Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой Леший и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он — полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло.

Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения.

Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли.

Поэтому важно знать, как вести себя в лесу, чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, дерево, зверя, ветра, гиганта или гнома…

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности.

Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев.

А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде птицы (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве.

В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой.

При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья… причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему.

Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места.

Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях.

Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь.

Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться.

Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа.

Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать.

Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев.

Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль.

Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания.

Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Читайте также:  Как подготовиться к бегу на длинную дистанцию

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

Леший. Как с ним общаться? — Тонкий Мир

Славянская мифология богата рассказами о различных стихийных существах. Леший, пожалуй, один из самых знаменитых духов леса. Но что мы знаем об этом духе? Большинство людей обладает лишь поверхностными знаниями о нем, которые получили из мультфильмов, сказок, народных поверий. Углубим же знания об этом мистическом существе.

Кто такой леший?

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

В народных сказаниях он представлен в образе хозяина леса. Леший следит, чтобы ничего в его лесу не пострадало от чего-либо. Он всеми силами заботится о благосостоянии своего леса.

К людям относится по-разному. Считается, что добрым и честным людям он не вредит и даже помогает выйти из леса, если они заблудились. А вот к злым людям леший относится строго негативно.

Таких людей он вводит в заблуждение, чтобы человек не мог найти выход из леса, или заводит в болото. Поэтому в народе его часто называли блуд, шатун или водила.

Вредителей леса может защекотать до смерти, поэтому в народе его иногда называют щекотуном.

В некоторых поверьях лешие крадут детей. Занимаются людоедством, воруют золото и гвозди. Имеют способности вызывать болезни у человека и вводить его сознание в непрекращающиеся галлюцинации.

Чтобы напугать, он может хлопать в ладоши или громко хохотать. Иногда он просто издает протяжные звуки – песню леса..

Обитает леший в наиболее непроходимых местах леса. Зимой уходит под землю. Живет в основном один, но по некоторым поверьям у него бывает жена лешачиха, хозяйка в его доме. Ведет она себя подобно лешему: пугает, кричит, заводит в болота.

Парням она может появляться в образе красивой женщины. Соблазняя мужчин, лешачиха вступает с ними в половую связь. Обычно мужчины после такого быстро умирают или сходят с ума.

В древности охотник боялись столкнуться в лесу с лешим, поэтому перед походом в лес ему приносили дары, тем самым пытаясь его задобрить.

Как выглядит леший?

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Леший имеет способность менять свой облик как захочет. Поэтому истинный его вид никто не знает, но среди народа он представляется в виде старого деда с длинной бородой. Волосы у него зеленого цвета, среди них запутаны листья и вставлены ветки. В некоторых аспектах он похож на человека. Лешего можно опознать по серой коже и очень большим зеленым глазам, которые светятся в темноте. У него отсутствуют брови и ресницы. При разговоре он не смотрит в глаза и старается всячески отвернуть лицо. Если человек все же посмотрит ему в глаза, то леший может его заколдовать.

  Духовные примеры, которые нас вдохновляют

Одежда на нем обычно вывернута наизнанку. Обувь одета не на ту ногу. Леший бывает подпоясан, но далеко не всегда. Появляется, как правило, в черной одежде, солдатской форме или имеет ветхое одеяние лесника в огромных лаптях. Есть свидетельства, когда люди заставали лешего за плетением лаптей при свете луны. Также бывали случаи, когда он появлялся полностью обнаженным.

Обычно в его руках кошелка или кнут.

В народе были случаи, когда в лесу леший принимал образ родственника. При этом отличить его от близкого человека было невозможно. Обман открывался лишь тогда, когда сам родственник утверждал, что не ходил в лес в это время.

Единого мнения о росте лешего нет. В народных преданиях считается, что он способен его менять так же, как и облик. В лесу он может быть ростом с высокое дерево. На открытой поляне леший становится не выше травы.

Методы защиты от лешего

В разных поверьях люди придумали уникальные методы борьбы. Но самые известные из них следующие:

  1. Лучшим способом спастись от злых чар лешего считается войти в реку или зайти на середину моста. Есть мнение, что леший не способен перейти бегущую воду.
  1. Если заяц перебежит дорогу в лесу, то это является недобрым знаком. Леший отправляет его как знак недоброжелательности. Однако древние охотники произносили молитву, которая должна была помочь от его злых проделок.
  1. В древности, когда человек терялся в лесу, он переодевал вещи наизнанку, а обувь переобувал наоборот. Таким образом, он показывал себя в образе лешего. Считалось, что леший не тронет себе подобного.
  1. Люди разводили костер, если чувствовали опасность в лесу. Леший боится костра.
  1. Помогало также создание контура вокруг себя при помощи ножа. Человек, идущий в лес, всегда брал с собой нож, дабы в случае нападения лешего создать защиту (такой метод защиты применялся в гоголевской повести «Вий»).

  Смесь христианства и язычества в верованиях крестьян

Происхождение

Популярное народное поверье сообщает, что лешими становятся только проклятые люди.

В христианском народном предании лешими считаются демоны, созданные сатаной.

В одной Вологодской легенде рассказывается, что когда Бог сотворил человека, то сатана тоже пытался создать человека, но даже после многих попыток получались лишь демоны.

Всевышний заметил, что создано уже много демонов, разгневался и приказал Архангелу Гавриилу скинуть сатану и прочую нечисть с неба. Те демоны, которые упали в лес, стали лешими.

Те, кто попал в воду, – водяными, а кто в дом – домовыми.

В преданиях Белоруссии считается, что вообще вся нечистая сила мира произошла от двенадцати детей Адама и Евы. Всего у них было 12 пар детей.

Когда Бог хотел посмотреть на их детей, то Адам и Ева показали ему лишь 6 пар, остальные же они спрятали под дубом.

Поэтому в Белоруссии считается, что от тех детей, которые были под дубом, произошла нечисть. А от тех, на которых взглянул Бог, пошел род человеческий.

Как вести себя в лесу?

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Леший — это хранитель леса, правитель всей его территории, поэтому он защищает жителей своего импровизированного государства и владеет всем, что законно находится в его пределах. В наше время не забыли об этом персонаже, и его образ распространён в творчестве людей вне зависимости от того, верят они в духов или нет. Каждый видит его по-своему, но, как бы тот ни выглядел и какой характер ни имел, в его доме, лесу, стоит вести себя подобающе, чтобы тот не обиделся и не стал возмещать свои чувства.

Хоть лесного духа и можно разозлить, то нельзя полагать, что это тёмная сущность, даже если он и обитает в сумрачном, дремучем, полном тайн и загадок лесу. Он добр с теми, кто не вредит его имуществу и ведёт себя подобающе, а это присуще всем существам.

Так как лес — это дом, существуют следующие правила поведения:

  • костры в лесу нужно зажигать в подходящих местах, чтобы тот не перекинулся на то, что сжигать не планировалось, а также потом тушить его;
  • рубить деревья в лесу нужно в разумных количествах и тогда, когда это действительно нужно;
  • хозяева не дают своих домашних животных в обиду, леший также не простит того, что на его зверей будут охотиться просто так;

  Интересные факты. Юродивые в христианской традиции

  • леший не сможет убрать за гостями мусор, поэтому убирать люди его обязаны сами.

Очень хорошо, когда эти правила соблюдается. В этом случае можно задобрить лешего, если в планах стать с ним добрыми друзьями.

Как можно общаться с лешим?

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Всем духам, с которыми часто взаимодействуют, следует приносить дары. Чаще всего для этого используют еду, которую относят в лес, мысленно или вслух предлагая лешему угоститься.

У хозяина леса всегда просили позволения попасть в лес и собирать в нём что-либо, в частности охотиться. Но это не позволяло нарушать рамки разумного. Если заключить с ним договор, то он сам будет способствовать человеку.

Не стоит шуметь и ругаться в лесу, ведь это мешает не только лешему, но и животным. Если человек услышит голоса в лесу, то это необязательно будет леший, потому что без причины он не появится. В лесу также могут быть обычные люди. Но если вдруг голос будет, например, убегать и как бы играть с человеком, стоит насторожиться.

Костры — это хорошо, а леший сам разделяет эту позицию. Однако нужно соблюдать приведённые выше рекомендации и не разжигать пламя на тропах, потому что они предназначены для того, чтобы по ним ходили.

Если человек заблудился в лесу

Если человек заблудился в лесу, не стоит отчаиваться. Если выйти не получается, стоит попросить лешего о помощи и ждать от него знака. Лучше всего преподнести ему дар, но, если отдать действительно нечего, искренняя просьба будет услышана, если человек не нарушил правил поведения. Не стоит забывать и о благодарности.

Если же леший шалит и путает путника, стоит принять контрмеры. Для этого нужно вывернуть всю одежду наизнанку и задом наперёд, поменять местами обувь на ногах. Тогда выбраться не составит труда, чудаку этакому.

Если удалось поговорить с лешим, а его разговоры пугают или надоели, стоит произнести самое первое слово, которое было произнесено. Обязательно должно помочь.

Человек уважает хозяев домов, к которым приходит в гости, и просит уважения к себе. Лес — такой же дом, поэтому нужно уважать и его хозяина, тогда непременно времяпровождение на природе будет занимательным и безопасным.

Читайте также:  Как избежать нападения, если вы думаете, что за вами следят

Леший — дух лесного простора

Леший — полноправный хозяин каждого леса. В настоящее время он наиболее популярный персонаж в сказаниях русского народа. Россияне со старины давали ему различные имена. Он был и «лешак», и «лесной хозяин», «царь и дух леса», и «лесной дедушка», и «лесной херувим».

Все эти прозвища связаны с представлением о сопричастности его к зеленому пространству, которое традиционно на подсознательном уровне относилось к «чужому», «опасному» для человека.

А заплутавшие в дубравах люди, говорили, что это через «шатуна», «блуда», «водилу» они не могут найти нужную тропинку. Изредка ему давали кличку «зыбочника», считая любимым его развлечением качание на ветвях и верхушках деревьев.

Особенно рассказами о зыбочниках страшили маленьких дитятей. Если вдруг малыш начинал капризничать, ему говорили: «Заберет зыбочник!».

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Согласно многим поверьям, лешими становились то ли проклятые умершие люди, то ли умершие некрещеными дети или поменянные нечистой силой. Так, в одном из мифологических рассказов леший утверждает, что он такой же, как и всё людское население, на нем нет только креста, так как его мать родная прокляла.

Как выглядит леший?

Ориентация в лесу. Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу

Описания внешнего облика лешего довольно разнообразные. В рассказах его зачастую изображают человекоподобного вида, только лицо у него темнее, чем у людей. Глаза у него огромней человеческих и с особенным блеском, а брови и ресниц напрочь отсутствуют. В конце ХХ века русский люд описывает его остроголовым существом без правого уха.

Белорусские крестьяне говорят, что он с одним глазом и одной ногой, на которой пятка впереди. Но все они одинаково рассказывают о его седых, длинных, косматых волосах на голове. Видели его и рыжего, который надел на голову остроконечную шапку, и всего обросшего мхом.

А орловское население утверждает, что он голый, пучеглазый, с зеленой бородой, с руками волосатыми, мохнатыми.

Лесному хозяину нравится изменять свой рост: по траве идет он небольшой, вровень с травой. Гуляя на опушке любит прятаться за ягодными кустиками. По лесу он велик, наряду с высочайшими деревьями. А некоторые очевидцы сравнивают его с толстым вековым дубом, вокруг которого впору хороводы водить.

Редко кто лешего изображал голым. Народное воображение, чаще всего, его рисовало с высоким колпаком, одетым в белое одеяние, за исключением рубахи. Она была непременно красного цвета.

На ногах или ноге — лапти или сапоги. Узнавали, что это он и по одежде, которая как всегда у него застегивалась наоборот. Левой полой он закрывал правую область одеяния.

На левую ногу надевал правый лапоть или наоборот.

Дух леса лицом может быть похож на знакомого человека, как живого, так и уже умершего. Только манера поведения у него совершенно другая.

Говорит он непомерно зычным голосом, беспрерывно повторяя собеседника последние слова, посвистывает и напевает. А как они избегают смотреть в глаза при разговоре с людьми.

Поверьями подтверждаются факты, когда хозяин леса с людским обличием обычно шествует в сопровождении черной собачки.

Леший — большой затейник. Ради шутки он может обернуться в сосну, пень, кочку, грибок и распластаться мхом белым; стать и птицей и зверем.

Рассказчики говорят о его быстрых превращениях в тетеревов, медведей, зайцев, диких козлов, жеребцов, собак и многих других животных.

Но даже для внешнего человеческого обличия характерно наличие показателей зверя: он мохнатый, с рогами и козлиными ногами.

Дух природных пространств легко может претвориться природной стихией: внезапным вихрем, ураганом. Что стихию создает он, люди даже не сомневались. И шум перелесков относили к его забавам.

А если вихрем сносились крыши с деревенских жилищ и сараев, а в дубравах разваливались деревья, шептали, что это свадебный поезд с лешаками проехал. Настоящее обличие леший никто не видел, так как он от всех его старательно скрывал.

Это объясняли так, что он не хочет, чтобы люди, увидев его, от ужаса сошли с ума. Лишь колдунам он показывался в действительном виде, когда на перекрестке в полночь обучал их магическим знаниям.

Традиционно его воспринимали как хозяина леса, который он старательно бережет и зорко сторожит. В основном персонаж его считали бессемейным, лишь изредка в мифологии есть упоминания о наличии у него семьи: жены-лешачихи и детей-лешачат.

Но было у лешего и авторитетное название — «праведный». Веками народ относил его к числу добрых и справедливых духов. Так и передавалось столетиями, что леший беспричинно человека ни за что не тронет. Это им охранялся зеленый океан от изводящих его людей.

К тем, кто нарушал правила рубки леса, он относился особенно злобно, раскидывая все нарубленные ими дрова. Царь леса подчинял себе всё лесное зверьё, и не только повелевал обитателями лесными, но и окружал заботой всех их.

Из рассказа калужского крестьянина следует, что предчувствуя заранее пожар в лесу, он трубил в рожок, собирал и перегонял зверей на безопасное место.

А как доставалось охотникам от него хоть вечером, хоть ранним утром! Он старался предупредить об опасности животных громкой песней, собачьим лаем, стрекотаньем сороки. Если он чувствовал, что охотники распоясались, то так их задурманивал, что им не представлялось возможным выйти из лесных массивов.

Леший злой

Обозленный кошмарным поведением людей леший идет в деревню, женщин дразнит и пугает, перелезает через забор, набирает гвоздей для постройки своего дома, похищает детей, которых в порыве гнева мать назвала неосторожными словами или проклятиями.

А как он любит обменивать своих лешачат на людских детей. Лешачата обычно родившиеся у проклятых девушек или у лешачих, были безумно уродливыми, злыми и крикливыми. Голова у них была схожа с пивным котлом.

Поэтому он вместо крестьянского красивого дитя, которого мать оставила без присмотра или сильно выругала, подсовывал своего.

А сколько рассказов как баба-повитуха, забранная духом леса, принимало у лешачихи роды или была нянькой у лешачонка, пока он не подрастет!

Обереги от лешего

Обереги от лешего — это обычная соль, яркий огонь и обструганные липовые, осиновые, рябиновые палки. Он панически боялся и выстрелов с медной пуговицей. Одуряющее влияние лесного дедушки все-таки можно было осилить, или перекрестившись, или помолившись.

Можно было попросить о помощи Пречистую Богородицу, святого Николая. Леший исчезал! Не менее действенным считалось обращение к самому «батюшке лесному» с мольбой выпустить и вывести из леса. Чтобы не блудить бесполезно по лесу, необходимо было перетряхнуть все одеяние и надеть его наизнанку.

Такого человека он уже не видел, поэтому удерживать его уже не мог.

Что любит леший?

Очень любит сумерки, утреннее и ночное время. Хотя в тенистых лесных чащобах может появиться и днем. У него имеются личные тропы, ему не принято ходить по человеческим дорогам.

А как же опасно попасть на его тропинку! Будь то человек иль животное на такой тропе, сразу теряли всякую ориентировку. А навстречу попавшего человека он далеко отбрасывал и даже калечил.

Вообще он большой любитель подшучивать, дразнить, и пугать: прячет шапки, лукошки, заводит в болотное место к кикиморе, усыпляет на муравейниках. Но путники это могут и не сразу понять и заметить.

Удивляют рассказы о замороченных лесным духом людях, которые непонятно как вдруг оказывались на самой вершине высокого дерева в руке с еловой шишкой. Добрых людей, не вредящих лесу и обратившихся к нему с просьбой, он водил по грибным и ягодным местам.

Традиционные правила безопасности в лесу — во владениях лешего

Ходили слухи среди крестьян, что «праведный» беспричинно не обидит человека, но, тем не менее, многими отправляющимися в бор, строго соблюдались и сейчас выдерживаются переданные традицией порядки манер в лесном пространстве лешего. Строго запрещалось накануне похода говорить, что придут быстро.

Лесному духу не симпатизируют хвастуны и он нарочно долго будет их в чащобе держать, чтобы доказать, что он один властвует в лесном царстве. Вот откуда пошла фраза «Где вас леший водил!». А как небезопасно, согласно народным поверьям, отправляться в лес, после ссоры с проклятиями родни. Эти случаи могли закончиться травмой или даже смертью.

Традиционные советы предков учили, при встрече и разговоре в перелесках с незнакомцем крепко помнить первое свое произнесенное слово. Вдруг незнакомец — леший, он непременно попросит назвать самое заднее слово. Собеседника, который затруднялся его вспомнить, он забирал с собой.

Взрослые всегда старались, чтобы правила поведения детей в лесу были безукоризненными. Их всегда уведомляли, что лесной дедушка наказывает тех, кто шумит, свистит, ругается в его царстве и когда о нем случайно вспоминают. Нельзя на праздники Воздвиженье, Агафона-огуменника, в Ильин день гулять даже по роще, поскольку народ считал их днем Лешего.

Заботливый и от усталости злой в собственном царстве он устраивал ревизию. Люди неоднократно убеждались, что те, кто отправлялся на лесную прогулку, обязательно там пропадали.

В народных сказаниях лесной дух как существо из иного мира мог легко определить будущее для каждого, но мудрые крестьяне боялись вступать с ним в доверительные отношения, которые по поверьям, могли закончиться трагически.

В Карелии рассказывали, как утонул в обмелелой речке один мужичок, который накануне узнал от лешака свое будущее, и не несмотря на запрет его всем разболтал об этом.

Но бесшабашная молодежь этих россказней не боялась и гадала на праздник Зеленые святки, прибегая к помощи лешего.

На земле жизнедеятельность царя лесных нив рассчитана на определенное календарное время: первые морозцы заставляют их уйти сквозь землю, а по весеннему теплу выйти из-под земли. В западнорусских регионах праздник леших совпадал с празднеством пастухов и отмечался в день св. Георгия. В это торжество леших задаривали, чтобы они на пастьбе оберегали от диких животных скот.

Кое-где считают, что их праздник это или Ильин день (2 августа) или Агафона-огуменника (4 сентября). Многие днем лешего считают Воздвиженье, когда заканчиваются последние деньки бабьего лета и осеннее тепло плавно переходит в зимние холода. По легендам, он, как и другие духи, отмечает приход красавицы весны и ждет с нетерпением Пасхи.

Читайте также:  Длина ствола охотничьего ружья. Влияние длины ствола на скорость дроби

Некоторые считали, что лучший подарочек для него — это пасхальное яйцо.

Как спастись от лешего: суеверия русских охотников

Отправляясь на охоту, непременно посмотрите на женскую ножку. Правда, этой приметы придерживаются больше современные охотники. Интересно, а какие суеверия мешали спокойной жизни наших предков?

Накануне охоты следовало не только вычистить оружие, помыть лошадь и собак, но и самому побывать в бане, чисто побриться и надеть свежую рубаху. Правда, сегодня охотники почему-то предпочитают не бриться.

Однако не только внешней чистоте придавали значение наши суеверные предки, но и чистоте душевной – в ночь перед отъездом следовало воздержаться от греха телесного. В этом суеверии нашло отражение мнение церкви о женщине как о «дьявольском сосуде».

Поэтому неудачи на охоте склонны были списывать на малодушие некоторых особенно резвых участников процесса, не устоявших перед страстными объятиями какой-нибудь селянки.

Как известно, православная церковь негативно относилась к охоте, считая ее занятием праздным. Да и спасению души подобная деятельность, по мнению священнослужителей, мало способствовала. Такое отношение порождало ответное чувство со стороны народа.

Отсюда и возникновение другого суеверия: если по дороге на охоту встретишь священника – можешь смело возвращаться домой. Охоты все равно не будет. А вот если встретишь женщину, то шанс поохотиться остается: надо только вернуться домой, раздеться, потом опять одеться и пойти на охоту другой дорогой.

Кстати, встретить по пути еврея или похоронную процессию – к удаче.

Ничего хорошего не сулила встреча с зайцем, который перебежал дорогу. Считалось, что заяц верой и правдой служит лесному царю – лешему, который отправляет того навстречу людям в качестве недоброго вестника. Правда, неприятную встречу можно было нейтрализовать.

Например, перекреститься и произнести заговор: «Тебе пень да колода, нам путь да дорога» либо надломить ветку у любого придорожного куста или дерева.

Кстати, существует версия, что именно перебежавший дорогу заяц заставил суеверного Пушкина вернуться в имение и помешал ему присоединиться к декабристам на Сенатской площади.

Сегодня это суеверие больше распространено в студенческой среде, а когда-то на пожелание домочадцев: «Ни пуха, ни пера!» охотник неизменно отвечал: «К черту!» Этим ответом человек пытался запутать черта, который сидел у него на левом плече и вынашивал коварный план – напакостить хорошенько. Пожелание «Ни пуха, ни пера!» ставит черта в известность, что человек выходит из дому вовсе не на охоту, с которой мог бы принести и пух, и перо, а по каким-то другим делам. А ответ охотника подтверждает: да, мол, иду не на охоту, а в гости к черту.

Вообще отношение к медведю у наших предков было трепетное и уважительно-боязливое. Охотники называли его исключительно иносказательно: «хозяин», «зверь», «черная немочь» или «топтыга».

Считалось, что медведь подобен человеку: он наделен разумом и имеет похожий скелет, поэтому многие охотники никогда не ели мясо «себе подобного» медведя.

На Руси считалось, что охотник, который легко и непринужденно добыл тридцать девять медведей, с замиранием сердца пойдет за сороковым. Если вообще пойдет – сороковой зверь мог оставить человека «без костяной шапки».

Лесных духов, которые, прямо скажем, были не в восторге от людских проделок, наши предки задабривали разными способами. Например, приходя в лес, привязывали каждый раз по белой ленточке к веткам деревьев.

В результате у опытных охотников появлялись «личные» поляны и опушки, на которых они чувствовали себя спокойно и умиротворенно. А вот лешего легко было вывести из равновесия нательным крестом, который он на дух не переносит.

Так что охотники всегда снимали с себя крест, чтобы снискать милости хозяина леса, на помощь которого они уповали.

Особое отношение на охоте к костру. Тушение костра способом, который использовали юные ленинцы, приводило к неудаче, а вот подкладывание головней в огонь при помощи ног – к несогласию между охотниками.

Ну и, конечно, нельзя плевать в костер или заливать его водой, ведь тем самым проявляется неуважительное отношение к духу огня. Впрочем, и устанавливать котелок над огнем можно только после того, как к костру брошен добытый обед.

В противном случае добычи не будет и придется варить щи из топора.

Лесная нечисть или боитесь ли вы лешего — Охота и рыбалка — медиаплатформа МирТесен

Никто не будет спорить, что именно на охоте существует достаточно высокая вероятность нарваться на разные неприятности: заблудиться, поймать «случайный» выстрел, нарваться не вовремя на опасного зверя. Однако, кроме этих, вполне материалистических неприятностей, охотника подстерегают и потусторонние силы. По крайней мере, многие в это верят.

Среди лесной нечисти для охотников самый опасный леший – хозяин лесов и зверей. Облик это существа может быть самый разный – в лесу он ростом с деревья, в траве – такой маленький, что его не видно. Любит прятаться в старых пнях, дуплах.

На встречу с человеком всегда принимает облик невысокого сгорбленного старика с бородой и обязательно зелеными пронзительными глазами.

Одет чаще всего в зипун – такое пальто без пуговиц, причем запахнуто оно всегда на женский манер. В последние десятилетия появились свидетельства, что леший одет в камуфляжный ватник на несколько размеров больше и тоже подпоясанный тканевый пояс.

Есть еще один признак, которым характеризуется лесовик – с практически всегда рядом пара собак. На вид обыкновенные дворняги, не лают, держатся поотдаль. Но охотничьи собаки их очень пугаются и стараются прижиться к ногам хозяина.

По давним преданиям лешие очень плохо уживаются друг с другом, и в одном лесу хозяйничает один леший. Причем это право он отвоевывает в жесточайшей борьбе – тогда в лесу случаются страшные бури, буреломы, летают валуны. Потом на семь лет победитель становится полноправным хозяином леса, а после этого опять к нему сунутся претенденты.

Встретить лешего зимой невозможно – в первых числах ноября он скрывается «в преисподнюю», где, скорее  всего, впадает в спячку и вылезает на белый свет весной, вместе с медведями.

Легенды и сказания про леших

Как твердят народные сказы, все до единого лесные звери и птицы – полная собственность лешего. Они его боятся и покорны, как домашний скот. Существует такой пересказ, зафиксированный документально управителем Ветлужского уезда (теперь Новгородская область).

В одно время без видимых на это причин все белка из вятских лесов начала мигрировать (такое больше не наблюдалось никогда ни до того, ни после) в одном направление – многотысячные стаи пробирались через леса, шли деревнями, плыли через реки.

Когда обратились за пояснениями этого странного поведения к ведунам, оказалось, что вятский лесовик проиграл всех своих белок в карты своему вологодскому коллеге и по карточному долгу отправил их к нему. И действительно, все белки были обнаружены в вологодских лесах.

Но, как оказалось, такое явление не уникально – периодически люди становились свидетелями, как леший гнал куда-то своих медведей или волков, а то заставлял жуков-рогачей собраться в огромную шевелящуюся гору.

Встречи с лешим

Для человека встреча с лешим может быть очень неприятной. Леший любит шутить – встречается человеку, идет с ним, ведет беседы, а сам заводит в чащу или болото. Потом сам исчезает, а в лесу долго слышен его хохот и свист.

Или еще любимая шутка лешего: в каждом лесу есть ориентир – сухое или поваленное  дерево, огромный валун, ручей, по которому люди ориентируются, чтобы не заблудиться.

Так вот леший может взять и переставить на время совершенно в другое место и когда кто заблудится – водить его чащобами и пугать страшными воплями.

Есть такой способ вырваться из этой мороки – раздеться полностью догола, вывернуть все наизнанку и одеть так одежду.

Тогда леший теряет власть над человеком. Но при этом нельзя упустить из рук ни один предмет одежды, а то леший его тут же утащит – все надо крепко держать, хоть в руках, хоть подмышками, да хоть зубами.

Очень плохо рассердить лешего – тогда охоту он испортить начисто. Помимо обычных фокусов с запутыванием, леший может даже натравить злого зверя на неудачливого охотника или сделать ему любую порчу. Поэтому с лешим конфликтовать не надо, его зверей обижать тоже.

Знающими людьми рекомендуется перед началом охоты оставить в лесу на большом пне подношение лесовику – краюху хлеба, блины, табак, стопочку водки.

Любую еду надо щедро солить или еще лучше — оставлять соль в коробочке. Если охота большая, то, по законам леса, первую добычу оставляли лешему. А еще существует специальный охотничий заговор, оберегающий человека от проделок лешего.

Как вестись правильно при встрече с лешим

При случайной встрече с лешим надо знать, как вести себя правильно. Лешему тоже бывает скучно и он просто ищет встречи, чтобы немного поболтать и бывает, что в лесу охотнику или грибнику  встречается странноватый старик с зелеными глазами и парой собак.

Он напрашивается в попутчики и по дороге начинает травить разные байки, чаще всего страшные. Нельзя прерывать старика, историю надо выслушать, но в глаза стараться не смотреть. Очень располагает лешего небольшой презент – чай, сахар, поделиться своей едой. Если попросит что-либо (обычно, это еда, водка или курево) – дать обязательно.

Так леший останется довольным и сам скоро уйдет и больше тревожить не будет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector