Как написать киносценарий

Задаваясь вопросом о том, как писать сценарий, важно понимать, что это не просто ваш талант и сырое творчество. Написание сценариев определяется некоторыми правилами и приемами, соблюдая которые, можно со временем научиться писать работы, заслуживающие внимания масс. Что это за правила? Читайте далее.

Главная идея

Идея — первое, с чего начинается ваш сценарий. При этом хорошая идея еще не означает, что ваш сценарий удастся, зато плохая идея совершенно точно приведет к плохому сценарию.

Как написать киносценарий

Будьте придирчивы к тому, что собираетесь положить в основу вашего будущего фильма. Большинство начинающих сценаристов делают именно такую ошибку — считают, будто они придумали замечательную идею, когда на самом деле она совсем не такая свежая и интересная, как они себе представляют.

Кратко запишите свою идею, не больше двух предложений. Хорошая идея должна звучать оригинально, но при этом просто и интересно. Прочтите ее. Так ли это? 

Проведите эксперимент: соберите мнения знакомых о вашей идее, но не раскрывайте перед ними свое авторство. Если большинство останется незаинтересованным, вам определенно лучше писать о чем-то другом.

Как найти идею

Ищите вдохновение в окружающем мире. Носите с собой блокнот и записывайте туда все интересные мысли, ассоциации и моменты из жизни. Возможно, вы вспомните какую-то историю, которую рассказывал кто-нибудь из родственников или друзей, или подслушаете чей-то разговор на улице — интересная идея может поджидать где угодно и в чем угодно.

Как написать киносценарий

Читайте классическую литературу и поэзию. Обратите внимание на музыкальные произведения. Смотрите кино прошлого века и даже мультфильмы. Вы не должны воровать чужие идеи, но позаимствовать общую концепцию, отдельные сюжеты или типажи героев и реализовать все это в оригинальном виде — почему бы и нет.

Почитайте новости в Интернете, статьи в газетах и отдельные заголовки, а также не забудьте про биографии — они могут положить начало новому сценарию.

Какой жанр выбрать

Любой жанр имеет свою специфику, поэтому старайтесь выбрать тот, в котором вы лучше ориентируетесь. В итоге самое главное, чтобы выбранный жанр лучше всего раскрывал вашу идею, и вы могли уверенно писать в его рамках.

Название сценария

Название является очень важной частью создания сценария. Основная цель названия — «продать» ваш сценарий. Оно может как привлечь внимание к работе, так и похоронить ее.

Ваше название должно быть как можно более емким и простым, но при этом интересным. Человек должен захотеть прочесть то, что скрывается за этим названием. При этом оно должно быть не просто броским, а соответствовать содержанию, то есть отвечать на вопрос «О чем этот фильм».

Как написать киносценарий

Скорее всего, на старте вы идеальное название и не придумаете. Оно может прийти к вам даже в самом конце — это нормально. В процессе работы над сценарием можете пользоваться рабочим названием.

Хорошими образцами интригующих и лаконичных названий могут быть такие, как «После прочтения сжечь», «Поймай меня, если сможешь», «Карты, деньги, два ствола», «Укрощение строптивого».

Структура сценария

Как и многие литературные произведения, сценарий должен быть структурированным. Общепринятой является трехактная структура сценариев.Первая часть, или завязка, обычно занимает одну четверть от всей работы.

К концу этой части возникает кризисная точка, сюжетный рубеж, который переводит читателя ко второй части повествования. Вторая часть самая большая, занимает половину объема сценария.

В середине второй части, как правило, должен произойти какой-то напряженный, поворотный момент, после которого действие начинает нарастать и приводит нас ко второму сюжетному рубежу.

Третья часть характеризуется кульминацией, или последним рывком, и последствиями, то есть развязкой. Ее следует писать размером не больше четверти написанного.

Как написать киносценарий

На примере фильма «Звездные войны. Эпизод VII: Возвращение джедая» видим, что первый акт вводит нас в курс дела: Повстанцы воюют с Империей, которая строит Звезду Смерти — мощную боевую космическую станцию, а знаковым событием является спасение Хана Соло из плена охотников за головами.

Второй акт представлен основной частью фильма, когда герои пытаются проникнуть на Звезду Смерти, попадают на луну Эндора и начинают сотрудничество с племенем эвоков.

Поворотным моментом является тот, когда Люк Скайуокер узнает у умирающего магистра Йоды, что принцесса Лея — его сестра и дочь Дарта Вейдера.

Третий акт — последняя конфронтация между Люком и Императором; Дарт Вейдер спасает сына и умирает, «Звезда смерти» уничтожена, Повстанческая армия отмечает победу над Империей.

Персонажи

Именно персонажи и их поступки заставляют сценарий оживать у вас в голове при прочтении. Плохо прописанные, плоские персонажи испортят даже самый увлекательный сюжет.

Читателю и зрителю нужны герои, которым он будет верить, которым он будет сопереживать и чьи образы сможет примерить на себя. Ваша задача — создать таких персонажей, сделать их максимально реалистичными, простыми людьми со своими пороками, изъянами, благодетелями и достоинствами, с логично построенной предысторией.

Как написать киносценарий

Персонаж не может быть от начала и до конца положительным, так же как и не должен быть на сто процентов отрицательным — это же не похоже на жизнь, правда? Даже в жанре сказок и комиксов начинают отходить от подобных преувеличений.

Постарайтесь наделить ваших героев какими-то необычными качествами, нетипичным поведением или особенной внешностью, сделайте их непохожими друг на друга.

Диалог в сценарии

Не злоупотребляйте диалогами в сценарии. Существуют удачные фильмы, которые завязаны на длительных разговорах, например, «12 разгневанных мужчин», «Розенкранц и Гильденштерн мертвы», «Клуб «Завтрак», но таких примеров не слишком много. Перенасыщенный диалогами фильм скорее утомит зрителя.

Как написать киносценарий

Пишите реалистичные диалоги. Слишком подробные реплики звучат неискренне и напыщенно, в жизни так совсем не говорят.

Не все нужно описывать словами. Где-то актеру достаточно будет что-то сделать, сыграть на жестах или мимике, и это будет выглядеть естественно, вместо того, чтобы в очередной раз произносить лишнюю реплику.

Описания действий

Все то, что не считается диалогом, относится к описанию действий.

Как написать киносценарий

Подробно стоит писать только о тех местах и действиях, которые играют какую-то роль в повествовании. Когда место упоминается в сценарии впервые, то уделите его описанию чуть больше внимания, но в дальнейшем уже не останавливайтесь на нем подробно.Чем важнее герой, тем более детально описывайте его внешность, не забудьте про одежду и обувь.

Если описание занимает слишком много места, разбивайте его на небольшие логические абзацы.

Формат сценария

Существует определенный порядок оформления сценариев. Обязательно изучите, как правильно писать сценарий. Неправильно оформленную работу могут даже не начать читать, утратив к ней интерес уже после первой страницы.На титульном листе нужно писать название вашего произведения прописными буквами, отступив 1/3 от верхнего края страницы.

После этого указывается имя автора. В правом нижнем углу укажите свои контактные данные. Придерживайтесь шрифта Courier New размером в 12 пт. Выравнивание выполняется по левому краю. Курсив, жирный шрифт и подчеркивание никогда не используются.

Поля страниц установите следующие: верхнее поле — 2,5 см, нижнее — 1,5 см, правое — 2,5 см, левое — 3,75 см.

Сценарий состоит из различных комбинаций блоков «Время и место действия»; «Описание действия»; «Имя героя», отступ слева — 6,75 см; «Реплика героя» — отступ слева и справа — 3,75 см; «Ремарка», отступ слева — 5,5 см, справа — 4,5 см.

Как написать киносценарий

Не забывайте: описание действия в сценарии выполняется исключительно в настоящем времени и только от третьего лица: идет, знает, улыбается и т. п.

Объем сценария обычно составляет не более 120 страниц, исходя из того, что одна печатная страница приблизительно равняется одной минуте фильма.

Редактирование сценария

Отложите написанный сценарий в сторону и забудьте про него хотя бы на неделю. Спустя время вам потребуется взглянуть на него свежим взглядом и приступить к редактированию.

Помимо вычитки на предмет орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, вам придется еще многое выкинуть из вашей работы.

Как написать киносценарий

Чтобы понять, как писать сценарий к фильму, вы должны уяснить главное правило — в фильме постоянно должно что-то происходить. Зритель не должен скучать! Если он начнет смотреть такой фильм вечером дома, он выключит его сразу же, как только сюжет начнет провисать.

Вырезайте все сцены, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не подталкивают сюжет к развитию и не содержат выводы для персонажа. Убирайте пустые реплики, ненужные описания целиком и отдельные слова.

Распространенные ошибки

К самым распространенным ошибкам, которые допускают начинающие сценаристы и не только, можно отнести следующие.

Мало информации

Часто начинающие молодые писатели не могут придумать хорошую идею из-за отсутствия жизненного опыта и начинают писать на темы, в которых они абсолютно некомпетентны и не могут обеспечить крепкий фон для своей истории.

Стереотипные персонажи

Даже опытные сценаристы грешат созданием скучных стереотипных персонажей, построенных на сплошных шаблонах и клише.

Как написать киносценарий

Сравните, например, такие популярные молодежные саги последних лет, как «Сумерки», «Голодные игры», «Дивергент», «Орудия смерти» — главная героиня позиционируется как не самая красивая и успешная девушка, но всегда оказывается предназначенной для какой-то важной миссии и впридачу попадает в любовный треугольник.

Непоследовательность в сценарии

Иногда сценаристы путаются в своих же собственных сюжетах и кардинально меняют курс произведения где-то в середине, забывая про последовательность повествования и выстраивание логических связей.

Длинные диалоги

Любят сценаристы и присваивать героям длинные реплики, отчего живой диалог превращается в скучную лекцию. Внимательно перечитывайте свои диалоги и следите, чтобы речь звучала естественно.

Читайте также:  Как сделать бюстовый манекен из клейкой ленты

Написание сценария — это долгий процесс, который в профессиональной сфере чаще всего занимает годы скрупулезной работы. Вам предстоит написать как минимум пять полноценных сценариев, прежде чем вы сможете заявить о себе как о сценаристе. Запаситесь терпением, оттачивайте свое мастерство и однажды из-под вашего пера будут выходить действительно достойные работы.

Как написать удачный сценарий

Всем привет!  Оплатил мастер-класс сценариста Арона Соркина и вуаля. Расскажу вам, чему учит лауреат премии «Оскар» за «Социальную сеть».

Как написать киносценарий

Намерение и препятствие

В основе любой истории должно быть намерение и препятствие.

Вы должны, как сценарист, четко понимать что нужно вашему герою, и что встает на его пути достижения желаемого? Благодаря развитию намерения и препятствия в сюжете возникает трение и напряжение, необходимые для того, чтобы сценарий был сильным. Ставки должны быть высоки, временные рамки сжаты, а препятствия убедительны. Только в этом случае ваш сюжет будет захватывающим и правдоподобным.

Заявляйте намерение и препятствие пораньше. Если пишете сценарий к фильму, у вас есть несколько минут, если к сериалу — заявляйте намерение и препятствие сразу. Если же вы пишете пьесу, то у вас времени побольше, поскольку билет в театр стоит дорого и буфет уже не работает.

Соркин советует ознакомиться с книгой Уильяма Голдмана. Adventures in the Screen trade: A personal View of Hollywood and Screenwriting.

Как написать киносценарий

В качестве домашнего задания Аарон рекомендует посмотреть фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Обратите внимание на заявление главного препятствия и намерение.

Помимо этого посмотрите свой любимый фильм, пьесу или телесериал. Выпишите главных героев в порядке их появления, а также их намерения и главные препятствия.

Обратите внимание на различия в представлении намерений и препятствий в телесериалах, фильмах и пьесах.

Идея и сюжет

Если у вас есть идея, то это безусловно отличная новость. Следующий шаг — проверить, есть ли у вас сюжет. Аарон использует простой тест. У вас нет сюжета, пока вы не можете произнести, но, кроме, а потом — эти слова свидетельствуют о том, что вы уже заявили препятствие и у вас есть конфликт.

Просмотр программы SportsCenter на канале ESPN вдохновил в свое время Соркина на создание сюжета, происходящего за кулисами спортивной телепередачи. Идея производственной драмы позволила создать достаточно историй и героев для нескольких сезонов. Итогом стал его сериал «Ночь спорта».

Если же ваша идея сосредоточена больше на герое, который, образно говоря, умирает в финале, то она больше годится для полнометражного фильма чем сериала.

Аарон также рассказывает, что согласился писать сценарий «Социальной сети», когда нашел конфликт в анонсе книги «Миллиардеры поневоле», по мотивам которой снят фильм.

Также он рекомендует посмотреть фильм «Американский президент» по своему сценарию, чтобы найти ответы на вопросы.

Когда в нем заявлен конфликт между президентом Эндрю Шепардом и его ассистенткой? Как бы вы сформулировали намерения и препятствия двух главных героев фильма? Ну и наконец новичкам будет полезно последовать совету Аарона.

Он предлагает начинающим сценаристам превратить в сценарий какой-нибудь рассказ или готовый сюжет. Адаптация истории с уже заявленным намерением, препятствием и конфликтом позволит практиковаться в создании героев, сцен и диалогов, не дожидаясь, когда у вас родится идеальная идея для сюжета.

Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий

Как написать киносценарий

Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.

Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией.

Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления.

Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.

Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.

Что такое сценарий и почему он так важен?

Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.

Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.

Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.

Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:

  • Стандартный сценарий подается продюсерам или студии, и если они заинтересованы, то разрабатывается и пишется с их участием. Иногда к известному сценаристу обращаются с просьбой написать сценарий.
  • Специальный сценарий пишется писателем заранее в надежде, что он будет выбран и в конечном итоге куплен продюсером или студией.
  • Адаптированный сценарий производится из чего-то, что уже существует в другой форме, такой как книга, пьеса, телешоу, предыдущий фильм или даже реальная история. Существует так много бесчисленных примеров адаптированных сценариев, но, вероятно, наиболее распространенными являются самые продаваемые книги. Если художественная книга становится бестселлером, это почти гарантия, что она будет адаптирована для фильма.

Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.

Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).

К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt.

Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени.

Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство.

К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания.

Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.

Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле

Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».

Представьте, было бы крайне скучно, если бы мистер Оранжевый в первом акте «Бешеных псов» прямо сказал мистеру Белому: «Послушайте, я полицейский. Спасибо, что спасли мне жизнь, и мне очень жаль, но, пожалуйста, не позволяйте им убить меня». Вместо этого его диалоги никогда не показывают, чего он хочет, но сценарист дает зрителям ключи на протяжении всего фильма.

Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.

Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.

Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»

Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип.

Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя.

Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».

Помните: действие говорит громче слов

«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.

Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.

Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.

Читайте также:  Самый большой сухой паек. самый лучший сухпаек россии. что брать?

Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.

Конфликт – это все

Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.

Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.

Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».

Вспомогательные персонажи являются поддерживающими

Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.

Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».

Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.

Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально

Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.

Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.

В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова.

Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре.

Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.

Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни.

Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой.

Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.

Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».

Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.

Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.

И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:

  • Сид Филд «Киносценарий: основы написания».
  • Майкл Хейг «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят».
  • Джон Труби «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария».
  • Александр Митта «Кино между адом и раем».
  • Дэвид Троттьер «Библия сценариста».

Желаем вам успехов!

С чего начать писать сценарий

Когда вы уже точно решили, что  хотите написать сценарий и вас не остановить, первое, что нужно сделать, понять, как именно вы будете его писать. Об этом и поговорим. 

Во-первых нужно для себя ответить на вопрос, зачем вам нужно написать сценарий?

  • Кто-то понял, что хочет написать сценарий, но не понимает зачем, потому что находится в поиске себя и ему кажется, стать сценаристом — классная идея.  
  • Кто-то понимает, зачем ему это нужно, но не понимает как, и с чего начать. 

Самое главное в самом начале пути — это не сдаваться при первых же трудностях. Отнеситесь к первому пробному сценарию, как к реальному рабочему проекту, у которого есть заказчик и потенциальный срок сдачи.

Ведь на деле, преодоление трудностей принесет вам, пожалуй, наибольшее удовлетворение.

Он встречается абсолютно у всех. И у тех людей, кто уже давно работает сценаристом, и тех, кто сел писать свою первую работу. Именно поэтому — страх белого листа — это совсем не страшно) 

Побороть его достаточно просто — начните заполнять лист текстом, каким угодно, пишите что приходит в голову. Так вы сможете расписаться и поймать состояние потока. Только потом не забудьте удалить все ненужное.

  • Неуверенность в своих силах

Вы знаете какие фильмы или сериалы вас вдохновляют, но когда садитесь писать, желая получить что-то аналогичное, оказывается, текст выходит слабым, похож на белиберду или набор стандартных шаблонов. 

Нужно понять простую вещь:

Сценарий проявляется не при первом написании, а при постоянном переписывании. 

Если погуглите интервью с создателями любимых фильмов и найдете сценарий, обнаружите, что они работают по полгода, по году, иногда больше над текстом в 60-120 страниц. Почему тогда у вас должно получаться гениально с первого раза?

Есть люди, которым важна оценка других людей, их мнение и, главное, одобрение. Они считают, что просто обязаны сделать все идеально и требуют от себя какого-то невероятного качества.

На самом деле, не обязательно писать сразу так, как вы бы хотели. Смиритесь с тем, что если  хотите получить хороший результат, переписывать свою работу вам придется огромное количество раз.

Таковы издержки профессии.

Некоторые хотят сесть и одним махом написать историю от начала до конца. Но спешка только мешает созданию истории. Процесс нужно разбить на этапы, и медленно, методично развивать идею, которая и приведет вас к готовому сценарию. Сразу учитывайте, что работа займет у вас несколько месяцев.

  • Отсутствие проектного мышления

Некоторые бросают работу на середине, потому что им кажется, что все пошло не так и лучше начать сначала. Часто кажется, что новая идея фильма интереснее, чем та, над которой сейчас работает автор.

Но со второй идеей произойдет то же самое, как и с третьей. Относитесь к работе над сценарием как к проекту, который необходимо закончить во что бы то ни стало. 

Пусть получится не так как вы хотели, но  один законченный сценарий —  это гораздо лучше чем пять незаконченных. 

А дальше,  в процессе переработки, кто знает, во что такой проект способен вырасти,  и каким он будет обладать  потенциалом. Не доведете до конца — не узнаете. 

Когда автор решает начать писать есть три состояния:

  1. У меня нет идеи, но я бы хотел что-то написать
  2. У меня есть идея и я знаю, что хочу написать
  3. У меня куча идей, но не знаю какую выбрать
  • Вариант №1 — когда нет идеи

Пытайтесь зацепить хоть что-то, какую-то мысль. Начните ее развивать, записывать и увидите, что идеи начнут появляться. Одна мысль натолкнет на другую, более интересную, и так далее.

 Ведь когда вы пишите, вы находитесь в состоянии поиска и разработки идей, развитии мыслей, а значит, открыты ко всему новому.

Когда вы готовы и увидеть, и зафиксировать то, что приходит вам в голову, идеи появляются сами собой.

  • Вариант №2 — есть идея и понимание, что писать

Отлично, осталось побороть остальные страхи и приступать к работе. 

  • Вариант №3 — идей много, сложно выбрать

Выбирайте любую идею и начинайте писать. Доведите ее до конца, только потом переходите к следующей.

Прежде чем приступать непосредственно к работе прописывайте не только сами этапы, но и дедлайны. Это будет мотивировать вас закончить работу. 

  • Проведение исследования (сбор материала)
  • Разработка концепции, синопсиса, библии персонажей до состояния заявки
  • Написание поэпизодника и диалогов

Исследования — необходимый этап в работе, даже если вы все знаете по той теме, о которой хотите написать (скажем, вы пишите о шахтерах и сами работали им). Дополнительный ресерч и новая точка зрения помогут найти интересные решения сцен или развития темы.

Ориентируйтесь на то, что исследования на начальном этапе займут около месяца (в зависимости от вашей активности). Соберите достаточное количество материала, чтобы ваша история выглядела достоверно. 

Задача исследований  — раскрыть тему и избежать фактических, грубых ляпов, добиться достоверной передачи реальности. Читайте статьи, книги, смотрите документальные фильмы, общайтесь с представителя профессии или среды, которую хотите показать.

При работе над сериалом “Кухня” проводилось большое исследование: сценаристы отсматривали документальное кино по теме, читали специальную литературу, общались с поварами и владельцами ресторанов.

На площадке всегда находился профессиональный повар и кадры готовки крупным планом (в которых показываются только руки) снимались с его участием. Помимо этого, сценаристы проекта читали тематические паблики и форумы для поваров. 

Читайте также:  Как по компасу определить направление. Как ориентироваться по компасу и на местности с помощью природных признаков

Если вы не работаете в жанре документального расследования — не забывайте, что люди, характеры, эмоции, конфликты гораздо важнее, чем правильно подобранная форма сковороды.

Не забывайте, что ваша задача,  в том числе, дать новый опыт зрителю и этого не получится, если вы не будете разбираться в теме, лучше, чем он. Но не заходите слишком далеко в описании фактов, помните, что все истории в первую очередь про людей и конфликты. 

Вам не стоит высчитывать количество пуговиц на пиджаке, но нужно понимать, какие нюансы профессии могли вызвать конфликт, в чем сложность одного или другого дела. Для этого, для внятной интересной истории и нужны исследования.

На этот этап тоже заложите около месяца. Самое главное — это регулярная работа. Если у вас есть возможность писать только по выходным, пишите каждые выходные, если каждый день, выделяйте по часу-два каждый день. 

В остальное время фиксируйте идеи. Потому что если их не запишите, оперативная память не сможет заменить их на новые. А новые скорее всего появятся, так как в течение дня мы получаем огромное количество информации, а значит, опыта.

Когда вы доходите до этапа оформления заявки — оформите ее согласно правилам, так чтобы можно было сразу отправлять в студию. Это очень важный этап для внутренней уверенности и возможности продолжать. Тем самым вы пошлете мозгу сигнал, что  большой шаг к цели  уже сделан. 

При работе с диалогами у многих часто возникают проблемы.  Давайте своему мозгу подсказки — визуализируйте персонажей, представляйте реальных людей. Проведите собственный кастинг (мысленно), выберите актеров, которые на ваш взгляд идеально подходят на нужные роли. И пишите, держа в голове тембр их голоса и особенности речи. 

Распечатайте их фотографии и подпишите каждого персонажа. Используйте образы российских актеров, а не Джонни Деппа, чтобы они были ближе к реальности, иначе можете только сбить себя с толку. 

Если нужного актера не найти, распечатайте фото друга или случайного человека в интернете, который для вас является подходящим типажом.

Распечатайте фотографию локации, в которой будет разворачиваться история, если их несколько, распечатайте все.

Как и в любой работе, в сценарном деле регулярность и последовательность очень важны.  Так же как и обратная связь. 

Если у вас случается ступор,  просто начинайте хоть кому-то рассказывать то, над чем вы работаете. Можно рассказывать историю с начала кому угодно, потому что когда вы вслух рассказываете свою историю и доходите до точки, где не знаете что делать, сможете на ходу понять и придумать, что там будет дальше. 

А возможно ваш слушатель сам подхватит историю и сможет предложить варианты развития событий. 

В шахматах есть такой термин — свежий дурак, это новичок который приходит к столу и свежим взглядом видит то, что не замечают замыленным глазом более опытные игроки. Так же и со сценарием — свежий взгляд слушателя истории может подсказать каким образом было бы интересно направить сюжет дальше.

Иногда ступор случается потому, что тема недостаточно исследована автором и явно не хватает еще какой-то информации.  Проведите дополнительное исследование, там явно найдутся новые интересные идеи.

И помните, чтобы сценарий получился живым и интересным, вам нужно постоянно быть включенным в работу и проживать свою историю. Только тогда она не будет казаться скучной и механичной, когда вы вложите в нее личный опыт, часть себя. Никакие структуры и советы не помогут, если сценаристу искренне не интересна его работа.

Как написать киносценарий?

Так сложилось, что буквально на днях мне предложили написать сценарий кинофильма (точнее его подвида — телефильма). Собственно, сначала я предложил идею для сценария (причем без всякой меркантильной выгоды, просто от души), а будущий продюсер фильма сказал: «Раз все это у тебя в голове сидит, так и расписывай по сценам!»

Опыт написания у меня на тот момент был нулевой (да и сейчас не сильно ушел вперед).

От сценариста, тем более начинающего, требуется обычно два документа: сценарий литературный и синопсис. Есть еще сценарий режиссерский с раскадровкой и хронометражем, но это уже не наша забота. Пусть Михалков с Бондарчуком мучаются!

Сценарий литературный

Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача — в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова!

Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль, посему данное замечание уже, на мой взгляд, не актуально.

Пример литературного сценария:

Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.

Или вот так:

Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.

И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий — это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма.

При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса.

Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.

Но что, если вы хотите написать сценарий и лишь потом попытаться его «пристроить»? Вот тут знание формы будет необходимо. Говорят, что в Голливуде есть требование: листы сценария должны быть прошиты тремя скрепками. Иначе сценарий даже не прочтут!

Возьмем другой пример (кинофильм «Умница Уилл Хантинг», перевод kinotime.ru).

ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ: ЭКСТ. ЮЖНЫЙ БОСТОН. ПАРАД В ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА — ДЕНЬ

ПЕРЕХОД: ИНТ. БАР ЭЛЬ СТРИТ, ЮЖНЫЙ БОСТОН — ВЕЧЕР

Бар грязный, более чем просто не убран. Даже если здесь работает повар, его сейчас нет на месте. По мере того, как камера панорамирует поперек нескольких пустых столиков, мы почти слышим запах вчерашнего пива и рассыпанной закуски на полу.

ЧАКИ: — О, Боже, у меня для вас, ребята, просто самая офигенная история.

По мере того как камера поднимается, мы находим ЧЕТЫРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, сидящих вокруг стола прямо позади барной стойки.

ВСЕ (хором):  — О нет. Опять начинается.

Это тоже литературный сценарий, но оформлен он уже строго по правилам. Такое необходимо, если вы предлагаете сценарий киностудии, отправляете его на конкурс, ну или учитесь на факультете сценаристов.

Первое, что надо выучить для написания профессионального сценария, это выучить блочную структуру:

1. Время и место действия. 2. Описание действия. 3. Имя героя. 4. Реплика героя. 5. Ремарка.

6. Титр.

Блоки отличаются разметкой, полями и форматированием. Готовы окунуться в киношную бюрократию? Тогда рекомендую для изучения пособие Ольги Смирновой, которое вы найдёте на сайтах соответствующей тематики.

Синопсис

Времени мало, сроки поджимают, и 80 страниц сценария (примерно столько нужно для полнометражного фильма) писать достаточно долго. А заказчику, продюсеру, режиссеру уже хочется иметь представление о фильме. Тогда вы быстренько набрасываете краткое изложение (собственно, синопсис и переводится как конспект):

Эпизод 1 Главный герой идет по многолюдной улице и заходит в кафе.

Эпизод 2 Садится за столик и достает мобильный телефон. Герой явно чем-то встревожен.

Эпизод 3 К столику подходит официантка. Герой заказывает кофе и смотрит в окно на улицу.

Поскольку мы только пробуем свои силы, то этого на первое время достаточно. Главное, чтобы потенциальный заказчик увидел интересную идею (оригинальный сюжет, просто много смешных шуток в случае комедии).

Вот и все про синопсис. Кратенько, правда?

Маленькие хитрости

Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили).

А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.

У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.

И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector