Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Человечеству всегда была присуща тяга к загадочному и по этой причине, гипноз с древности вызывал у людей интерес, удивление и даже страх. Постепенно, в тайны гипноза стали проникать врачи или простые энтузиасты и появилось такое направление как – эстрадный гипноз.

Эстрадный гипноз – это разновидность шоу, которое демонстрируют на разных концертных площадках. В качестве места выступления может быть выбран не просто клуб или театр. Эстрадные гипнотизеры часто выступают в ресторанах и крупных развлекательных заведениях.

В этой статье попробуем разобраться – что это такое. Ловкое мошенничество или реально работающие методики, а также проведем сравнение между терапевтическим гипнозом и его эстрадным аналогом.

С чего все начиналось

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Австрийский врач Франц Месмер

Прообразом театрального гипноза стали театрализованные представления, которые проводили месмеристы и гипнотизеры в XVIII и XIX веках.

Месмеристы, практиковались на показах феноменов магнетизма и свое название, это направление получило от известного целителя Франца Месмера, жившего в XVIII веке.

Он был австрийского происхождения и по слухам, которыми всегда была окутана его загадочная личность, обладал выдающимися способностями.

Месмер ввел в обращение такое понятие как – животный магнетизм. Постепенно месмеризм стали ассоциировать с настоящим гипнозом, а сам термин «гипноз», был придуман шотландским хирургом Джеймсом Брайдом. Его сильно поразило в 1841 голу выступление Чарльза Лафонтена, последователя месмеризма из Швейцарии. Под впечатление от увиденного, Брайд разработал первую теорию гипноза.

Он был хирургом и отлично знал, как проводятся представления с показом элементов «электро-биологии» и магнетизма.

Однако, это не помешало Брайду увлечься данной темой и заняться ее тщательным изучением. Более того, он дружил со многими «гипнотизерами» того времени.

Например, Брайдом была сделана афиша для очередного шоу «Электро-биология», которое показал исполнитель из Америки Джордж Стоун.

Проявив известную долю креатива, Брайд описывал в афише основные моменты предстоящего мероприятия. Зрителям гарантировалось, что Стоун будет работать только с добровольцами из зала и никаких ассистентов не будет.

В афише были описаны те эффекты, которые посетители шоу увидят своими глазами, а к лючевыми моментами представления были:

  • болевые ощущения в разных частях тела;
  • изменение вкуса простой воды на любой по желанию зала;
  • потеря памяти;
  • потеря слуха, зрения и речи;
  • появление заикания;
  • превращение палки в змею.

Гарантировалось, что никакого сговора не будет и все действия исполнитель проведет без предварительной подготовки с помощниками из зала.

Приведенный список во многом соответствует дальнейшим представлениям, которые стали проводить эстрадные гипнотизеры. Современная программа таких исполнителей практически не претерпела изменений. Поменялось название и появилась возможность погружения зрителя в гипнотический транс.

Истоки скептицизма

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

самый популярный инструмент гипнотизера – маятник

Основной проблемой для артистов, выступающих в жанре эстрадного гипноза, является высокий уровень недоверия у публики и экспертов. Развитию такого отношения способствовали сами исполнители.

Когда шоу с использованием гипноза только стали появляться, гипнотизеры нагоняли вокруг себя много таинственного тумана. Многие из них пытались убедить окружающих, что обладают сверх способностями.

На практике, выступления ограничивались мощным психологически давлением с последующим внушением, и это далеко не трансовое состояния в которое погружает человека гипнотизер.

Усиливает недоверие и скудность исторических фактов о гипнозе прошлого времени. По факту, об этом явлении заговорили только с появлением термина «гипнотизм», но были и признанные мастера своего дела. В конце XIX века, в США с огромным успехом проходили выступления целой группы гипнотизеров. Руководил труппой Томас Ф. Адкин, который написал книгу «Полный курс магнетического лечения».

Отличие клинического гипноза от эстрадного

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Эстрадный гипнотизер всегда шоумен

Клинический гипноз – лечебная процедура, призванная помочь пациенту без лишних зрителей.

В большинстве случаев, врач-гипнолог работает с пациентом индивидуально, без привлечения помощников. Манера поведения врача, кардинально отличается от того, что делает гипнотизер на эстраде. Его задача, оказать максимально возможную помощь пациенту, а не развлечь публику. Артист напротив, старается угодить зрителям и показать им яркое шоу.

Эстрадный гипноз – действие на сцене с элементами шоу и предназначенное только для развлечения.

Интересное видео по эстрадному гипнозу

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Наиболее популярный номер эстрадного гипноза

На просторах интернета, можно найти огромное количество видеоматериалов, посвященных эстрадному гипнозу. Есть обучающие видео или рассматривающие эту тему с критической точки зрения. Простому зрителю интереснее посмотреть, как это работает на практике. Среди множества эстрадных гипнотизеров можно выделить Дмитрия Домбровского.

У исполнителя есть две программы, не только развлекающие зрителей, но и дающих им полезную информацию:

  • «Откройте в Себе Талант»;
  • «Гипноз-Шоу Домбровского».

В шоу участвуют зрители из студии и происходящее на сцене оставляет глубокие впечатления. В программах синтезирован юмор, познавательный рассказ и прямой эксперимент. Посмотреть эти видео стоит.

Как научится эстрадному гипнозу

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Эстрадный гипнотизер имеет характерный и пронзительный взгляд

У многих, заинтересованных темой эстрадного гипноза, возникает желание научиться этому загадочному искусству. Благо, сейчас масса курсов, предлагающих освоить эту технику, однако, не стоит рисовать себе слишком радужных надежд.

Отправившись на курсы гипноза человек думает, что после обучения ему будет достаточно взмаха руки, чтобы ввести любого в транс. На практике, это практически невозможно, и на таких курсах обучают лишь азам классического гипноза.

Для использования техники в реальной жизни, необходимо найти человека, который добровольно решит участвовать в эксперименте. Тогда, можно применить полученные знания на практике, погружая человека в состояние амнезии или зрительных галлюцинаций. По существу, являясь частью стандартного гипноза, эстрадный доступен и для самостоятельного изучения.

Научится технике погружения человека в транс, может практически любой, не посещая никаких курсов. Для определенной категории людей, изучение гипноза будет даваться более легко. Это личности с ярко выраженными качествами лидера и понимающие человеческую психологию.

Чтение книг по психологии и наблюдения за поведением окружающих, во многом способствуют обучению гипнозу. Развить в себе волевые качества и высокую концентрацию помогают несколько простых приемов. Для их выполнения достаточно:

  • заставлять себя молчать, когда хочется выговориться;
  • контролировать свое раздражение при выполнении скучной или неприятной работы, делая дело добросовестно и тщательно;
  • отказаться от вредных привычек;
  • при провокации на конфликт сдерживать свои эмоции и не отвечать агрессией;
  • рисовать одновременно разными руками круг и квадрат.

Профессиональные гипнотизеры отличаются своеобразным взглядом, пронзительным и немигающим. Это необходимо для надежного зрительного контакта с человеком, и гипнотизер способен подолгу смотреть в глаза собеседнику не отрываясь.

Чтобы выработать такой взгляд используется простая техника на небольшом предмете. Объект должен находиться примерно в метре от глаз и сосредоточившись на нем, сначала стараются смотреть не моргая в течение минуты. Постепенно, время концентрации увеличивают, доводя его до 10 или 15 минут.

Полезная литература по эстрадному гипнозу

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

  • Не стоит путать литературу по магии с книгами по гипнозу
  • Расширить свой кругозор в теме классического и эстрадного гипноза поможет литература, написанная признанными мастерами.
  • Книг на эту тему издано очень много и среди них можно выделить следующих авторов:
  1. Александр Черепанов – «Эстрадный гипноз» в двух томах. Александр Черепанов является президентом ассоциации гипнотизеров России. Известный гипнолог руководит университетом и проработал эстрадным гипнотизером более 30 лет. В своей аннотации к книге он написал, что хочет передать свой многолетний опыт молодому поколению.
  2. Григорий Гутман – статьи в различных источниках. Хотя Гутман не писал книг по гипнозу, однако он дал множество развернутых интервью по этой теме, из которых можно почерпнуть огромное количество полезной информации. Он впервые в СССР ввел гипноз в программу выступлений. Мастер проработал на сцене более 60 лет, был невероятно популярен и провел порядка 20 тысяч сеансов гипноза.
  3. Михаил Шойфет – «Нераскрытые тайны гипноза». Михаил Шойфет был не только отличным эстрадным гипнотизером, но и историком этого искусства и гипноза в целом. Разработал оригинальную методику психофизической саморегуляции организма человека. Был преподавателем Академии психологии при РАН.
  4. Виталий Евтушенко – «Энциклопедия гипнотических техник». Виталий Евтушенко не только успешно выступает на сцене как эстрадный гипнотизер, но и является практикующим врачом-гипнологом. Ему присвоена высшая степень врача-психотерапевта и в центре под его руководством, успешно избавляют от вредных привычек при помощи гипноза.

Эстрадный гипноз чудеса на сцене или мистификация

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Вовлеченность зала помогает внушить необходимое

Представления по эстрадному гипнозу производят впечатление, что гипнотизер полностью контролирует сознание зрителей. Действительно, чтобы достичь необходимого эффекта, выступающему приходится прикладывать серьезные усилия.

Однако, все номера держатся на внушаемости, аудитории которая в едином порыве поддается общему восхищению и интересу. Как ни странно, создать требуемой настрой у группы людей проще чем у одного человека. Если в зале будет присутствовать скептик, то он вряд ли ответит общим чувствам и разделит восторг окружающих.

Эстрадные гипнотизеры, в первую очередь, отличные психологи и прекрасно вычисляют среди зрителей тех, кого можно привлечь к участию в представлении. Многие психотерапевты считают, что такие зрителя хотят побыть в центре внимания, побороть свои фобии и страхи или просто сделать приятное окружающим.

Однако, среди действительно профессиональных гипнотизеров, встречаются и откровенные мошенники. На этот факт указывают многие известные мастера данного жанра. В частности, Ормонд Макгилл написал книгу подробно рассказывающей о тонкостях его профессии. Он привел там множество примеров сговора исполнителя шоу с участниками.

Недобросовестные исполнители используют одну из следующих стратегий:

  1. Явный обман, при котором «гипнотизер» применяет приемы из арсенала фокусников – как минимум ловкость рук.
  2. Подбор участников с применением методов психологии и просьбой проделать определенное действия. По результатам теста, отбираются те, кого потом приглашают на сцену.
  3. Готовность участника выполнять команды «гипнотизера», поскольку на сцене сосредоточено все внимание и ожидание зрительного зала.

Используются и такие виды обмана:

  1. Ситуация вызова. Этот прием основывается на убеждении и подмене понятий. Например, ведущий объявляет участнику: «У вас парализовало руки, и вы не можете их поднять». Далее, не дается никаких указаний и создается иллюзия проблемы, для решения которой необходимо приложить определенные усилия.
  2. Трюки не имеющие отношения к гипнотическому трансу. В литературе посвященной обучению эстрадному гипнозу, достаточно часто, можно встретить описания приемов, которые рассчитаны на ловкость рук ведущего. Навыков гипноза в таких случаях не требуется, главное – приложение физических усилий и самовнушение зрительного зала. Ярким примером может служить номер, в котором человек держится между двух стульев. Тело его деревенеет и превращается в несгибаемую доску. Секрет эффектного трюка кроется не сомнамбулическом состоянии участника, а в правильном расположении его тела на стульях.
  3. Приглашение на сцену подставных участников, наиболее популярный вид обмана в силу своей простоты и доступности. Начиная представление, «гипнотизер» вызывает на сцену поставное лицо и показывает с ним несколько номеров. Потом приглашаются зрители из зала, которые начинают подражать реакциям предыдущего испытуемого. Для усиления эффекта, подставных зрителей вызывают и на кульминацию представления.
Читайте также:  Как получить реалистичный телесный оттенок

Отличие лечебного гипноза от эстрадного

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

При лечебном гипнозе с человеком работают индивидуально, в спокойной обстановке

Выше, уже было отражено основное отличие лечебного и эстрадного гипноза. На практике, отличается и состояние участников. На сеансе лечебного гипноза человек полностью расслабляется и достигает состояния внутреннего покоя.

Его не заставляют совершать поступки, которые идут в разрез с его характером, привычками и убеждениями.

На сцене, напротив, участнику предлагается выполнить достаточно странные поступки, которые в обычной жизни ему совершенно чужды.

Поскольку эстрадный гипноз предназначен для развлечения зрителей, гипнотизер должен быть наделен изрядными артистическими навыками. В противном случае, его представление просто не вызовет интереса у публики. Для того чтобы настроить зрителей на «нужную волну», нередко, перед выступлением, ведущий читает небольшую вводную лекцию.

Гипнотерапия, в первую очередь – это один из современных методов лечения. Профессиональные гипнологи помогают людям избавиться от застарелых страхов, фобий или избавиться от пристрастия к пагубным привычкам. Встречались случаи, когда при помощи гипноза люди излечивались от тяжелейших заболеваний. В своей работе, психотерапевты, лечащие при помощи гипноза, применяют строго научные методы.

Эстрадный гипноз, в основе своей, несет использование трюков, основанных на выигрышной ситуации или откровенных уловках. Однако, сказать, что научить эстрадному гипнозу легко, нельзя. Не все люди обладают артистическими дарованиями и способны освоить технику фокусников. Помимо этого, эстрадный артист этого жанра, должен обладать гипнотическими навыками.

Заключение

Владение гипнозом дает большие возможности обладателю таких техник. Можно помочь своим близким или с успехом использовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице.

Эстрадный гипноз, достаточно сильно отличается от классического. Научиться этой методике можно, но необходимо приложить определенные усилия, как и в любом деле.

Главное, найти действительно профессионального преподавателя и помнить об этической стороне дела.

Видео – Гипноз на ТНТ с Домбровским (8)

Что такое эстрадный гипноз?

Мы привыкли воспринимать гипноз, как один из методов лечения психологических или физических заболеваний. Но спектр его применения гораздо шире.

Пример тому — эстрадный гипноз, используемый в развлекательных целях. Это своеобразное шоу, где иллюстрируют яркие номера, возможно, даже со спецэффектами.

Такое действие наглядно показывает, насколько состояние транса отличается от нашего привычного сознания.

Как гипнотизировать на сцене: по шагам

Немного предыстории

В XVIII и XIX веках были популярны театральные зрелища с использованием эстрадного гипноза. Представления наглядно демонстрировали магнетические способности.

Людей, которые проделывали такие трюки, называли месмеристами, в честь Франца Месмера — целителя, обладающего сверхспособностями и лечившего болезни магнитом. Такое название придумал шотландский хирург Джеймс Брайд, который создал теорию магического гипноза.

У него был повышенный интерес к этому явлению, к тому же он отлично знал, как создаются подобные «фокусы».

В афишах представлений Джейс Брайд описывал следующее: «В демонстрации будут принимать участие гости из зала, а не подсадные лица месмериста. Эти люди будут полностью подчинены его воли — лишаться памяти, зрения, слуха, забудут свои имена, близких, друзей.

По воле гипнотизера с ними будут происходить интересные вещи: обычный предмет покажется им страшным зверем, вкус воды изменится на вкус уксуса, шоколада или меда. У них будут возникать спазмы, судороги или болевые ощущения.

Подобное будет явью, никакого обмана или подставы здесь нет».

С тех времен подобные представления сильно не изменились. Но стоит отметить, что подход к введению в транс сегодня немного другой. К эстрадному гипнозу относятся по-разному.

Отчасти это связано с тем, что на заре его популярности, месмеристы убеждали зрителей в том, что они наделены сверхспособностями.

На самом же деле, речь идет о психологических приемах, которые рассчитаны на внушаемость публики.

Тем не менее история сценического гипноза насчитывает не один десяток настоящих мастеров. В конце XIX века большой вклад в это направление сделали Ксенофолт ЛаМотт Сейдж, Томас Ф. Адкин, Сильвен А. Ли, которые гастролировали по всей Америке.

Что представляет собой эстрадный гипноз

В XIX веке месмеристы стали называть себя эстрадными гипнотизерами, но продолжали настойчиво уверять, что обладают сверхспособностями, в частности, телепатией. О том, что эстрадный гипноз основывается на внушении и гипнотическом трансе, начали говорить значительно позже. Это вызвало бурю возмущений, ведь получалось, что ранние выступления основывались на обмане.

Так, в частности, заявляли современники, утверждая, что успех их предшественников на 100% зависел от внушаемости и податливости публики. Американский гипнотизер Крескин яркий тому пример. Более 20 лет он применял метод внушения для своих выступлений.

Это первый месмерист, который открыто говорил об обмане в сценическом гипнозе, утверждая, что это обычная реакция на внушение, а не сверхъестественные способности.

Крескин также высказывался по поводу того, что в мире недооценивают влияние гипнотического внушения. Таким образом, он вошел в число разрушителей теории, что состояние транса — это сон.

Еще один гипнотизер Алекс Цандер также разуверился в гипнозе, на котором строилась его карьера. В своей книге он писал: «Все, что показывают со сцены, — это не гипноз, это лишь его иллюзия».

Цандер также обострил внимание на разнице между «гипнотизмом» и «гипнозом». Сценические шоу, по его мнению, относятся как раз к первому варианту.

Таким образом, споры о сценическом гипнозе продолжаются по сегодняшний день. Правильнее будет сказать, что он основан на психологической нестабильности и внушаемости зрителей, которые становятся участниками самообмана.

Эстрадный гипноз и обман

Со стороны эстрадный гипноз выглядит как контроль сознания зрителей. И в самом деле, эффект достигается с помощью действий, которые требуют некоторых усилий гипнотизера. Но все трюки основаны на внушаемости зрителей, которые поддаются коллективному интересу и восхищению. Если на шоу придет скептически настроенный человек, с большой вероятностью он не вольется в коллективный восторг.

Сценические гипнотизеры сразу видят людей, которых могут отобрать для участия в представлении.

Психотерапевты уверены, что трюки срабатывают только на тех, кто хочет хоть некоторое время побыть в центре внимания, побороть свои страхи, фобии или же угодить окружающим.

Известные мастера сценических представлений часто описывают обманные приемы. Ормонд Макгилл в своей книге писал о случаях сговоренности участника шоу и его исполнителя.

Эксперты сценического гипноза утверждают, что метод основывается на одной из таких стратегий:

  1. Обман публики. Очень часто эстрадные гипнотизеры используют фокусные приемы, например, ловкость рук.
  2. Правильный отбор участников. Перед тем как выбрать людей из зала, месмеристы просят предварительно проделать действие, в результате которого вычисляют особо внушаемых личностей.
  3. Уступчивость участника. Часто добровольцы выполняют команды гипнотизера только потому, что чувствуют на себе повышенное внимание и ожидание публики.

При этом ведущие представлений используют такие уловки:

  1. Вызов участнику. Этот хитрый прием основывается на убеждении. Например, ведущий говорит: «Вы не сможете встать со стула, потому что у вас отказали ноги». При этом больше не дается никаких подсказок и указаний. Так создается иллюзия проблемы, и прилагаются усилия на ее преодоление.
  2. Ложные гипнотерапевтические трюки. Практически во всех книгах, обучающих эстрадному гипнозу, описываются приемы ловкости рук. Они не требуют навыков гипнотерапии. Все, что нужно, — это физические усилия и самообман зрителей. Самый яркий пример — это трюк удержания человеческого тела между стульев, когда оно становится несгибаемым подобно доске. На первый взгляд, это выглядит эффектно, но мало кто знает, что здесь не нужен никакой гипноз. Главное, это удачно расположить участника на стульях.
  3. Подставные участники. Знатоки сценического метода утверждают, что такие приемы используются в большинстве случаев. В начале представления ведущий может вызвать подсадное лицо, а затем остальных зрителей. Как правило, публика подражает их реакции. Также подставные лица часто принимают участие в кульминации представления, чтобы шоу выглядело эффектней. В этом случае достаточно одного-двух подставных участников.

Связь между медициной и сценическим гипнозом

Есть много приверженцев сценического гипноза, которые утверждают его причастие к «настоящему» состоянию транса. Но подтвержденных клинических доказательств этому нет. Некоторые издательства печатали о том, что гипноз начали применять в медицине еще до открытия морфина и эфира.

Также есть информация, что в тот период проводились сложнейшие операции, после которых больные быстро шли на поправку. Данный факт подтверждал английский врач Джеймс Эсдайл, который провел немало операций во время медицинской миссии в Индии.

В то время понятие «гипнотизм» еще не получило широкого распространения.

Но представители независимой комиссии опровергали эффективность гипноза, утверждая, что операции с использованием данного метода приводили к неистовой боли пациентов на операционном столе.

Теодор Барбер, который возглавлял одну из экспертных групп, говорил о том, что такие пациенты находились под действием транквилизаторов.

Также Барбер был убежден, что людей с высоким болевым порогом ничуть не меньше тех, которые поддаются гипнозу.

Таким образом, существование успешных хирургических операций, при которых был задействован гипноз, не доказано. Некоторые операции были даже представлены на широкое обозрение публики, но, по мнению экспертов, это было из той же оперы, что и сценические представления.

Читайте также:  В каких единицах измеряют азимут. Что такое азимут в географии?

Различия между гипнотерапией и сценическим гипнозом

Как уже было сказано выше, сценический метод имеет мало общего с лечебной гипнотерапией. В последнем случае человек пребывает в состоянии полного покоя и никогда не совершит действий, противоречащих его внутренним убеждениям. Эстрадный гипноз, в свою очередь, вынуждает людей проделывать необдуманные и порою странные поступки, которые больше похожи на веселье.

Сценический гипноз проводится для развлечений публики. Ведущий гипнотизер должен обладать артистическими навыками, иначе представление не вызовет интерес у зрителей. Особую популярность сценический гипноз завоевал в зарубежных странах. Перед основной программой ведущий проводит вводную лекцию, которая настраивает людей на состояние транса.

В основе гипнотерапии лежит целебное свойство. С ее помощью люди побеждают страхи, фобии, отказываются от алкоголя и курения, а порою даже вылечивают тяжелейшие заболевания. Данный метод не имеет ничего общего с развлекательными шоу, которые проводятся на телестудиях или в концертных залах.

Эстрадные гипнотизеры используют хитрые трюки, основывающиеся на преимуществах ситуации и уловках. Тем не менее обучение сценическому гипнозу нельзя назвать простым, поскольку не каждый человек обладает артистическими навыками.

К тому же данный метод требует ловкости рук, психологических уловок и, конечно же, гипнотических навыков. Если вы хотите овладеть навыками гипноза, можете обратиться за помощью к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Эстрадный гипноз — как это реально происходит. Перевод лекции эстрадного гипнотизера Ормонда МакГилла

Ормонд Макгилл (Ormond Mcgill) был мастером гипноза, международным преподавателем гипнотерапии, сценическим гипнотизером, всемирно известным иллюзионистом.

Он также известен как прародитель американских гипнотизеров.

Ормонд Макгилл был одним из первых членов правления Национальной гильдии гипнотизеров, и каждый год на их съезде вручалась — “Ормонд Макгилл” лучшему гипнотизеру года.

Правила Ормонда МакГилла (из книги Торстен Гавенер «Чтение мыслей: примеры и упражнения»)

1. Мысли ваших собеседников должны крутиться вокруг заданной идеи: «Молоко пахнет плохо». Только после вашего предположения, что свежее молоко пахнет плохо, эту идею могут подхватить остальные. Вся энергия теперь сосредоточена вокруг этого. Собеседник неожиданно начинает воспринимать действительность так же, как и вы.

Хотя до внушения никто даже не задумывался о том, что у молока может быть плохой запах. Друзья слепо доверяют вашим суждениям по принципу «если ты выносишь подобные суждения, значит, у тебя есть на то причина!». После того как вы предложили идею, которую собеседники восприняли, мысли присутствующих будут вертеться именно вокруг нее.

Чистое, непредвзятое суждение по поводу затронутого предмета станет уже практически невозможным.

2. Когда вы хотите захватить мысли собеседников своей идеей, крайне важным условием является, как вы ее озвучите. Необходимо высказывать суждение очень уверенно. В ваших словах не должно проскальзывать и тени сомнения. Если у остальных будет хотя бы малейший повод засомневаться в вашей правоте, внушение не состоится.

3. Ваше внушение должно восприниматься окружающими без критики. Потому важен правильный подбор слов и аргументов. Об этом мы еще поговорим позднее.

4. Ваше внушение должно быть правдоподобным. Это ведь вполне возможно, что поставленное вами на стол молоко – кислое. Но ваши внушения не должны заходить за грань реалистичности! Предположим, вы говорите: «Молоко пахнет как красное вино». Такое суждение кажется слишком уж невероятным, поэтому такому внушению поддадутся немногие.

Лучше всего действуют такие внушения, которые ваш собеседник подсознательно хотел бы принять. Человек, страдающий от боли, например, хочет только одного – чтобы боль исчезла. В этом случае он поверит всему, что дает надежду на облегчение.

Но все же довольно бессмысленно просто говорить: «Твоя боль исчезла!» Лучше использовать следующий вариант: «Закрой глаза и начинай расслабление. Чем больше ты расслабляешься, тем меньше становится твоя боль. И так до тех пор, пока ты совсем не перестанешь ее замечать. Ты чувствуешь, как она становится все слабее и слабее.

И вот ее уже совсем нет! Сейчас ты откроешь глаза, будешь все таким же расслабленным и не ощутишь боли. Открой глаза и почувствуй, что боль ушла!» Это проверенный способ до какой-то степени облегчить боль.

Моя жена Кристиана – мастер внушений! Я пишу эти строки, находясь в чудесном доме в Тоскане. Но, к сожалению, в ходе этого отпуска двое наших детей заработали воспаление среднего уха и вынуждены принимать антибиотики. Дочка пьет их без проблем, а вот сын противится до тошноты.

Правда, есть один сироп от кашля, который ему очень нравится. И Кристиана этим пользуется. Она спрашивает сына, не хочет ли он этого сиропа, на что он всегда соглашается. Она берет ложку, в которую обычно наливают сироп, и наполняет ее раствором антибиотика.

Сын безропотно выпивает лекарство, хотя, по идее, он должен был бы узнать его вкус. Никаких криков и оплевываний. Вот так внушения можно применять в повседневной жизни. Некоторые из вас могут подумать, что эта история показывает всего лишь, как можно обхитрить ребенка для его же блага.

Это правда. Но в данном случае это одно и то же.

Конструирование реальности посредством речи

«Речь – это тело мышления», – так считал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, размышляя о функциях речи.

Он говорил, что посредством речи мы контактируем с другими людьми, мы можем задеть кого-то, ранить, влюбить в себя или оскорбить – все это возможно только с помощью слов. Не проходит ни одного дня, чтобы мы не использовали слов.

Тайну языковой речи я использую во многих своих сценических экспериментах. При помощи слов я могу создать на сцене иную реальность. Моменты, когда мне это удается, лично для меня – самые прекрасные.

Важнейшие волшебные слова под лупой

Могу я доверить вам одну тайну? То, о чем вы прочитаете в этой главе, сильно вас обеспокоит.

Поэтому, если вы очень чувствительны или имеете моральные предубеждения против манипуляций, вам ни в коем случае не следует читать дальше.

Но! Я не знаю больше ни одной книги, за исключением той, что вы держите сейчас в руках, где можно было бы прочитать о самых темных методах применения манипулятивной психологии.

Если вы все же читаете эти строки, значит, мне успешно удалось применить первую вербальную технику контроля. Для ее осуществления необходимо вызвать у объекта манипуляции страх.

Техника контроля применяется довольно редко, но является крайне продуктивной, когда дело касается управления вниманием.

Каждую мою вечернюю программу я начинаю со слов: «Я знаю, что увиденное сегодня очень обеспокоит некоторых из вас, но я все же покажу вам это». Такие слова обеспечивают мне внимание публики с первых секунд шоу.

Вы можете использовать эту технику всякий раз, когда вам необходимо привлечь внимание собеседника.

Например, новый партнер по бизнесу спрашивает о вашем хобби, и если вы хотите, чтобы он внимательно выслушал ответ, просто скажите: «Вы действительно хотите знать ответ? Многие люди пугаются, когда я рассказываю о том, чем занимаюсь в свободное время… Пожалуйста, подойдите поближе, я не хочу, чтобы кто-то еще это услышал». Можете быть уверены, ваш собеседник оставит все дела и выполнит ваши указания.

Вторая, уже упомянутая мною, техника заключается в том, чтобы доверить тайну. Хотите, чтобы к вашим словам прислушались, просто скажите тихо: «Я расскажу вам одну тайну». На вас сразу же обратят внимание, ведь тайны – это всегда так увлекательно.

Для этих же целей можно использовать и другие фразы: «Обычно я предпочитаю не говорить об этом, но…», или «Вы должны мне пообещать, что это останется между нами», или «Никому об этом не говорите…».

Помните, я рассказывал вам о разговоре, который случился со мной на одном приеме? Мой собеседник тихо спросил: «Можно, я задам вам личный вопрос?» – и на это обратили внимание все сидевшие за столом.

К такому вступлению следует еще добавить заговорщицкий вид: наклонитесь к своему собеседнику и говорите тише, чем до этого. О тайнах ведь никогда не кричат.

Роберт Чалдини в своей книге «Воздействие. Психология убеждения» описывает, как американский официант по имени Винсент смог в разы увеличить свои чаевые при помощи такой техники.

В Америке официанты обычно стремятся предложить гостям самые дорогие блюда, так как ресторан не выплачивает им фиксированную заработную плату. Их доход – это процент от конечной суммы счета.

Чем больше счет, тем, соответственно, выше заработок официанта.

Но Винсент не пытался топорно навязать гостям самые дорогие блюда, он действовал гораздо тоньше. В момент заказа Винсент слегка наклонялся вперед и говорил: «Я должен кое-что вам сказать. Боюсь, блюдо, которое вы выбрали, сегодня удалось не слишком хорошо. Позвольте предложить вам вместо него X и Y».

Блюда, которые он предлагал, стоили немного дешевле, чем то, что собирались заказать гости, – казалось, Винсент идет против своих интересов на благо посетителей. Однако именно таким образом он завоевывал их доверие, и размер чаевых увеличивался.

Кроме того, он получал карт-бланш на рекомендации по выбору вина и десерта! А ведь посетители без его рекомендаций могли их вообще не заказать.

Итак, если вы хотите добиться чего-то от определенного человека, хорошо бы обеспечить себе козырь в рукаве. Именно это вы делаете, доверяя ему тайну. Вы теперь знаете, как пользоваться этим приемом, но, пожалуйста, пусть это останется между нами…

Слово «или»

Словечко «или» нами недооценивается. Однако с его помощью одной автомастерской удалось более чем в два раза увеличить продажи стеклоочистителей. Вы удивитесь: «Как им это удалось?» Очень просто.

Когда машину привозили на плановое обслуживание, сотрудники мастерской спрашивали: «Вы хотите простую проверку или нам также следует заменить стеклоочистители?» Отдельное предложение этой опции привело к тому, что очистители стали лучше продаваться.

Итак, мы вывели полезную формулу, которая звучит так: «Только X или также Y?» Тем временем у этой мастерской появилось множество последователей.

Повсюду теперь можно услышать: «Вам только картошку фри или закажете еще соус?» – «Вы хотите только заправиться или выпьете еще чашечку кофе?» – «Хотите забронировать только мой доклад или также семинар для своих сотрудников?» – «Вы хотите приобрести только радиоуправляемую машинку для своего сына или предложить вам подходящие батарейки?» Вот видите, эта формула может применяться где угодно.

Читайте также:  Морской узел восьмерка как завязать. Основные Морские Узлы

Эстрадные гипнотизеры

Эстрадные гипнотизеры

Другим распространенным источником ложных представлений о гипнозе является деятельность эстрадных гипнотизеров. Причем современные шоу чрезвычайно похожи на публичные представления самых первых месмеристов и демонстраторов «биологического электричества»: сходная техника, более-менее одинаковая цель — удивить публику.

Именно благодаря сцене и происходящему на ней мы часто представляем себе гипнотизера колоритной и авторитарной личностью: «Вы заснете прямо сейчас! Вы под влиянием моих чар!» Гипнотизер размахивает руками, как будто действительно управляет некой реально существующей электрической или магнитной субстанцией, и театрально проводит пробы, подтверждающие гипнотическое состояние. Например, проба на левитацию рук или на сцепление ладоней, при которой испытуемый сводит ладони вместе, и ему говорят, что он уже не может их развести. Затем выступающий заставляет загипнотизированных людей производить самые необычайные (а порой и бессмысленные) движения. Обычно выбор сводится к частичной или полной каталепсии, когда человеческое тело напрягается и твердеет. Наиболее впечатляющий трюк в данной области получил название «человек-доска»: испытуемого в состоянии полной каталепсии кладут на два стула так, чтобы его голова покоилась на одном, а щиколотки — на другом. Затем ассистентка (непременно красивая) или кто-нибудь из зрителей может встать на абсолютно твердое тело распростертого человека. Существует и более драматичный вариант, когда на живот «жертве» кладется подушка с булыжником, по которому кувалдой бьют со всей силы. Можно еще заставить парочку-другую испытуемых поболтать на марсианском диалекте, забыть, как считают до десяти или вынудить мужчин повозиться с младенцем.

Другим часто эксплуатируемым гипнотическим феноменом на сцене являются галлюцинации. Человек может, например, танцевать с метлой, думая, что это — Мэрлин Монро.

Еще один популярный трюк — анестезия, когда испытуемый с легкостью переносит ощущения, которые при других обстоятельствах оказались бы болезненными; например, протыкает иголкой ладонь, держит руку в ледяной воде и тому подобное. Анозмия — потеря обоняния — заставляет индивида принимать нашатырный спирт за розовое масло.

Искусный гипнотизер держит на сцене одновременно несколько испытуемых, играющих разные роли. Он может использовать также постгипнотические внушения, сказав, например, человеку (жертве), что каждый раз, услышав звонок, он будет вести себя как Элвис Пресли.

Гипнотизерам сцены приходится все это проделывать потому, что в первую очередь они призваны развлекать зрителей. Даже если они начинают с мягкой релаксации, то потом им необходимо при первой же возможности перейти к более эффектным внушениям.

Приведенные мною примеры в большинстве случаев всего лишь забавны, но существуют также шоу, унижающие личность, эксплуатирующие тему сексуального поведения или поведения, связанного с отправлением туалета. «Вы потеряли одну из ваших грудей.

Вернитесь на свое место и поищите ее», — такого рода вещи… Однако есть у подобных эстрадных представлений один маленький секрет: многие испытуемые загипнотизированы не по-настоящему.

Тем серьезно изучающим гипноз студентам, которые хотели бы заняться гипнотическим шоу в развлекательных целях, рекомендуется забыть все попытки законного использования гипноза во время представления… Опыт показывает, что шоу должно быть до некоторой степени сфальсифицировано, тогда публике будет действительно интересно.

В своей автобиографии Марк Твен рассказывает об одном шарлатане, который показывал гипнотическое представление в его родном городе, когда Твен был еще ребенком.

Каждый раз, на ночь глядя, он убегал к нему, а однажды набрался мужества и сам вышел на сцену в качестве испытуемого, чтобы испробовать на себе, каково это — совершать странные и неприличные движения.

Он не был по-настоящему загипнотизирован и творил на сцене, что хотел, и о каждом его действии «гипнотизер» информировал публику: «Конечно, я только что приказал ему это сделать. Он находится под моими чарами!»

По понятным причинам у гипнотизера во время представления отсутствует возможность введения испытуемого в глубокий транс, что требует времени и терпения.

Так публике внушается ложная идея о всемогуществе гипнотизера: «Посмотрите-ка на этого парня! Ему стоит только дотронуться до человека пальцем, и тот уже спит!» В свою очередь, следствием идеи о всевластии является опасение, что какой-нибудь незнакомец может внезапно ввести вас в транс, скажем, в поезде, и использовать это в собственных целях.

При просмотре телевизионных версий шоу с применением гипноза следует помнить о том, что, по всей вероятности, первый этап подготовки испытуемых прошел до начала передачи.

Во-первых, так экономится эфирное время, а во-вторых, показ по телевизору методики погружения в транс запрещен (по крайней мере, в Великобритании), чтобы исключить возможное влияние на телезрителей и чтобы люди по всей стране не начали практиковаться на знакомых и родственниках. Представьте, как несовершеннолетний подросток внушает отцу: «Пап, ты определенно хочешь увеличить сумму моих карманных денег!»

Иногда выступающий на сцене гипнотизер может пойти «коротким» путем и надавить на сонную артерию возле уха испытуемого. Таким способом быстро достигается состояние псевдотранса, а точнее — легкого обморока, поскольку надавливание на артерию препятствует поступлению крови в головной мозг.

Чаще, однако, сажают среди публики парочку «подсадных уток», которые являются либо подходящими для гипноза объектами, либо хорошими актерами. Когда гипнотизер приглашает добровольцев на сцену, эти его приятели поднимаются первыми.

Он или действительно гипнотизирует их, или только делает вид; в любом случае, когда при помощи простой пробы проверяется, у кого из вышедших на сцену хорошая внушаемость, такие люди остаются, а остальные отправляются восвояси, ибо индивиды с хорошей внушаемостью способны с успехом заменить настоящих «уток».

Они могут быть загипнотизированы или внушить себе, будто загипнотизированы — не важно, поскольку, будучи выбранными, они потехи ради с радостью участвуют в представлении. Мне говорили, что практически любой из нас в состоянии выдержать даже трюк «человек-доска», хотя, вероятно, и не так долго, как по-настоящему загипнотизированный.

Другими словами, успешному гипнотическому зрелищу благоприятствуют следующие факторы. Во-первых, выходящие на сцену уже готовы слушаться гипнотизера. Во-вторых, простые пробы исключают недостаточно восприимчивых людей. В-третьих, нервозное состояние повышает внушаемость испытуемых.

В-четвертых, присутствие публики, заинтересованной в проявлении силы гипнотизера, делает людей более склонными к гипнотизации. В-пятых, когда другие видят, как первый человек оказывается под гипнозом, это увеличивает шансы для второго и так далее (эффект домино).

В-шестых, если у гипнотизера есть приятели среди зрителей, то на него работают и элементы давления группы.

Когда вы сидите в зрительном зале и наблюдаете за работой гипнотизера, то у вас может сложиться впечатление, будто люди, которые в большей или меньшей степени валяют дурака, абсолютно не осознают, что делают.

Однако это не так, и я еще много раз повторю на протяжении всей книги: с помощью гипноза нельзя заставить человека делать то, что не свойственно ему в обычном состоянии.

Можно ослабить влияние сдерживающих факторов, свойственных данной личности, или (рассматривая то же самое под другим углом) выявить скрытые таланты человека, но и только.

И причина этого кроется в том, что, несмотря на состояние транса, часть вашего сознания постоянно находится в режиме полной боевой готовности. Если человек готов прилюдно дурачиться, ему стоит только уверить себя: «Это же ради смеха, значит, я справлюсь!» Если же попросить его сделать что-нибудь чересчур нелепое или унизительное — он найдет способ отказаться.

Американский психолог Джордж Эстебрукс рассказал интересную историю:

Гипнотизер давал сеанс в провинциальном театре. Один человек из публики, достойный член общества, дьякон местной церкви, оказался очень хорошим объектом.

Оператор заставил его стоять на голове, лаять, бегать по сцене на четвереньках и снять с себя значительную часть одежды, в общем, вести себя крайне неподобающим образом. Затем гипнотизер разбудил испытуемого, и тот моментально сбил его с ног сильным ударом.

Чтобы все вышеописанное могло произойти, объект должен был быть уж очень хорошо поддающимся гипнозу. Во время легкого транса вы находитесь в полном сознании, и вас нельзя заставить делать нелепые вещи.

В состоянии глубокого транса вы становитесь более податливыми, но часть вашего сознания остается начеку, и это подтверждается тем, что дьякон запомнил все происходившее.

По всей вероятности, хороший дьякон мог бы сопротивляться и, несомненно, сопротивлялся бы выполнению дурацких заданий, но наш герой соглашался с внушениями ради смеха и только в конце так засмущался, что, не выдержав напряжения, накинулся на гипнотизера.

В дальнейшем я еще коснусь вопроса: существует ли для эстрадного гипнотизера еще какая-нибудь опасность, помимо смущения испытуемых? Здесь мне было важно показать, что из таких шоу мы черпаем некоторые ложные идеи о гипнозе. Тем не менее, и эти представления на сцене не лишены значимости.

Исторически, во времена, когда гипноз был не в чести у медиков и ученых, выступления гипнотизеров в театрах и цирках сохраняли живым это искусство и подогревали интерес широких масс. И этот интерес не угас.

Работа по-настоящему профессионального эстрадного гипнотизера завораживает и помогает нам понять, что многие возможности человеческого мозга в повседневной жизни скрыты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector