобиле, необходимо переключать скорости на коробке передач. Эта процедура выполняется последовательно: от первой к последней скорости для разгона и наоборот — для снижения скорости. Обучаться вождению сложнее всего тем, кто привык управлять обычным автомобилем. Однако все приходит с опытом, и спустя некоторое время действия отрабатываются до автоматизма.

Зачем переключать передачи

Крутящий момент с вала двигателя на колеса передается посредством специального узла — трансмиссии. Фактически, это сила, с которой двигатель действует на колеса через промежуточное звено. Этот параметр обратно пропорционален скорости движения.

Для старта с места необходим большой крутящий момент, позволяющий преодолеть сопротивление движению. Однако скорость при этом небольшая. Чтобы ее увеличить, требуется уменьшить значение крутящего момента.

Такими последовательными изменениями физической величины удается разгоняться до максимальной скорости.

Если на дороге есть возвышенность, на которую поднимается мотоцикл, двигающийся на большой скорости, текущего значения крутящего момента может оказаться недостаточно. В этом случае скорость сбрасывают на более низкую, чтобы двигатель не заглох.

Инструкция по переключению

Двигатель должен набрать от 60 до 75% от максимального числа оборотов, прежде чем будет произведено переключение скорости. Если это правило игнорировать, разгон мотоцикла замедлится, а детали агрегата будут испытывать дополнительные нагрузки. Как следствие — более быстрый износ двигателя.

Чтобы переключить скорость, нужно выполнить следующие действия:

  • Разогнаться, отпустить газ и в тот же момент выжать и удерживать сцепление;
  • Переместить переключатель в требуемую позицию (увеличить или сбросить скорость);
  • Отпустить сцепление.

Если необходимо понизить скорость сразу на несколько передач, после нажатия и удерживания сцепления необходимо резко нажать на газ (перегазовка), затем переключить на 2 или три передачи вниз и отпустить сцепление.

Советы для начинающих мотоциклистов

Существуют некоторые особенности переключения скоростей:

  • Движения следует выполнять быстро, но они должны быть плавными;
  • Зажатие сцепление и сброс газа — действия, выполняемые одновременно;
  • Не рекомендуется снижать или увеличивать скорость во время поворота.

Возможные ошибки

Одна из распространенных ошибок среди новичков — выжим сцепление перед сбросом газа. В этот момент резко возрастает частота вращения вала двигателя, поскольку агрегат не испытывает нагрузки. Возникший громкий звук мотора может испугать водителя, и он отпустит газ, в результате чего мотоцикл остановится (торможение двигателем).

Иногда сцепление зажимают после сброса газа, а не одновременно. В этом случае также происходит торможение двигателем.

С первого раза безупречно управлять мотоциклом получается далеко не у каждого. Требуется довольно длительный процесс обучения, после прохождения которого водитель выполняет все действия даже не задумываясь о них.

Передачи на мотоцикле — какую выбрать?

Для начала разберёмся, зачем вообще переключать передачи на мотоцикле.

По сути, переключение передач позволяет подстроить скорость вращения коленвала двигателя под скорость вращения ведущего колеса.

Соответственно,  вопрос “Какую мне выбрать передачу для данной скорости?” можно переформулировать как “Какие обороты двигателя мне выбрать для данной скорости?”. На практике это выглядит так:

  • Если обороты слишком высокие – мы переключаемся вверх.
  • Если наоборот, слишком низкие – то вниз.

Таким образом, работа с коробкой передач сводится к поддержанию оборотов двигателя в оптимальном для нашей текущей задачи диапазоне. 

Какие обороты выбрать?

Как понять, какие обороты являются оптимальными в данной ситуации? Чтобы разобраться с этим вопросом, стоит взглянуть на график мощности двигателя своего мотоцикла. Это довольно странно, но производители обычно такой график не предоставляют. К счастью, для большинства мотоциклов такой график можно найти в интернете.

Как переключать скорости на мотоцикле: по шагамВ качестве примера вот график от мотоцикла Honda CB400SF

На фото изображено два графика:

  1. График зависимости крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала.
  2. График зависимости мощности от частоты вращения коленвала.

График крутящего момента

Нетрудно заметить, что он совсем не ровный. Это значит, что двигатель на разных оборотах работает с разной эффективностью и выдает разный момент. По графику крутящего момента легко определить, в каких диапазонах оборотов двигатель работает наиболее эффективно.

График мощности

Касательно мощности, это ни что иное как произведение крутящего момента на скорость вращения коленвала, выраженную в радианах в секунду. Мощность получается в Ваттах.

Если мы хотим оперировать более привычными лошадиными силами и оборотами в минуту – то, чтобы получить мощность, надо момент умножить на обороты и поделить на 7032. Это к вопросу о том, что лучше и нужнее – мощность или крутящий момент.

На самом деле у двигателя, у которого крутящий момент на каких-то оборотах больше и мощность на этих же оборотах будет больше.

То есть сама постановка вопроса – что лучше, мощность или крутящий момент некорректна без указания задач и желаемого рабочего диапазона оборотов.

Правильные передачи и оптимальные обороты на мотоцикле 

Задача 1: максимально быстро разогнаться

Допустим, наша задача максимально быстро разогнаться. Для максимально быстрого разгона двигатель должен совершить как можно больше работы за минимальное время.

Иными словами нам требуется наибольшая мощность. Смотрим график мощности, видим, что зона максимума находится в пределах 6-7 тысяч оборотов.

Соответственно, наша задача во время разгона с помощью переключения передач поддерживать обороты в районе 6-7 тысяч.

Задача 2: спокойно разогнаться

Теперь, что если нам надо разогнаться, но не супер быстро, а так, спокойно? Особого смысла выдавливать максимальную мощность нет, можно  немного  сэкономить топливо и ресурс и переключаться так, чтобы держать двигатель в области максимального крутящего момента. В данном случае это 5-6тысяч.

Задача 3: ехать с постоянной скоростью

В случае если мы вообще никуда не разгоняемся, а просто едем с постоянной скоростью, то большая мощность нам не требуется. В этом случае имеет смысл держать обороты в зоне первого пика крутящего момента, в данном случае это примерно от 2800 до 3400.

Держать обороты ниже нет особого смысла, потому что топливно-воздушная смесь начинает сгорать неоптимально и повышается расход бензина. А в случае, если понадобится быстро ускориться, придется ждать, пока двигатель раскрутится до оптимальных оборотов.

Насчёт движения с постоянной скоростью ещё стоит сказать, что где-то после 80-90км/ч мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, начинает очень быстро расти и удваивается где-то на каждые 40км/ч. То есть, например, на 160 требуется в 4 раза больше мощности чем на 80, хотя скорость выше всего в 2 раза.

Аналогично и при езде в горку. Даже если мотоцикл  позволяет  держать низкие обороты, лучше всё равно  переключиться на пониженную, чтобы иметь запас по ускорению.

Читайте также:  Как наносить боковой удар ногой

Правильное переключение скоростей на мотоцикле: от подготовки и до..

15.05.2018

Изучите сцепление, газ и переключение передач. Рычаг сцепления находится перед левой ручкой руля. Сцепление «отвечает» за передачу вращающего момента от двигателя к коробке передач. Газ – это правая ручка руля.

При ее повороте увеличивается количество оборотов двигателя в минуту, что не позволяет двигателю остановиться. Рычаг переключения передач находится перед левой педалью мотоцикла.

Его функция – переключение с одной передачи на другую.

Вот какие действия вам нужно изучить:

  1. Выжмите рычаг сцепления, затем медленно отпустите.
  2. Поверните ручку газа на себя, чтобы набрать скорость.
  3. Поверните ручку газа от себя, чтобы снизить скорость.

Затем нажмите рычаг переключения передач, чтобы переключиться на первую передачу. Это произойдет, если вы находитесь на нейтральной или второй передаче. На любой другой нажатие рычага позволит вам переключиться на более низкую передачу (например, с третьей на вторую).

  Как проверить катушку зажигания автомобиля мультиметром

Приподнимите рычаг переключения передач, чтобы переключиться на более высокую передачу. Самая распространенная схема переключения передач на мотоцикле с ручной коробкой – 1 вниз, 4-5 вверх. Нейтраль находится между первой и второй передачей.

Заведите мотоцикл, выжав сцепление и нажав затем кнопку стартера. В это время мотоцикл должен находиться на нейтральной скорости: должна гореть зеленая «N» на панели приборов (этот индикатор есть во всех новых мотоциклах). Естественно, прежде чем начать заводить мотоцикл, вы должны на него сесть.

Переключитесь на первую передачу. Уберите газ и полностью выжмите рычаг сцепления. Одновременно переключитесь на первую передачу, нажав на рычаг левой ногой. Затем медленно прибавьте газу и плавно отпускайте сцепление, пока мотоцикл не начнет медленно двигаться. Теперь начните добавлять газу и полностью отпустите сцепление.

Не спешите отпускать рычаг сцепления. Продолжайте постепенно прибавлять газ и отпускать сцепление, пока мотоцикл не поедет. Пока он разгоняется, медленно и плавно отпускайте сцепление.

Переключитесь на более высокую передачу. Когда вы наберете достаточную скорость для перехода на следующую передачу, уберите газ и выжмите сцепление. Носком левой ноги поднимите рычаг переключения передач вверх до щелчка. Затем можно аналогичным образом переключиться на более высокие передачи.

Один щелчок – вторая передача, еще один – третья, еще один – четвертая и так далее. НА ЗАМЕТКУ: опытному мотоциклисту для переключения на более высокую передачу сцепление не нужно.

Он просто слегка приподнимает рычаг переключения передач носком ноги, и при сбросе газа включается следующая передача.

Чтобы научиться делать это плавно и без затруднений, нужна практика, но это экономит время переключения и немного продлевает срок службы сцепления.

Если вы находитесь на первой передаче и поднимите рычаг до половины, то переключитесь на нейтраль.

Если вы отпустили сцепление и прибавили газу, но ничего не произошло, значит, вы находитесь на нейтральной передаче. Выжмите сцепление и снова поднимите рычаг переключения передач.

Если вы случайно перескочили через одну передачу, не волнуйтесь. Мотоцикл не пострадает, если вы добавите газу настолько, чтобы обороты соответствовали передаче, на которую вы переключились.

Переключитесь на более низкую передачу. Уберите газ и выжмите сцепление. Нажмите рычаг переключения передач, затем отпустите. Плавно отрегулируйте газ и сцепление в соответствии с новой скоростью. Если вы собираетесь остановиться, при убранном газе удерживайте сцепление и продолжайте нажимать и отпускать рычаг переключения передач, пока не опуститесь до первой передачи.

Зачем нужно переключать передачи

Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

  • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
  • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.

И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

  Хранение мотоцикла зимой в неотапливаемом гараже

Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

На высоких передачах можно двигаться с максимальной скоростью, но абсолютно невозможно тронуться с места, т.к. на колеса не будет передаваться необходимая для этого сила.

Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.

Подготовка

Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач.

Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом.

Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля.

Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки. Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки.

Типичные проблемы:

  • подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
  • угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.

Как переключаются передачи на мотоцикле

Как правило, у мотоцикла 6 передач. Плюс 1 нейтральная. Скорости переключаются педалью с левой стороны. Для этого в зависимости от модели мотоцикла, а также от того, нужно ли нам поднять или снизить скорость, ее приподнимают или на нее нажимают.

На большинстве мотоциклов переключение скоростей производится по такой схеме:

  1. Из нейтральной передачи в первую осуществляется нажатием на педаль.
  2. Повышение до всех последующих скоростей осуществляется приподниманием педали.
  3. Понижение передач с высшей до 1 совершается путем нажатия на педаль.

Переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении и сбавлении (или сбросе) газа.

Как переключать передачи вверх:

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Повышаем передачу (+1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем.

Схема переключения скоростей вниз:

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Понижаем передачу (-1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем для дальнейшего движения или тормозим для остановки.
  6. После остановки устанавливаем передачу в нейтральное положение.

Как переключаются передачи вниз в случаях, когда необходимо перескочить на более чем 1 скорость (напр., в случае торможения):

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Резко перегазовываем.
  4. Понижаем передачу (-2/-3) на падающих оборотах двигателя.
  5. Отпускаем сцепление.
  6. Газуем или тормозим в зависимости от конкретной ситуации.

Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.

Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей.

Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час.

В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector