Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

« Автономное пребывание человека в природной среде »

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  • « Автономное пребывание человека
  • в природной среде »
  • Добровольная автономия
  • Вынужденная автономия
  • Ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях
  • Ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природных условиях и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  1. Общение с природой помогает
  2. сформировать
  3. Уверенность в себе
  4. Умение управлять своими эмоциями
  5. Самостоятельность в принятии решения
  6. Умение мобилизовать себя на выполнение решения
  7. Умение добиваться поставленной цели
  8. Совершенствование физических качеств

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  • Основы выживаемости
  • Ориентирование на местности
  • Обеспечение себя пищей и водой
  • Сооружение временного укрытия
  • Соблюдение правил безопасного поведения
  • Порядок оказания первой помощи
  • Сигналы бедствия

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  1. Подготовка к путешествиям
  2. Виды путешествий
  3. Горные
  4. Пешие
  5. Водные
  6. Лыжные

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  • Подготовка к путешествиям
  • Комплектование группы и распределение обязанностей
  • Общефизическая и специальная подготовка к путешествию
  • Разработка маршрута и графика путешествия
  • Подготовка личных вещей и снаряжения
  • Подготовка питьевой воды и продуктов питания

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  1. Комплектование
  2. группы
  3. Руководитель группы
  4. Заведующий хозяйством
  5. Заместитель руководителя группы
  6. Санинструктор
  7. Ответственный за дневник

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

Разработка маршрута

и графика путешествия

Каждая группа, готовясь к походу, должна хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых» мест с охотой и рыбалкой, осмотр достопримечательностей, выполнение заданий организации, прохождение спортивного маршрута и т. д.

  • Планирование путешествия
  • Изучение района путешествия
  • Разработка маршрута
  • Составление календарного плана
  • Профиль маршрута

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  1. Снаряжение
  2. Снаряжение должно быть легким, прочным, надежным, отличаться простотой в употреблении, небольшими габаритами, возможностью использования в условиях холода, жары и повышенной влажности.
  3. Зимняя одежда должна быть теплой, защищала от ветра, не стесняла движений, сохраняла теплоизоляционные свойства в увлажненном состоянии.

Туристская палатка должна быть непромокаемой, быстро устанавливаться и разбираться, защищать от комаров и мошки, обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Туристское снаряжение подразделяется на личное и групповое, а также на снаряжение для пешеходных, водных, горных и других путешествий.

  • Туристическое снаряжение
  • Специальное
  • Групповое
  • Личное
  • Для пеших путешествий
  • Для водных путешествий
  • Для горных путешествий

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

  1. Личное снаряжение
  2. Рюкзак
  3. Обувь
  4. Одежда
  5. Личные вещи «мелочи»
  6. Спальные принадлежности
  • Групповое снаряжение
  • Палатки, брезент
  • Шанцевый инструмент
  • Приборы для ориентирования
  • Приборы для наблюдения
  • Принадлежности для игр
  • Костровые принадлежности

Психологические основы выживания в природе

Главное при попадании в экстремальную ситуацию – это воля и стремление к жизни . Если ты победишь страх, то голова начнет лучше работать, мышцы напрягутся, зрение станет острее.

В любом случае решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации. От быстроты, с которой человек приходит в себя, и последующей за этим оперативности и правильности действий зависит выживание в самых неблагоприятных условиях.

  1. Неблагоприятные состояния
  2. Боль
  3. Голод
  4. Переутомление
  5. Холод, жара
  6. Жажда
  7. Уныние
  • Сигналы международного
  • кода
  • НЕТ
  • Нужны медикаменты
  • N
  • Y
  • F
  • ДА
  • Нужны пища и вода
  • LL
  • Все в порядке
  • K
  • Направление следования
  • Нужны компас и карта
  • Здесь возможна посадка
  1. Ориентирование
  2. по компасу
  3. ЮГ
  4. Запад
  5. Восток
  6. Север

Определение сторон света с помощью часов

  • Ориентирование
  • по звездам
  • Полярная звезда
  • Малая медведица
  • Большая медведица
  1. Ориентирование
  2. по местным признакам
  3. Местные предметы
  4. Кора
  5. Мох
  6. Муравейники
  7. Снег
  8. Церкви
  9. Трава

Устройство

временных укрытий

Устройство

временных укрытий

Устройство

временных укрытий

Устройство

временных укрытий

Устройство

временных укрытий

  • Способы добычи огня
  • Спички
  • Огниво
  • Линза
  1. Типы костров
  2. Шалаш
  3. Звезда
  4. Колодец
  5. Таежный
  6. Три бревна
  7. Нодья
  • Способы добычи воды
  • Реки, озера, ручейки, колодцы
  • Сбор водного конденсата с травы
  • Конденсат с веток деревьев
  • Дождь (снег)
  • Сок деревьев (березовый)
  • Из ямки, вырытой в земле
  1. Кипячение и фильтрация воды
  2. Шалаш
  3. Кипячение воды при отсутствии
  4. металлической емкости
  5. Колодец
  6. Вскипятить воду можно в неметаллической емкости, несколько раз кидая в воду раскаленные камни или металлические предметы (топор со снятой ручкой).
  7. По некоторым данным вскипятить воду можно в бумажном пакете из-под сока или коробе из бересты, нагревая место, соприкасающееся с водой.
  8. Таежный
  9. Фильтрация загрязненной воды
  10. Три бревна

Взять консервную банку, сделать несколько дырок. Банку набить песком, травой, углем от костра. Фильтровать воду через банку. Очень хорошая очистка таким способом может быть произведена через таблетки активированного угля.

Нодья

  • Способы добычи пищи
  • Собирание грибов, ягод, орехов
  • Добывание мелких животных, насекомых
  • Ловля рыбы, ракообразных
  • Поиск съедобных растений

Автономное существование человека в природной среде автономное

Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия. § 1. Автономное пребывание человека в природной среде

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ План действий при вынужденной автономии: 1) успокоиться, оценить обстановку, определить наиболее опасные факторы; 2) оценить состояние своего здоровья и при необходимости оказать себе 1 МП; 3) оцените свои возможности с учетом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте; 4) окажите себе самопомощь – спасите необходимое снаряжение, имущество, запасы воды и продуктов питания; 5) распределите время, четко представляя что и в каком порядке надо делать;

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ План действий при вынужденной автономии: 6) при возможности установите радио- или телефонную связь; 7) подавайте сигналы бедствия; 8) оборудуйте, по мере возможности, временное укрытие для защиты организма от переохлаждения или перегревания, от осадков, ветра; 9) займитесь разжиганием костра и заготовкой топлива; 10) добывайте пищу и воду (нахождение источников воды, установление дневной нормы и сохранение НЗ, составление пищевого рациона, умение пользоваться «подножным кормом» , приготовление пищи и т. п. ); 11) займитесь ориентированием на местности и поиском маршрута выхода к людям.

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ Приняв план действий, приступайте к его выполнению. Рационально используйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определенные промежутки времени.

При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, найдите наименее рискованный способ их преодоления.

Стремитесь не впадать в панику и побеждать страх, контролировать свои эмоции и действия, тогда у вас будет больше шансов выйти из экстремальной ситуации.

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ Вопросы и задания 1. Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде? 2. Какие виды автономии бывают и в чем их различие? 3.

При каких обстоятельствах человек может попасть условия вынужденной автономии? 4. Определите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии. 5.

Назовите личные качества, которые необходимы для успешного выживания человека в природной среде при автономии.

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 1. 2. 3. 4. 5. Домашнее задание Повторить параграф 4. 1. Выучить параграфы 4. 2. и 4. 3. Выполнить задание № 4 к параграфу 4. 1. Выполнить все задания к параграфу 4. 2. Выполнить задание № 5 к параграфу 4. 3.

Конспект урока по ОБЖ на тему "Автономное пребывание человека в природе"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ГБОУ СОШ г. Беслан

Преподаватель ОБЖ Каргиев В.К.

  • ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 10 КЛАСС.
  • Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием и особенностями автономного существования человека в природной среде, добровольное и вынужденная автономия.
  • Тип урока: комбинированный
  • Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, компасы.
  • Руководство: учебник ОБЖ 10 класс, НВП – 1985г, Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» Москва 2004г.
  • Задачи урока:
  1. Добровольная и вынужденная автономия.

  2. Способы ориентирования на местности и по компасу.

  3. Устройство ночлега, движение по маршруту.

  4. Международные коды спасения.

  5. Сигналы бедствия.

  6. Принятие решения о движении или стоянке на месте ЧС.

Ход урока:

I. Вступительная часть

  • Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть — 1. добровольным 2. вынужденным.
  1. II. Основная часть
  2. — объяснение нового материала:
  3. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  4. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

1. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Читайте также:  След кабарги. Рассказы Арсеньева2

2. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Задачи добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.

Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

  1. Ориентирование: по местным предметам и компасу. Слайдовое сопровождение.

Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (N), Юг (S), Восток (О), Запад (W). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Слайд 1, 2

Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия.

После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя.

В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам, по звездам, луне и солнцу. Сайды 3,4,5,6

В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу. Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе.

При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом.

Часовую стрелку необходимо направить на Солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью.

Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Слайд 8,9,10

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней.

Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.

Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.

Надежным ориентиром в лесу являются зарубки на стволах деревьев. Они наносятся на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на дереве нескольких зарубок является свидетельством близости дороги или стоянки.

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах — на западной стороне.

Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины ориентирован на север.

Могилы ориентированы с запада на восток, при этом крест устанавливается с восточной стороны и ориентирован с севера на юг.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

  • Первая группа, способствующая выживанию:
  • — состояние здоровья, морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
  • — уровень подготовленности человека к экстремальным условиям природной среды
  • — наличие средств (снаряжение, пища, вода, подручные материалы)
  • Вторая группа, препятствующая выживанию:
  • — неблагоприятные климатические условия
  • — хищная и ядовитая фауна и флора
  • — снижение физической и психологической активности, чувство одиночества, утомление, болезнь, получение какого-либо физического увечья
  • Первоочередные задачи в экстремальных и бедственных ситуациях при вынужденной автономии:
  1. Выбраться самим и помочь перебраться другим в безопасное место.

  2. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

  3. Покидая транспортное средство взять с собой имущество, которое может пригодится в автономном существовании.

  4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождения.

  5. При необходимости соорудить укрытие.

Решение оставаться на месте аварии:

  1. Сигнал бедствия передан, местонахождение известно.

  2. Местонахождения точно не определено. Местность незнакомая и труднопроходимая.

  3. Большая часть людей не может передвигаться самостоятельно из-за полученных травм.

Решение об уходе с места аварии:

  1. Точно известно местонахождение и маршрут движения.

  2. Возникла непосредственная угроза жизни.

  3. Люди не могут быть обнаружены в данном месте, по каким либо причинам.

  4. В течение трех суток нет связи.

  1. Международные коды спасения. Сигналы спасения. Слайды 16,17,18

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету.

  1. III. Закрепление материала;
  2. — При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
  3. — Какие способы ориентирования вы знаете?
  4. — Как организовать ночлег?
  5. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, попавший в вынужденную автономию в природной среде?
  6. Выводы
  7. 1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
  8. 2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
  9. 3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
  10. IV. Домашнее задание:
  11. Параграф 1.2

Конспект и рабочая карта по теме

Тема: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. 6 класс

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или     развитию экстремальных ситуаций.2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

  •  Задачи  урока:
  • Обучающие:
  • — формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности;
  • — познакомить обучающихся с безопасным поведением человека в природных условиях;
  • — обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций.                          
  • Развивающие:
  • —  способствовать развитию навыков познавательной деятельности;
  • — способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях;  
  • —  способствовать развитию коммуникативных компетенций.
  • Воспитывающие:
  • —  способствовать формированию бережного отношения к родной природе;
  • — способствовать воспитанию морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;      
  • — способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.
  • Тип урока: изучения нового материала.
  • Время урока: 40 минут.
  • Оборудование: 
  • Для учителя: план — конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор.        
  • Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока.
  • Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных  задач.
  • Замысел урока: «В каждых скитаниях существует риск заблудиться». 
  •                                                                   Мирче Элиаде 
Читайте также:  Как ухаживать за беговой дорожкой: по шагам

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2.  «Минутка безопасности» (вопросы ПДД).
  3. Изучение нового материала:
  • Автономное существование;
  • Добровольная автономия;
  •  Вынужденная автономия;
  • Правила личной безопасности при автономном существовании.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Итоги  урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока Действия преподавателя Действия учащихся
Организационный момент (2 мин.) Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе. Приветствуют учителя.Слушают учителя.
«Минутка безопасности»(1 мин.) Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?» Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.
Изучение нового материала(20 мин.) Многие мальчишки и девчонки мечтают сами пройти по нехоженой тропе, переплыть океан, подняться на воздушном шаре. А может случиться так, что волей неожиданного, нелепого случая, в результате чрезвычайного происшествия они окажутся  один или с друзьями где-то в лесу, в поле.- Как  вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?Правильно, тема нашего урока: «Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия». Учащиеся слушают учителя.Примерный ответ: о вынужденном нахождении человека в природной среде, о том, как выжить человеку без благ, к которым он привык в обычных условиях.
  1. — Как вы это понимаете «автономная существование»?
  2. Учитель предлагает послушать и записать определения в тетрадь:
  3. Автономная существование – это самостоятельное  независимое  существование человека в природных условиях.
  4. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  5. -Добровольная автономия-это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. 
  6. Но иногда, по воле обстоятельств, человек оказывается один на один с  природой.
  7. Это вынужденная автономия.
  8. — Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии? 
Примерный ответ: автономный – это когда человек оказывается один, без помощи, без продуктов и т.п.Учащиеся выслушав, записывают определения в тетрадь, пользуясь заданием №1 РК (автономное существование, добровольная автономия, вынужденная автономия)Примерный ответ: человеку, который окажется в условиях автономного существования нужно уметь сделать себе временное жилище, суметь добыть пищу и приготовить себе еду, добыть воду и пр.
  • Учитель задает классу вопросы:
  • — Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?
  • -Что помогло этим людям выжить?
Примерный ответ:1) Робинзон Крузо, Федор Конюхов, при аварии самолёта – выжившие люди, при крушении на воде и т.п.2) сила воли, знания, умения, опыт при нахождении в природной среде
Учитель: Экстремальные ситуации — не такие уж редкие, поэтому необходимо отработать некоторые правила поведения в них. С этой целью проводится игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Учащимся предлагается задание №2 РК. Учащиеся преступают к выполнению задания №2 в РК.
После того как учащиеся закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, указанный учеником, соотносится с рядом эксперта. Выясняется, почему правильно так, как считают эксперты.

  1. Учитель зачитывает ряд эксперта:
  2. РЯД ЭКСПЕРТА
  3. • Вода.
  4. • Парашют красно-белого цвета.
  5. • Карманное зеркало.

Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало. В силу консервативности мышления, человеку трудно бывает представить себе, что «солнечный зайчик» может стоять в одном ряду с радио, электроникой, пиротехникой.Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, на расстоянии 20 — 25 км, а в некоторых случаях — до 40 км.Можно подавать сигналы дымом костра. В пустыне это могут быть банки с горюче-смазочными материалами (ГСМ).Привлечь внимание экипажа можно и другими средствами: если имеется яркая палатка, купол парашюта, то их можно растянуть на открытой местности или привязать к вершине дерева (в нашем случае древообразного кактуса). Их будет отлично видно издалека.

  • • Одно пальто на каждого (резко-континентальный климат, перепад температур).
  • • Карманный фонарик (подача сигналов ночью).
  • • Большой пластиковый плащ (можно собрать конденсат — влагу при перепаде температур).
  • • Перочинный нож.
  • • Санитарный ящик.
  • • Пистолет.
  • • Солнечные очки.
  • • Книга о съедобных животных.
  • • Компас (движение по пустыне в жару 47´С может привести к резкому обезвоживанию организма и к смерти; надо ждать помощь на месте).
  • • Карта.
  • • Спирт.
  • • Соль.
Некоторые учащиеся  зачитывают свои ответы, затем сравнивают с рядом эксперта.
Физкультминутка(1 мин.) (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз – хлопок и вверх – хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)И на месте мы шагаем,Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)Потянулись, растянулисьВверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)И за парты все вернулись –Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.) Учащиеся выполняют упражнения, после чего садятся за парты и продолжают работу.
  1. Учитель: Самое главное в экстремальной ситуации — сохранять присутствие духа, не поддаваться панике.
  2. Учитель подводит детей к составлению памятки «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» (памятка составляется на доске):
  3. 1) успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);
  4. 2) проанализируй ситуацию и выработай план действий;
  5. 3) один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.
  6. В конце урока учитель раздает детям памятку.
  7. Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты

питания и др. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

  • • оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;
  • • наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;
  • • подготовить временное укрытие;
  • • добыть воду и пищу.
  • План, который будет составлен в результате этого анализа, позволит человеку выработать наиболее пригодный образ действий и приступить к его выполнению.
Учащиеся слушают рассказ учителя и составляют памятку, выполняя задание №3 РК.
  1. Учитель предлагает учащимся сделать вывод: Можно поставить перед собой задачу исследовательского, спасительного характера, тогда создание условий для выживания становится лишь средством достижения цели и выполняется спокойнее.
  2.  Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку,     учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное.
  3. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты питания и др.
  4. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:
  5. • оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;
  6. • наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;
  7. • подготовить временное укрытие;
  8. • добыть воду и пищу.
Учащиеся высказывают свои выводы по уроку.
Закрепление(12 мин.) Учитель предлагает выполнить задания №4,5 на закрепление в РК. Учащиеся преступают к выполнению заданий в РК.
Рефлексия(1 мин.) Учитель использует технику «рефлексивная мишень» Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.
Итоги урока(1 мин.) Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки. Учащиеся выставляют оценки в дневник.
Домашнее задание(2 мин.) Учитель предлагает познакомиться с д/з, задание № 6. Учащиеся записывают задание в дневник.
Читайте также:  Движение тени от солнца в течение дня. Изменение тени за день

Цели добровольной автономии

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его

жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

  • Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
  • Дополнительные материалы.
  • Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

  1. Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
  2. людей с разной подготовкой.
  3. Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
  • Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
  • Выводы
  • 1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
  • 2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
  • 3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
  • III. Закрепление материала;
  • — При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
  • природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
  • автономного существования в природной среде.
  • — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
  • автономию в природной среде?
  • IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).

2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.

3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

  1. ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К АВТОНОМНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ В
  2. ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
  3. Цель урока:Практическая подготовка учащихся к однодневному турпоходу на природу,
  4. основные правила и порядок подготовки.
  5. Занятие: 1/2
  6. Урок2
  7. Время: 40 минут
  8. Тип урока:комбинированный
  9. Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
  10. Ход урока:
  11. I. Вступительная часть
  12. * Организационный момент
  13. * Контроль знаний учащихся:
  14. При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
  • — Какие вы знаете примеры автономного существования в природной среде?
  • — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
  • автономию в природной среде?
  • — Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде, –
  • отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать ее на месте? Обоснуйте свой
  • ответ с учетом специфики природной среды вашего региона.
  • — Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности
  • человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой
  • режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?
  • II. Основная часть
  • — объявление темы и цели занятия
  • — объяснение нового материала:§ 2 стр. 10-15
  • Практическую подготовку к автономному существованию в природной среде наиболее целесообразно организовать в виде подготовки и проведения однодневного турпохода на природу.
  • Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки и проведения однодневного турпохода.

Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода – не открытие «новых земель», а

отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную

точку с резервом не менее чем 1 ч. Исходя из вышесказанного, составляются необходимые расчеты по организации и проведению похода.

Число, день в мае 2006 г. 6 7 13 14 20 21 27 28

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector