Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Для того,
чтобы найти местоположение географического объекта на глобусе или карте, знать
только его географическую широту не достаточно. Более точный «адрес» объекта
помогает установить его географическая долгота.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Началом
отсчета географической долготы считают Гринвичский (нулевой) меридиан,
проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Таким
образом, географическая долгота показывает длину дуги экватора от
Гринвичского (начального) меридиана до объекта. Эта длина дуги экватора равна
долготе меридиана, проходящему через данный географический объект. То есть
можно сказать, что линия долготы – это и есть меридиан.

Значение
географической долготы на глобусах и географических картах подписывают при
пересечении меридиана с экватором или у северной и южной части карты. Величина
долготы изменяется в пределах от 00 до 1800. Все
объекты, находящиеся на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.

Нулевой
меридиан и меридиан 1800 делят земную поверхность на два полушария:
западное и восточное
.

Соответственно, если географический объект
располагается к западу от начального меридиана, то его долгота является западной
и записывается следующим образом – 600 западной долготы.

Если
же географический объект лежит к востоку от Гринвичского меридиана, то
он имеет восточную долготу, например, 1300 восточной
долготы
.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Каким же
образом можно определить географическую долготу объекта?

Для начала
необходимо определить меридиан, который проходит через данный объект. Значение
этого меридиана и будет значением географической долготы объекта. Например, через город Киев
проходит меридиан, отстоящий от Гринвичского на 300. Значит,
географическая долгота города равна 300 восточной долготы.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Если же
географический объект расположен между меридианами, то его географическую
долготу определяют таким же образом, как и географическую широту. Для этого
находят ближайший от Гринвичского меридиан к объекту. Определяют его значение.
Далее находят, насколько градусов географический объект отстоит от ближайшего
меридиана.

Полученное значение прибавляют к значению меридиана и таким образом
находят географическую долготу объекта. Например, определим географическую
долготу г. Кейптаун на юге Африки. Ближайший меридиан от Гринвичского
находится на 150 на восток. От него до города еще 30.

Значит, географическая долгота Кейптауна составляет 180
восточной долготы.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Для того,
чтобы найти на глобусе или географической карте местоположение любого
географического объекта, необходимо знать его географическую широту и
географическую долготу
, то есть географические координаты объекта.
Не зная одной из составляющих географических координат, точно определить
местоположение или «адрес» объекта не получится.

Широта и долгота позволяют определить географические координаты любого
объекта. Например, географическая широта г. Москвы равна 550,
а долгота – 380. Тогда географические координаты г. Москвы
следующие: 550 северной широты и 380 восточной долготы.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Теперь, давайте определим географические координаты города Мехико.
Географическая широта этого города составляет 190 на север от
экватора, а долгота – 990 к западу от Гринвичского меридиана. Значит
географические координаты Мехико – 190 северной широты и 990
западной долготы
.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Зная
географические координаты, можно найти тот объект местности, которому они
принадлежат. Например, попробуем определить, какому географическому объекту
принадлежат географические координаты 280 северной широты и 860
восточной долготы
.

Так как широта этого объекта северная, а долгота –
восточная, то искать его нужно к северу от экватора и к востоку от Гринвичского
меридиана. Найдем на карте широту 280. Далее найдем долготу 860.
На пересечении этих линий и будет находиться наш географический объект.

Это
координаты самой высокой вершины мира – горы Джомолунгмы.

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Таким
образом, для того, чтобы определить местоположение любого объекта на глобусе
или географической карте, необходимо знать его географическую широту и
долготу
.

Началом
отсчета долготы является Гринвичский или начальный меридиан,
проходящий через Лондон.

Географическая
долгота
– длина дуги экватора от
Гринвичского (начального) меридиана до объекта. Долгота равна долготе меридиана
и изменяется от 00 до 1800. Она бывает западной или
восточной
.

Умение
определять широту и долготу географического объекта – это умение определять его
географические координаты, которые помогают установить точное
местоположение объекта на земной поверхности.

Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>География>>География 6 класс>> Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

§ 3. Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

Ориентироваться по карте и находить точное местоположение географических объектов на поверхности Земли позволяет градусная сеть, или система линий параллелей и меридианов.

Параллели (от греч. parallelos — букв, идущий рядом) — это линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Экватор (от лат. aequator — уравнитель) — воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении Земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Все точки на экваторе оказываются равноудаленными от полюсов. Экватор делит Земной шар на два полушария — Северное и Южное.

Меридиан (от лат. meridians — полуденный) — кратчайшая линия, условно проведенная поверхности Земли от одного полюса до другого.Таблица 2

                          Сравнительная характеристика меридианов и параллелей

  Признаки     Меридианы     Параллели
  Направление     С.-Ю.     З.-В.
  Название нулевой линии      Гринвичский (Лондонский) меридиан     Экватор
  Длина, км     20 000     От 40 000 до 0
  Длина одного градуса, км    111     От 111 до 0
  Форма на глобусе     Полуокружность     Окружности
  Форма на карте полушарий    Срединные меридианы — прямые, остальные — дуги     Экватор — прямая, остальные — дуги

Географические полюсы (от лат. polus — ось) — математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. Меридианы можно провести через любые точки на земной поверхности, и все они будут проходить через оба полюса Земли.

Меридианы ориентированы с севера на юг, и все имеют одинаковую длину (от полюса до полюса) — около 20000 км. Средняя длина 1° меридиана: 20004 км : 180° = 111 км. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета.

В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном полушарии — на юг.

Градусная, или картографическая, сеть служит для определения географических координат точек земной поверхности — долгот и широт — или нанесения на карту объектов по их координатам. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели — одинаковую широту. 

Как определить восточную долготу. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая широта — это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Так, Санкт-Петербург находится в Северном полушарии, на 60° северной широты (сокращенно с.ш.

), Суэцкий канал — на 30° с.ш. Определить географическую широту любой точки на глобусе или карте — это определить, на какой параллели она находится.

К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту (сокращенно ю. ш.).

Географическая долгота — это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Начальный, или нулевой, меридиан выбран условно и проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана определяется восточная долгота (в. д.), к западу — западная (з.д.) (рис. 10).

Широта и долгота любой точки Земли составляют ее графические координаты. Так, географические координаты Москвы — 56° с.ш. и 38° в. д.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. — М.:Айрис-пресс, 2010. — 368с.:ил.

Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Читайте также:  Как играть в софтбол

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Урок по географии на тему "Градусная сеть. Географические координаты" (5 класс)

17 урок. Градусная сеть. Географические координаты.

Тип: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: продолжить формирование представления о географических координатах и практических способах их определения.

Задачи: знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте (П, Р). Отработка навыков по определению географических координат (П, Р).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Ход урока:

Сначала мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и несметным количеством условных линий на ее «лице», через формирование новых понятий определим «адреса» различных объектов планеты Земля. И после всего вытащим из потаенных уголков нашего познания полезную для нас информацию.

Девиз нашего урока:

  • Вспомни! Что такое меридиан, параллель?
  • Узнай! Что такое географические координаты?
  • Научись делать! Определять географические координаты.
  • Посадить на каждом ряду «старшего», для подсчета баллов.
  • Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?
  • Сходятся на полюсах.
  • Постепенно подвигают
  • Стрелки на любых часах.
  • Через сушу, океаны
  • Пролегли (меридианы).
  1. Старший среди них – экватор,

  1. И от севера до юга
  2. Эти линии, ребята,
  3. Параллельны все друг другу.
  4. Догадаться вы сумели,

Что же это?..(параллели).

Фронтальный опрос (читаю 1 раз и спрашиваю по руке):

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют …

  2. Линии, проведенные параллельно экватору, называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

  5. На какие полушария начальный меридиан делит земной шар?

  6. На какие полушария экватор делит земной шар?

  7. Параллели и меридианы образуют …

  8. Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием, активно поработали, но особенно хорошо отвечали: … Они получают плюсы.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте, что наш класс – экипаж морского корабля. Мы путешествуем по океанам ᴎ вдруг оказались в бедственном положенᴎᴎ, например, в этом месте (на карте крепится кораблик). Нам срочно нужно передать сигнал SOS. Чтобы помощь подоспела быстрее, вы должны указать точное местоположение корабля в огромном океане.

  1. Какие сведения вы передадите? (Чтобы точно указать местоположение объекта на земном шаре, людᴎ ᴎиспользуют систему координат).

Правильно координаты. Это понятие мы с вами изучили на прошлом уроке, а сегодня мы рассмотрим географические координаты.

  • Поэтому тема урока?
  • Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.
  • Запись в тетради:

Градусная сеть. Географические координаты.

Девиз:

Узнай! Что такое географические координаты?

  1. Что нам предстоит сегодня узнать?
  2. Обучающиеся сами формулируют цели урока.
  3. Итог этапа: Все молодцы, вы сказали правильно тему и цель нашего урока, но давайте обратимся к плану, пункты которого вы сами обозначили.
  4. План (раздать на листочках).
  1. Рассмотреть историю появления координат.

  2. Выяснить, что такое географические координаты и как они обозначаются.

  3. Научиться определять географические координаты различных объектов.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Мы с вами знаем, что через любую точку на Земле может проходить только 1 параллель ᴎ 1 меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта. Координаты определяются двумя числамᴎ – широтой долготой.

Координаты изобрели еще древние грекᴎ до н.э.

В учебнике на стр. 50, у нас есть историческая справка о появлении координат. Но есть еще одно предположение: понятия «широта» ᴎ «долгота» возниклиᴎ в древностиᴎ при описании размеров Средиземного моря.

Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяжённостиᴎ с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток – длину моря сталᴎ называть долготой, а расстояние с севера на юг – ширину моря – широтой.

У нас появились 2 новых понятия, как и всем новым понятиям мы должны дать определение.

  1. Что это за числа – широта ᴎ долгота?

  • Обратимся к основному источнику информации – учебнику.
  • Организация работы с учебником.
  • Отмечают в учебнике.
  1. Что такое широта? (Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного объекта, выраженное от 0° до 90°).

Организует работу по рядам. Запись в тетради:

1 ряд – Все точкиᴎ экватора имеют широту = 0°

2 ряд – Широта Северного полюса = 90° с. ш.

3 ряд – Широта Южного полюса = 90° ю. ш.

Учитель: Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют – с. ш., расположенные в Южном – ю. ш.

Запись в тетради:

Объект в Северном полушарии – с.ш.

Объект в Южном полушарии – ю.ш.

Раздаю контурные карты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите широту т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. На какой параллели она расположена? (40°)

  2. В каком полушарии – Северном ᴎлᴎ Южном? (В северном).

Учитель: Итак, точка А находится на 40-й параллелиᴎ Северного полушария, т.е. её широта равна =40° с. ш.

Запись в тетради:

Точка А – 40° с. ш.

Самостоятельно определяют широту точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=60° ю. ш.

Точка В=20° с. ш.

Работа с учебником: стр. 50, прочитать как определять широту.

Проблемный вопрос:

Известный роман Жюля Верна «Детᴎ капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: «7 июня 1862 г.

трехмачтовое судно «Бригантина»… Глазго потерпело крушение… два матроса ᴎ капитан Грант достиглиᴎ 37° широты южной…, окажите ᴎм помощь».

И пришлось героям романа совершить путешествие вдоль всей 37-й параллелиᴎ южного полушария. Почему герои роман не смоглиᴎ установить точное место кораблекрушения?

Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?

Одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату – долготу.

Организация работы с учебником.

  1. Что обозначает «долгота»? (Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°). Обозначают в учебнике.

1 ряд – Долгота всех точек на нулевом меридиане? (0°).

2 ряд – Имеют лᴎ Северный ᴎ Южный полюса долготу? (Нет, так как пересекаются всемᴎ меридианамᴎ).

Учитель: Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют – з. д., расположенные в Восточном полушарии – в. д. Долгота всегда подписывается после широты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите долготу т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. Она расположена в каком полушарии? (Западном =20° з. д.).

Учитель: Итак, точка А находится на 20-м меридиане Западного полушария, т.е. её долгота равна =20° з.д.

Запись в тетради:

Точка А – 20° з.д.

Самостоятельно определяют долготу точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=100° в.д.

Точка В=40° з.д.

  1. Учитель: Итак, мы определилᴎ координаты точек А, Б, В.
  2. Теперь вы ᅟсамᴎ ᅟможете ᅟмне ᅟсказать ᅟправᴎло, ᅟчто ᅟзначᴎт ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты?
  3. Ученики формулируют правило: «Определить географические координаты объекта – значит сказать, на какой параллели ᴎ каком меридиане он находится».
  4. Итог этапа: Ребята, мы узнали, что такое широта и долгота.
  5. Разминка.
  6. Девиз:

Научись делать! Определять географические координаты.

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Решᴎть обратную задачу – по ᴎзвестным коордᴎнатам найдем объекты на карте.

Откройте карту полушарᴎй атласа стр. 6 – 7. Найдᴎте географᴎческᴎе объекты, ᴎмеющᴎе следующие координаты. Подпᴎшᴎте названᴎя объектов таблице (раздать).

Итог этапа: Молодцы, все справились, а теперь сравним с эталоном.

  1. Что значит определить географическую широту? (Определить удалённость заданной точки в градусах от экватора, двигаясь по меридиану до этой точки)

  2. Как определить географическую долготу? (Определить расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку).

  3. Каково наибольшее значение долготы?

  4. Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Работа с карточками. Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходилиᴎ по всем материкам ᴎ океанам Землиᴎ. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторымᴎ ᴎз них.

На листочках с ФИ и класс:

№ 1. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. ᴎ 140° в. д. В каком океане ᴎ вблизиᴎ какого города находилась подводная лодка капитана?

Тихий океан, Токио.

№ 2. Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть ᴎз Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной ᴎ Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.

9° с.ш. и 79° з.д.

№ 3. Этот вулкан нагоняет страх на местных жителей. Что это за вулкан, если его координаты 3° ю. ш. 37° в. д. На каком материке он расположен ᴎ до какого океана от него можно добраться быстрее всего?

Килиманджаро, Африка, Индийский океан.

  1. Домашнее задание. § 19, задание по контурной карте, стр. 4 – 5, № 4, 5.

  • На карте – огромная планета Земля:
  • Рекᴎ ᴎ горы, равнины, моря.
  • Точка на карте зовется «объект»
  • Такое понятие ввёл человек.
  • Сегодня мы с вамᴎ узнаем о том,
  • Что каждая точка имеет свой дом,
  • Чтобы её отыскать в целом мире,
  • Ей указалᴎ этаж ᴎ квартиру.
  • Сложно найтиᴎ этот адрес ребятам,
  • Если не следовать координатам.
  • Этаж называется широтой,
  • Номер квартиры – её долготой.
  • Как отыскать в дом заветный ключик?
  • Карта ᴎ глобус нас этому учат.
  1. Оценки за урок. У кого больше всего плюсов? От 4 – 5 плюсов?

Урок 12. географические координаты — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 12. Географические координаты.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению географических координат.
  2. Для чего нужны географические координаты.
  • Ключевые слова
  • Географические координаты, Географическая широта
  • Тезаурус
  • Градусная сеть – это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.
  • Географические координаты – широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности
  • Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
  • Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

География – одна из древнейших наук, она тесно связана с жизнью человека. Очень часто в текстах песен, названиях фирм, компаний, торговых организаций используются географические термины и названия. Послушайте музыкальный фрагмент, что из области географии использовали авторы в тексте своей песни? Землю обмотали тоненькие нити,

  1. Нити параллелей и зелёных рек.
  2. Совершите чудо, руку протяните,
  3. Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
  4. В песенке упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.

На уроке мы узнали для чего нужны географические координаты. Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).

Варианты ответов:

Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)

Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)

Правильный вариант ответа:

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

  • Разбор типового контрольного задания
  • Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
  • Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте

1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

2. Географическая долгота – это расстояние в в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

  1. Варианты ответов:
  2. нулевого меридиана
  3. километрах
  4. проходящей
  5. проходящего
  6. параллели
  7. Северного полюса
  8. Южного полюса
  9. экватора
  10. градусах
  11. меридиана
  12. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  1. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проходящей через точку.
  2. Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проходящего через точку.

Конспект урока в 5 классе на тему "Градусная сеть. Географические координаты"

Урок на тему: «Градусная сеть. Географические координаты. Определение географических координат своей местности»

  • Цель:
  • Познакомить учащихся с понятиями: географическая долгота, географическая широта, географические координаты, градусная сеть.
  • Способствовать формированию умений учащихся определять географические координаты пунктов на картах России, полушарий, 
  • воспитывать интерес для изучения данной темы для людей различных профессий: лётчиков, моряков, геологов и др.
  • Ход урока:
  • I. Оргмомент

II. Проверка д/з.

III.Изучение новой темы.

Каждый из нас имеет домашний адрес. Как узнать «географический адрес» нашего населённого пункта? На этот вопрос мы должны найти ответ сегодня на уроке.

Если внимательно присмотреться к географической карте, то можно на ней заметить загадочные линии. Как они называются? (Градусная сеть). Это градусная сеть. Впервые она появилась на картах Эратосфена. Он ввёл её для определения расстояний. А называются эти линии параллели и меридианы, при пересечении которых образуется градусная сеть.

Параллели – это линии градусной сети, параллельные экватору.

Экватор – самая длинная параллель.

Как называется самая короткая параллель? (Полюса северный и южный).

Какие параллели Вы ещё знаете? (Тропики северный и южный, полярные круги северный и южный).

Меридианы – это линии градусной сети, соединяющие два полюса. На глобусе – это дуги равной длины, 1* дуги меридиана = 111,1 км.

На различных картах – это прямые линии или дуги разной длины. Особое значение имеют меридианы 0* — Гринвичский меридиан или начальный и 180*.

Как вы уже знаете, с помощью линий градусной сети определяют положение объекта на поверхности Земли – его координаты.

Географические координаты объекта – это его широта и долгота.

Географическая широта – это расстояние от экватора до данной точки, выраженное в градусах. Параллели – это линии широты.

Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до данной точки, выраженное в градусах.

IV. Закрепление.

Работа учащихся с картами полушарий, России,.

1.  Какую форму имеют меридианы на глобусе, карте полушарий, карте России?

2.  Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе, карте полушарий, карте России,?

3.  Какое направление на земной поверхности показывают линии меридианов?

4.  В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название?

5.  Как объяснить название «параллель»?

6.  Через сколько градусов проведены параллели на глобусе, на карте полушарий, на карте России, на карте Кировской области? Почему?

комнате?

9.  Между какими параллелями и меридианами находится г. Энгельс на карте России, Кировской области?

Вывод по уроку: Каков же «географический адрес» нашего населённого пункта? (г. Энгельс расположен в северном полушарии, материк Евразия, 51,28 с.ш., 46,07 в.д..,.)

V. Д/з.

Градусная сеть и ее элементы

Шарообразная форма Земли и суточное вращение определяют существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая земная ось, вокруг которой вращается Земля.

На картах и глобусах проводят самую большую окружность – экватор, плоскость которого перпендикулярна земной оси. Экватор делит Землю на северное и южное полушария. Длина дуги 1° экватора 40075,7 км : 360° = 111,3км.

Параллельно плоскости экватора можно условно расположить множество плоскостей. При пересечении их с поверхностью земного шара образуются малые окружности – параллели.

Они проводятся на глобусе или карте на определенном расстоянии от экватора и ориентированы с запада на восток. Длина окружностей параллелей равномерно уменьшается от экватора к полюсам.

Напомним, что наибольшая она на экваторе, а на полюсах равна нулю.

Земной шар можно также пересечь воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно к плоскости экватора. При пересечении этих плоскостей с поверхностью Земли образуются большие окружности – меридианы. Меридианы можно провести через любые точки земного шара.

Все они пересекаются в точках полюсов и ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1º меридиана 40008,5 км : 360° = 111 км. Направление местного меридиана в любом пункте можно определить в полдень по направлению тени от гномона или другого предмета.

В северном полушарии конец тени от предмета показывает направление на север, в южном – на юг.

Для расчета расстояний на карте или глобусе можно использовать следующие величины: длина дуги 1º меридиана и 1º экватора, равная примерно 111 км.

Чтобы определить расстояние в километрах на карте или глобусе между двумя пунктами, расположенными на одном меридиане, число градусов между пунктами умножают на 111 км. Для определения расстояния в километрах между пунктами, лежащими на одной параллели, число градусов умножают на длину дуги 1° параллели, обозначенную на карте или определенную по таблицам.

Длина дуг параллелей и меридианов на эллипсоиде Красовского

Широта в градусах Длина дуги параллели в 1° по долготе, м Широта в градусах Длина дуги параллели в 1° по долготе, м Широта в градусах Длина дуги параллели в 1° по долготе, м
0 111321
1 111305 31 95506 61 54108
2 111254 32 94495 62 52399
3 111170 33 93455 63 50674
4 111052 34 92386 64 48933
5 110901 35 91290 65 47176
6 110716 36 90165 66 45405
7 110497 37 89013 67 43621
8 110245 38 87834 68 41822
9 109960 39 86628 69 40011
10 109641 40 85395 70 38187
11 109289 41 84137 71 36352
12 108904 42 82852 72 34505
13 108487 43 81542 73 32647
14 108036 44 80208 74 30780
15 107552 45 78848 75 28902
16 107036 46 77465 76 27016
17 106488 47 76057 77 25122
18 105907 48 74627 78 23219
19 105294 49 73173 79 21310
20 104649 50 71697 80 19394
21 103972 51 70199 81 17472
22 103264 52 68679 82 15544
23 102524 53 67138 83 13612
24 101753 54 65577 84 11675
25 100952 55 63995 85 9735
26 100119 56 62394 86 7791
27 99257 57 60773 87 5846
28 98364 58 59134 88 3898
29 97441 59 57476 89 1949
30 96488 60 55801 90 0

Например, расстояние между Киевом и Санкт-Петербургом, расположенными примерно на меридиане 30°, составляет 111 км *9,5° = 1054 км; расстояние между Киевом и Харьковом (примерно параллель 50°) – 71 км*6° = 426 км.

Параллели и меридианы образуют градусную сеть. Наиболее точное представление о градусной сети можно получить по глобусу. На географических картах расположение параллелей и меридианов зависит от картографической проекции. Чтобы убедиться в этом, можно сравнить различные карты, например карты полушарий, материков, России, российских регионов и др.

Положение любой точки на земном шаре определяют при помощи географических координат: широты и долготы.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки земного шара. За начало отсчета широты принят экватор – нулевая параллель. Широта изменяется от 0° на экваторе до 90° на полюсе. К северу от экватора отсчитывают северную широту (с. ш.

), к югу от экватора – южную (ю. ш.). На картах параллели надписывают на боковых рамках, а на глобусе – на 0° и 180° меридианах. Например, Харьков расположен на 50° параллели к северу от экватора – его географическая широта 50° с. ш.

; острова Кермадек – в Тихом океане на 30° параллели к югу от экватора, их широта примерно 30° ю. ш.

Если на карте или глобусе пункт расположен между двумя обозначенными параллелями, то его географическую широту определяют дополнительно по расстоянию между этими параллелями.

Например, чтобы вычислить широту Иркутска, расположенного на карте России между 50° и 60° с. ш., через пункт проводят прямую линию, соединяющую обе параллели.

Затем ее условно делят на 10 равных частей – градусов, так как расстояние между параллелями 10°. Иркутск находится ближе к 50° параллели.

На практике географическую широту определяют по высоте Полярной звезды при помощи прибора секстанта, в школе для этой цели используют вертикальный угломер, пли эклиметр.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земного шара. За начало отсчета долготы принят гринвичский меридиан – нулевой, который проходит недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывают восточную долготу (в. д.

), к западу – западную (з. д.). На картах меридианы надписывают на экваторе или верхней и нижней рамках карты, а на глобусе – на экваторе. Меридианы, как и параллели, проводят через одинаковое число градусов. Например, Санкт-Петербург расположен на 30 меридиане к востоку от нулевого меридиана, его географическая долгота 30° в. д.

; Мехико – на 100 меридиане к западу от нулевого меридиана, его долгота 100° з. д.

Если пункт расположен между двумя меридианами, то его долготу уточняют по расстоянию между ними. Например, Иркутск расположен между 100° и 110° в. д., но ближе к 100°. Через пункт проводят линию, соединяющую оба меридиана, ее условно делят на 10° и отсчитывают число градусов от 100° меридиана до Иркутска. Следовательно, географическая долгота Иркутска примерно 104°.

Географическую долготу на практике определяют по разнице во времени между данным пунктом и нулевым меридианом или другим известным меридианом. Географические координаты записывают в целых градусах и минутах с указанием широты и долготы. При этом 1º = 60 мин (60'), а0,1° = 6', 0,2°=12' и т. д.

Литература.

  1. География / Под ред. П.П. Ващенко, Е.И. Шиповича. — 2-е изд., перераб и доп. — К. : Вища шк. Головное изд-во, 1986. — 503 с.

Еще статьи о внеземном космосе

Еще статьи о Земле как планете

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector