Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Каллиграфия – это красивый, витиеватый почерк. Инструментов для такой письменности может быть много, но сегодня мы поговорим о кистях. Считается, что каллиграфия зародилась в Китае, поэтому рассмотрим особенности именно китайских кистей.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Специалисты предпочитают для каждой техники исполнения подбирать определенный инструмент. По некоторым данным, всего существует около 200 различных видов кистей. Для удобства пользователей на ручке инструмента маркерами пишут информацию о типе иероглифов или стилистическом направлении, для которого она предназначается, а также о том, из чего конкретно кисточка сделана.

Некоторые производители также указывают процентный состав ворса.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Перед тем как выбрать тот или иной вариант инструмента, следует понимать, что все кисти для китайской письменности должны быть сделаны из натурального меха.

Это объясняется тем, что данный материал лучше впитывает краску и чернила, а также обеспечивает более комфортное скольжение по бумаге, нежели кисти, сделанные из синтетического сырья.

Каллиграфические кисти могут использоваться не только для письма, но и для некоторых видов живописи.

Существует несколько классификаций каллиграфических кистей. Рассмотрим их все.

  • По размеру различают большие, очень большие, средние и совсем маленькие кисти.
  • По длине ворса рабочей части существует короткий, средний и удлиненный волос. Чем длиннее ворс, тем более изящную линию можно провести. Однако тем сложнее и работать таким инструментом.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Кисти разделяют по степени жесткости.

  • Янхао – мягкие кисти. Их обычно делают из козьей шерсти. Работать ими, как правило, легко и удобно, рука не напрягается и не устает. Мягкие волокна удерживают больше влаги, поэтому изображение получается более качественным.
  • Ланхао – жесткие кисти. В дословном переводе это слово означает «желтый волк», поэтому их часто именуют волчьими. На деле же для их изготовления используется шерсть собаки. Более качественным считается конский волос, а также медвежий, олений и барсучий мех. Такие экземпляры более дорогие. Они предназначены для прорисовки тонкого контура, а также для более четкого рисунка мелких деталей.
  • Цзяньхао – комбинированный вариант. Такие инструменты могут состоять из волоса разных животных разной степени жёсткости, например, из кроличьего и собачьего или козьего и барсучьего меха. Комбинированные кисти позволяют создавать четкие правильные линии, хорошо удерживают чернила.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью Как пользоваться китайской каллиграфической кистью Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Для изготовления каллиграфических кистей используется мех различных животных. Здесь есть наиболее популярные разновидности.

  • Козий мех мягкий и послушный, кисти идеальны в качестве первого рабочего инструмента, имеют длинный ворс, средний или большой размер.
  • Колонок – более жесткий мех, инструменты из него могут быть любого размера, подходят для подробной прорисовки деталей, рекомендуются для более опытных специалистов.
  • Кисточки из заячьей шубки имеют жесткий мех, небольшой размер волосяной части, предназначены для написания иероглифов небольшого размера. Это редкий и дорогостоящий экземпляр.
  • Кисти из куриного или лебяжьего пуха в чистом виде встречаются крайне редко, и чаще всего комбинируются с мехом колонка. Довольно сложны в применении.
  • Конский волос тоже редко используется для каллиграфии, обычно его подделывают мехом козы или другим длинным ворсом.
  • Свиная щетина – очень жесткий материал, поэтому при изготовлении кисточек щетину расщепляют специальным способом. Однако, особой мягкости добиться не удается, поэтому использовать такие инструменты при письме крайне неудобно.
  • Растительные волокна – под ними подразумевается бамбук, тростник или волокна других деревьев, которые предварительно расщепляют и придают им некоторую мягкость. Впрочем, мягкими такие кисти не назовешь, их используют исключительно для начертания иероглифов больших размеров.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Особенность китайских кистей заключается в том, что полностью модернизировать весь процесс их производства невозможно. Некоторые этапы их изготовления очень специфичны и их нельзя механизировать.

Например, ворсовая часть инструмента изготавливается исключительно вручную. Ручки у экономичных моделей изготавливают из бамбука или других пород дерева.

Ворс у таких кистей предварительно пропитывают крахмальным раствором, чтобы он не повредился при транспортировке.

Перед первым применением их следует размочить в воде, чтобы крахмал растворился. Для более дорогих версий китайских каллиграфических кистей может быть использован фарфор, кость животных и другие ценные материалы. Некоторые кисти инкрустированы стразами и драгоценными камнями.

Такие вещи нередко являются настоящими произведениями искусства, а их стоимость очень велика. В крахмале их не обрабатывают, и они сразу готовы к работе. В продаже существуют целые подарочные наборы, состоящие из кистей разного размера с разными ручками.

Особым шиком считаются предметы из нефрита – этот камень в Китае в особом почете.

Некоторые кисти имеют встроенный резервуар для жидкости – воды или краски. Это особенно удобно, если, например, нужно взять кисть с собой в дорогу, так как нет необходимости брать флакон с жидкостью, которая может пролиться.

Ручки у таких экземпляров обычно из пластика. Такое приспособление имеют кисти-маркеры – это попытка сочетать в себе два средства для рисования одновременно. Они состоят из пластикового контейнера, в котором содержится краска, и, собственно, кисточки. Однако этот вариант годится скорее для любителей, профессионалы предпочитают классические инструменты.

После каждого применения инструмент для письма следует тщательно мыть в теплой воде, чтобы смыть следы туши или краски. После мытья лишнюю влагу с волосков следует аккуратно отжать пальцами и оставить кисть до полного высыхания. Сушить приборы для письма следует в висячем положении, ворсом вниз.

Кисточка подвешивается на специальную подставку с крючками за петельку – на правильном приборе она обязательно должна быть. Если предполагается, что письменную принадлежность нужно будет часто транспортировать, рекомендуется приобрести специальный пенал, чтобы избежать возможных повреждений.

Как и у фломастера, у каллиграфической кисти должен быть защитный колпачок. Только если у первого он служит для того, чтобы стержень не высыхал, в случае с кистью все с точностью до наоборот – пока кисть не просохнет, надевать на нее колпачок не стоит.

Если деревянная ручка покрыта лаком, такую поверхность не следует обрабатывать спиртом. Свежие пятна от краски смываются мыльным теплым раствором.

О том, как выбрать кисть для каллиграфии, смотрите далее.

Китайские кисти для акварели вместо традиционной белки и колонка

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью in Полезные статьи по рисованию

В живописи акварелью качество материалов – важный фактор. Поэтому я то и дело тестирую разные кисти, краски, бумагу.

Давно пристрастилась к китайским кистям для живописи и каллиграфии, поэтому редко покупаю традиционную “белку” – слишком уж они мягкие и плохо собранные.

Но поскольку ученики меня спрашивают, решила купить новую кисть из белки. Вдруг качество стало лучше, и ее можно рекомендовать?..

Выбрала в “Леонардо” самую приличную из имеющихся – кисть №10 от Гаммы. В склейке она собрана красиво, в тонкий кончик. Цена достаточно демократичная.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Сравним эту кисть со сходной китайской из овечьей шерсти.

Вот так кисти выглядят, если их промыть и высушить. Китайская продолжает держать форму.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

При работе недостатки сборки беличьей кисти от Гаммы становятся очевидны.

После первого мазка волоски кисти расходятся, и тонкий кончик уже не собрать… Для следующего ровного мазочка кисть придется оглаживать, чтобы она приняла ровную форму.

Читайте также:  Плот из пеноплекса своими руками. Как сделать плот своими руками (фото, видео, чертежи)

А вот такого же размера и формы китайская мягкая  кисть форму прекрасно держит. И в работе она более приятна.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Если чуть приплющить кисть, то становится понятно, почему так происходит.

Смотрите, какая ровная “стрижка” у китайской кисти, и какие хаотичные волоски, да еще с крючочками у гаммовской:

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Именно поэтому беличьими кистями в чистом виде я давно не работаю. И многие спрашивают меня, чем же особенны традиционные китайские кисти, и где купить настоящие, качественные?

Об этом я уже писала – рассказала о своих кистях и дала три адреса интернет-магазинов здесь:  https://izo-life.ru/china_brush/

И вот приятная неожиданность. После этой публикации компания “Синий Феникс” связалась со мной и попросила протестировать их китайские кисти, насколько они пригодны для живописи акварелью?

Снимаю шляпу перед профессионализмом этих ребят!  Кисти прислали быстро,  в качественной упаковке. Теперь я могу быть спокойна, что этому магазину можно доверять!

Поэтому рекомендую: Интернет-магазин “Синий Феникс”, ссылка на магазин 

Китайские кисти: результаты тестирования

  • Качество всех кистей отличное
  • Превосходно собраны
  • Ворс, если и вылазит, то 3-4 волоска в самом начале пользования

Однако нужно понимать, что эти кисти создавались для традиционной китайской живописи и каллиграфии, поэтому они специфичны.

Самое непривычная длина ручки и балансировка кисти. Эти кисти невозможно держать близко к ворсу, как привыкли держать ручку.
Традиционно китайские кисти держат за центр или самый кончик черенка. Это дает свободу движений и красивый мазок. Именно тот, что предполагается.

Насколько эти кисти способны заменить привычные нам кисти для акварели?

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 0,3 см

Похожа на ту, что рекламировала как линеарную. Однако ворс короче.

Свободные линии ей делать чуть сложнее, их длина короче. Писать ей как тонкой тоже не удастся – ворс  плохо контролируется.

А вот каллиграфические линии – гвоздики ей делать очень легко. Для написания маленьких иероглифов, думаю, она очень хороша.
Однако для работы акварелью вряд ли подойдет.

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 0,5 см
Состав: высококачественная волчья шерсть  Достаточно мягкая, нечто среднее между белкой и колонком.
Можно выполнять небольшие по размеру заливки.
Хороша для рисования листиков. Дает красиво оформленный мазок с тонким кончиком.

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 0,9 см
Состав: шерсть из хвоста волка и овечья шерсть с небольшим добавлением синтетики  Отличная кисть! Аналог колонка. Широкий спектр действий – от крупных заливок (до формата а4) до тонких линий.
Прекрасно собрана, упругая, хорошо держит воду и отдает ее. Очень приятна  в работе!
Можно сказать, что эта универсальная кисть – мой фаворит из всех представленных. Она хороша именно как качественная кисть для начинающих – легкая в работе, предсказуемая в поведении, удобная в руке.

Полезный мастер-класс: Тренируем руку для совершенного мазка!

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 0,8 см
Состав: высококачественная овечья шерсть. Именно эта кисть показана выше в сравнении с белкой.
Кисть мягкая, но упругая. Аналог хорошего качества белки.
Хороша для заливок формата до А3.
Подобно беличьей, требует достаточного количества воды, однако кисть хорошо собрана, может давать красивый мазок с тонким кончиком.
Ручка показалась толстоватой – мне это не очень удобно. Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 0,9 см
Состав: конская щетина, мех енота.  Упругий длинный ворс. Великолепная кисть для рисования листьев бамбука…
В акварели будет полезна мастерам, работающим на больших форматах (А3 и больше), но не для заливок, а для крупных и мелких динамичных мазков.
Удлиненный ворс прекрасно справляется с тонкими линиями, создает очень красивый мазок в форме листа бамбука с тонким изящным кончиком.

Жесткая кисть 4810

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 1 см
Состав: высококачественный конский волос, свиная шерсть и небольшое количество овечьей шерсти. Для нас это странная кисть – она подобна линеарной, но только очень толстая. То есть, как и линеарную, ее сложно контролировать – ее кончик живет своей жизнью.
Будет хороша для мастеров, ценящих в акварельной живописи динамику и спонтанность мазков.
Ей можно делать заливки форматов А4-А3. Но в целом эта кисть для более виртуозной работы.

Мастер-класс по го хуа: Как нарисовать цветущую ветку жасмина

Комбинированная кисть 4510

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Ссылка на кисть в магазине

Диаметр у основания кисти 1 см
Состав: овечья и волчья шерсть. Отличная кисть с удлиненным слегка кончиком. Упругая, хорошо собранная. Поэтому, не взирая на размер, ею легко писать мелкие детали. При этом вполне можно контролировать кисть, взяв ближе к ворсу.
Универсальна: заливки до формата А3, крупные пятна, мелкие.
Слишком тонкий кончик кисть не дает, но в целом – отличная кисть. Аналог моей любимой.

Мягкая кисть 5715

Как пользоваться китайской каллиграфической кистью

Ссылка на кисть в магазине

диаметр у основания кисти 1,5 см  Размер кисточки говорит сам за себя – это для больших работ, А3 минимум.
Кисть большая, тяжеленькая. Держать ее можно только за кончик ручки.
Мягкая, подобно белке. Но отлично собрана, может выполнять и мелкие детали.
Конечно, с таким захватом эти детали – в форме листиков в основном… Поэтому рекомендую эту кисть для тех, кто пишет а-ля прима цветы и природные пейзажи на больших форматах. А в остальном она хороша для заливок.

Итог. Если вы из начинающих,

то я бы порекомендовала вам следующие китайские кисти:

  1. Жесткая кисть 3609  
  2. Комбинированная кисть 4510  
  3. Жесткая кисть 4810  
  4. Жесткая кисть 2005  

Все остальные тоже хороши, но специфичны. Так что в их выборе можете руководствоваться описанием, данным мной.

*Цены на кисти указаны по состоянию на 15.04.2017. Наличие и актуальную стоимость уточняйте на сайте магазина “Синий Феникс”

Успехов вам! Рисуйте с удовольствием и делитесь статьей с лентах своих соцсетей!

Китайская каллиграфия. Практические рекомендации

Китайская каллиграфия – это не просто умение красиво и бегло писать иероглифы кистью, это интересная внутренняя работа, творческая и насыщенная энергетически.

Для тех, кто только начинает осваивать это искусство мы подготовили несколько рекомендаций, которые станут ключом в понимании практики каллиграфии.

Тот, кому уже полюбились упражнения с кистью и тушью могут проверить себя: в верном ли направлении они продвигаются.

Ниже мы перечислим, на что стоит обратить особенное и первоочередное внимание. Все пункты равносильны по значимости и невыполнение хотя бы одного из них сведут ваши упражнения к бесполезной имитации каллиграфического письма.

  • Осанка и постановка руки.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюМастер Му Юйчунь. Постановка руки при занятиях каллиграфией.

Мы не будем отдельно останавливаться на том, что сидеть следует комфортно, сохраняя спину ровной и в то же время ненапряженной, но не стоит забывать, что это важно. Сейчас особенное внимание уделим постановке руки, поскольку возможность выполнения всех дальнейших рекомендаций напрямую зависит именно от этого.

Читайте также:  Как склеить стекло: по шагам (c картинками)

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюПостановка руки при занятиях каллиграфией

Кисть руки должна быть повернута к нам тыльной стороной, а запястье – согнуто под прямым углом.

Одновременно с этим в середине ладони формируется округлое пространство («удерживаем птичку»), теплое и упругое.

В процессе письма постоянно удерживаем изгиб запястья – это создает особенное пружинящее ощущение в руке. Саму кисть для письма держим строго перпендикулярно поверхности листа – «соединяем небо и землю».

Желательно, чтобы постановку руки проконтролировал опытный каллиграф. На первых порах гораздо  важнее правильно держать кисть, нежели писать аккуратные иероглифы.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюСхема движения кисти при написании горизонтали

Каждая линия и каждый иероглиф пишется в строго заданной последовательности, причем даже самые простые базовые черты –  по специфической траектории. Горизонталь, к примеру, – это не горизонтальная прямая, а сложная линия с несколькими возвратными движениями кисти.

Прежде, чем коснуться кончиком кисти бумаги, надо иметь отчетливое представление о предстоящем «маршруте». Для этого рекомендуется, тренируясь, прописывать иероглифы карандашом или ручкой, палочкой на песке или даже водой на камне или асфальте.

Наблюдая за тем, как пишет мастер иногда можно заметить, что он сначала бегло «прописывает» иероглиф концом кисти в воздухе и лишь затем на бумаге. Особое искусство, которое следует развивать любому каллиграфу – искусство понимать, как был написан тот или иной иероглиф, глядя на образцы признанных мастеров.

Особенно интересно изучать скорописные примеры: зачастую мастера отступают от канонической последовательности написания иероглифа, чтобы добиться бОльшей выразительности.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюМу Юйчунь 舞(wǔ) – танец.

По ходу написания даже одного-единственного элемента меняется темп письма: кисть движется то быстро, то медленно; то словно пританцовывает на одном месте, то стремительно летит; то движется плавно и мягко, то резко разворачивается. Рассматривая образцы хорошей каллиграфии, получаешь особенное наслаждение, прослеживая этот «танец» кисти.

Чтобы создать живой и динамичный иероглиф или каллиграфический текст необходимо понимать и уметь сообщать кисти внутренний ритм, заключенный в иероглифических знаках: тяжелый и медленный «инь» – летящий воздушный «ян». Осваивая технику письма, мы подробно изучаем: где с какой скоростью должна двигаться наша кисть.

Суть данной техники в том, что давление кисти на бумагу по ходу письма то усиливается, то ослабевает. Эта тема тесно связана с предыдущим пунктом о скорости и ритме письма.

Владение техникой работы кистью «подъем-нажатие» позволяет создавать объемные знаки: там, где кисть была тяжелой и медленной, остается плотный, насыщенно-черный след; где прикосновение было легким и быстрым – возникает эффект фэйбай ((фэйбо) 飞白) – летящий белый, либо просто след более светлого, прозрачного тушевого тона.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюЧжи Юньмин (Zhu Yunming (1460 – 1526)) – поэма написанная стилем цаошу. По плотности и толщине линий хорошо видно, как в процессе письма менялись скорость и сила нажатия на кисть.

В каждом каллиграфическом  стиле есть свои требования к композиции: иероглифы чжуаньшу, синцао, цаошу вытянуты по вертикали, лишу – по горизонтали, знаки кайшу вписаны в квадрат.

Главным остается одно требование: все компоненты одного иероглифа, все иероглифы текста и все иероглифы свитка (работы в целом) должны быть гармонично скомпонованы. Линии резкие и плавные, заполненность и пустоты, плотные и легкие черты – все в каллиграфии очень тонко сбалансировано.

Добиться этой естественной гармонии можно только в ходе длительной практики, причем речь идет не только о наработке техники письма, но и о практике внутренней гармонизации.

В понимании основ композиции каллиграфического произведения очень помогают работы мастеров. Внимательное изучение и копирование образцов – один из важных этапов в освоении искусства каллиграфии.

И, конечно же, необходимое условие – концентрация внимания на процессе письма вкупе с тонким внимание к собственным ощущениям.

  • Целостность и непрерывность.

Кисть для каллиграфии сконструирована таким образом, что представляет собой довольно внушительный резервуар для туши. Этот резервуар обеспечивает написание, как минимум, одного иероглифа без дополнительного обмакивания в тушь. В скорописных работах на одной «порции» туши пишется по несколько иероглифов.

Это важный момент, поскольку с запасом туши мы имеем возможность совершать непрерывное движение – подобно музыканту, играющему на духовом инструменте, которому хорошие легкие позволяют сыграть музыкальную фразу на одном вдохе.

Даже отрываясь от бумаги, оставляя пробелы между чертами одного иероглифа и соседними знаками, кисть не движется бездумно, резко и как попало – она продолжает свой танец в воздухе. Это создает ощущение целостности духа  каллиграфической работы.

Как пользоваться китайской каллиграфической кистьюМу Юйчунь на примере показывает значимость игры ритма, скорости и силы нажатия кисти

Надеемся, что этот текст будет полезен тем, кто осваивает искусство каллиграфии. А возможно, пригодится и зрителям для лучшего понимания каллиграфических произведений.

Текст составлен Стеллой Недбаевской на основе рекомендаций мастера Му Юйчуня.

Сокровища китайского кабинета. сокровище первое: кисть для письма

world_chinaИсточник: http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post257357573/

Четыре сокровища (драгоценности) кабинета («веньфан сибао»)- это четыре главных элемента письменности в Китае, орудия труда ученого, каллиграфа, чиновника. Эти четыре инструмента использовались всеми, кто стремился к образованию в древнем Китае. Умение правильно пользоваться ими — важно не менее, чем способности к медитации и философским размышлениям, без которых невозможно создание настоящих шедевров каллиграфии, живописи, поэзии, научного открытия. Китайцы относились к этим предметам с почтением, что выражалось и в сопоставлении их с сокровищами, и во многих исторических преданиях и легендах. «Четыре сокровища кабинета» — это не только жемчужина китайской цивилизации, это важная часть всемирного культурного наследия.

Первое упоминание о четырех драгоценностях нам открываются в 7 веке. В период династий Тан (VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления «четырёх драгоценностей»достигло высокого совершенства, что, в свою очередь, повлияло на развитие китайской каллиграфии и живописи.

Далее я постараюсь представить краткую историю каждого из этих четырёх драгоценностей китайского кабинета. Итак:

Среди множества приспособлений для письма кисточки можно считать специфическим китайским изобретением. Традиционные кисточки были не только обязательной принадлежностью кабинета ученого, но и проявили свою особую роль в создании неповторимого колорита китайской каллиграфии и живописи.

  • Древнейшие кисти были весьма примитивны и не очень походили на те, что используются сейчас, да и предназначение у них было другое — ими наносились рисунки людей, животных, орнаменты на гончарные изделия, кости животных, панцирь черепах и керамику.

Согласно легенде, первая кисть была сделана генералом первого циньского императора Мэн Тянем (III в. до н.э.), который долго стоял со своими отрядами вдоль Великой Стены. Как-то он случайно заметил на стене кусочек овечье шерсти. Генерал поднял его и привязал к веточке — так и получилась первая кисть для письма.

Однако, по мнению археологов, это всего лишь красивая легенда. По исследованиям раскрашенной керамики неолитической культуру Баньпо, обнаруженной недалеко от Сианя, было доказано, что примитивные кисти появились 6 тыс. лет назад.

Читайте также:  Глушитель для гладкоствольного оружия. Глушитель для оружия: устройство, описание и принцип работы

К сожалению, материал, из которого делали кисти, — волос животных — разлагается очень быстро, поэтому в наши дни нельзя увидеть эти самые первые в истории человечества кисти для письма. Однако, найдены экземпляры, относящиеся к  V, III вв. до н.э., II, III в н.э.

, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия не только Китая, но и всего мира.

Но народ всё равно считает изобретателем кисти Мэн Тяня.  Надо думать, что он заметно улучшил технику изготовления кисти. По преданию Мэн Тянь проживал в поселке Шаньлянь (раньше был подчинен округу Хучжоу) в уезде Усин пров. Чжэцзян.

В поселке ещё сохранился храм его имени.  Шаньлянь прозвали «столицей кистей», и недаром. Он славится своими непревзойденными кистями «хуби», которые бвло принято преподносить в качестве дорогого подарка.

Эти кисти изготавливают по древней технологии, ими пользовались Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Го Можо.

Кисти, к которым мы привыкли,начали производиться с IV века н.э. в Китае и до сих сегодняшнего момента технология остаётся неизменной. Именно к этому периоду кисть стала основным инструментом китайских мастеров и складывается система основных требований, которые  сформулированы в трактатах того времени под названием  «четыре достоинства» кисти:

1. Острота (кончика) — тонкий кончик кисти, способный передавать мельчайшие детали.

2. Ровность (головки) — за счет которой при письме распущенной кистью она оставалась неизменно гладкой и собранной, но оставляла на листе бумаги след налитой туши.

3. Округлость (головки) — свойство, обеспечивающее свободное движение кисти во всех направлениях.

4. Прочность — упругость и гибкость волокон и ручки кисти, устойчивость к механическим повреждениям.

  1. Волосяная кисть позволяла каллиграфу выполнять самые разные по конфигурации, силе, упругости, ритму, внутренней энергии иероглифы, не просто чередовать тонкие и жирные линии, но делать их объемными, что достигается ха счет многослойности черного цвета.
  2. В древности было множество видов кисточек, для их изготовления использовались разные материалы: заячьи, овечьи, оленьи шерстинки, конский волос, куриные перышки, человечьи волосинки и стебельки трав.
  3. В настоящий момент, в зависимости от используемого для изготовления кистей волоса животных, их принято подразделять на три типа:

1. Мягкие кисти («янхао») — делают из волоса козы. Они хороши для работы в свободной, широкой манере, способны удерживать большое количество туши, води или краски. Козловые кисти отличаются мягкостью, гибкостью и высокими абсорбирующими качествами.

2. Жесткие кисти («ланхао») — эти кисти для каллиграфии часто называют «волчьими» (волчий волос), но на самом деле «волчьи» кисти делаются из меха колонка или собаки (по-китайски, буквально «желтый волк»).

Более дорогие китайские жесткие кисти  делают из оленьего, барсучьего или кроличьего волоса, конской или свиной щетины. Эти кисти хороши для того, чтобы писать ими тонкие линии или мелкие детали картины, ими прорисовывают волоски на мехе животных.

Жесткие волоски удерживают лишьнебольшое количество туши, воды или краски. Если потребуется нарисовать холмы, скалы или деревья, возьмите одну из жестких кистей.

3. Хуаньхао, или кисти средней жесткости — делают из смеси мягкого и жесткого волоса. Такими кистями удобно  очень писать, поскольку они позволяют проводить четкие, но вместе с тем легкие линии, при этом удерживают много жидкости.

Бывают и более редкие кисти — например, из шерсти медведя, шиншиллы или хорька, из меха тигра, лебяжьего пухаи т.п., обычно изготавливаются в очень малых количествах и, как правило, на заказ.

Помимо волос и шерсти животных в Китае издревле делали кисти из первых состриженных младенческих волос. Говорят, что более 1400 лет тому назад на юге Китая жила старуха, которая мастерила кисти из волос младенцев и заячьей шерсти.

Даже сейчас иногда первые состриженные волосы младенца родители отдают мастеру для изготовления кисти.

Конечно,  такая кисть — всего лишь сувенир на память и символ родительскитх надежд, что, повзрослев и взглянув на кисть, их чадо непременно постарается приобщиться  культуре и  станет образованных человеком.

Собранный в тугой пучок волос вправляется в основание, которое изготавливается, в основном, из дерева или бамбука. А вот настоящие мастера предпочитают нечто более благородное. Для мастеров кисти изготавливались и делаются по сей день из дорогих пород дерева, рогов животных, нефрита, фарфора, драгоценных металлов, таких как серебро и зорото. Встречаются кисти с инкрустацией перламутром.

  1. Естественно, такая драгоценная кисть хранится в специальном футляре, который не менее изыскан и красив.

Ручка плотно фиксирует волокна кисти, сохраняя форму ворса. Традиционная китайская кисть хорошо вбирает тушь т удерживает её в себе, плавно нанося тушь на бумагу. На кончик кисти надевается специальный защитный колпачок, для сохранения ворса.

Процесс изготовления кисти для каллиграфа пока не возможно механизировать полностью: некоторые операции имеют уникальную специфику, которую может почувствовать только человек. Так, например, волосяной пучок собирается вручную. Чтобы окончательно сформировать достаточно округрый и упругий пучок, его берут в рот и, сжав губами, вращают языком.

Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой — пластмассовой или деревянной на обычных современных кистях, роговой или костяно в «мАстерских» и старинных кистях — под которой находится крепление ворса. На конце ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть подвешивается для просушки.

Китайские кисти для каллиграфии бывают Маленькие, Средние, Большие и очень Большие. В  основном на китайской кисти пишут тип иероглифов и стиль, для которого она предназначена, из каких материалов сделана кисть, процентное соотношение ворса. По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих разновидностей.

Художники и каллиграфы, как правило, имеют в своём распоряжении кисти различных типов, которыми пользуются в зависимости от своих целей или личных привязанностей. Состав и конструкция каждой кисти в точности соответствует конкретным техническим требованиям, которые к ней предъявляются.

  1. Считается, что лучшие в Китае кисти делают на юге в провинциях Аньхуэй, Цзянсу и Цзянси, а на севере — в провинции Хэнань.

Самая грандиозная по размерам кисть была изготовлена в мастерской г. Тяньцзиня в 1979 г., её длина — 157 см, длина ворса кисти — 20 см, вес — 5 кг, впитывающая способность — 1 кг туши. 14 сентября 1979 г.

пекинский каллиграф Ян Сюаньтин этой кистью на листе бумаги сюанъчжи, длиной 1 м и шириной 1,5 м, сделал памятную надпись в честь 30-й годовщины образования КНР — «Да здравствует Родина!», что широко освещалось в китайской прессе.

  • Памятник кисти в г. Хэйлунцзян

Источники:

http://www.callig.ru/node/509/

http://forum.sandaldom.ru/showthread.php?t=191&page=1

http://dveimperii.ru/articles/1

http://magazeta.com/2008/04/chetyre-sokrovishha-kabineta-sokrovishhe-pervoe/

http://www.chinahighlights.ru/culture/four-treasures-of-the-study.htm

http://russian.visitbeijing.com.cn/shop/shopthird/n214765118.shtml

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector