Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

                    Содержание

           А. С. Попов и грозоотметчик

           Маркони и радиосвязь

           Радио на море

           Создание сигнала SOS

     В ночь гибели гиганта «Титаника» 15 апреля 1912 г. радисту маленького парохода «Карпатия» уже давно полагалось спать. Но Говард Готтам очень интересовался исходом стачки английских угольщиков и рассчитывал получить по радио последние сообщения.

     «Я сниму ботинки, — решил радист, — и, если за это время не придет сообщение, выключаю приемник и ложусь спать».

     Готтам едва успел расшнуровать свою обувь, как приемник начал работать. Радист не сразу понял, что принимает сигнал бедствия. Тогда Филлипс, радиооператор «Титаника», передал ему: «Идите скорей, мы налетели на айсберг. Я передаю сигнал бедствия, старина!».

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosТитаник

     На «Титанике» погибло 1489 человек, 712 спасенных пассажиров были обязаны жизнью SOS — международному сигналу бедствия, передаваемому по радио.

     В 1888 г. мюнхенский профессор Герц обнаружил электромагнитные волны. Вскоре после опубликования опытов Герца в печати инженер Губер высказал мысль о возможности применения волн Герца для связи без проводов.

А. С. Попов и грозоотметчик

     Но уже в 1895 г. русский ученый А. С. Попов сделал грозоотметчик, являющийся по сути дела настоящим приемником радиосигналов. Грозоотметчик Попова имел высокую антенну и посредством аппарата Морзе производил запись сигналов, «посланных» грозой.

     Потребовалось лишь небольшое усовершенствование приборов Попова, чтобы использовать для передачи сигналов вибратор Герца.

     В 1899 г. А. С. Полов уже установил радиосвязь с броненосцем «Адмирал Апраксин», севшим на камни в Финском заливе.

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosА. С. Полов установил радиосвязь

     23 января 1899 г. по радио было послано первое сообщение о бедствии на море. Оно предназначалось для капитана парохода «Ермак», участвовавшего в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море». Эта радиограмма спасла 27 рыбаков.

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosЛьдина

     Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой сказалась на море. Ведь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями.

     Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы, да на случайную помощь проходившего вблизи судна.

     Но царское правительство не оценило изобретения А. С. Полова; все преимущества и успех выпали на долю Маркони, который в то время ничего не изобрел, но внимательно изучил опубликованные сведения о работах Герца, Попова, Лоджа, Бранли и других ученых.

Маркони и радиосвязь

     Маркони был тогда очень молод, настойчив и знал, как нужно действовать в капиталистическом обществе, чтобы добиться признания.

     Приехав в Англию с запечатанными ящиками с приборами, он заинтересовал английское правительство «таинственным» изобретением.

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosМаркони

     В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком в 20 км от берега. Радиосвязь в этом очень опасном месте спасла много человеческих жизней и пароходов.

     После этого, Маркони получи всеобщее признание и смог организовать мощную «Британскую компанию Маркони».

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosмаяк

     В 1900 г. Маркони удалось слать первое сообщение через Атлантический океан. Оно состояло лишь из одной буквы «S». Ее выбрали из-за простоты передачи по азбуке Морзе, S обозначается тремя точками.

Радио на море

     Первое время считала невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше.

     Только летом 1901 г. радист парохода «Лэйк Чэмплейн, ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания».

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosмаяк

     В разрядниках радиостанций того времени проскакивали мощные искры, сопровождавшиеся таким треском, что радиорубку называли «камнедробилкой». Все передавали примерно на одинаковой волне, и когда два радиста «говорили» между собой, другие сообщения становились невозможными.

     Для самих радиооператоров радио тогда было необыкновенно занятной новинкой, и они целые дни проводили, «ловя» в эфире своих старых приятелей и завязывая новые знакомства.

Сигнал «SOS» и его история

     Существовало единственное средство прервать бесконечные разговоры, мешавшие деловой передаче: оно называлось «положить книгу на ключ». На ключ передатчика радист клал книгу или какой-нибудь другой тяжелый предмет, контур замыкался, и в эфир несся не умолкающий грохот «камнедробилки». Волей-неволей всякая передача в этом районе прекращалась.

     Это были младенческие годы радио на море; даже мольбы о помощи не могли прорваться сквозь беспорядочные знуки, развлекавшие новоиспеченных радистов.

     Царившая в воздухе анархия снижала ценность важнейшего изобретения. С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка в 1904 г. собралась I Международная конференции по вопросам беспроволочной связи. Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной. Но на ней впервые обсудили необходимость международного сигнала бедствия.

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosСигнал «SOS» и его история

     Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.

     Большинство английских радистов работали раньше на железнодорожном телеграфе. А там сигналом, служащим для привлечения всеобщего внимания, являлись буквы CQ. Английские радисты и на пароходах применяли этот сигнал перед началом важной передачи.

    Поэтому все делегаты решили остановиться на CQ. На конференции постановили, что сигнал бедствия CQ должен передаваться только после специального распоряжения капитана. За передачу CQ без приказа радист подвергался серьезному наказанию.

     Потом к CQ добавили третью букву D — первую букву английского слова distress — горе, бедствие.

     В январе 1909 г. пароходу «Республика» в первый раз пришлось воспользоваться новым сигналом бедствии. В 5 ч. 40 м. утра радиооператор «Республики» Биннс проснулся от страшного удара. Оказалось, что половина радиорубки разрушена, и в пролом виден бушующий океан. Пароход «Флорида» налетел в тумане на «Республику» и поспешил спастись бегством в ближайший порт.

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sosСигнал «SOS» и его история

     Авария была так несомненна, что Биннс на свою ответственность послал CQD. Силовая установка была уже залита водой, и на «Республике» прекратилась подача электрической энергии.

Биннс включил запасную батарею, но энергию приходилось очень экономить. Радиооператор посылал сигналы только изредка. Все же ему удалось связаться с пароходом «Балтик», проходившим в 100 км.

«Балтик» спас пассажиров и команду «Республики» — всего около 500 чел.

     Буквам CQD вскоре придали другое значение, утверждая, что они являются начальными буквами английской фразы: «Come quick! Danger!» — «Идите скорее! Опасность!» В действительности буквы CQ выбраны исключительно из технических соображений — они редко искажаются во время передачи по азбуке Морзе. Их нельзя спутать с началом какого-нибудь слова, и они поэтому сразу привлекают внимание радиооператора.

Создание сигнала SOS

Та же история произошла и с теперешними сигналами SOS.

     Его совершенно произвольно расшифровали как сокращенное «Save our souls!» — «спасите наши души!».

     В 1906 г. собралась вторая конференция по беспроволочной телеграфии. Она была уже очень многолюдной, тридцать государств прислали своих представителей. Накопилось много вопросов, требовавших немедленного разрешении.

     Хаос в эфире не прекращался, а сигнал бедствия CQD оказался не таким удобным, как предполагали. Сигнал CQD прежде всего не был достаточно простым. По азбуке Морзе он выглядел так:

CQD — сигнал

     Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О — тоже достаточно (— — —).

     Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S.

     Так был создан сигнал SOS, которому обязаны жизнью десятки тысяч людей — моряков, пассажиров пароходов, участников всевозможных экспедиций, перелетов.

Сигнал «SOS»

     В течение первого десятилетия существования радио в эфире, как в собственном доме, хозяйничала компания Маркони. Она устанавливала радио на пароходах и маяках, назначала туда своих радистов. Неугодных ей лиц администрация мгновенно снимала.

     Компания Маркони объявила войну всем пароходам, имевшим радиоустановки других фирм.

Служащие Маркони должны были всячески мешать сообщениям «чужих» пароходов; категорически запрещалось давать конкурентам какие-либо полезные сведении — о льдах, грозящих гибелью в Атлантическом океане, о надвигающихся штормах, эпидемиях, вспыхнувших в том или другом порту. Даже сигналы бедствия рекомендовалось «не слышать».

     Но вопреки усилиям Маркони радио бурно развивалось во всем мире. Оно уже не могло быть достоянием какой-нибудь одной фирмы, как в первые годы. Тысячи изобретателей работали над усовершенствованием радиоустановок, и все новые имена связывались с замечательными открытиями в области беспроволочной связи. Компания Маркони перестала играть ведущую роль.

     Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов. Этот прибор — пеленгаторная станция — давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия.

     Наконец изобретение электронной лампы сделало радиосвязь вполне надежным и мощным средством сообщения без проводов. Теперь пароходы снабжаются тремя передающими радиоустановками: навигационным ламповым передатчиком, коротковолновым и аварийным. Кроме того, начинают устанавливать аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий сигналу бедствия.

аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

Читайте также:  Грибы нужно срезать или выкручивать с корнем. Грибы срезать, нельзя выкручивать! Или наоборот?

     Если такой автомат был бы 15 апреля 1912 г. на пароходе «Калифорниан», то, вероятно, не утонул бы ни один пассажир «Титанике». «Калифорниан» находился от «Титаника» на расстоянии только 8 км, но его радист уже лег спать, а капитан был совершенно пьян.

Случайно в часы гибели «Титаника» в радиорубку «Калифорниана» зашел помощник капитана Гровс. Он надел радионаушник и попробовал наладить приемник. Но на «Калифорниане» был старый приемник, заводившийся подобна часам, а его настройка была настоящим искусством.

современный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

     Во время следствия по поводу гибели «Титаника» Гровс сказал: «Я понимаю азбуку Морзе, когда передают медленно, но я не сумел наладить приемника. Впрочем, я не особенно и старался. Я ведь не знал, что тогда «Титаник» передавал SOS».

     В 1929 г. в Лондоне международный съезд по охране жизни на море постановил, чтобы на всех пароходах свыше 5500 т. было непрерывное дежурство для приема сигналов SOS. Это постановление заставило владельцев пароходов прибегнуть к помощи автоматического приемника сигналов тревоги, чтобы не увеличивать штата радиооператоров.

     В 1927 г. в Вашингтоне и в 1932 г. в Мадриде международные съезды по охране жизни на море установили сигнал тревоги, который должен приводить в действие подобный автомат. Этот сигнал представляет собой 12 тире, передаваемых в течение одной минуты. Продолжительность каждого тире составляет 4 сек. Промежутки между тире длятся одну секунду.

Сигнал «SOS» и его история

     Но создание такого автомата оказалось очень трудным делом. Атмосферные разряды, особенно в тропиках, и передачи других станций могут вызывать ложную тревогу, воздействия на автомат, с другой стороны, эти же помехи искажают переданный сигнал тревоги, и аппарат не принимает его.

     Только в 1937 г. удалось сконструировать удовлетворительный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий SOS. Такие аппараты почти одновременно изготовлены в СССР (Центральным научно-исследовательским институтом водного транспорта) и двумя американскими фирмами. Кроме того, автоалармы (так называются эти аппараты) выпускаются во Франции, Англии и Германии.

     Европейские автоалармы начинают работать, приняв три последовательных тире из 12 тире сигнала тревоги. Американцы считают, что трех тире мало, и для избежания ложной тревоги американские автоалармы начинают работать, только приняв четыре тире.

     Автоалармы на борту парохода никогда не выключается. Одной из его основных деталей является приемник, настроенный на частоту 500 килогерц, превращающий полученные сигналы в импульсы постоянного тока. Эти импульсы воздействуют на сигнальное реле, замыкающее цепь трех весьма остроумных приборов, «наблюдающих» за продолжительностью принимаемых сигналов и промежутков между ними.

     Два из этих приборов реагируют только на сигналы продолжительностью не меньше 3,5 сек. и не больше 4,5 сек (норма для продолжительности тире сигнала тревоги 4 сек.

, но во время ручной передачи в обстановке гибели парохода необходимо считаться с возможными ошибками радиста).

Третий прибор определяет продолжительность промежутков между тира, — она не должна превышать 1,5 сек (норма одна секунда).

     Если продолжительность тире или промежутков между ними не соответствует установленному времени, то приборы прекращают «наблюдение» за ними и становятся в исходное положение, ожидай новых сигналов.

     Из этих приборов сигналы поступают в особый счетчик: только отсчитав четыре правильных тире, счетчик замыкает цепь проводов, содержащую звонки и световые сигналы. Звонки приходит в действие в радиорубке, в каюте радиста и на мостике парохода. Затем следует передача обычного сигнала SOS с указанием широты и долготы гибнущего судна принимаемая радистом, пришедшим в радиорубку.

Сигнал «SOS» и его история

     Международный конгресс по беспроволочному телеграфированию в 1904 г. отметил, что сигнал бедствия — это «крик гибнущих, который должен быть понятен всем нациям, пароходы под любым флагом должны немедленно спешить на помощь пославшим CQD (SOS).

Видео: Спаситель или кот по имени Смок

История сигнала "SOS"

«Мэй-Дэ»

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

За многие годы появилось великое множество сигналов, обозначавших только одно — кто-то терпит бедствие. Это и выстрелы из пушки, раздававшиеся через короткие промежутки времени, и определенная комбинация парусов, и оранжевый дым или красные ракеты.

Иногда о беде сигнализировали специальные флаги, которые видно за 4-5 миль. Просьба о помощи по Международному своду сигналов обозначается двумя флагами, поднятыми одновременно: клетчатым сине-белым и полосатым сине-бело-красным.

С появлением радиотелефонной связи родились аварийные позывные: «Мэй-Дэ». Иногда такой сигнал называют «Майский день», но это неверно. На самом деле, в переводе с французского он означает «помоги мне». В любом случае достаточно передать его на любой частоте — и все поймут, что вы попали в беду.

На сегодняшний день существует около 2000 способов, с помощью которых судно может известить спасателей о приключившейся беде. Ну и конечно в их число входит самый известный в мире призыв о помощи — сигнал SOS, родившийся на свет после изобретения азбуки Морзе.

В 1835 году, задолго до появления радио, американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе создал простую, но эффективную систему связи — азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трех символов: точка, короткое тире и длинное тире. Но в 1851 году все коды были переведены на два знака: точка и тире.

 1865 года азбука Морзе стала широко использоваться во флоте. Вначале сообщения передавались флажками и фонарями. С изобретением радио точки и тире зазвучали в эфире, но какой-то единой, общемировой системы аварийных сигналов не существовало. Каждая фирма, выпускающая радиостанции, разрабатывала свой код связи для экстренных случаев.

Так например руководство Международной акционерной компании «Маркони», имевшей в те годы монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии, постановило, что все суда, оснащенные радиостанциями «Маркони», должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD — первыми буквами в английских словах «приходите быстро, опасность». При этом руководители компании запрещали держать связь с судами, оборудованными радиостанциями других фирм, а так же пользоваться их кодами. Подобная практика рано или поздно привела бы к катастрофе.

Симметричный сигнал SOS

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Представитель германской фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE, используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями своей фирмы.

Однако при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: так как буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой, то при слабом приеме и в условиях помех сигнал может быть искажен и не понят. И тогда поступило предложение заменить букву Е на букву S.

Получился симметричный сигнал SOS, который и был утвержден 3 октября 1906 года как единый международный сигнал бедствия.

Существовало множество «расшифровок» этого сигнала: «спасите наши души», «спасите наш корабль» или даже «остановите другие сигналы». В русском варианте бытовало такое толкование: СОС — «спасите от смерти». На самом деле эти три буквы никакой расшифровки не имеют. Просто три точки, три тире, три точки — наиболее быстрая и легко запоминающаяся комбинация сигналов азбуки Морзе.

Одновременно с введением единого сигнала бедствия, на море появилось еще одно правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время обрывались на полуслове любые сообщения, и радисты всего мира внимательно слушали эфир — не нуждается ли кто в помощи.

Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала.

В 1909 году возле Азорских островов потерпел крушение пассажирский лайнер «Кунард». На этот раз помощь была необходима, капитан воспользовался вновь принятым сигналом бедствия и получил подмогу.

Ну и наконец 1912 год — трагедия «Титаника». 15 апреля в 0 часов 15 минут Филлипс, первый радист суперлайнера, послал в эфир радиосигнал, сообщающий о катастрофе — CQD.

Несмотря на подписание берлинской конвенции, связисты британских судов еще несколько лет по привычке продолжали применять коды Маркони. Однако к двум часам ночи с «Титаника» шли уже все общепринятые сообщения о бедствии, включая SOS.

В 2 часа 17 минут радист британского судна «Вирджиния» услышал призыв о помощи, но сигналы гибнущего лайнера были настолько слабыми, что он их просто не понял.

Сигналы-призраки

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos«Титаник» ушел на дно Атлантики, но гибель его обросла мистическими исторями, которые всплывают и поныне. Так например 15 апреля 1972 года офицер-радист американского авианосца «Теодор Рузвельт» некто Ллойд Детмер принял сигнал SOS. На запрос о координатах и названии терпящего бедствие судна неизвестный радист сообщил, что ведет передачу с …тонущего  «Титаника».

Офицер немного растерялся, но сразу же сообщил в береговую охрану о полученном сигнале. С берега раздраженно ответили, что никто кроме «Теодора Рузвельта» никаких сигналов SOS не получал и язвительно посоветовали офицеру умерить свое воображение, либо обратиться к врачу. Ллойд был полностью уверен в своем психическом здоровье и потребовал расследования.

Изучение архивов, последовавшее в процессе дознания, выявило интересные факты. Оказывается подобные сигналы якобы с тонущего «Титаника» береговая охрана США принимала в 1924-ом, 1930-ом, 1936-ом и 1942-ом годах.

Полученные сообщения были абсолютно идентичны и приходили ночью 15 апреля, как раз в то время, когда суперлайнер шел на дно. Но ни в одном из случаев не удалось запеленговать источник сигнала. История на этом не заканчивается.

15 апреля 1996 года канадское судно «Квебек» вновь зафиксировало призывы о помощи, исходящие с затонувшего десятки лет назад океанского суперлайнера…

Подобные случаи не обошли и наших моряков. Так с 28 октября 2001 года из Охотского моря начали непрерывно поступать сигналы SOS.

Читайте также:  Нож какие бывают. Типы ножей по форме и конструкции

Их приняли десятки судов, но первыми сигнал зафиксировали японцы и тут же проинформировали российскую пограничную службу. Тотчас же в район бедствия вышло из Владивостока спасательное судно «Ирбис».

Моряки тщательно обыскали акваторию, но ничего подозрительного не обнаружили, а сигналы тем временем продолжали поступать.

Дальнейшие исследования показали, что сигналы идут из точки, находящейся в 70 километрах от нефтедобывающей платформы «Моликпак», установленной на сахалинском шельфе, а источник сигнала скорее всего находится на дне — на глубине примерно 20 метров.

Однако поиски ни к чему не привели, а местные рыбаки сообщили спасателям, что год назад в Охотском море наблюдалось точно такое же явление.

Расследование этого загадочного события не дало никаких результатов, а 8 ноября сигналы внезапно прекратились…

С 1 февраля 1999 года азбука Морзе практически не используется в переговорах морских судов. На смену точкам и тире, пришла спутниковая система ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии), которая немедленно определяет местоположение вызывающего судна с точностью до 200 метров и обеспечивает связь с другими кораблями.

Все суда водоизмещением свыше 300 тонн, а также пассажирские лайнеры и нефтяные платформы постепенно оснащаются этой системой. Теперь сигналы бедствия будут посылаться на спутник, и через него поступать в координационные центры в Германии, Англии, Австралии и Калифорнии. А сигнал SOS скоро окончательно станет достоянием прошлого.

https://fenix-life.ru

( Начало в часть 1. )

Что такое сигнал сос. Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия sos

Моряки, со свойственной им фантазией, стали трактовать сигнал SOS как аббревиатуру английской фразы «Save Our Souls», что в переводе и значит «Спасите наши души».

Кроме трактования «Спасите наши души» были и другие — «Save Our Ship» — «Спасите наш корабль», «Send Our Succour» — «Пошлите нам помощь», «Swim Or Sink» — «Плыть или тонуть».

Русские моряки сигнал СОС расшифровывали как «Спасите от смерти».

3 ноября 1906 года на конференции была подписана Международная радиотелеграфная конвенция, устанавливающая единый международный сигнал бедствия для радиосвязи на море — SOS. Сигнал должен был приниматься вне всякой очереди. Все другие сигналы были отменены.

Некоторое время компанией Маркони и другими компаниями применялись отмененные сигналы бедствия, но, постепенно, сигнал SOS занял определенное конвенцией положение.

Этому способствовали многочисленные примеры эффективного его использования, в том числе и потерпевшим крушение «Титаником».

Благодаря принятому другими судами сигналу SOS были спасены пассажиры и члены команды «Титаника» в количестве 705 человек, которые успели высадиться в спасательные шлюпки.

Эффективность радиосвязи на море была доказана. И в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, предписывающая обязательное оборудование радиостанциями всех судов заграничного плавания, если на них находилось более пятидесяти человек.

Допускались исключения только для мелких судов и судов удаляющихся от берега не более чем на 150 миль. Судам предписывалось иметь две радиостанции — главную и аварийную. Аварийная радиостанция должна быть оборудована независимым источником питания, работающим не менее шести часов.

Вклад  конвенции в дело спасения на море невозможно переоценить.

  • Со временем все большее распространение радиосвязи на море вызывало загруженность эфира и было зафиксировано немало случаев, когда из-за этого возникали помехи в приеме сигнала SOS, или «Спасите наши души», как расшифровывали его моряки.
  • В этой связи в Вашингтоне в 1927 году состоялась Международная радиотелеграфная конференция, внесшая большой вклад в дело спасения на море.
  • На ней, впервые, была установлена единая аварийная волна составляющая шестьсот метров и единая международная частота бедствия 500 килогерц.
  • Для исключения помех на частоте бедствия запрещались все передачи, кроме передачи сигналов бедствия, на ближайших с ней частотах от 485 до 515 килогерц.
  • Конференцией были установлены «минуты молчания» , — промежутки времени от 15 до 18 минут и от 45 до 48 минут каждого часа , когда все радиостанции должны прекратить передачу и прослушивать международную частоту бедствия.

SOS: что на самом деле означает аббревиатура — Мельница мифов

Считается, что известный позывной SOS, означающий, что корабль терпит бедствие, является аббревиатурой английской фразы Save Our Souls, то есть «Спасите наши души». На самом деле это не что иное, как миф. На самом деле сигнал SOS (если по азбуке Морзе, то это «три точки — три тире — три точки») вообще не является аббревиатурой какой-то фразы.

Расшифровка SOS как Save Our Souls является самой распространенной, но, тем не менее, не единственной. Иногда данный сигнал считают аббревиатурой фраз

  • Save Our Ship (то есть «спасите наш корабль»),
  • или Swim Or Sink (то есть «плыть или тонуть»), или
  • даже Stop Other Signals (на мой взгляд, самая экстравагантная расшифровка: «прекратите другие сигналы»).

Однако ничего подобного SOS, тем не менее, не означает.

Если мы вспомним азбуку Морзе, то SOS — это ни что иное, как сочетание трех точек (S), трех тире (O) и опять трех точек (S).

Это говорит о том, что данный сигнал, как и многие другие, появился еще в эпоху связи через беспроволочный телеграф — ведь именно тогда и началось использование морзянки.

Тот, кто знаком с этой системой коммуникаций, сразу скажет, что подобное сочетание можно набрать очень быстро. Возможно, именно поэтому слово SOS так полюбилось корабельным радистам.

Драмы науки: первым хакером был фокусник

Впрочем, сигналом бедствия это сочетание букв стало далеко не сразу. Вообще, первый такой сигнал появился в 1903 году. Тогда, на Берлинской международной конференции радиотелеграфистов было подписано соглашение о том, что

«станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море».

И в качестве такового было предложено сочетание CQD — тире, точка, тире, точка, два тире, точка, два тире, две точки.

Следует заметить, что такое сочетание появилось неслучайно — оно представляло собой комбинацию сигнала общего вызова всех телеграфных станций CQ, к которому присоединили букву D, ибо с нее начинается английское слово danger (то есть «опасность»). В данном случае смысл сигнала был таким:

«Всем телеграфным станциям сообщаю об опасности».

Однако, как это несложно заметить, быстро набрать такой сигнал весьма затруднительно даже для опытного радиста. Тем более, если он находится на судне, терпящим бедствие.

Кстати, международным сигналом CQD так и не стал — его применяли лишь суда, использующие радиоаппараты фирмы Marconi Co. То есть корабли, оборудованные другими аппаратами, этот сигнал не транслировали. И, соответственно, не понимали, что он значит. Да и далеко не каждая береговая станция могла правильно его идентифицировать.

В итоге вопросы выработки международного сигнала бедствия стали предметом дискуссий на второй Международной радиотелеграфной конференции в Берлине в 1906 году. В ее работе приняли участие представители 29-ти стран, в том числе

  • Англии,
  • Германии,
  • России,
  • США,
  • Франции
  • и Японии.

Сначала представители фирмы Marconi Co.

настаивали на утверждении в качестве такового уже используемого ими CQD, но делегаты из США резко возразили против этого — по их данным, такой сигнал часто путали с с общим вызовом CQ.

К тому же выяснилось, что эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах, что вносило еще большую неразбериху.

После делегаты из Германии предложили сочетание сигнал SOE (три точки, три тире, точка), однако и он многим не понравился — возникли опасения, что буква Е в конце может затеряться и не быть идентифицированной при дальнем приеме или перегруженном эфире. Отвергли также и предложение англичан сделать сигналом бедствие сочетание NC, означающее во флажковой международной сигнализации

«Терплю бедствие, нужна немедленная помощь» —

его было бы сложно быстро набрать.

В итоге немецкие телеграфисты решили заменить в сочетании SOE одну букву. Так и родился знаменитый сигнал SOS, который понравился всем, поскольку данное сочетание было просто набрать, да и к тому же оно ясно идентифицировалось и при самой максимальной загрузке эфира. В результате этот сигнал был принят в качестве позывного судна, терпящего бедствие, что произошло 3 ноября 1906 года.

Вместо «Титаника» погиб «Олимпик»?

И напоследок еще один миф с разоблачением — считается, что впервые SOS был послан в эфир радистом тонущего «Титаника».

На самом деле это не так — впервые данный сигнал услышали все радиостанции мира 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и стал дрейфовать по течению. Это произошло по пути судна из Нью-Йорка в Джексонвилл.

Позывные SOS были принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы владельцев судна. А случай с «Титаником» был уже восьмым…

Димаш Кудайберген исполнил знаменитую песню S.O.S

Куратор: Владимир Губарев

112 лет назад был утверждён международный сигнал бедствия, известный как "SOS"

Ровно 112 лет назад, 3 октября 1906 года, появился международный сигнал бедствия SOS.

 Изначально он не имел никакой расшифровки и был выбран Международной радиотелеграфной конвенцией просто потому, что подать его очень легко, а спутать с чем-либо другим практически невозможно.

Простая, быстрая и отчетливая комбинация (три точки, три тире, три точки) уже потом стала обрастать всевозможными расшифровками, среди которых больше других закрепилась и дошла до нас «спасите наши души» (от англ. Save Our Souls или Save Our Spirits).

Слово из трех букв: как оно вошло в обиход

До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола.

Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов. Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями.

Читайте также:  Как напугать человека

В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная. 

Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году. На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона.

Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины. С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире.

В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Как можно подать сигнал бедствия

Сколько раз в кинематографе и литературе мы встречались с этим сигналом! Напряженность нарастает, к терпящим бедствие людям устремляются поисковые суда — водные и воздушные.

Потом мы с замиранием сердца следим за развитием трагических или приключенческих событий. Хуже, когда сигнал SOS звучит наяву.

Подсчитано, что только на воде ежегодно терпят бедствие несколько тысяч больших и малых судов.

Не стоит думать, что сигнал SOS касается только моряков. Это универсальный сигнал. На всякий случай его надо научиться подавать всем и каждому.

Ведь никто не застрахован от форс-мажора, когда приятная прогулка на природе, поход или поездка вдруг превращается в опасную ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Наверняка с кем-то из ваших друзей такое приключалось.

Значит, может произойти с кем угодно. И сотовая связь далеко не всегда способна помочь. 

Этот сигнал может пригодиться даже в городе. Бывали случаи, когда заложникам и людям, которых удерживали взаперти преступники, удавалось обратить на себя внимание именно благодаря сигналу SOS, поданному светом, стуком или другими способами.

Итак, как можно подавать сигналы бедствия и как можно обнаружить себя с помощью этих сигналов?

Огонь

Обычно в специальной литературе рекомендуют подавать сигналы бедствия с помощью сигнальных флагов и всякой пиротехники: дымовых шашек и сигнальных ракет. Однако очевидно, что их с собой в обычной жизни никогда и не оказывается. Но световыми сигналами все равно можно воспользоваться.

Самый очевидный вариант — огонь. Если вы потерялись или потерпели бедствие и не уверены, что вас ищут, то обычного костра не достаточно. Лучше всего выложить огненные буквы SOS. Для этого надо выбрать открытое пространство, которое хорошо просматривается с разных сторон.

Подойдет холм или большая поляна.

Буквы лучше обозначить неглубокими длинными канавами, вырытыми в земле. Размер букв должен быть не менее 3 метров, иначе они не будут видны с воздуха. Их можно засыпать ветками, древесиной и поджечь. Если в распоряжении есть бензин — отлично! Зажечь их будет просто.

Огненная надпись в этом случае получится даже в заснеженной степи, где обычно жечь нечего. Достаточно просто залить бензин в канавки и поджечь. В ночи ярко горящий огонь виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км — при наблюдении с земли. Прогорев, черные буквы все равно будут видны издалека.

Правда, только при дневном освещении.

Прямые линии, контрастность, тень

Если вы выкладываете на земле буквы, они должны читаться с воздуха. То есть быть большими и правильной формы. А еще лучше — чтобы надпись была составлена с максимальным количеством прямых линий и прямых углов. Ведь ни того, ни другого в природе не встречается.

Буквы SOS для обнаружения вас с воздуха можно также выложить из подручного материала. Важно, чтобы они максимально контрастно выглядели и не сливались с местностью. Например, можно выжечь большой участок травы, а надпись выложить на нем белыми камнями, если они есть вокруг в достаточном количестве. 

Или буквы вырыть в земле и «обвести» их, выложив по контуру канавы стенку из грунта, вынутого при рытье. Такая стенка будет создавать тень, которую особенно хорошо видно в ясный день. Для строительства теневого сигнала можно использовать также бревна, стволы деревьев, валуны.

Зимой сигнал SOS можно нарисовать на снегу с помощью золы от прогоревшего костра. Или выложить надпись из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки извлечены. В этом случае «работает» в основном тень, но на снегу ее видно хорошо.

Постарайтесь изготовить несколько знаков на некотором отдалении друг от друга. Чем их больше, тем выше шансы, что хотя бы один из них будет замечен.

Фонарик, фотовспышка, солнечный зайчик

Здорово, если в вашем распоряжении окажется электрический фонарик. Его свет виден на большое расстояние, но все же не стоит использовать его «вхолостую». Дождитесь момента, когда ваше зрение или слух сообщат вам о приближении воздушного спасательного средства. Подавайте сигналы ритмично, закрывая фонарик рукой.

Три коротких световых сигнала, три длинных и снова три коротких. После каждой серии вспышек делайте небольшой перерыв. Очень важно бывает сохранить фонарик до нужного момента в рабочем состоянии. Держите его сухим и теплым, лучше всего под одеждой, чтобы элементы питания не подсаживались от охлаждения.

Севшие батарейки можно ненадолго «вернуть к жизни», прогрев вблизи огня или слегка простучав их с боков камнем. 

Если при вас есть фотоаппарат, то для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышку. В среднем даже в самых недорогих любительских фотоаппаратах одной зарядки аккумулятора хватает на 30-35 вспышек. Этот шанс надо использовать полностью! В отличие от фонарика, подать короткие и длинные сигналы фотовспышкой не получится. В этом случае роль длинных сигналов выполняют паузы.

То есть три вспышки подряд, потом три через более протяженные промежутки и снова три вспышки подряд. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким свечением, которое можно принять за случайный блик. Поэтому лучше направлять ее не в сторону потенциальных спасателей, а на большую, максимально светлую отражающую поверхность. Например, подсветить скат палатки, тент, парус или прибрежную скалу.

Нельзя недооценивать возможность подачи светового сигнала при помощи солнечного зайчика, отраженного от зеркала, куска фольги, от любой отполированной металлической поверхности, будь то хоть широкий нож! Вспышка специального сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 км, на расстоянии в 20-25 км, а в некоторых случаях — до 40 км от места подачи сигнала! Причем зеркалом можно подавать аварийный сигнал не только днем, но и ночью, в полнолуние. 

Еще один вариант подачи светового сигнала — свеча, а лучше несколько свечей. Конечно, одну свечу с воздуха не увидеть, но если изготовить светящийся «абажур», то шансов значительно больше. Например, им может стать полиэтиленовый пакет, надетый на несколько веточек и растянутый над свечой.

Его надо надрезать, чтобы не прекращалось поступление воздуха к свече. Хорошо видна издалека и палатка, в которой горит источник света — свеча или фонарик. Были случаи, когда зимой удавалось найти людей, которые прятались внутри вырытого в снегу укрытия.

Ночью три свечи, которые горели под слоем снега, превратили сугроб в огромную светящуюся лампу.

Спасатели утверждают, что поиск в тумане и темноте существенно облегчает радарный отражатель.

Обычно такой гаджет состоит из комплекта металлических зеркал, но в условиях, приближенных к боевым, подойдет что угодно.

Например, на потерявшейся в море яхте может обнаружиться рулон пищевой фольги или куртка с новомодной алюминиевой подкладкой. Даже оцинкованное ведро на кончике мачты способно сыграть эту роль! 

Выстрелы, гудки, набат и другие звуки

Привлечь внимание спасателей можно ритмичными и достаточно громкими звуками. Если расстояние большое, то помогут только выстрелы. Но бывает, что вас уже ищут и находятся почти рядом, тогда и свисток сослужит нужную службу. 

Звуковым сигналом бедствия считаются отдельные громкие звуки (выстрелы, гудок, автомобильный сигнал, свист, вой туманного горна, набат), которые производятся серией из трех подряд, потом трех через более длинные промежутки и снова трех подряд. После такой серии пауза должна быть длиннее: примерно 1 минута тишины и снова повтор. Тогда звуковой сигнал опознается как SOS. 

Помните: дальше всего разносится сигнал, пущенный по ветру. Туман не мешает распространению звуков, а, напротив, усиливает их. А вот любые препятствия, включая холмы, деревья и стены зданий «съедают» силу звука.

Есть ситуации, когда передать сигнал бедствия нужно с помощью стука. Например, так сообщить о себе может человек, оказавшийся под завалом рухнувшего здания. Стук распространяется гораздо лучше, чем голос.

Чтобы в скрипе и шорохе спасатели могли расслышать стук и идентифицировать его как сигнал бедствия, он должен быть ритмичным и четким. Три удара через короткие промежутки, три через более длинные, и снова три через короткие.

Потом пауза. 

Экзотические способы 

Когда человек сильно ограничен в своих возможностях (например, когда его незаконно удерживают, ограничивают его свободу), сигнал SOS может быть подан самым неожиданным способом. Главное — проявлять фантазию и не сдаваться. 

Например, в истории известен случай, когда захваченный преступниками  одиночно стоящий на горе отель передал сигнал SOS с помощью простыней и наволочек, ритмично вывешенных для просушки. Их каждый час убирали, а потом снова вывешивали в том же ритме. После нескольких часов наблюдения с противоположного склона горы этот необычный сигнал был замечен и интерпретирован правильно. 

МТРК «МИР»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector