Как вязать прямой. Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью.

Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки.

Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

  • · «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;
  • · «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;
  • · «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;
  • · «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;
  • · «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;
  • · «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

  1. Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:
  2. · Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;
  3. · Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;
  4. · Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

  • Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:
  • · Формируем петлю сверху вниз;
  • · Пропускаем ходовой конец в петлю;
  • · Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.

Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке»

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень.

Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

  1. · Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;
  2. · Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;
  3. · Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями! Спасибо, что вы с нами!

Как вязать прямой. Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель.

Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации – это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет.

Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.

В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.

Функциональная классификация существующих узлов

Рассматриваемые соединения стали выполнять на принципиально новых материалах (с точки зрения их свойств), в связи с чем возникли ранее неизвестные модификации узлов. Это привело к выделению их функциональной разновидности:

  1. Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
  2. Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
  3. Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.

Разновидность узлов

Принято выделять следующие интерпретации:

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • схватывающие;
  • проводники;
  • контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
  • стремена;
  • удавки;
  • прочие.
  • основные;
  • вспомогательные;
  • страховочные, включая самостраховку.

Специфика терминологии касательно рассматриваемого понятия

Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.

  • Веревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)
  • Конец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому – свободный)
  • Петля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается
  • Совершение обхвата тросом предмета (другого троса)
  • Конец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)
  • Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)
  • Перехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)
  • Трос полностью оборачивает предмет (другой трос)

Требования, предъявляемые к вязке узлов

Для грамотного осуществления данной процедуры, безусловно, потребуется определенная практика. Именно она диктует ряд требований, предъявляемых к вязке узлов, а именно:

  1. Легко запоминающееся завязывание.
  2. Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
  3. Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
  4. Без надобности отсутствие вязания «намертво».
  5. Соответствие назначению.

Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.

Прочность веревки: условия и узлы, ее ослабляющие

Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» – почти на треть, ткацкий – более чем на треть.

Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%.

А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.

Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.

Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.

Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.

Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.

Читайте также:  Поймать барсука. Охота на барсука осенью

Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%.

Кроме того, прямой узел с большим трудом развязывается при намокании. Часто новички, для того чтобы облегчить его развязывание, заранее помещают в него карабин (палочку). Схема прямого узла представлена ниже.

Техника вязания рассматриваемого варианта соединения

После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.

Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.

Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:

  • расползание при наличии переменных нагрузок;
  • сильная фиксация при значительных нагрузках.

Обязательно стоит учитывать следующие нюансы:

  1. Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
  2. Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
  3. Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.

Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел.

Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва.

Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.

Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.

Моряки, применяющие данный узел для связывания преимущественно тросов, использовали иную технику вязки. Ткачи, в свою очередь, завязывали его специальным, удобным исключительно для них способом.

Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.

Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его.

Чем быстрее он это сделает, тем больше шансов, что невеста избежит бесплодия.

Теперь становится понятным, почему раньше считалось важным обладать знанием не только того, как завязать прямой узел, но и как быстро его развязать.

Рифовый двойной узел

Как уже упоминалось ранее, в древние времена использование прямого узла моряками сводилось к взятию рифов. Именно по этой причине его второе название – рифовый узел. Что касается двойного прямого узла, его также называют фаловым. Моряки им практически не пользовались: для временного соединения штертов, других концов они применяли рифовый узел.

По Далю, прямой двойной узел называется еще «петельным узлом», «репейком (бантом)». Часто можно услышать и то, как его именуют байтовым узлом.

Техника вязания его такая же, как и прямого узла, за исключением первого момента, когда во 2-м полуузле сначала складывают вдвое ходовые концы и только после этого завязывают.

Он незаменим для шнурования ботинок, завязывания бантов в области шеи, бантиков на волосах, коробках, свертках.

Таким образом, прежде чем осваивать технику вязания двойного рифового узла, стоит попрактиковаться, как делать прямой узел.

Как завязать галстук прямым узлом?

Он подойдет для стандартных воротников. Данный способ в рамках рассматриваемой сферы изобретен в конце 19-го столетия в Англии.

Пошаговая инструкция того, как завязывать прямой узел на галстуке, имеет следующий вид:

  1. Сначала необходимо взять широкий конец любого галстука и положить его под узкий, проследив, чтобы последний был значительно короче.
  2. Далее потребуется пропустить широкий конец под узкий в направлении вправо.
  3. Затем лицевой стороной широкого конца следует провести влево.
  4. Потом необходимо пропустить этот конец между галстуком и воротником рубашки, медленно вытягивая вверх.
  5. Далее, придерживая узел, потребуется пропустить широкий конец сквозь лицевой узел.
  6. Остается лишь вытянуть узел, при этом плавно перемещая его до воротника и одновременно вытягивая вниз узкий конец галстука.

Forward knot

Это английское название техники вязания прямого узла в процессе плетения фенечек. Он образуется сочетанием двух левых петельных узелков. Стоит сначала упомянуть основные понятия в плетении фенечек, а именно:

  • рабочая нить – именно ею вяжут все узелки;
  • узелковая – на ней узлы завязываются.

В процессе плетения они могут меняться (рабочая нить трансформируется в узелковую и наоборот). Принято выделять 2 вида петельных (простых) узлов, а именно:

  • левый петельный (рабочая нить фиксирует узелки с левой стороны от узелковой);
  • правый петельный (рабочая нить располагается справа).

На схеме рассматриваемый узел обозначен стрелкой (которая указывает по диагонали влево и вниз) по направлению плавного перехода рабочей нити. Цвет узла должен соответствовать цвету направляющей (рабочей) нити.

Прямой узел

Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.

Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.

Основные характеристики прямого узла

Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).

Рисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки

Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.

История возникновения

Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.

Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.

Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи.

При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.

Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.

Плюсы и минусы узла

Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).

Это объясняется его многочисленными преимуществами:

  1. Он позволяет надежно соединить между собой веревки одинакового диаметра.
  2. Схема вязки отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички.
  3. При соблюдении правил использования, конструкция не развязывается и выдерживает определенную нагрузку.

При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.

Рисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)

Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла.

Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными.

В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.

Где применяется

Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).

Рисунок 3. Схема вязки зависит от сферы применения: а – обычный, б – морской, в – ткацкий, г – морской способ развязывания

Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на…

Основные Морские Узлы

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса; 2) ходовой конец – свободный, т.е.

Читайте также:  Как крутить баскетбольный мяч на пальце: по шагам

незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация: 1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным; 2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один; 3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету. Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

 Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел: 1) создать с верха вниз петлю; 2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец; 3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле; 4) туго затянуть. Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю; 2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же; 3) крепко затянуть.

Прямой узел — один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра.

Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел.

Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

 Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода.

Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному.

Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

 Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка.

Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками.

Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

 Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

 Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

9 морских узлов, которые пригодятся в домашнем хозяйстве

Каждый человек слышал, что существуют какие-то там морские узлы. Однако, далеко не все даже примерно представляют, зачем их можно использовать. Безусловно, придуманы все эти узлы были для того, чтобы использоваться на корабле.

Однако, благодаря своей надежности (и некоторым другим качествам) их также можно легко использовать в быту. Конечно же, если знаешь, как сплести такое хитрое чудо техники.

1. Прямой узел

Один из самых древних морских узлов. Достоверно известно, что пользовались им еще самые древние народы в том числе римляне, греки и египтяне. По своей сути прямой узел – это два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Главное достоинство такой конструкции в том, что ее можно развязать одним движением, даже если узлы сильно затянулись или намокли. При этом узлы легко выдерживают большую нагрузку.

2. Плоский узел

Еще один весьма старый вид узла, который давно известен человечеству. Считается самым надежным, если стоит задача связать два троса разной толщины. Важным достоинством плоского узла является то, что он равномерно распределяет нагрузку, никогда сильно не затягивается, а значит, не портит сам трос по причине отсутствия крутых перегибов. Также узел легко развязывается, когда с него снимается нагрузка.

3. Восьмерка

Возможно «самый классический» узел, который должен уметь завязывать каждый. Состоит восьмерка из полутора десятка других, более сложных узлов разного значения. Для чего можно такой использовать? Главным образом в качестве стопора. Из восьмерки получаются отличные веревочные ручки для ведер и бадей. Можно также использовать при настройке скрипки и гитары. Достаточно легко развязывается, когда перестает быть нужен.

4. Португальский булинь

Достаточно специфический вид морского узла, который используется тогда, когда нужно завязать сразу две петли и что-то важное обхватить для подъема. Широко применяется в спасательном деле, где осуществляется транспортировка больных и раненых людей. Такой узел обычно вяжут людям вокруг груди под подмышками дабы тело не выпало, даже если человек потеряет сознание.

5. Улучшенный кинжальный узел

Узел лучше которого человечество не придумало для связывания двух тросов большого диаметра. Имеет достаточно компактную схему после затяжки, что делает его невероятно полезным в ремонтном и строительном деле. Также узел легко развязывается, если предварительно ослабить одну из крайних деталей.

6. Фламандская петля

Фламандская петля используется преимущественно при настройке музыкальных инструментов (помимо морского дела). Если играете на скрипке, гитаре или хоть балалайке, следует освоить данную конструкцию. Представляет собой легко развязываемую петельку на конце троса, которая связана восьмеркой и сложена вдвое. Стоит также помнить о том, что при значительно нагрузке данный узел легко перетягивает трос, что является его большим недостатком.

7. Фламандский узел

Универсальный узел для скрепления двух тросов. Подойдет как для соединения одинаковых, так и для соединения разных по своему диаметру веревок. Является одним из древнейших узлов до которого дошли люди. Напоминает уже описанную восьмерку, с той лишь разницей, что у фламандского узла завязывается сразу два конца. Сравнительно легко развязывается, а самое главное не портит трос, даже при огромной нагрузке.

8. Рыбацкий штык

Самый (самый, самый) универсальный узел, который можно применять в хозяйстве при работе с любыми тросами и веревками. Узел проверен многовековым опытом судоходства. Надежнее его просто не существует. Отлично подходит для работы, когда трос должен быть подвержен сильному натяжению. Широко применяется в строительстве.

9. Стопорный узел

Вид узла, который пускается в ход тогда, когда есть необходимость значительного увеличения диаметра троса. Зачем такое может понадобиться в хозяйстве? Определенно точно, найдет применение, когда нужно что-то зафиксировать. Также из стопорного узла получаются отличные веревочные ручки. Данный узел также широко применяется рыбаками при установке поплавка.

И еще: удавка

Очень надежный и прочный узел, который используется для подъема самых разных вещей. Не просто так данный вид узла также прозвали «лесной узел» или «бревенчатый узел». Если нужно что-то подтянуть или куда-то поднять, то стоит использовать именно его. Найти конструкцию надежнее для подобно задачи, точно не получится.

Посмотрите по ссылке сколько стоит кабель высоковольтный гибкий, а так же есть ли на кабель авббшв сертификат соответствия. По ссылке можно так же узнать какая на сегодня самая выгодная цена кабеля ввг
Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=36469.

Как вязать морские узлы: основные схемы в картинках для начинающих моряков топ 10

Вязание узлов – очень важная и нужная техника. Крепкие узлы ни раз спасали жизни моряков, рыбаков или охотников. С помощью такого крепления можно не только обеспечить безопасность судна, закрепив мачту, паруса, но и сделать швартовочный узел, чтобы лодку не унесло, либо спасти попавшего за борт человека, прикрепив один конец веревки к судну, а другой скинуть в воду.

Техника вязания уходит далеко в древность. Многочисленные варианты морских узлов насчитывают более 500 наименований, интерполяция применимых на практике 30-40.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Читайте также:  Ловушки для охоты. Самоловы, петли, цепи

Что это такое?

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Важно!

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику.

Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий.

Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Схема вязки для начинающих

  • Чтобы научиться вязать морской узел, новичку нужно запомнить основные термины, без которых сложно понять схемы, правильно применять их.
  • Коренной конец
  • Основные понятия, используемые при обучении:
  • Коренной конец ‒ крайний неподвижный отрезок троса, опосредованно участвующий в вязании.
  • Ходовой конец ‒ подвижное окончание троса, с помощью которого завязывается узел.
  • Петля ‒ концевой отрезок троса, сложенный пополам.
  • Обнос ‒ действие, когда участок троса или лески обматывают вокруг опоры, не перекрещивая концов.

Тренироваться вязать узлы лучше на булине и восьмерке.

Они простые, надежные, легкие в освоении.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом».

Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких.

Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  Бизнес в декрете: как делать игрушки из пищевого силикона

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов.

Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось.

Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе.

Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Важно!

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Как пользоваться узловязом

Чтобы быстро закрепить крючок или мушку на леске, можно воспользоваться узловязом. Это простой инструмент с крючком и загибом.

Чтобы с его помощью вязать узлы:

  1. Возьмите узловяз и леску на бобине. Леску проденьте через ушко, закрепите обычным узелком.
  2. Зацепите леску крючком узловяза.
  3. Заведите ее за загиб инструмента.
  4. Разверните узловяз так, чтобы крючок находился над тем местом, где будет сделан узелок. Леска должна образовать треугольник.
  5. Сделайте 3-5 оборотов лески вокруг крючка.
  6. Натяните леску, аккуратно снимите ее с загиба.
  7. Опустите узел. Затягивая его, снимите леску с крючка.

Узловяз используют для создания прочных завершающих узлов, чтобы надежно закрепить снасти.

Хотя многие морские узлы были созданы для парусного судоходства, сейчас почти не существующего, их многовековая история не закончилась. Без этого умения сложно обойтись любителям рыбалки или туристам.

↑ Базовые названия

Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании.

Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются.

Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом

  1. , а тот, который будет принимать участие в вязке назовемходовым концом , так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.
  2. Далее, по терминам: что такое петля открытая
  3. ,петля закрытая и
  4. полуузел

хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector