Вынужденное автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природной среде.

Одной из характерных черт техногенной цивилизации является отчуждение человека от природы, а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя от погодных условий.

Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека создана искусственная среда обитания.

Поэтому, человек, попавший в естественную природную среду, может находиться в опасности из-за того, что он лишен всех благ цивилизации. Об этом мы и поговорим.

Автономным существованием человека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. Начнём с того, что такое существование может быть добровольным или вынужденным.

Добровольное автономное существование в природной среде – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут быть пикник или поход.

Если же человек, по независящим от него обстоятельствам оказался отрезан от цивилизации, то это вынужденное автономное существование в природной среде.

Автономное существование человека в природной среде

Вынужденное автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природной среде.

Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу.

Важно понимать, что если вы добровольно попали в природную среду, то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили.

Если же вы попали в природную среду не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы выйти к людям, сохранить жизнь и здоровье.

Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника при хорошей погоде в течение двух-трёх часов.

Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимо уметь обеспечить себя пищей и водой, не говоря уже о том, чтобы приготовиться к ночлегу.

Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужно изучить местность, на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемые погодные условия и только в соответствии с этим составить список необходимых вещей.

Если же ваше пребывание в естественной среде вынуждено, то, в первую очередь, нужно успокоиться и реально оценить обстановку. Как вам уже говорили сотни раз, паника ни к чему хорошему не приведёт и только усугубит ситуацию. Поэтому нужно успокоиться, не падать духом и составить, хотя бы примерный план действий, исходя из сложившейся ситуации.

Автономное существование человека в природной среде

Вынужденное автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природной среде.

Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта, а уже вечереет, то ясно, что вам придётся готовиться к ночлегу. Значит, нужно найти более или менее безопасное место, по возможности рядом с водоёмом.

Кроме того, важнейшей задачей является определение направления, в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важных выводов.

Оказавшись в природной среде, человек может достаточно долго сохранять свои силы, очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведёт автономное пребывание человека в природной среде, зависит от его способности обеспечивать свои жизненные потребности в определённые сроки.

Поэтому, в той или иной степени каждый человек должен быть подготовлен к существованию в природных условиях.

Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей.

Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична.
Автономное существование человека в природе.

Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле.

Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий.

Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище.

Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климато-географическим условиям.

В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях.

Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климато-географической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает не специфической защитной реакцией стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза постоянства внутренней среды.

В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми.

Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Причины экстремальных ситуаций на природе

Лучший способ избежать опасной ситуации это научиться предвидеть и не допускать ее. Если все же вы попали в экстремальную ситуацию, то благоприятный исход автономного существования будет зависеть от многих причин.

Причинами экстремальных ситуаций на природе часто становятся оплошности, допущенные человеком. Непродуманная экипировка, недостаточный запас продовольствия и питьевой воды, слабая психологическая подготовка.

Недостаточный уровень такого качества, как выносливость.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды. Температура и влажность воздуха,ядовитые змеи, хищные животные и т.д. Они нередко оказываются экстремальными. Также они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Что такое автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное автономное существование

Автономное существование человека в природе, это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономное существование человека в природе может быть двух видов: добровольным и вынужденным.

Добровольная автономия это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте. Попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Уметь действовать в различных природно-климатических условиях. Для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. А в условиях вынужденной на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Запланированная добровольная автономия человека на природе

Добровольная автономия это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными. Активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и другие.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели. Изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель этого вида туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

Читайте также:  Снять клеща дома. Как вытащить клеща у человека в домашних условиях

Вынужденное автономное существование человека в природе, основные причины

Вынужденное автономное существование человека в природе особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека.

Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в не населенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему.

Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого. Наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных. А так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.

Но главное, многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию. Насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Это стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.
2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:
а) Резкое изменение природных условий. Резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.
б) Потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции.

в) Потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

Катастрофы или аварии на воздушном и железнодорожном транспорте.
Аварии на морском и речном транспорте.

Аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно. Ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств. Его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую среду.

По материалам книги Способы автономного выживания человека в природе.
Артышко С. В.

Урок 1. автономное пребывание человека в природе — Основы безопасности жизнедеятельности — 10 класс — Российская электронная школа

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 10 класс
  • Урок № 1
  • Автономное пребывание человека в природе
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Автономное существование человека в природной среде.

  2. Добровольное и вынужденное автономное существование.
  3. Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
  4. Определение сторон горизонта.

  1. Глоссарий по теме:
  2. Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

  3. Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

  4. Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
  • Теоретический материал для самостоятельного изучения:
  • Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
  • Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.
  • Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:
  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться.

Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны.

Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность.

Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь.

А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

  1. Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.
  2. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  3. Задание 1
Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

  1. Варианты ответа:
  2. А) звуковым
  3. Б) невербальным
  4. В) визуальным
Информация об ответах Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):Правильный вариант: 1 – А; 2 — ВВыстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.Неправильный вариант/варианты (или комбинации):Б – не подходит ни для одного

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:

  1. Есть нерастопленный снег
  2. Употреблять в пищу корень одуванчика
  3. Употреблять соленую морскую воду
  4. Разводить костер на торфяниках
  5. Пить воду, содержащуюся в рыбе
Информация об ответах
  1. Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
  2. Правильный вариант: 1,3,4
  3. Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  4. 2,5

Конспект урока по ОБЖ на тему "Автономное пребывание человека в природе"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ГБОУ СОШ г. Беслан

Преподаватель ОБЖ Каргиев В.К.

  • ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 10 КЛАСС.
  • Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием и особенностями автономного существования человека в природной среде, добровольное и вынужденная автономия.
  • Тип урока: комбинированный
  • Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, компасы.
  • Руководство: учебник ОБЖ 10 класс, НВП – 1985г, Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» Москва 2004г.
  • Задачи урока:
  1. Добровольная и вынужденная автономия.

  2. Способы ориентирования на местности и по компасу.

  3. Устройство ночлега, движение по маршруту.

  4. Международные коды спасения.

  5. Сигналы бедствия.

  6. Принятие решения о движении или стоянке на месте ЧС.

Читайте также:  Укажите способы определения сторон горизонта на местности. Ориентирование на местности. Часть 1. Стороны горизонта. Ориентирование

Ход урока:

I. Вступительная часть

  • Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть — 1. добровольным 2. вынужденным.
  1. II. Основная часть
  2. — объяснение нового материала:
  3. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  4. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

1. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

2. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Задачи добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.

Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

  1. Ориентирование: по местным предметам и компасу. Слайдовое сопровождение.

Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (N), Юг (S), Восток (О), Запад (W). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Слайд 1, 2

Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия.

После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя.

В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам, по звездам, луне и солнцу. Сайды 3,4,5,6

В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу. Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе.

При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом.

Часовую стрелку необходимо направить на Солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью.

Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Слайд 8,9,10

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней.

Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.

Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.

Надежным ориентиром в лесу являются зарубки на стволах деревьев. Они наносятся на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на дереве нескольких зарубок является свидетельством близости дороги или стоянки.

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах — на западной стороне.

Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины ориентирован на север.

Могилы ориентированы с запада на восток, при этом крест устанавливается с восточной стороны и ориентирован с севера на юг.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

  • Первая группа, способствующая выживанию:
  • — состояние здоровья, морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
  • — уровень подготовленности человека к экстремальным условиям природной среды
  • — наличие средств (снаряжение, пища, вода, подручные материалы)
  • Вторая группа, препятствующая выживанию:
  • — неблагоприятные климатические условия
  • — хищная и ядовитая фауна и флора
  • — снижение физической и психологической активности, чувство одиночества, утомление, болезнь, получение какого-либо физического увечья
  • Первоочередные задачи в экстремальных и бедственных ситуациях при вынужденной автономии:
  1. Выбраться самим и помочь перебраться другим в безопасное место.

  2. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

  3. Покидая транспортное средство взять с собой имущество, которое может пригодится в автономном существовании.

  4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождения.

  5. При необходимости соорудить укрытие.

Решение оставаться на месте аварии:

  1. Сигнал бедствия передан, местонахождение известно.

  2. Местонахождения точно не определено. Местность незнакомая и труднопроходимая.

  3. Большая часть людей не может передвигаться самостоятельно из-за полученных травм.

Решение об уходе с места аварии:

  1. Точно известно местонахождение и маршрут движения.

  2. Возникла непосредственная угроза жизни.

  3. Люди не могут быть обнаружены в данном месте, по каким либо причинам.

  4. В течение трех суток нет связи.

  1. Международные коды спасения. Сигналы спасения. Слайды 16,17,18

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету.

  1. III. Закрепление материала;
  2. — При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
  3. — Какие способы ориентирования вы знаете?
  4. — Как организовать ночлег?
  5. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, попавший в вынужденную автономию в природной среде?
  6. Выводы
  7. 1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
  8. 2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
  9. 3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
  10. IV. Домашнее задание:
  11. Параграф 1.2

Конспект урока "Автономное пребывание человека в природной среде" — обж, уроки

Просмотрсодержимого документа

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
  • Преподаватель: Акатьева Валерия Сергеевна
  • Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
  • Класс: 10
  • Тема урока: Автономное пребывание человека в природной среде.
  • Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий.
  • Форма урока: комбинированный
  • Методы и приемы:
  • 1. словесные методы: беседа, слово учителя;
  • 2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;
  • 3. наблюдение;
  • 4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
  • 5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

  1. Время проведения урока: 45 минут
  2. Цель урока: Дать понятие об ориентировании и изучить простейшие способы определения сторон горизонта, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.
  3. Задачи:
  4. Образовательная: Научить правилам определения сторон горизонта по небесным телам и местным признакам
  5. Развивающая: Развивать познавательные процессы, повышая интерес к предмету.
  6. Воспитательные:
  7. — Сформировать уважение к родной природе;
  8. — Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
  9. ХОД УРОКА:
  10. Вступительная часть
  11. Организационный момент
  12. А) Приветствие.
  13. Б) Проверка присутствующих и готовность к уроку.
  14.  Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.
  15.  Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета география:
  1. Что такое природная среда и природные условия?
  2. Какие бывают природные условия для жизни человека? (благоприятные и неблагоприятные)
  3. Чем характеризуются природные условия вашей местности? (или вашего района)
  •  Беседа с учениками о постоянном месте жительства и с какими проблемами они могут столкнутся если они заблудятся в лесу.
  •  Контроль знаний учащихся по усвоения ранее изученного материала из предмета ОБЖ:
  • — Обитатели водоемов, часто используемых в походе в качестве пищи. (рыба)
  • — Опасность , связанная с разрушением горных пород. ( камнепад )
  • — Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием. ( малина )
  • — Прибор для определения сторон света. ( компас )
  • — Подробный план местности. ( топографическая карта )
  • — Вещи, которыми необходимо пользоваться в жаркую погоду. ( зонт, очки )
  • — Походная сумка туриста. ( рюкзак )
  • — Болотная ягода, богатая витамином С. ( клюква )
  • Проблемный вопрос:
Читайте также:  Как видеть под водой

XXI век. Для ориентирования на местности люди пользуются топографическими, физическими картами, а так же (Дубль ГИС) 2ГИС.

— Кто может нам объяснить: надо ли нам научиться ориентироваться на местности по предметам, по небесным светилам, по компасу и механическим часам?

Рассмотрение этого проблемного вопроса целесообразно начать с обсуждения: почему, попав в одинаковые ситуации, одни люди остаются живыми, а другие погибают? Наиболее интересные ответы, которые ученики будут давать в ходе обсуждения, надо записать в тетрадях.

  1. II. Основная часть
  2. — объявление темы и цели занятия
  3. — объяснение нового материала: § 1- § 2 стр. 10-15
  4. № 1 Автономное существование.
  5. Накопленный большой опыт людей в природных условиях получили название автономное существование.
  6. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  7. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  8. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
  9. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
  10. Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее.
  11. В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
  12. Главной задачейлюбого человека, попавшего в условия автономного существования, является выживание.
  13. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
  14. Выжить – это значить решить три важнейшие задачи:
  15. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.

  • Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления пищи.
  • № 2 Способы добывания огня.
  • — С помощью спичек, трением, с помощью искры при ударе камня о камень, железа о камень.
  • — Какими способами ещё можно добыть огонь?

— В солнечную погоду можно зажечь огонь с помощью линзы от фотоаппарата, очков и оптических приборов. Быстрее можно поджечь кусок ткани, обрывок бумаги или тонкую бересту. При работе с линзой надо держать её неподвижно.

№ 3 Сигналы бедствия.

Сигнальные костры – самый простой и доступный способ подачи сигналов который используется с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего надо выбрать удобное для костров место хорошо различное как с земли так и с воздуха. Для этих целей пойдут поляны и широкие просеки. Лучше выбранное для костров место находится на возвышенности.

Не следует забывать и о том , что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

  1. Физкультминутка: « Огонь, вода, песок ». (Общее время – 1 минута)
  2. Огонь – попеременное движение, направленными друг другу ладонями;
  3. Вода — волнистые движения правой рукой в левую сторону, левой рукой в правую сторону;
  4. Песок – двигая пальцами обе руки поднять вверх.
  5.  № 4 Обеспечение водой и питанием.
  6. Простейшие способы приготовления пищи: корни , клубни растений, рыбу и мелких животных можно готовить без посуды, на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины.

Без пищи человек может прожить 60 – 70 дней, а без воды – не более 3 – 4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекает в воде или при ее участии. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки.

При высокой температуре воздуха 4 – 6 л в сутки.

– Скажите, пожалуйста: Какую передачу ведет Булат Каримов по каналу БСТ? Где в одной из передач показал как получить из болотистой чистую питьевую воду. — « СЛЕДОПЫТ ».

№ 5 Оборудование временного жилища ( укрытия )

— А теперь ответьте на этот вопрос. — Какую передачу ведет Тимофей Баженов по каналу НТВ ? Где он часто рассказывает и показывает как устроить ночлег в лесу. — « Рейтинг Баженова ».

Если не удалось быстро сориентироваться, найти тропу или дорогу, дойти до населенного пункта, то следует подумать о строительстве простейшего временного укрытия для ночлега.

Более комфортабельное укрытие – шалаш. В качестве основы для постройки односкатного шалаша может служить надломленное на высоте 1-2 м дерево, сохранившее прочную связь с пнем. В лесах такие деревья встречаются через каждые 200-400 м. Можно и просто уложить на валёжину, или на высокий пень.

На это дерево, как на основу, укладываются шесты в один либо два наката. С одним скатом, шалаш называется односкатным, а с двумя скатами, двускатным.

При отсутствии топора укрытие предпочтительно устраивать в сосновом либо березовом лесу, где имеется много сухого подлеска с диаметром ствола менее 10 см, не имеют веток, что позволяет положить их плотно друг к другу. Настил изготавливается из тех же жердей.

  • Практическая работа: (ориентирование)
  • Что такое горизонт?
  • От греческого языка значило « намечать границы »
  • Как можно определить стороны горизонта по механическим часам?

Ориентирование на местности – это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и другими способами.

А) Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально, чтобы часовая стрелка указала на солнце (9ч.), минутную на 13ч.

Через центр циферблата мысленно проводится линия в направлении на цифру 1 (13часов) разделить пополам.

Биссектриса угла, образовавшего между этой линией и часовой стрелкой и, показывает направление север – юг, причём юг до 12 часов находится в справа от Солнца, а после 12 часов — слева.

Б) В ночное время, самый простой и надежный способ ориентирования в наших краях – это найти Полярную звезду. Она расположена в пределах одного градуса от Северного полюса мира и является надежным ориентиром для определения направления на географический север.

Для этого необходимо найти созвездие Большой медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая прямая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звёздами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда – Полярная.

Направление на неё будет соответствовать направлению на север.

В) С северной стороны стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками

III. Заключительная часть.

  1. * Подведение итогов занятия.
  2. — Напомнить тему, цель и задачи урока.
  3. Актуальность урока
  4. А) Правильное ориентирование на местности
  5. Б) Правильное пользование компасом
  6. В) Ориентирование на местности по механическим часам и небесным телам.
  7. Домашнее задание:
  8. Решение ситуационной задачи:

«Вы оказались одни в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия

* Прощание:

( Класс встать! До свидание! )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector