Как определяется долгота. Географические координаты

1) На каком из рисунков стрелкой показано, как определяется географическая долгота?

Ответ:

Как определяется долгота. Географические координаты

Какая долгота показана на рисунке?

Как вы это определили?

  • Ответ: 2) Отметьте на карте точки: Как определяется долгота. Географические координаты
    • А — имеет северную широту и восточную долготу;
    • Б —  имеет северную широту и западную долготу;
    • В — имеет южную широту и западную долготу;
    • Г — имеет южную широту и восточную долготу;

Определите координаты этих точек:

  • Ответ: А 40° с.ш., 60° в.д. Б 40° с.ш., 60° з.д. В 40° ю.ш., 60° з.д. Г 40 0176 ю.ш., 120° в.д.

3) Укажите, какие точки, отмеченные на карте (с. 44-45), имеют западную долготу, а какие — восточную.

Как определяется долгота. Географические координаты

    1. Ответ:
    2. Западная долгота: Б; В
    3. Восточная долгота: А
    4. Какая из точек расположена западнее? Б
    5. Какая — восточнее? А

    Почему вы так решили? Точка А расположена на 180-ом меридиане — самая восточная точка, точка Б западнее точки В — следовательно “Б” западнее других точек.

4) Определите географическую долготу точек, отмеченных буквами на карте (с. 44-45).

  • Ответ: Как определяется долгота. Географические координаты

5) Город А имеет координаты 20° с.ш. и 30° в.д. Координаты города Б — 10° ю.ш. и 70° з.д.

  • Ответ: Как определяется долгота. Географические координаты а) Нанесите эти города на контурную карту.

б) На территории каких материков и в каких полушариях расположен каждый из этих городов?

    • Ответ:
    • Город А Африка, Северное и Восточное полушария
    • Город Б Южная Америка, Южное и Западное полушария

в) Какой из городов — А или Б -расположен южнее? Свой ответ аргументируйте.

  • Ответ: Город Б расположен южнее, т.к. находится в Южном полушарии.

6) Какая из точек, отмеченных на карте, имеет географические координаты:

  • Ответ: Как определяется долгота. Географические координаты 50° ю.ш., 70° в.д. А 40° ю.ш., 50° в.д. Ж 18° с.ш., 8° з.д. Е 8° ю.ш., 16° з.д. Г 43° с.ш., 115° з.д. Д 46° с.ш., 115° в.д. Б

Определите географические координаты оставшейся точки.

  • Ответ: 23° ю.ш., 90° в.д.

Какая из точек расположена южнее остальных?

Какая — севернее?

7) Капитан корабля решил совершить плавание из Евразии в Новую Зеландию. Помогите капитану заполнить судовой журнал, определив местоположение и географические координаты точек, где находился корабль.

  • Ответ: Как определяется долгота. Географические координаты

8) Определите, в каком направлении следует двигаться туристам, если они перемещаются из точки с координатами 19° с.ш., 73° в.д. в точку с координатами 28° с.ш., 87° в.д. Откуда и куда они совершают путешествие?

  • Ответ: На северо-восток. Из города Мумбаи к горе Эверест

9) Определите географические координаты своего населенного пункта.

10) С помощью политической карты полушарий определите самые крупные страны на каждом из материков Земли. Выпишите их названия и столицы. Определите географические координаты столиц.

  • Ответ: Как определяется долгота. Географические координаты

Определение расстояний на поверхности Земли

Как определяется долгота. Географические координаты Как определяется долгота. Географические координатыКак определяется долгота. Географические координатыКак определяется долгота. Географические координатыКак определяется долгота. Географические координаты

Карта Эвенкийского муниципального района Красноярского края РФ Карта Эвенкийского автономного округа Словарик эвенкийских топонимов Справочник

РЅР° страницу «Р“еография»

Размеры и форма Земли Форма Земли отличается от шара и имеет несколько сплющенную форму, близкую к сфероиду (эллипсоиду вращения), но истинная фигура Земли отличается и от сфероида, и от трехосного эллипсоида и не может быть представлена ни одной из известных математических фигур. Поэтому, говоря о фигуре Земли, имеют в виду не физическую форму земной поверхности, с океанами и материками, с их возвышенностями и впадинами, а так называемую поверхность геоида.

Поверхность, нормалями к которой в любой из ее точек являются отвесные линии, называется уровенной поверхностью, или поверхностью равновесия. Уровенных поверхностей, как внутри Земли, так и охватывающих земную поверхность, или пересекающихся с ней, можно провести бесчисленное множество.

Та поверхность равновесия, которая совпадает в открытом океане с поверхностью покоящейся свободной воды, называется геоидом.

Для решения многих задач навигации и составления карт мелкого масштаба Землю принимают за сферу (шар).

Положение точки РїР° земной сфере определяется сферическими координатами: сферической широтой Рё сферической долготой (РІ картографии применяют термин «РіРµРѕРіСЂР°С„ические координаты«). Сферическая широта точки Рђ — СѓРіРѕР» φРђ между плоскостью экватора Рё направлением R РЅР° данную точку РёР· центра земной сферы. Сферическая долгота точки Рђ — СѓРіРѕР» λРђ, заключенный между плоскостью нулевого (Гринвичского) меридиана Рё плоскостью меридиана данной точки.

Средний радиус Земли R = 6371210 м.

Экваториальный радиус Земли RР­ = 6378,245 Рј. Полярный радиус Земли RРџ = 6356,830 Рј. Длина РґСѓРіРё меридиана (РґСѓРіРё экватора, РґСѓРіРё окружности большого РєСЂСѓРіР°) РІ 1В°, 1′ Рё 1″ равна соответственно:

111 197 Рј (111,2 РєРј), 1852 Рј (1,852 РєРј) Рё 30,9 Рј.

Как определяется долгота. Географические координаты Как определяется долгота. Географические координаты

  • Законы сферической тригонометрии позволяют рассчитывать расстояния между точками, расположенными РЅР° сфере. Кратчайшее расстояние между РґРІСѓРјСЏ точками РЅР° земной поверхности (если принять ее Р·Р° сферу) определяется зависимостью:
  • cos(d) = sin(φРђ)·sin(φB) + cos(φРђ)·cos(φB)·cos(λРђ − λB),
  • РіРґРµ φРђ Рё φB — широты, λРђ, λB — долготы данных пунктов, d — расстояние между пунктами, измеряемое РІ радианах длиной РґСѓРіРё большого РєСЂСѓРіР° земного шара. Расстояние между пунктами, измеряемое РІ километрах, определяется РїРѕ формуле:
  • L = d·R,
  • РіРґРµ R = 6371 РєРј — средний радиус земного шара.
  • Таблица расстояний (СЃ точностью 1 РєРј), рассчитанными РїРѕ этим формулам, для пунктов Эвенкийского автономного РѕРєСЂСѓРіР° (Эвенкийского муниципального района):
уточнения внесены 25.03.2010 Тура Байкит Ванавара
Красноярск 1007 662 738
Агата 426
Географический центр РФ, Виви 364
Ессей 467
Кислокан 201
Нидым 21
РќРѕРіРёРЅСЃРє 439
Тембенчи 99
РўСѓСЂР° 350 450
Тутончаны 313
Учами 186
Чиринда 363
Р­РєРѕРЅРґР° 293
Юкта  293
Байкит  350 352
Бурный 197
РљСѓР·СЊРјРѕРІРєР° 236
РљСѓСЋРјР±Р° 82
РњРёСЂСЋРіР° 220
Ошарово 177
Полигус 101
Суломай 274
РЎСѓСЂРёРЅРґР° 114
Таимба 203
Усть-Камо  121
Ванавара 450 352
Кербо 242
Муторай 147
РћСЃРєРѕР±Р° 100
Стрелка-Чуня 159
Тунгусский метеорит (эпицентр) 64
Чемдальск 102
  1. Для расчета расстояния между пунктами, расположенными РІ разных полушариях (северное-южное, восточное-западное), знаки (±) Сѓ соответствующих параметров (широт или долгот) должны быть разными.
  2. Пример: (см. таблицу ниже) для вычисления расстояния между Турой и Сиднеем (Австралия) применяем формулу:
  3. cos(d) = sin(φРђ)·sin(−φB) + cos(φРђ)·cos(−φB)·cos(λРђ − λB) = −0,27462.
  4. Расстояние L = d·R = 11 779,9 РєРј.
  5. для вычисления расстояния между РўСѓСЂРѕР№ Рё РќСЊСЋ-Йорком (РЎРЁРђ) применяем формулу: cos(d) = sin(φРђ)·sin(φB) + cos(φРђ)·cos(φB)·cos(λРђ + λB) = 0,259532. d = 1,308259
  6. Расстояние L = d·R = 8 334,92 РєРј.
  7. В таблице расстояния определены с точностью 1 км.

d = 1,848988

φ (градус) λ (градус) φ (радиан) λ (радиан) расстояние РґРѕ РўСѓСЂС‹ (РєРј)
РўСѓСЂР° Tura (Russia) 64,28 СЃ.С€. 100,22 РІ.Рґ. 1,121387 1,748224 — 
Нью-Йорк (США) New-York (USA) 40,71 с.ш. 74,01 з.д. 0,710163 1,291063 8 335
Сидней (Австралия) Sydney (Australia) 33,874 ю.ш. 151,213 в.д. 0,590913 2,637827 11 780

Координаты географических пунктов ЭАО смотрите здесь

страница обновлена 25.03.10

РЅР° страницу «Р“еография» вверх

Урок географии «Географическая долгота»

  • Тема «Географическая долгота. Географические координаты»
  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;
  • Развивающие:
  • развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
  • Воспитательные:
  • учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;
  • проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;
  • научатся аккуратно вести записи на контурной карте.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;
  • географическую долготу;
  • географические координаты.

Методы обучения:

    1. По источнику знания:а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;б) наглядные – работа с рисунками № 20 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой; с тетрадью тренажером
    2. в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.
  1. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

    • По степени самостоятельности:а) с учителем при получении нового знания;б) в паре при решении пробного упражнения;
    • в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. парная, при выполнении пробного упражнения;

  3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

  1. 2 этап: Повторение
  2. Учитель: давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (ответы ребят)
  3. Дополните суждение:
  1. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюсы…

  2. Воображаемые линии, проведенные параллельно экватору…

  3. Воображаемая линия, разделяющая Землю на северное и южное полушарие…

  4. Меридианы и параллели образуют…

  5. К северу от экватора располагается полушарие…

  6. К югу от экватора располагается полушарие…

  • Слайд 1. Давайте вспомним свойства градусной сетки
  • Признаки линий
  • градусной сетки
  • Меридианы
  • Параллели

1. В какие стороны горизонта направлены?

 Север — Юг

 Запад — Восток

2. Какова длина в градусах?

 180°

 360°

3. Какова длина в километрах?

 20 000 км

От 40 000 км до 0  

4. Какова длина 1° в километрах?

 111,3 км

От 111,3 км до 0 

5. Какую форму имеют на глобусе?

  1.  Полуокружности
  2. Дуги
  3. Окружности 
  4. Слайд 2

Учитель: В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 5см.× 5см.

Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1).

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

  •   а  
  •   б  
  •   в  
  •   г  
  •   1  
  • +
  • 2
  • +
  • 3
  • +
  • 4
  • +

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Слайд 3. Вопросы:

    1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:а) экватором;б) параллелью;в) полюсом;
    2. г) меридианом.
    • Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:а) экватором;б) параллелью;в) тропиком;
    • г) меридианом.
    1. Направления запад → восток показывают: а) параллели;
    2. б) меридианы.
    • Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°;б) 360°;
    • в) 180°.

Слайд 4. Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя.

Учитель: давайте вспомним, как определяется широта? Определим широту городов С-Петербурга и Москвы. (учащиеся определяют и записывают в тетрадь С-Петербург 60° с.ш., Москва — 55° с.ш.)

Когда вы играете в «Морской бой» или шахматы, то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

3 этап: Изучение нового материала

Визвестном романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели.

Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели.

Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

  1. Учитель Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)
  2. Запишем тему урока в тетрадь.
  3. Слайд 5 «Географическая долгота. Географические координаты»
  4. Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.
  5. А как определяется долгота?
  6. Сегодня мы должны научиться определять географическую долготу.
  7. Учитель:
  8. Слайд 6.

Вызнаете, что параллели – это линии широты, а меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Слайд 7. Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток.

К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°.

Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Слайд 8. Запишем в тетрадь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.20 в учебнике).

Работа с рис. 20 стр. 33 учебника.

Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами?

Если объект располагается между меридианами, следует:

  • Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
  • Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
  • Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7°=37° в.д.

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Слайд 8. Что такое географические координаты? (ответы учащихся)

Слайд 9. 10. Запишем в тетрадь определение понятия «географические координаты» — это широта и долгота точки земной поверхности. А теперь по «Физической карте полушарий» определите географические координаты г. Париж и г. Кейптаун.

Учащиеся определяют географические координаты этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

  • город Париж – 49° с.ш., 2° в.д.
  • город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.
  • Слайд 11-12. Определение координат
  • Географический пункт
  • Географические координаты
  • Широта
  • Долгота
  • влк. Килиманджаро

3° ю.ш.

38° в.д. 

г. Мехико

19° с.ш. 

99° з.д. 

г. Канберра

35° ю.ш. 

149° в.д. 

г. Бразилиа

15° ю.ш.

48° з.д. 

Влк. Котопахи

1° ю.ш. 

 78° з.д.

гора Белуха (Россия)

50 ° с.ш.

 86 °в.д.

Влк. Камерун

 4° с.ш.

 9° в.д.

  1. Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.
  2. 4 этап: Закрепление.
  3. Учитель Сейчас мы с вами сыграем в игру, по результатам которой определим, кто лучше усвоил новый материал.

Правила игры. Поделить класс на 3 команды, по рядам.

Решить какая из команд у нас сегодня будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на трех листах деревья с голыми ветвями).

За ответы команды получают листочки разного цвета, которыми украшают свои деревья (приклеивают на ветках деревьев). За отличный ответ – зелёного цвета. За правильный, но неполный ответ – жёлтого цвета, за слабый ответ – красный листочек. За дополнение команда заслуживает зелёный листочек.

Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зелёное дерево, тот станет победителем. А кто соберет больше зеленых листочков получит хорошую оценку.

Слайд 13. Разминка (на повторение темы).

Каждая команда отвечает по-очереди.

1. Блиц-опрос:

1) Что такое меридианы?2) Какое направление показывают меридианы?3) Какую форму имеют меридианы на глобусе? 4) Какую форму имеют меридианы на физической карте полушарий? 5) Какова длина меридианов в градусах?6) Какова длина меридианов в километрах?7) Какова величина в километрах дуги меридиана длиной в один градус?8) Что такое параллели?9) Как называется самая длинная параллель?10) Какое направление показывают параллели?11) Какую форму имеют параллели на глобусе?12) Какую форму имеют параллели на физической карте полушарий?13) В каких местах земного шара параллели превращаются в точки?14) Что называют географической долготой?18) Как отсчитывается географическая долгота?19) Что называют географической широтой?20) Как отсчитывается географическая широта?21) Что такое географические координаты?

Слайд 14. Игра “Кто быстрее назовёт!”

Отвечает та команда, которая вперёд поднимет руку.

1) Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте. (Антарктида).2) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан). Покажите на карте и глобусе.3) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на глобусе. (Короче по 60-й параллели).

4) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя глобус. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).5) Можно ли провести меридиан в классе? (Можно, если узнать направление на север и юг).

6) Какие материки находятся только в северном полушарии? Покажите их на карте. (Евразия, Северная Америка).8) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида).9) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).Слайд 15-18.

Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”

Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” — так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея.Б. Новая Зеландия.В. Куба.

Г. Антарктида.

Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Врангеля.Б. Петра I.В. Тасмания.

Г. Мадагаскар.

Задание 3. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки.Б. Евразии.В. Австралии.

Г. Южной Америки.

Ответы.

Задание 1. Г. Антарктида.

Задание 2. Б. Остров Петра I.

Задание 3. А. Африка.

Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.

Слайд 19. Игра «Лучший сыщик». Необходимо

  • Географические координаты
  • Название географического объекта
  • г. Каир

 30 с.ш.

30 в.д.

г. Дели

 28 с.ш.

78 в.д. 

г. Вашингтон

 38 с.ш.

78 з.д. 

гора Аконкагуа

 32 ю.ш.

71 з.д. 

г. Токио

 36 с.ш.

140 в.д. 

г. Якутск (Россия)

 62 с.ш.

129 в.д. 

Каждая команда записывает ответы на отдельном листе.

Слайд 20. Каждая команда подчитывает количество зелёных, жёлтых и красных листьев на своих деревьях.

Итог игры: команды определяют у кого самое зелёное дерево (по количеству зелёных листьев). Победители получают за урок оценку “пять”.

Также отметку “пять” получают те команды, у которых на дереве оказалось больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета.

Команды, у которых на деревьях оказалось больше жёлтых листьев, получают отметку “четыре”. Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре.

Итог урока:

Мы с вами научились определять географические координаты, провели игру между командами, в ходе которой вспомнили свойства градусной сетки, закрепили навыки определения географических координат, выявили победителей.

Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарником, связистом, архитектором, путешественником, исследователем.

Эти знания вам пригодятся на следующий урок, на котором мы с вами по этой теме выполним практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.

Слайд 21. Домашнее задание: §13, тетрадь тренажер стр. 27, № 1-2.

«Географические координаты : географическая долгота»

  • Конспект урока 5 класс
  • Тема : «Географические координаты : географическая долгота»
  • Цель: закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности.
  • Задачи:
  • Образовательные.
  • Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
  • Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
  • Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
  • Развивающие.
  • Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  • Формирование умения работать с различными картами.
  • Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
  • Воспитательные.
  • Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
  • Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
  • Формирование географической культуры.
  • Оборудование : схемы, таблицы
  • Ход урока :
  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  1. Проверка домашнего задания

  1. Из каких двух частей состоит географический адрес?

  1. а) Широта и Длина
  2. б) Параллель и меридиан
  3. в) Широта и долгота
  4. г) Ширина и высота
  1. У каких объектов будет одинаковая широта?

  • а) Лежащих на одинаковом расстоянии от прибора, определяющего географические координаты
  • б) У объектов, лежащих на одной географической параллели
  • в) Лежащих на одной параллели в Северном и Южном тропике
  • г) У объектов, лежащих на одном географическом меридиане
  1. Вставьте пропущенное слово: Географическая широта – это расстояние в градусах от … до параллели, проведенной через заданную точку.

  1. а) экватора
  2. б) параллели
  3. в) точки
  4. г) нулевого меридиана
  1. Назовите географическую широту экватора?

а) 360°

б) 66,5 ° с.ш.

в) 0 °

г) высокая

  1. Какова долгота Гринвичского меридиана?

  • а) 0°
  • б) 90°
  • в) 180°
  • г) 360°
  1. Изучение нового материала

— Давайте вспомним, что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах).

— А как определить географическую широту? (ответ: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение).

Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта.

— А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)

В известном романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели.

Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели.

Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

  1. — Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)
  2. Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.
  3. — А как определяется долгота?
  4. — Сегодня ребята мы должны научиться определять географическую долготу.
  5. Для определения координат какого-либо пункта, помимо широты, определяют долготу.
  6. Географическая долгота — величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.

Долготу отсчитывают от начального (Гринвичского) меридиана. Все точки, лежащие на нём, имеют долготу 0° д.

Поэтому начальный меридиан часто называют ещё и нулевым.

Значения долготы изменяются от 0° до 180°. Все точки, лежащие к востоку от начального (нулевого) меридиана, имеют восточную долготу (в. д.), а точки, лежащие к западу от пего, — западную долготу (з. д.).

Значения долготы в градусах на глобусе и карте полушарий подписывают вдоль экватора у пересечения его меридианами.

Для определения географической долготы объекта производятся те же действия, что и для определения широты. Только всё делается по отношению не к экватору, а к нулевому меридиану.

Измерение расстояний с помощью градусной сетки

С помощью градусной сетки можно определять расстоянии. Все меридианы одинаковой длины, поэтому длины их дуг величиной 1° составляют примерно 111 километров. А ваг длины дуг на разных параллелях уменьшаются от экватора к полюсам. Для расчётов используют таблицу значений длин дуг 1° параллелей.

— Итак, какой вывод мы можем сделать?

(ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)

  • — Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  • — Людям каких профессий необходимо это знать?
  • И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:
  • «На уроке я узнал…
  • « Я научился….
  • « Мне понравилось …
  • « Моё настроение …

6.4. Определение географических координат

Географические координаты— угловые
величины (широта φ и долгота λ.определяющие
положение точки на земной поверхности.

Рамка топографической карты разбита
на минуты, которые разделены точками
на деления по 10 секунд в каждом. На
боковых сторонах рамки обозначены
широты, а на северной и южной — долготы.

Пользуясь минутной рамкой карты можно:

1. Определить географические координаты любой точки на карте

Например, координаты точки А. Для этого
необходимо с помощью циркуля-измерителя
измерить кратчайшее расстояние от точки
А до южной рамки карты, затем приложить
измеритель к западной рамке и определить
количество минут и секунд в измеренном
отрезке, сложить полученное значение
минут и секунд (0'27″) с широтой
юго-западного угла рамки — 54°30'

54°30'+0'27″ = 54°30'27″

  • Долгота определяется аналогично.
  • Измеряют с помощью циркуля-измерителя
    кратчайшее расстояние от точки А до
    западной рамки карты, прикладывают
    циркуль-измеритель к южной рамке,
    определяют количество минут и секунд
    в измеренном отрезке (2'35″) складывают
    полученное значение с долготой
    юго-западного угла рамки- 45°00'.
  • 45°00'+2'35″ = 45°02'35″

2. Нанести любую точку на карту по заданным географическим координатам

Например, точку Б широта: 54°31 '08″,
долгота 45°01 '41″.

Для нанесения на карту точки по долготе
необходимо провести истинный меридиан
через данную точку, для чего соединить
одинаковое количество минут по северной
и южной рамке; для нанесения на карту
точки по широте необходимо провести
параллель через данную точку, для чего
соединить одинаковое количество минут
по западной и восточной рамке. Пересечение
двух прямых определит местоположение
точки Б.

6.5. Определение высот и взаимного превышения точек местности

  1. Абсолютная высота — высота точки
    земной поверхности над уровнем моря;
    определяется по отметкам высот и
    горизонталей.
  2. Балтийская система высот— система
    отсчета абсолютных высот от среднего
    уровня Балтийского моря.
  3. Горизонталь— линия, соединяющая на
    карте точки рельефа с равной абсолютной
    высотой.

  4. Высота сечения рельефа— расстояние
    по высоте между двумя смежными секущими
    плоскостями.

  5. Основные горизонтали(сплошные
    линии) проводятся на карте через принятую
    для данного масштаба высоту сечения
    рельефа;дополнительныеили
    полугоризонтали(прерывистые
    линии) — через половину высоты сечения;вспомогательные(короткие прерывистые
    линии) проводятся на произвольной
    высоте, для отображения наиболее мелких
    деталей рельефа, которые не выражаются
    основными или дополнительными
    горизонталями.
  6. Относительная высота (взаимное превышение
    точек) — высота точки местности над
    другой, она определяется как разность
    абсолютных высот этих точек.

6.6. Построение профиля и определение взаимной видимости

Прямая НП-Ц не пересекает изображение
профиля, значит видимость между НП и
целью есть.

Профиль— чертеж, изображающий разрез
местности вертикальной плоскостью. Для
большей выразительности рельефа
местности вертикальный масштаб профиля
принимается в 10 или более раз крупнее
горизонтального. В связи с этим профиль,
передавая взаимное превышение точек,
искажает (увеличивает) крутизну скатов.

  • Для построения профиля нужно:
  • — прочертить на карте профильную линию,
    приложить к ней лист разграфленной
    (миллиметровой) бумаги, перенести на ее
    край короткими черточками места
    горизонталей, точки перегиба скатов и
    местные предметы, которые сечет профильная
    линия, и подписать их высоты;
  • — подписать на листе разграфленной
    бумаги у горизонтальных линий высоты,
    соответствующие высотам горизонталей
    на карте, приняв условно промежутки
    между этими линиями за высоту сечения
    (установить вертикальный масштаб);
  • — от всех черточек, обозначающих места
    пересечения профильной линии с отметками
    высот горизонталей, точек перегиба
    скатов и местных предметов, опустить
    перпендикуляры до пересечения их с
    соответствующими по отметкам параллельными
    линиями и отметить полученные точки
    пересечения;
  • — соединить точки пересечения плавной
    кривой, которая и изобразит профиль
    местности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector