Добровольная автономия это. Автономное пребывание человека в природной среде.

Одной из характерных черт техногенной цивилизации является отчуждение человека от природы, а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя от погодных условий.

Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека создана искусственная среда обитания.

Поэтому, человек, попавший в естественную природную среду, может находиться в опасности из-за того, что он лишен всех благ цивилизации. Об этом мы и поговорим.

Автономным существованием человека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. Начнём с того, что такое существование может быть добровольным или вынужденным.

Добровольное автономное существование в природной среде – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут быть пикник или поход.

Если же человек, по независящим от него обстоятельствам оказался отрезан от цивилизации, то это вынужденное автономное существование в природной среде.

Автономное существование человека в природной среде

Добровольная автономия это. Автономное пребывание человека в природной среде.

Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу.

Важно понимать, что если вы добровольно попали в природную среду, то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили.

Если же вы попали в природную среду не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы выйти к людям, сохранить жизнь и здоровье.

Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника при хорошей погоде в течение двух-трёх часов.

Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимо уметь обеспечить себя пищей и водой, не говоря уже о том, чтобы приготовиться к ночлегу.

Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужно изучить местность, на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемые погодные условия и только в соответствии с этим составить список необходимых вещей.

Если же ваше пребывание в естественной среде вынуждено, то, в первую очередь, нужно успокоиться и реально оценить обстановку. Как вам уже говорили сотни раз, паника ни к чему хорошему не приведёт и только усугубит ситуацию. Поэтому нужно успокоиться, не падать духом и составить, хотя бы примерный план действий, исходя из сложившейся ситуации.

Автономное существование человека в природной среде

Добровольная автономия это. Автономное пребывание человека в природной среде.

Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта, а уже вечереет, то ясно, что вам придётся готовиться к ночлегу. Значит, нужно найти более или менее безопасное место, по возможности рядом с водоёмом.

Кроме того, важнейшей задачей является определение направления, в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важных выводов.

Оказавшись в природной среде, человек может достаточно долго сохранять свои силы, очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведёт автономное пребывание человека в природной среде, зависит от его способности обеспечивать свои жизненные потребности в определённые сроки.

Поэтому, в той или иной степени каждый человек должен быть подготовлен к существованию в природных условиях.

Автономное существование человека в природе

Махмудов Р.Р.

Лекция № ____

Автономное существование человека в природе

Случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один на один с природой. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно, т.е.

за счет ограниченных запасов пищи, воды, используя имеющееся снаряжение для поддержания жизни.

При автономном существовании в безлюдной местности; удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда; превращается в трудноразрешимую проблему.

Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев — образования, профессиональных, навыков, материального положения и т.д., а совсем от других—солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений.

В связи с этим в последние годы сложилась новая область медицины, которая занимается вопросами выживания человека при автономном его пребывании в крайне тяжелых для обитания географических районах.

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

  • Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, исполь­зуя имеющиеся запасы или дары природы.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным  или  вынужденным.
  • Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
  • Вынужденная автономия — это запланированный и подготовленный  человеком ситуация, когда случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
  • Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:
  • · ¦ потери ориентира;
  • · ¦ лишения транспортного средства;
  • · ¦ потери человека, знающего местность;
  • · ¦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:
  • · ¦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;
  • · ¦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);
  • · ¦ неумение ориентироваться на местности;
  • · ¦ невнимательность;
  • · ¦ излишняя самоуверенность.
  • В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.
  1. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вы­нужденной — на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному  образу жизни.
  2. Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, фи­зическая и психологическая подготовка к предстоящим испыта­ниям.
  3. Наиболее доступным и распространенным видом доброволь­ной автономии является активный туризм.
  4. Любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
  5. Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности.

Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды.

Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

Добровольная автономия это. Автономное пребывание человека в природной среде.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов воды, пищи, эффективности аварийного снаряжения и др.

Важное значение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях автономного существования имеют внешняя среда, климатические условия. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое.

От психофизических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости.

Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать.

Под выживанием понимают — активные, , целесообразные  действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с максимальной эффективностью имеющееся снаряжение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды и обеспечения потребностей организма в воде и пище.

  • Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.
  • При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления.
  • Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия.
  • Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.
  • Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач выживания:
  • ¨ преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
  • ¨ оказание первой медицинской помощи пострадавшим (если таковые имеются);
  • ¨ защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;
  • ¨ обеспечение водой и пищей;
  • ¨ определение своего местонахождения;
  • ¨ установление связи и подготовка средств сигнализации.
Читайте также:  Условные знаки луга. Информационная страница не найдена!

Урок 1. автономное пребывание человека в природе — Основы безопасности жизнедеятельности — 10 класс — Российская электронная школа

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 10 класс
  • Урок № 1
  • Автономное пребывание человека в природе
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Автономное существование человека в природной среде.

  2. Добровольное и вынужденное автономное существование.
  3. Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
  4. Определение сторон горизонта.

  1. Глоссарий по теме:
  2. Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

  3. Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

  4. Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
  • Теоретический материал для самостоятельного изучения:
  • Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
  • Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.
  • Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:
  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться.

Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны.

Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность.

Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь.

А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

  1. Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.
  2. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  3. Задание 1
Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

  1. Варианты ответа:
  2. А) звуковым
  3. Б) невербальным
  4. В) визуальным
Информация об ответах Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):Правильный вариант: 1 – А; 2 — ВВыстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.Неправильный вариант/варианты (или комбинации):Б – не подходит ни для одного

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:

  1. Есть нерастопленный снег
  2. Употреблять в пищу корень одуванчика
  3. Употреблять соленую морскую воду
  4. Разводить костер на торфяниках
  5. Пить воду, содержащуюся в рыбе
Информация об ответах
  1. Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
  2. Правильный вариант: 1,3,4
  3. Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  4. 2,5

Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей.

Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична.
Автономное существование человека в природе.

Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле.

Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий.

Читайте также:  Как снарядить патрон 12 калибра. Инструкция по снаряжению охотничьих патронов для ружья, (новичкам)

Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище.

Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климато-географическим условиям.

В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях.

Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климато-географической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает не специфической защитной реакцией стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза постоянства внутренней среды.

В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми.

Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Причины экстремальных ситуаций на природе

Лучший способ избежать опасной ситуации это научиться предвидеть и не допускать ее. Если все же вы попали в экстремальную ситуацию, то благоприятный исход автономного существования будет зависеть от многих причин.

Причинами экстремальных ситуаций на природе часто становятся оплошности, допущенные человеком. Непродуманная экипировка, недостаточный запас продовольствия и питьевой воды, слабая психологическая подготовка.

Недостаточный уровень такого качества, как выносливость.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды. Температура и влажность воздуха,ядовитые змеи, хищные животные и т.д. Они нередко оказываются экстремальными. Также они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Что такое автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное автономное существование

Автономное существование человека в природе, это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономное существование человека в природе может быть двух видов: добровольным и вынужденным.

Добровольная автономия это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте. Попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Уметь действовать в различных природно-климатических условиях. Для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. А в условиях вынужденной на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Запланированная добровольная автономия человека на природе

Добровольная автономия это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными. Активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и другие.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели. Изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель этого вида туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденное автономное существование человека в природе, основные причины

Вынужденное автономное существование человека в природе особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека.

Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в не населенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему.

Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого. Наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных. А так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра.

Но главное, многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию. Насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Это стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.
2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:
а) Резкое изменение природных условий. Резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.
б) Потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции.

в) Потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

Катастрофы или аварии на воздушном и железнодорожном транспорте.
Аварии на морском и речном транспорте.

Аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно. Ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств. Его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую среду.

По материалам книги Способы автономного выживания человека в природе.
Артышко С. В.

Конспект и рабочая карта по теме

Тема: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. 6 класс

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или     развитию экстремальных ситуаций.2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

  •  Задачи  урока:
  • Обучающие:
  • — формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности;
  • — познакомить обучающихся с безопасным поведением человека в природных условиях;
  • — обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций.                          
  • Развивающие:
  • —  способствовать развитию навыков познавательной деятельности;
  • — способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях;  
  • —  способствовать развитию коммуникативных компетенций.
  • Воспитывающие:
  • —  способствовать формированию бережного отношения к родной природе;
  • — способствовать воспитанию морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;      
  • — способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.
  • Тип урока: изучения нового материала.
  • Время урока: 40 минут.
  • Оборудование: 
  • Для учителя: план — конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор.        
  • Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока.
  • Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных  задач.
  • Замысел урока: «В каждых скитаниях существует риск заблудиться». 
  •                                                                   Мирче Элиаде 
Читайте также:  Ураган как спастись. Что делать при урагане: алгоритм действий, советы и рекомендации

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2.  «Минутка безопасности» (вопросы ПДД).
  3. Изучение нового материала:
  • Автономное существование;
  • Добровольная автономия;
  •  Вынужденная автономия;
  • Правила личной безопасности при автономном существовании.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Итоги  урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока Действия преподавателя Действия учащихся
Организационный момент (2 мин.) Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе. Приветствуют учителя.Слушают учителя.
«Минутка безопасности»(1 мин.) Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?» Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.
Изучение нового материала(20 мин.) Многие мальчишки и девчонки мечтают сами пройти по нехоженой тропе, переплыть океан, подняться на воздушном шаре. А может случиться так, что волей неожиданного, нелепого случая, в результате чрезвычайного происшествия они окажутся  один или с друзьями где-то в лесу, в поле.- Как  вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?Правильно, тема нашего урока: «Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия». Учащиеся слушают учителя.Примерный ответ: о вынужденном нахождении человека в природной среде, о том, как выжить человеку без благ, к которым он привык в обычных условиях.
  1. — Как вы это понимаете «автономная существование»?
  2. Учитель предлагает послушать и записать определения в тетрадь:
  3. Автономная существование – это самостоятельное  независимое  существование человека в природных условиях.
  4. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  5. -Добровольная автономия-это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. 
  6. Но иногда, по воле обстоятельств, человек оказывается один на один с  природой.
  7. Это вынужденная автономия.
  8. — Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии? 
Примерный ответ: автономный – это когда человек оказывается один, без помощи, без продуктов и т.п.Учащиеся выслушав, записывают определения в тетрадь, пользуясь заданием №1 РК (автономное существование, добровольная автономия, вынужденная автономия)Примерный ответ: человеку, который окажется в условиях автономного существования нужно уметь сделать себе временное жилище, суметь добыть пищу и приготовить себе еду, добыть воду и пр.
  • Учитель задает классу вопросы:
  • — Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?
  • -Что помогло этим людям выжить?
Примерный ответ:1) Робинзон Крузо, Федор Конюхов, при аварии самолёта – выжившие люди, при крушении на воде и т.п.2) сила воли, знания, умения, опыт при нахождении в природной среде
Учитель: Экстремальные ситуации — не такие уж редкие, поэтому необходимо отработать некоторые правила поведения в них. С этой целью проводится игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Учащимся предлагается задание №2 РК. Учащиеся преступают к выполнению задания №2 в РК.
После того как учащиеся закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, указанный учеником, соотносится с рядом эксперта. Выясняется, почему правильно так, как считают эксперты.

  1. Учитель зачитывает ряд эксперта:
  2. РЯД ЭКСПЕРТА
  3. • Вода.
  4. • Парашют красно-белого цвета.
  5. • Карманное зеркало.

Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало. В силу консервативности мышления, человеку трудно бывает представить себе, что «солнечный зайчик» может стоять в одном ряду с радио, электроникой, пиротехникой.Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, на расстоянии 20 — 25 км, а в некоторых случаях — до 40 км.Можно подавать сигналы дымом костра. В пустыне это могут быть банки с горюче-смазочными материалами (ГСМ).Привлечь внимание экипажа можно и другими средствами: если имеется яркая палатка, купол парашюта, то их можно растянуть на открытой местности или привязать к вершине дерева (в нашем случае древообразного кактуса). Их будет отлично видно издалека.

  • • Одно пальто на каждого (резко-континентальный климат, перепад температур).
  • • Карманный фонарик (подача сигналов ночью).
  • • Большой пластиковый плащ (можно собрать конденсат — влагу при перепаде температур).
  • • Перочинный нож.
  • • Санитарный ящик.
  • • Пистолет.
  • • Солнечные очки.
  • • Книга о съедобных животных.
  • • Компас (движение по пустыне в жару 47´С может привести к резкому обезвоживанию организма и к смерти; надо ждать помощь на месте).
  • • Карта.
  • • Спирт.
  • • Соль.
Некоторые учащиеся  зачитывают свои ответы, затем сравнивают с рядом эксперта.
Физкультминутка(1 мин.) (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз – хлопок и вверх – хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)И на месте мы шагаем,Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)Потянулись, растянулисьВверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)И за парты все вернулись –Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.) Учащиеся выполняют упражнения, после чего садятся за парты и продолжают работу.
  1. Учитель: Самое главное в экстремальной ситуации — сохранять присутствие духа, не поддаваться панике.
  2. Учитель подводит детей к составлению памятки «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» (памятка составляется на доске):
  3. 1) успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);
  4. 2) проанализируй ситуацию и выработай план действий;
  5. 3) один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.
  6. В конце урока учитель раздает детям памятку.
  7. Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты

питания и др. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

  • • оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;
  • • наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;
  • • подготовить временное укрытие;
  • • добыть воду и пищу.
  • План, который будет составлен в результате этого анализа, позволит человеку выработать наиболее пригодный образ действий и приступить к его выполнению.
Учащиеся слушают рассказ учителя и составляют памятку, выполняя задание №3 РК.
  1. Учитель предлагает учащимся сделать вывод: Можно поставить перед собой задачу исследовательского, спасительного характера, тогда создание условий для выживания становится лишь средством достижения цели и выполняется спокойнее.
  2.  Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку,     учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное.
  3. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты питания и др.
  4. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:
  5. • оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;
  6. • наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;
  7. • подготовить временное укрытие;
  8. • добыть воду и пищу.
Учащиеся высказывают свои выводы по уроку.
Закрепление(12 мин.) Учитель предлагает выполнить задания №4,5 на закрепление в РК. Учащиеся преступают к выполнению заданий в РК.
Рефлексия(1 мин.) Учитель использует технику «рефлексивная мишень» Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.
Итоги урока(1 мин.) Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки. Учащиеся выставляют оценки в дневник.
Домашнее задание(2 мин.) Учитель предлагает познакомиться с д/з, задание № 6. Учащиеся записывают задание в дневник.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector