Географическая долгота это расстояние от чего. география. 5 класс

17 урок. Градусная сеть. Географические координаты.

Тип: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: продолжить формирование представления о географических координатах и практических способах их определения.

Задачи: знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте (П, Р). Отработка навыков по определению географических координат (П, Р).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Ход урока:

Сначала мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и несметным количеством условных линий на ее «лице», через формирование новых понятий определим «адреса» различных объектов планеты Земля. И после всего вытащим из потаенных уголков нашего познания полезную для нас информацию.

Девиз нашего урока:

  • Вспомни! Что такое меридиан, параллель?
  • Узнай! Что такое географические координаты?
  • Научись делать! Определять географические координаты.
  • Посадить на каждом ряду «старшего», для подсчета баллов.
  • Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?
  • Сходятся на полюсах.
  • Постепенно подвигают
  • Стрелки на любых часах.
  • Через сушу, океаны
  • Пролегли (меридианы).
  1. Старший среди них — экватор,

  1. И от севера до юга
  2. Эти линии, ребята,
  3. Параллельны все друг другу.
  4. Догадаться вы сумели,

Что же это?..(параллели).

Фронтальный опрос (читаю 1 раз и спрашиваю по руке):

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют …

  2. Линии, проведенные параллельно экватору, называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

  5. На какие полушария начальный меридиан делит земной шар?

  6. На какие полушария экватор делит земной шар?

  7. Параллели и меридианы образуют …

  8. Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием, активно поработали, но особенно хорошо отвечали: … Они получают плюсы.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте, что наш класс — экипаж морского корабля. Мы путешествуем по океанам ᴎ вдруг оказались в бедственном положенᴎᴎ, например, в этом месте (на карте крепится кораблик). Нам срочно нужно передать сигнал SOS. Чтобы помощь подоспела быстрее, вы должны указать точное местоположение корабля в огромном океане.

  1. Какие сведения вы передадите? (Чтобы точно указать местоположение объекта на земном шаре, людᴎ ᴎиспользуют систему координат).

Правильно координаты. Это понятие мы с вами изучили на прошлом уроке, а сегодня мы рассмотрим географические координаты.

  1. Поэтому тема урока?
  2. Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.
  3. Запись в тетради:

Градусная сеть. Географические координаты.

Девиз:

Узнай! Что такое географические координаты?

  • Что нам предстоит сегодня узнать?
  • Обучающиеся сами формулируют цели урока.
  • Итог этапа: Все молодцы, вы сказали правильно тему и цель нашего урока, но давайте обратимся к плану, пункты которого вы сами обозначили.
  • План (раздать на листочках).
  1. Рассмотреть историю появления координат.

  2. Выяснить, что такое географические координаты и как они обозначаются.

  3. Научиться определять географические координаты различных объектов.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Мы с вами знаем, что через любую точку на Земле может проходить только 1 параллель ᴎ 1 меридиан. Географические координаты — это своего рода «адрес» объекта. Координаты определяются двумя числамᴎ — широтой ᴎ долготой.

Координаты изобрели еще древние грекᴎ до н.э.

В учебнике на стр. 50, у нас есть историческая справка о появлении координат. Но есть еще одно предположение: понятия «широта» ᴎ «долгота» возниклиᴎ в древностиᴎ при описании размеров Средиземного моря.

Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяжённостиᴎ с севера на юг.

Поэтому расстояние с запада на восток — длину моря сталᴎ называть долготой, а расстояние с севера на юг — ширину моря — широтой.

У нас появились 2 новых понятия, как и всем новым понятиям мы должны дать определение.

  1. Что это за числа — широта ᴎ долгота?

  1. Обратимся к основному источнику информации — учебнику.
  2. Организация работы с учебником.
  3. Отмечают в учебнике.
  1. Что такое широта? (Географическая широта — это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного объекта, выраженное от 0° до 90°).

  • Организует работу по рядам. Запись в тетради:
  • 1 ряд — Все точкиᴎ экватора имеют широту = 0°

2 ряд — Широта Северного полюса = 90° с. ш.

3 ряд — Широта Южного полюса = 90° ю. ш.

Учитель: Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют — с. ш., расположенные в Южном — ю. ш.

Запись в тетради:

Объект в Северном полушарии — с.ш.

Объект в Южном полушарии — ю.ш.

Раздаю контурные карты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите широту т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. На какой параллели она расположена? (40°)

  2. В каком полушарии — Северном ᴎлᴎ Южном? (В северном).

Учитель: Итак, точка А находится на 40-й параллелиᴎ Северного полушария, т.е. её широта равна =40° с. ш.

Запись в тетради:

Точка А — 40° с. ш.

Самостоятельно определяют широту точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=60° ю. ш.

Точка В=20° с. ш.

Работа с учебником: стр. 50, прочитать как определять широту.

Проблемный вопрос:

Известный роман Жюля Верна «Детᴎ капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: «7 июня 1862 г.

трехмачтовое судно «Бригантина»… Глазго потерпело крушение… два матроса ᴎ капитан Грант достиглиᴎ 37° широты южной…, окажите ᴎм помощь». И пришлось героям романа совершить путешествие вдоль всей 37-й параллелиᴎ южного полушария.

Почему герои роман не смоглиᴎ установить точное место кораблекрушения?

Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?

Одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату — долготу.

Организация работы с учебником.

  1. Что обозначает «долгота»? (Географическая долгота — это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°). Обозначают в учебнике.

1 ряд — Долгота всех точек на нулевом меридиане? (0°).

2 ряд — Имеют лᴎ Северный ᴎ Южный полюса долготу? (Нет, так как пересекаются всемᴎ меридианамᴎ).

Учитель: Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют — з. д., расположенные в Восточном полушарии — в. д. Долгота всегда подписывается после широты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите долготу т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. Она расположена в каком полушарии? (Западном =20° з. д.).

Учитель: Итак, точка А находится на 20-м меридиане Западного полушария, т.е. её долгота равна =20° з.д.

Запись в тетради:

Точка А — 20° з.д.

Самостоятельно определяют долготу точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=100° в.д.

Точка В=40° з.д.

  1. Учитель: Итак, мы определилᴎ координаты точек А, Б, В.
  2. Теперь вы ᅟсамᴎ ᅟможете ᅟмне ᅟсказать ᅟправᴎло, ᅟчто ᅟзначᴎт ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты?
  3. Ученики формулируют правило: «Определить географические координаты объекта — значит сказать, на какой параллели ᴎ каком меридиане он находится».
  4. Итог этапа: Ребята, мы узнали, что такое широта и долгота.
  5. Разминка.
  6. Девиз:

Научись делать! Определять географические координаты.

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Решᴎть обратную задачу — по ᴎзвестным коордᴎнатам найдем объекты на карте.

Откройте карту полушарᴎй атласа стр. 6 — 7. Найдᴎте географᴎческᴎе объекты, ᴎмеющᴎе следующие координаты. Подпᴎшᴎте названᴎя объектов таблице (раздать).

Итог этапа: Молодцы, все справились, а теперь сравним с эталоном.

  1. Что значит определить географическую широту? (Определить удалённость заданной точки в градусах от экватора, двигаясь по меридиану до этой точки)

  2. Как определить географическую долготу? (Определить расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку).

  3. Каково наибольшее значение долготы?

  4. Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Работа с карточками. Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна — неутомимые путешественники. Их маршруты проходилиᴎ по всем материкам ᴎ океанам Землиᴎ. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторымᴎ ᴎз них.

Читайте также:  Компас где находится север юг запад восток. ориентирование на местности. как определить стороны света?

На листочках с ФИ и класс:

№ 1. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. ᴎ 140° в. д. В каком океане ᴎ вблизиᴎ какого города находилась подводная лодка капитана?

Тихий океан, Токио.

№ 2. Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть ᴎз Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной ᴎ Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.

9° с.ш. и 79° з.д.

Конспект урока по Географии "Географическая долгота. Географические координаты"

  • Тема «Географическая долгота. Географические координаты»
  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;
  • Развивающие:
  • развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
  • Воспитательные:
  • учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;
  • проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;
  • научатся аккуратно вести записи на контурной карте.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;
  • географическую долготу;
  • географические координаты.

Методы обучения:

    1. По источнику знания:а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;б) наглядные – работа с рисунками № 20 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой; с тетрадью тренажером
    2. в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.
  1. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

    • По степени самостоятельности:а) с учителем при получении нового знания;б) в паре при решении пробного упражнения;
    • в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. парная, при выполнении пробного упражнения;

  3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

  1. 2 этап: Повторение
  2. Учитель: давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (ответы ребят)
  3. Дополните суждение:
  1. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюсы…

  2. Воображаемые линии, проведенные параллельно экватору…

  3. Воображаемая линия, разделяющая Землю на северное и южное полушарие…

  4. Меридианы и параллели образуют…

  5. К северу от экватора располагается полушарие…

  6. К югу от экватора располагается полушарие…

  • Слайд 1. Давайте вспомним свойства градусной сетки
  • Признаки линий
  • градусной сетки
Меридианы Параллели
1. В какие стороны горизонта направлены?  Север — Юг  Запад — Восток
2. Какова длина в градусах?  180°  360°
3. Какова длина в километрах?  20 000 км От 40 000 км до 0  
4. Какова длина 1° в километрах?  111,3 км От 111,3 км до 0 
5. Какую форму имеют на глобусе?  Полуокружности
Дуги
Окружности 

Слайд 2

Учитель: В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 5см.× 5см.

Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1).

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Слайд 3. Вопросы:

    1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:а) экватором;б) параллелью;в) полюсом;
    2. г) меридианом.
    • Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:а) экватором;б) параллелью;в) тропиком;
    • г) меридианом.
    1. Направления запад → восток показывают: а) параллели;
    2. б) меридианы.
    • Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°;б) 360°;
    • в) 180°.

Слайд 4. Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя.

Учитель: давайте вспомним, как определяется широта? Определим широту городов С-Петербурга и Москвы. (учащиеся определяют и записывают в тетрадь С-Петербург 60° с.ш., Москва — 55° с.ш.)

Когда вы играете в «Морской бой» или шахматы, то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

3 этап: Изучение нового материала

Визвестном романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели.

Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели.

Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

  1. Учитель Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)
  2. Запишем тему урока в тетрадь.
  3. Слайд 5 «Географическая долгота. Географические координаты»
  4. Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.
  5. А как определяется долгота?
  6. Сегодня мы должны научиться определять географическую долготу.
  7. Учитель:
  8. Слайд 6.

Вызнаете, что параллели – это линии широты, а меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Слайд 7. Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток.

К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°.

Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Слайд 8. Запишем в тетрадь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.20 в учебнике).

Работа с рис. 20 стр. 33 учебника.

Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами?

Если объект располагается между меридианами, следует:

  • Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
  • Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
  • Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7°=37° в.д.

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Слайд 8. Что такое географические координаты? (ответы учащихся)

Слайд 9. 10. Запишем в тетрадь определение понятия «географические координаты» — это широта и долгота точки земной поверхности. А теперь по «Физической карте полушарий» определите географические координаты г. Париж и г. Кейптаун.

Учащиеся определяют географические координаты этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

  • город Париж – 49° с.ш., 2° в.д.
  • город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.

Слайд 11-12. Определение координат

Географический пункт

Географические координаты
Широта Долгота
влк. Килиманджаро 3° ю.ш. 38° в.д. 
г. Мехико 19° с.ш.  99° з.д. 
г. Канберра 35° ю.ш.  149° в.д. 
г. Бразилиа 15° ю.ш. 48° з.д. 
Влк. Котопахи 1° ю.ш.   78° з.д.
гора Белуха (Россия) 50 ° с.ш.  86 °в.д.
Влк. Камерун  4° с.ш.  9° в.д.
  • Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.
  • 4 этап: Закрепление.
  • Учитель Сейчас мы с вами сыграем в игру, по результатам которой определим, кто лучше усвоил новый материал.
Читайте также:  Основные методы обеззараживания воды. Обеззараживание воды современные методы

Правила игры. Поделить класс на 3 команды, по рядам.

Решить какая из команд у нас сегодня будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на трех листах деревья с голыми ветвями).

За ответы команды получают листочки разного цвета, которыми украшают свои деревья (приклеивают на ветках деревьев). За отличный ответ – зелёного цвета. За правильный, но неполный ответ – жёлтого цвета, за слабый ответ – красный листочек. За дополнение команда заслуживает зелёный листочек.

Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зелёное дерево, тот станет победителем. А кто соберет больше зеленых листочков получит хорошую оценку.

Слайд 13. Разминка (на повторение темы).

Каждая команда отвечает по-очереди.

1. Блиц-опрос:

1) Что такое меридианы?2) Какое направление показывают меридианы?3) Какую форму имеют меридианы на глобусе? 4) Какую форму имеют меридианы на физической карте полушарий? 5) Какова длина меридианов в градусах?6) Какова длина меридианов в километрах?7) Какова величина в километрах дуги меридиана длиной в один градус?8) Что такое параллели?9) Как называется самая длинная параллель?10) Какое направление показывают параллели?11) Какую форму имеют параллели на глобусе?12) Какую форму имеют параллели на физической карте полушарий?13) В каких местах земного шара параллели превращаются в точки?14) Что называют географической долготой?18) Как отсчитывается географическая долгота?19) Что называют географической широтой?20) Как отсчитывается географическая широта?21) Что такое географические координаты?

Слайд 14. Игра “Кто быстрее назовёт!”

Отвечает та команда, которая вперёд поднимет руку.

1) Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте. (Антарктида).2) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан). Покажите на карте и глобусе.3) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на глобусе. (Короче по 60-й параллели).

4) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя глобус. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).5) Можно ли провести меридиан в классе? (Можно, если узнать направление на север и юг).

6) Какие материки находятся только в северном полушарии? Покажите их на карте. (Евразия, Северная Америка).8) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида).9) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).Слайд 15-18.

Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”

Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” — так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея.Б. Новая Зеландия.В. Куба.

Г. Антарктида.

Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Врангеля.Б. Петра I.В. Тасмания.

Г. Мадагаскар.

Задание 3. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки.Б. Евразии.В. Австралии.

Г. Южной Америки.

Ответы.

Задание 1. Г. Антарктида.

Задание 2. Б. Остров Петра I.

Задание 3. А. Африка.

Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.

Слайд 19. Игра «Лучший сыщик». Необходимо

Географические координаты

Название географического объекта
г. Каир  30 с.ш. 30 в.д.
г. Дели  28 с.ш. 78 в.д. 
г. Вашингтон  38 с.ш. 78 з.д. 
гора Аконкагуа  32 ю.ш. 71 з.д. 
г. Токио  36 с.ш. 140 в.д. 
г. Якутск (Россия)  62 с.ш. 129 в.д. 

Каждая команда записывает ответы на отдельном листе.

Слайд 20. Каждая команда подчитывает количество зелёных, жёлтых и красных листьев на своих деревьях.

Итог игры: команды определяют у кого самое зелёное дерево (по количеству зелёных листьев). Победители получают за урок оценку “пять”.

Также отметку “пять” получают те команды, у которых на дереве оказалось больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета.

Команды, у которых на деревьях оказалось больше жёлтых листьев, получают отметку “четыре”. Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре.

Итог урока:

Мы с вами научились определять географические координаты, провели игру между командами, в ходе которой вспомнили свойства градусной сетки, закрепили навыки определения географических координат, выявили победителей.

Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарником, связистом, архитектором, путешественником, исследователем.

Эти знания вам пригодятся на следующий урок, на котором мы с вами по этой теме выполним практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.

Слайд 21. Домашнее задание: §13, тетрадь тренажер стр. 27, № 1-2.

Урока в 5 классе с учётом требований фгос тема: «Географические координаты»

Технологическая карта урока в 5 классе с учётом требований ФГОС

Тема: « Географические координаты»

Учебник: А.А Лобжанидзе. География. Планета Земля.- М. Просвещение. 2013 г.

  • Учитель: Фролова Татьяна Ивановна.
  • Цели урока:
  • воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности в работе; самостоятельности; уважению к мнениям других; толерантности при работе в паре, группе, коллективе.
  • развивающая: совершенствовать умение работать с географической картой, глобусом, контурной картой.
  • образовательная: научить определять по картам географическую широту, географическую долготу объектов; находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам; сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами ; определять расстояния с помощью градусной сетки ; какое значение имеют координаты в жизни человека.
  • Планируемые результаты:
  • личностные: осознание необходимости понимать и читать карту, понимание значимости знаний о географических координатах для практической деятельности людей.
  • метапредметные: самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать для себя новые задачи, выбирать более эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы, производить поиск информации, анализировать её достоверность ; описывать свою точку зрения.
  • предметные: усвоить понятия « градусная сетка», « географическая широта», « географическая долгота»,
  • Универсальные учебные действия:
  • личностные: осознать необходимость изучения данной темы.
  • познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных объектов.
  • регулятивные: умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты.
  • коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей, умение организовать учебное сотрудничество работать в паре, группе, коллективе.
  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Оборудование: физическая карта , глобус, карты атласа, контурные карты, ноутбук.

« географические координаты»; находить и показывать координаты природных объектов; определять расстояния между ними; наносить их на контурную карту.

Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие учителя. Подготовка обучающихся к работе.
Постановка цели и задач урока.Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя.Ребята! Чтобы узнать , что мы сегодня будем изучать на уроке, вам нужно прослушать следующее сообщение . ( Приложение 1)И ответить на вопросы .Какие новые слова вы услышали в моём рассказе?Что предстоит сегодня изучить на уроке?Какова цель урока?Демонстрация в атласе карт с обозначенными на них объектами.Но нам ещё нужно сформулировать цель урока.Послушайте ещё рассказ. ( Приложения 2).(Приложение 3).Как вы думаете, людям каких профессий нужно уметь пользоваться географическими координатами Обучающие внимательно слушают сообщение учителя.Формулируют тему урока:« Географические координаты».С помощью учителя формулируют цели и задачи урока.Научиться определять географические координаты.Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.Определять расстояния между объектами.Какое значение имеют географические координаты в жизни человека и для чего их необходимо правильно применять.
Актуализация знаний.Повторение пройденного материала. Вопросы и задания.

  1. Какую форму имеют меридианы на глобусе.
  2. Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России.
  3. Какую форму имеет экватор на глобусе и картах полушарий и мира.
  4. Какую форму имеют параллели на глобусе .
  5. Какую форму имеют параллели на карте полушарий и карте России.
  6. Что такое параллели и меридианы ? Для чего они служат.
  7. Чем экватор отличается от остальных параллелей?
  8. Почему у меридианов одинаковая длина.
  9. Назовите полушария Земли. Какие линии делят земной шар на полушария?
  10. Определите на карте полушарий, в каких направлениях от Мадрида находится Лондон и Берлин; в каком направлении от Гудзонова залива находится Берингово море.
Ответы обучающихся.

  1. Дуги.
  2. Дуги, прямые линии.
  3. Окружность, прямая линия.
  4. Окружности.
  5. Дуги.
  6. Условные линии в виде окружности , параллельные экватору.

Условные линии в виде полуокружности , соединяющие Северный и Южный полюсы Земли.

  1. Экватор- самая длинная параллель.
  2. Каждый меридиан соединяет Северный полюс с Южным полюсом.
  3. Северное и Южное полушарие. Экватор.
  4. Север- Юг

Запад — Восток.

Первичное усвоение знаний. Учитель. Вы знаете, что Земля вращается вокруг своей оси , за 24 часа она делает полный оборот.Как называются точки , которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось?А что такое полюс?Северного полюса впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 190 9года, Южного – норвежец Р. Амундсен 14 декабря 1911 года.Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что она покрыта пересекающимися линиями- это градусная сетка.А что же можно определить с помощью градусной сетки?Вдоль начального меридиана на глобусе и на круглой рамке карты полушарий имеются обозначения параллелей- 0˚, 10˚, 20 ˚и т .д .Эти числа указывают географическую широту.Прочтите в учебнике определение географической широты. Запишите в тетрадь.Как же определить географическую широту какого либо объекта?Вы узнаете, если прочитаете сообщение на стр.50 учебника.Для определения координат какого – либо пункта помимо широты нужно ещё уметь определять долготу.Найдите в учебнике определение долготы запишите в тетрадь.Для определения географической долготы объекта производятся те же действия, что и для определения широты.Только всё делается по отношению не к экватору, а к нулевому меридиану.А как вы думаете, можно ли определить расстояние между географическими объектами с помощью градусной сетки?Оказывается можно . Все меридианы одинаковой длины, поэтому длины их дуг величиной 1˚≈ 111 км.Длины дуг на разных параллелях уменьшаются. А каким образом?Для расчётов используют таблицу значений длин дуг 1˚ параллелей. Полюса.Полюса — точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.Координаты точек на земной поверхности.Читают определение в учебнике, записывают в тетрадь.Географическая широта- величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки.Читают определение, записывают в тетрадь.Географическая долгота- величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.Обучающиеся размышляют, дают ответы.От экватора к полюсам.Знакомятся с таблицей значений в атласе.
Физкульминутка. Приложение 4. Выполняют упражнения.
Систематизация знаний. Сравните параллели с меридианами , записи занесите в таблицу: свойства линий градусной сетки.Определите по карте атласа широту городов Москва, Санкт- Петербург, Самара , Лондон.( Необходимо показать правило записи широты)Определите широту мыса Игольный, посёлка Мирный в Антарктиде, Самое большое значение широты? Чему равна широта Северного и Южного полюсов.Определите долготу Санкт- ПетербургаМыса Челюскинг. Владивостока, Мыса Игольный. Заполняют таблицу . (Приложение 5)35˚ю.ш69˚ю.ш90 ˚90 ˚с.ш и 90˚ю.ш30˚ в.д105 ˚в.д132 ˚в.д20˚в.д
Закрепление, обобщение знаний. Приложение 6.Отметить эти точки в контурных картах.Приложение 7. Работа в парах, индивидуальная работа, группах.
Применение знаний Приложение 8. Работа в группах.
Контроль знаний. Выполнить тест на СД диске. Индивидуальная работа.
Информация о домашнем задании. 1.Параграф 19. Ответить на вопросы стр.51 учебника.Оценка» 3»2. Параграф 19. Ответить на вопросы стр.51 учебника. Выполнить задание на стр.51 учебника. « Мои географические открытия». Оценка «4»3. Параграф 19 . Ответить на вопросы стр.51 учебника. Выполнить задание на стр.51 « Мои географические открытия». Заполнить таблицу. (Приложение 9) Записывают в дневниках задание. Выбирают самостоятельно уровень домашнего задания.
Подведение итогов . Выставление оценок.
Рефлексия. Какую цель мы перед собой ставили?Как вы считаете, мы её достигли?А ваши личные цели достигнуты? Обучающиеся отвечают на вопросы.
  1. Приложение 1.
  2. Приложение 3.
  3. Приложение 4.
  4. Приложение 5.

Корабль , оказавшийся в бедственном положении, в конце каждого часа имеет 3 минуты , в течении которых радист подаёт в эфир сигналы SOS — « Спасите наши души!» . Радист должен сообщить место нахождения корабля, то есть его географические координаты. Только тогда моряки могут надеяться на помощь проходящих поблизости кораблей.Приложение 2.Дети капитана Гранта обогнули почти весь земной шар, чтобы найти место крушения корабля, так как им была известна только одна координата – широта ( 37˚ ю.ш)А как же вы находите место шахматной фигуры на игровом поле по пересечению линий, отмеченных буквами и цифрами ( Е -2, Е-4) , или место корабля при игре в « Морской бой»Ветер.Осторожно ветерЗа калитку вышел.( руки вверх и махи руками вправо- влево)Постучал в окошко.( постучать пальчиками по парте)Пробежал по крыше.( перебирать пальчиками по парте)Покачал тихонько Ветками черёмух.( руки поднять вверх, махи руками вправо- влево)Пожурил за что-то Воробьёв знакомых.( погрозить пальчиком)И, расправив гордоМолодые крылья, полетел куда-то В перемешку с пылью.( наклоны вправо- влево)С. Есенин.Свойства линий градусной сетки.

Признаки линий градусной сетки Меридианы Параллели
Направление С-Ю З-В
Длина в километрах. 20000 Разная
Длина в градусах. 180 360
Количество километров в 1 ˚ 111
Форма на глобусе Дуга Окружность
Форма на карте полушарий Дуга Дуга

Приложение 6.

1.Какие географические объекты имеют координаты? (Работа в парах)60˚ с.ш ; 30˚ в.д( Санкт- Петербург)65˚ с.ш; 59 ˚ в.д ( гора Народная)36˚ с.ш ; 6˚ з.д ( Гибралтарский пролив)53˚ с.ш; 14˚ в.д ( Берлин)53˚ с.ш; 105˚ в.д ( Иркутск) 2.Какие географические объекты имеют такие координаты? ( Индивидуальная работа)51˚ ю.ш; 70˚ в.д ( Остров Кергелен)6˚ю.ш; 105˚ в.д ( Вулкан Кракатау)19˚ с.ш; 98˚ з.д ( вулкан Орисабо)27˚ ю.ш; 109 ˚.д ( остров Пасхи)68˚ ю. 90˚ з.д ( остров Петра I )3.Определите координаты точек . ( работа в группах)Вулкан Котопахи ( Южная Америка)Озеро Эйр ( Австралия)Город Каир ( Африка).

Приложение 7.

( Дополнительное задание).

  1. Вы летите на самолёте 500 км на север, 500 км на восток, далее 500 км на юг и 500 км на запад. Прилетите ли вы в точку отправления? ( Нет, самолёт не долетит до точки отправления, т.к траекторией полёта будет не квадрат, а трапеция)
  2. Какой город расположен восточнее : Владивосток или Хабаровск? ( Хабаровск).
  3. В каком направлении от Москвы находится город Санкт — Петрбург ? ( На северо — западе).
  4. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь всё время на север? ( Нет, так как после Северного полюса путешественник будет двигаться на юг).

Приложение 8.

  1. Определите удаленность вашего населённого пункта от экватора и Северного полюса в градусах и километрах.

2.Определите удалённость вашего населённого пункта от нулевого меридиана в градусах и километрах . При расчётах пользуйтесь данными таблицы.

Географическая широта в градусах Длина дуги 1 ˚, км
0 111,30
10 109,62
20 104.63
30 96,47
40 85,38
50 71,68
60 55,79
70 38,18
80 19,39
90

Приложение 9.

№ п/п Географическая широта Географическая долгота Объект
1 18˚ ю.ш 26 ˚ в.д
2 34 ˚ ю.ш 151˚ в.д
3 30˚ с.ш 33˚ в.д
4 Москва
5 Мехико
6 Остров Святой Елены

Ответы: 1. Водопад Виктория; 2 . Сидней; 3. Каир; 4. 56˚ с.ш, 38˚ в.д;5 . 19˚с.ш, 100 ˚з.д;6. 17˚ ю.ш, 5˚з.дЛитература.

  1. Учебник . География. Планета Земля. 5-6 кл. Автор А.А.Лобжанидзе. М.- Просвещение. 2013 г.
  2. Атлас. Контурные карты. Тетрадь –тренажер.
  3. Рабочая программа . География 5-9 кл. Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М.- Просвещение 2011 г.
  4. Поурочные разработки по географии . 6 класс. М.- « ВАКО» 2012 г. Авторы: Н.А. Никитина, Е.А. Жижина.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector