Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

MAD · 2017/05/15

Азимут — ключевое понятие в сухопутной навигации по компасу, которому и уделим внимание в сегодняшней статье. 

Азимут (Аз, Az или α) от арабского «направление» — горизонтальный угол между направлением на север и направлением на объект, который вас интересует. Данный угол чаще всего измеряется в градусах от 0 до 360 и отсчитывается от направления на магнитный север по часовой стрелке, согласно видимому движению солнца на горизонте.

Забегая вперёд оговорюсь, что в контексте примитивной навигации нас пока не интересует разница между магнитным и истинным севером, т.к.

у нас нет карты, положение которой нам необходимо корректировать с учётом магнитного склонения.

К этой теме мы вернемся позже, а пока под азимутом мы будем подразумевать магнитный азимут, а не истинный, где исходным направлением принимается географический меридиан.

Когда стрелка компаса стабилизируясь указывает на магнитный север — её направление имеет нулевой азимут. Далее от него с шагом в 90° отсчитываются основные румбы, что даёт вам четыре стороны света.

Азимут Название Обозначение
0360° Север, «норд», North N
90° Восток, «ост», East O или E
180° Юг, «зюйд», South S
270° Запад, «вест», West W

Половинчатым делением углов между основными румбами, можно также установить четвертные румбы:

Азимут Название Обозначение
45° Северо-Восток, «норд-ост», North-East NO или NE
135° Юго-Восток, «зюйд-ост», South-East SO или SE
225° Юго-Запад, «зюйд-вест», South-West SW
315° Северо-Запад, «норд-вест», North-West NW

При желании, половинчатое деление углов можно провести ещё на несколько уровней вглубь, до тех пор пока вы не получите 32 румба, используемых в морской навигации для указания курса движения суден относительно направления на магнитный север.

Тридцать два румба хороши в открытом море, по поверхности которого можно свободно двигаться в любом направлении, а вот на суше из-за большого количества препятствий требуется большая точность.

По этой причине и используются градусы, коих в одном румбе аж одиннадцать с четвертью.

Я более чем уверен, что в реальной жизни движение вдоль перечисленных основных и половинчатых румбов будет скорее исключением, нежели правилом. Потому азимуты на интересующие вас объекты придётся определять самостоятельно. Для этого необходимо выполнить несложный алгоритм действий, которые ниже я буду демонстрировать при помощи зеркального компаса Suunto MC-2 Global.

Как определить азимут объекта

Если помните, ранее я уже говорил, что придерживаться выбранного направления, не отклоняясь при этом в сторону, в поле мы можем только если мы видим сам объект, либо имеем константу в виде направления на магнитный север.

Определение магнитного азимута на заданный объект необходимо в тех случаях если вы хотите поддерживать выбранное направление до тех пор, пока не достигнете желаемого объекта.

 Для того чтобы определить азимут объекта необходимо выполнить следующие действия.

  • Удерживая компас в руке, или положив его на ровную поверхность, дождаться момента, когда стрелка установиться в направлении на магнитный север.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

  • Повернуть лимб компаса таким образом, чтобы направление, указывающее на магнитный север, приходилось на отметку 0360°.
  • Повернуть основание компаса таким образом, чтобы линия, указывающая направление движения, приходилась на отметку 0360°.

Линия направления движения (direction of travel) — самая заметная линия в центре платформы планшетных компасов. В предыдущей публикации я уже показывал как она выглядит.

По аналогии с ними, на Suunto MC-2 Global в её роли должна была бы использоваться белая линия на прозрачной платформе, которая на фото выше установлена около азимута 180°, но вместо этого я использую белую линию в верней части платформы просто потому, что крутить компас зеркалом к себе не совсем удобно, а вот зеркалом от себя — и удобней и проще.

Выровняв стрелку, лимб с разметкой и линию направления движения вы определили направление на магнитный север, и если вы будете придерживаться этого направления то рано или поздно достигните Магнитного Севера. Как вы понимаете, вам туда совершенно незачем, потому следует выполнить следующий шаг.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

  • Придерживая безель компаса так, чтобы магнитная стрелка указывала на значение 0360°, необходимо повернуть основание компаса так, чтобы линия направления движения указывала на выбранный вами объект или ориентир. Значение лимба на которое будет указывать линия направления движения и будет интересующим вас магнитным азимутом. На фото выше это азимут 280°.

Теперь, когда вы установили магнитный азимут, а линия направления движения указывает в сторону выбранного вами объекта, вам остаётся только двигаться вдоль этой линии. Даже если ваш ориентир скроется из виду, до тех пор пока магнитная стрелка не отклоняется от указателя «Север» — вы идёте в верном направлении.

Именно для упрощения контроля за этим отклонением, большинство планшетных и зеркальных компасов под магнитной стрелкой имеют две хорошо различимые черты (dog house или shed), которые видны даже в темноте. Пока магнитная стрелка находится внутри них — вы на верном направлении с минимальным отклонением.

Для простоты запоминания можно использовать фразы «put red in a shed» (помести красную стрелку в домик») или «put the dog into dog house» («загони собаку в будку»).

При использовании этих черт стоит также помнить, что азимутная разметка большинства туристических компасов выполнена с шагом в 2° и может использоваться только на малых и средних дистанциях, в противном случае отклонение на 2 градуса, умноженное на десятки километров даст существенную погрешность на местности.

Как определить направление по азимуту

Определение направления по магнитному азимуту необходимо в том случае если у вас уже есть известное значение азимута (например, из ваших же записей, сообщений по рации и т.д.), но вам необходимо разобраться куда свернуть, чтобы идти по нему. Для того чтобы определить направление по заданному азимуту необходимо выполнить следующие действия.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

  • Повернуть основание компаса таким образом, чтобы линия, указывающая направление движения, приходилась на отметку интересующего вас азимута. На фото выше это 140°.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

  • Придерживая безель компаса, необходимо повернуть его основание так, чтобы магнитная стрелка, приходилась на отметку 0360°. Теперь магнитная стрелка компаса указывает на магнитный север, а ваша линия направления движения, соответственно в направлении с азимутом 140°. Вам снова остаётся только двигаться вдоль этой линии, удерживая магнитную стрелку внутри двух черт (dog house), нанесенных под ней.

На уровне примитивной навигации базового понимания что такое азимут, как определить азимут объекта и как относительно вашего местоположения установить направление по заданному азимуту — это основные навыки необходимые для контроля направления.

Манипуляции, описанные выше, это далеко не все возможности компаса, но мы настоятельно рекомендуем освоить их не только на теоретическом уровне, но закреплять на практике, пока вы не выработаете стойкий навык работы с компасом.

А в следующей статье мы расскажем о контроле расстояния, и как он осуществляется при помощи счёта шагов.

  • Азимут 135. Примитивная навигация: азимут
  • Азимут 135. Примитивная навигация: азимут
  • Азимут 135. Примитивная навигация: азимут
  • Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

Азимут — отзыв

Летим!! Самолёт плавно набирает высоту, удивительно, но уже через пару часов я могу быть за 1000 километров от дома.

Азимут сравнительно новая региональная компания, основана она в 2017 году и базируется в Ростове-на-Дону.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут В 2019 году в расписании полетов компании появился рейс в Нижний Новгород, из моего города больше ни одна авиакомпания не летает напрямую в Нижний. Раньше приходилось летать через Москву и тратить весь день на перелет, а теперь 2 часа и ты в Стригино. Да ещё и по привлекательной цене, но давайте по порядку. За 2019 год я летала Азимутом 4 раза летом и зимой.

  • ✈️✈️✈️Как купить билеты, странности сайта и доп.питание
  • Казалось бы, что может быть проще покупки билетов на официальном сайте, но и в первый и во второй перелет у меня возникли проблемы с покупкой.
  • Странность 1. Задача была купить билеты по самой низкой цене. Логично, что если человек берет билеты сразу туда и обратно, то это выгоднее компании и стоимость такого перелета должна быть по самой «вкусной» цене. Но нет, если выбираешь туда дешёвые билеты без багажа, то обратно сайт показывает наличие только мест с багажом и ещё более дорогие варианты. Если ищешь отдельно туда, отдельно обратно, то дешёвые билеты без багажа и их можно купить. Один раз покупала отдельно туда и отдельно обратно. Хотелось купить в один клик, но пришлось понервничать, вдруг, купив билеты туда, не сможем улететь обратно.
  • Странность 2. Обнаружила при втором перелете. Была готова к покупке отдельно, но в этот раз странности трансформировались. Билеты на 4-х стоили дороже, чем на 2+2, купленных по отдельности. Сайт Азимут упорно не находил нужное количество мест без багажа, но разделив покупки все четверо получили самые бюджетные билеты.

Долго я мучилась, покупая билеты, и так крутила и сяк, в итоге человеческий разум победил искусственный интеллект и я купила те билеты, на которые рассчитывала. А то ишь ты, смотришь на одного человека, цена низкая, добавляешь все семейство, получается больше запланированного.

Обратите внимание, сайт автоматически добавляет питание на борту, а точнее бургер за 250 р к каждому билету.

Чтобы убрать нежелательный перекус, надо на этапе оформления билетов заходить в каждый билет и снимать галочку, человек, который на «Вы» с компьютером вряд ли справится.

А ещё сайт принудительно добавляет страховку, от которой я также отказалась путем нудного снятия ненавистных галок.

✈️✈️✈️Нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании Азимут

Условия перевозки багажа у Азимут просто отличные:

  • Если билет с багажом, увезти можно сумку аж 23 кг. Для меня это много. У меня на 4-х было меньше 20 кг.
  • Если билет только с ручной кладью, то к провозу разрешены небольшие сумки и рюкзаки, весом не более 10 кг.
Читайте также:  Челнок для вязания сетей своими руками. Делаем кельтские челноки своими руками

ручная кладь не должна превышать размеры: длина — 55 см, ширина — 40 см, высота — 20 см.

  • Для детей до 2 лет, летящих на руках, тоже есть возможность перевезти багаж, весом не более 10 кг.

Только ручной клади мне вполне хватило, до 10 кг помещается очень много. В декатлоне купила сумку на колесиках, подходящую под параметры ручной клади. Оказалось, что маленькие рюкзаки вообще ручной кладью не считаются! Ребенок может нести маленький рюкзачок с перекусом, а родитель 2 ручные клади. Вот тут я понервничала, потому что этого не знала.

Если понадобится дополнительное багажное место, такое удовольствие будет стоить + 3000 к билету.

✈️✈️✈️Регистрация на рейс, за сколько нужно приехать в аэропорт, посадка

Кто не хочет стоять в очереди, регистрируется онлайн, только это платно, а мы путешественники бюджетные, поэтому услугой такой не пользуемся. Да и багаж все равно сдавать, отстояв в той же очереди, что и все. Открывается онлайн регистрация за сутки и закрывается за 3 часа до вылета.

Тем, кто не планирует платить за онлайн регистрацию нужно планировать поездку с учётом времени, проведенного в аэропорту для регистрации.

Открывается она за 2 часа до вылета, раньше приезжать не имеет смысла, и закрывается за 40 минут.

Все 4 раза мы оказывались в районе крыла самолета или чуть дальше, в районе хвоста, вне зависимости от времени регистрации, хоть первый ты, хоть за 15 минут до окончания регистрации.

В самолёте 2 ряда, в одном 3 кресла в ряд, в другом 2. Нас было четверо, двое детей, рассадили в ряд с парными креслами. Когда летели с одним ребенком и одним младенцем на руках, то получили места в тройном ряду, летели все вместе.

К самолёту нас привез небольшой автобус. Запихнувшись в автобус, еще минут 10 стояли, ждали опаздывающих. Потом гуськом по трапу в самолет.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

Однако, вылетели мы практически вовремя, может на пару минут позже. Все 4 полёта проходили вовремя, без опозданий и задержек, что не может не радовать.

✈️✈️✈️О самолётах и удобство перелета

Суперджет — наше всё, самолёты российского производства и это многое объясняет. Не скажу, что мне не нравятся выпускники Сухого, но между суперджетом и Боингом, я бы выбрала Боинг, за широкие проходы между сидениями.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут В суперджете узко, хотя для двухчасового полёта не принципиально. В салоне чисто, но присутствует посторонний запах. Так пахнет только в суперджетах, в каких-то больше, в каких-то меньше.

В некоторых моделях Суперждет нет индивидуальной вентиляции, с общей даже зимой душно, а уж летом. Повезло дважды, летели с обдувом.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

Отказавшись от бургера за 250 р при покупке билетов, кормить не будут, но предложат пепси или воду. Экономия должна быть экономной, но без тепленького чая как-то грустно. Получается, детям предложить нечего, отраву в виде пепси моим ещё рановато, а водичка у них всегда с собой.

Лучше иметь собственные запасы еды, особенно, если летишь с детьми, и время хорошо убивает, да и на голодный желудок летается не очень. В собственном провианте нас никто не ограничивал: конфетки, орешки, булочки, водичка и небольшой детский сок — всё это мы свободно пронесли с собой и лопали всё 2 часа!

Во время полета пассажиры могут посмотреть журнал со статьями про перелеты и путешествия. Думаю, такой есть в каждом самолете любой авиакомпании, 50% такого журнала составляет реклама.

В одном из полётов в моём кармашке не было журнала, хорошо, что дочке он не нужен, позаимствовала у неё. Из развлечений всё.

Помнится в Аэрофлоте даже на таких коротких двухчасовых рейсах детям выдают набор интересных игр и журналов, помогающих скоротать время, но и цена там другая.

Плюсы Авиакомпании Азимут:

  1. Вежливый бортперсонал. Улыбаются, будто рады тебя видеть, на вопросы отвечают вежливо и спокойно.
  2. Большой размер ручной клади. Благодаря этому можно путешествовать, не покупая багажное место, что существенно экономит бюджет.
  3. Стоимость перелёта. На сайте часто бывают скидки, можно долететь за 1300 км за 900 рублей. Чаще всего такие скидки для перелётов из Ростова.
  4. Чистота в самолёте. Никаких посторонних запахов и следов присутствие прошлых пассажиров обнаружено не было.
  5. Сиденья откидываются. Можно разместиться поудобнее, но не забывайте, что расстояние между рядами узкое и манёвр может не понравится пассажиру позади.
  6. Без задержек и опозданий.

Минусами считаю расстояние между рядами и отсутствие сока/чая.

Азимут 135. Примитивная навигация: азимут

  1. Мне понравилось летать этой авиакомпанией, несмотря на некоторые неудобства из-за узости рядов, вылет четко графику, хорошие условия провоза багажа, небольшая стоимость перелёта с лихвой перекрывают этот недостаток.
  2. С уважением, Зелёная Стрекоза!

Как определить азимут для установки спутниковой антенны

Статья раскрывает основные методы, как определить азимут с использованием магнитного компаса и места его возможного применения. Использование азимута распространено в спутниковом телевидении.

Основы понятия

Азимут 135. Примитивная навигация: азимутВ современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.

Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.

Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.

Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.

Естественно магнитное склонение для каждого региона и района расположения разнится.

Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе.

Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу.

Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.

Нахождение значений и работа с приобретенными параметрами

Далее будет рассматриваться информация относительно определения азимута.

  1. План определения истинного азимута (используется магнитный компас):
  • Компас выравнивается горизонтально к земле, давая магнитной стрелке указать на север;
  • Определяется нужный объект, на который берется ориентир;
  • Не меняя положения, подгоняется колба компаса под стрелку, так что бы буква N (С) была четко напротив магнитного указателя;
  • Отсчитывается градус по делениям компаса, с нуля до заданной линии направления объекта (по часовой стрелке);
  • Результат – получено магнитный азимут;
  • К найденному градусу добавляется или отнимается магнитное склонение данного региона;
  • И так, истинный азимут найден.
  • Подбирается нужный ориентир, и отмечается на карте точкой;
  • Далее, от намеченного ориентира, проводится сплошная линия от начального пункта до отмеченной местности;
  • От стартовой точки проектируется параллельная прямая линия относительно географического меридиана;
  • Имея две начерченные линии, транспортиром находится угол, который будет равен истинному азимуту.

Расчет по координатам аналогичен процессу нахождения азимута по карте. Вместо отмеченного ориентира на карте берутся координаты точки, и выстраивается направление.

Определенное по компасу либо карте нужное направление, изменяется на сто восемьдесят градусов, получая обратный расчет.

Польза приобретаемой информации:

  • Один из способов получения зеркальных данных с противоположной точки направления.
  • Возможность произвести точный поворот и следовать в обратный путь.

Применение данных азимута в сфере спутниковых антенн

Правильно проведенный расчет азимута будь-то по карте или компасу не только подскажет обратный путь домой, но и поможет с настройкой спутниковой антенны.

Основными параметрами наведения будут считаться угловые координаты ориентации оси луча антенны по углу места и, конечно же, азимуту.

Перед установкой антенны нужно определиться, с какого спутника будет ловиться сигнал. Координаты различных спутников можно узнать на тематических сайтах либо в магазине приобретения антенны.

Зная орбитальную позицию спутника, можно вычислить азимут и угол места.

Угол места – это градусная величина в вертикальной плоскости, характеризующая угол между горизонталью и направлением на спутник.

Расчет этой величины производится с использованием специального транспортира, либо устройств, в основе которых лежит работа акселерометра. Также, при наличии современного смартфона, с сети интернет можно скачать программное обеспечение выполняющее замеры данных. Это обязательно поможет пользователю отрегулировать антенну на выбранный угол.

Направление спутниковой антенны в вертикальной плоскости можно выстроить благодаря компасу, проведя расчет с найденным углом и получив истинный азимут (описание процесса описано ранее). Либо более точным способом – расчет на карте.

Теоретическая часть нахождения азимута и угла места может быть выражена в трех формулах:

Az = 180 + arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Северное полушарие)
Az = arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Южное полушарие)
El = arctg{[ cos(LoES — LoSAT) cos(LaES) — 0,15126]/ √ [1 — cos2(LoES — LoSAT)cos2(LaES)]}
  • Az – азимут в градусах;
  • El – угол наклона в градусах;
  • LoES – географическая долгота местности (северное полушарие знак — «+», южное — «–»)
  • LoSAT – географическая широта местности (восточное полушарие — «+», западное — «–»)
  • LaES – долгота стояния спутника (восточное полушарие — «+», западное — «–»)
Читайте также:  Открывашка как открыть банку. Открываем банки с помощью открывалки и без нее

После определения правильной позиции параболического зеркала тарелки, на месте установки нужно убедиться, что отсутствуют прямые преграды, прерывающие принятие информации (крыши, дома, деревья).

Например, угол места спутниковой антенны равен двадцать градусов, препятствия — пятьдесят градусов, можно сделать вывод, что подобное размещение является непригодным, так как линии приема перекрыты, и сигнал от спутника не пройдет.

Логично, что при монтаже нужно правильно выбрать сторону дома, где будет размещена тарелка, потому что сектор «обзора» параболического зеркала установленного на стене не превышает сто восемьдесят градусов. И важно, что бы азимут и угол места спутника входили в эту зону.

Распространенный вариант размещения спутниковой антенны на крыше строения. Это хороший выбор местности, так как присутствует хороший обзор тарелки. К минусу можно отнести большую ветреность и невозможность быстрой регулировки антенны, в отличие от близлежащих к балконам стенных тарелок.

Правильно установив антенну и обеспечив хорошую наводку на спутник, можно добиться высокой четкости вещания любимых телеканалов.

Некоторые советы на заметку

При определении азимута, стоит:

  1. Полагаться можно только на качественные и исправные компасы, дешевые китайские аналоги могут выдавать погрешность до двадцати градусов.
  2. Иметь компаса двух видов:
  • «Пальчиковый» магнитный компас.

Плюсы: удобство ориентирования по местности, стойкость к тряске. Минусы: не удобен при работе на карте.

  • Планшетный магнитный компас.

Плюсы: точный расчет направления на карте (за счет встроенной линейки), наличие увеличительной лупы.

Минусы: неудобство использования на местности.

  1. В статье рассмотрены антенны с азимутально–угломестной подвеской (принимающие прием с одного спутника) и их возможная настройка по местности своими руками. Для настройки полярной подвески необходимо пригласить классифицированных специалистов. Не стоит браться за установку без предварительного опыта работы.
  2. Нельзя перетягивать болты при установке зеркала антенны к подвесной системе. Искажение формы параболического зеркала нарушит сигнал передачи, и расчет по карте с компасом будет не столь эффективным.
  3. Спутники, находящиеся на одной линии недалеко от устанавливаемой тарелки, имеют уже готовый настрой. Имея компас, исчисляемые программы на смартфоне и специальные инструменты можно замерить угол наклона и азимут тарелки (по планке держателя конвертера) скопировав его на свой образец.
  4. Добиться максимального эффекта расположения спутниковой тарелки может прибор замера сигнала SAT Finder. Он определяет самый выгодный поворот антенны к точности в миллиметр.

Нахождение азимута с помощью транспортира. Как определить азимут различными способами

Компас был изобретен в Китае в Средние века, немного позже он появился в Европе. Старинный компас выглядел иначе, чем современный, но принцип действия был аналогичным. Стрелка на игле вращалась и указывала на север.

Рис. 1. Старинный компас.

Для правильной работы компас необходимо установить горизонтально, дождаться момента неподвижности стрелки, затем медленно вращать компас, чтобы стрелка, обозначающая север, указывала точно на север. Таким образом определяются стороны горизонта.

Для точного ориентирования используют компас Адрианова, на котором имеются визир и прорезь, в темноте шкала и конец стрелки светятся; похожее устройство имеет геодезическая буссоль.

Рис. 2. Геодезическая буссоль.

Для кого и для чего нужен расчет азимута

Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:

  1. Выбор маршрута для достижения цели.
  2. Подбор ориентира для передвижения.
  3. Определение текущего места по 2 заданным точкам.

Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:

  • астрономы;
  • геодезисты;
  • картографы;
  • географы.

Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.

Находясь в незнакомой местности, в турпоходе, на рыбалке или на охоте, часто приходится использовать не столько знания расположения сторон света, сколько правильно выбирать ориентиры, по которым в последующем ведутся расчеты и которые потребуются для определения оптимального маршрута. Грамотно определив исходные точки, можно с использованием одного лишь компаса узнать точный азимут.

  1. Чтобы с помощью компаса определить азимут, необходимо мысленно представить воображаемый круг, который делится на 360 секторов-градусов. Точка отсчета помещается в центр окружности с нулевой отметкой, расположенной строго на север.
  2. Далее с помощью градуированной шкалы компаса определяется искомое направление. Рассчитывается угол отклонения от нулевой отметки, которая позиционирована строго на север. Компас при определении азимута необходимо держать строго горизонтально.
  3. На компасе фиксируют положение остановившейся стрелки, после чего аккуратно поворачивают крышку компаса, совмещая прорезь и мушку, которая позиционируется в сторону ориентира. Отчёт от мушки будет показывать значение азимута у выбранного предмета.

Методика «компас к щеке»:

  1. Крышку компаса отводят по отношению к основной части под углом в 90 градусов.
  2. Задний прицел отводится вперёд, а его небольшая щель должна совпадать при взгляде с прицельной нитью крышки.
  3. Прибор держат около щеки и наводят таким образом, чтобы желаемый объект попадал точно в линию переднего прицела.
  4. Фиксируют полученное значение на циферблате компаса.

Выполняя такие измерения с помощью компаса, необходимо помнить о том, что расположенные поблизости металлические предметы могут влиять на магнитную стрелку, существенно ухудшая точность полученных расчетов.

Также перед тем как приступать к определению азимута, необходимо убедиться, что рядом отсутствуют высоковольтные линии передач.

Минимальное удаление от проводов с электричеством должно составлять не менее 50 метров.

При отсутствии под рукой карты, транспортира и компаса можно определить азимут по солнцу. Для этого потребуется циферблат механических часов и хорошо видимое небесное светило. Найти азимут можно следующим образом:

  • Часы необходимо положить на ровную поверхность и направить на солнце часовую стрелку.
  • Из центра циферблата проводят линию и делят пополам полученный угол.
  • Вектор угла указывает направление строго с севера на юг.
  • До 12 часов, когда север находится слева от стрелки, азимут определяют, отсчитывая значение против часовой стрелки.
  • После полудня, когда север уже находится справа от проведённой линии, азимут можно измерить по часовой стрелке.

Планирование перемещения следующее:

  1. Выбирают заметный ориентир, расположенный на противоположной преграде стороне. В идеале такая отметка должна находиться на линии движения.
  2. Определяют азимут для обхода имеющейся преграды. Потребуется выполнить несколько измерений, в том числе по солнцу или по карте и компасу.
  3. Преодолевается препятствие, после чего находят на местности предварительно выбранные ориентиры и уже от них прокладывают строго по рассчитанному положению новое направление.

Если четкий ориентир для проведения расчетов отсутствует, его можно с легкостью сделать самостоятельно. Подойдёт выполненная зарубка на дереве или воткнутая в землю заметная издалека большая палка.

Однако в тех случаях, когда преодолевается препятствие с нулевой видимостью, например, это может быть высокий горный склон, подобрать отправную для расчётов точку невозможно, и придётся ориентироваться исключительно с помощью карты и компаса.

Находим азимут с помощью компаса

Порядок действий на местности.

  • Ориентируем компас по сторонам горизонта, северный конец стрелки совместить с севером шкалы.
  • Направляем визир на объект, сохраняя ориентировку компаса.
  • Цифра на шкале в месте остановки визира и есть азимут.
  • Если компас без визира, на нужный предмет направляем взгляд. В этом случае азимут будет не точный.

Рис. 3. Отсчет азимута по компасу, схема.

Нужно ли определять азимут, если нет компаса?

Нужно, но не всегда.

  Самые ценные грибы: список, описание, фото и видео

Если у человека есть карта местности, а сама местность богата на хорошо заметные ориентиры, тогда в большинстве случаев можно обойтись вовсе без измерения азимута. В таких случаях удобнее всего передвигаться по обозначенным на карте дорогам и тропам, а если и двигаться напрямик, то к хорошо заметному объекту, нанесенному на карту.

Азимут требуется в том случае, если человек вообще не может определить требуемое направление его движения.

Однако в некоторых ситуациях без азимута обойтись будет очень сложно. Рассмотрим несколько таких ситуаций:

  • Есть карта, но ориентиров на ней обозначено немного, и с местности они прослеживаются плохо, например, в условиях густого леса. В этом случае скорее всего для достижения цели необходимо будет двигаться по азимутам, предварительно их замерив.
  • Нет карты, но имеется значение аварийного азимута. В этом случае, если человек заблудится, ему придется искать направление движения по аварийному азимуту. Подробно про аварийный азимут мы рассказывали тут.
  • Нет карты и не известно значение аварийного азимута. В этом случае умение находить направление движения по азимуту поможет двигаться по прямой линии, а не ходить зигзагами.

К слову, некоторые люди полагают, что при отсутствии карты, определение сторон света и азимута — занятие абсолютно бесполезно. Но, как видим, это не так.

Ищем азимут с помощью транспортира

Имея подробную карту местности, можно определить азимут с помощью транспортира. Действуем также, как компасом. Значение 0° будет означать север.

Читайте также:  Как убить акулу

Прикладываем транспортир к исходному пункту, устанавливаем 0° на север. Прикладываем линейку к конечному пункту и центру транспортира. Отсчитываем угол от точки до точки по часовой стрелке. Азимут найден.

Лучше пользоваться транспортиром на 360°, если имеется только 180°, транспортир следует развернуть на вторую половину окружности; азимут нужно рассчитать, то есть к показанию добавить 180°.

Азимут — это…

Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.

Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.

Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.

Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.

Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.

  Как привязать леску к шпуле катушки, крепим тремя узлами

Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.

Азимут на юго восток равен. Каков азимут основных сторон горизонта?

  • Угол между базовой плоскостью и точкой
  • Азимут представляет собой угол , образованный между опорным направлением (в данном примере севере) и линия от наблюдателя до точки интереса , проецируемой на одной и ту же плоскости, что и опорное направление , ортогонального к зениту .
  • Азимута
  • ( / æг ɪ м ə & thetas ; / ( слушать ) ; с арабского السموت , как-sumūt , «направления», форма множественного числа существительного арабского السمت
  • как-Samt

, что означает «направление») представляет собой угловое измерение в сферической системе координат .

Вектор от наблюдателя ( происхождения ) до точки интереса проецируются перпендикулярно на плоскости отсчета ; угол между прогнозируемым вектором и опорным вектором на опорной плоскости называется азимутом.

При использовании в качестве небесной координаты азимут — это горизонтальное направление звезды или другого астрономического объекта в небе .

Звезда представляет собой точку интереса, опорная плоскость — это локальная область (например, круговая область радиусом 5 км на уровне моря ) вокруг наблюдателя на поверхности Земли , а опорный вектор указывает на истинный север . Азимут — это угол между вектором севера и вектором звезды на горизонтальной плоскости .

Азимут обычно измеряется в градусах (°). Это понятие используется в навигации , астрономии , инженерии , картографии , горном деле и баллистике .

Навигация

  1. Азимутальный маркер, гора Аллен ( пик песчаника ), Южная Калифорния, США.
  2. В наземной навигации азимут обычно обозначается альфа , α
  3. и определяется как горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северной базовой линии илимеридиана .

  4. Азимут

также в более общем смысле определяется как горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от любой фиксированной базовой плоскости или легко устанавливаемой базовой линии направления.

Сегодня базовой плоскостью для азимута обычно является истинный север , измеряемый как азимут 0 °, хотя могут использоваться и другие угловые единицы ( град , мил ). При движении по часовой стрелке по кругу в 360 градусов восток имеет азимут 90 °, юг 180 ° и запад 270 °.

Есть исключения: некоторые навигационные системы используют юг в качестве опорного вектора. Любое направление может быть опорным вектором, если оно четко определено.

Довольно часто азимуты или пеленги компаса указываются в системе, в которой либо север, либо юг могут быть нулем, а угол может быть измерен по часовой стрелке или против часовой стрелки от нуля.

Например, пеленг может быть описан как «(от) юга, (повернуть) на тридцать градусов (к) востоку» (слова в скобках обычно опускаются), сокращенно «S30 ° E», что означает пеленг 30 градусов в направление на восток с юга, т.е. пеленг на 150 градусов по часовой стрелке от севера.

Исходное направление, указанное первым, всегда — север или юг, а направление поворота, указанное последним, — восток или запад. Направления выбираются таким образом, чтобы угол между ними был положительным, от нуля до 90 градусов.

Если пеленг находится точно в направлении одной из сторон света , вместо этого используется другое обозначение, например, « строго на восток».

Истинный северный азимут

к северу 0 ° Юг 180 °
Северо-северо-восток 22,5 ° Юго-юго-запад 202,5 ​​°
К северо-востоку 45 ° Юго-запад 225 °
Восток-северо-восток 67,5 ° Запад-юго-запад 247,5 °
Восток 90 ° Запад 270 °
Восток-юго-восток 112,5 ° Запад-северо-запад 292,5 °
Юго-восток 135 ° Северо-Запад 315 °
Юг-юго-восток 157,5 ° Северо-северо-запад 337,5 °

Картографический азимут

Стандартный компас Brunton Geo , обычно используемый геологами и геодезистами для измерения азимута.

Картографический азимут (в десятичных градусах) может быть вычислен, если известны координаты двух точек на плоскости ( картографические координаты ):

Обратите внимание, что опорные оси меняются местами относительно математической полярной системы координат (против часовой стрелки) и что азимут по часовой стрелке относительно севера. Это причина того, что оси X и Y в приведенной выше формуле поменяны местами. Если азимут становится отрицательным, всегда можно добавить 360 °.

Формула в радианах была бы немного проще:

Обратите внимание на замену в отличие от обычного порядка ввода atan2 .

Расчет координат

  • Когда координаты ( X
  • 1 ,Y 1 ) одной точки, расстояние
  • D
  • α
  • X
  • Y

и азимут до другой точки ( 2 , 2 ) известны, можно вычислить ее координаты:

Как определить азимут объекта на местности

Самый простой вариант для вычисления азимута — запустить мобильное приложение азимут онлайн. Программа за секунды выдаст точный результат. Если гаджета нет под рукой, то вычисления производят посредством компаса или навигатора.

Заберитесь на возвышенность. Совместите стрелку с севером на циферблате вашего компаса, а затем сделайте пометку по направлению к заданной точке местности.

Итак, определяем азимут Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?

Исходя из определения понятия азимута,вычислить его его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:

  1. Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
  2. Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
  3. Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
  4. На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.

Азимут до дома составляет 450, до дерева – 1200, до моста – 1800, до мельницы 2250 и 3150 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.

Ну и приведу еще один рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.

На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.

Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по часовой стрелке.

Определить направление без компаса несколько сложнее, но при желании можно. Конечно, лучше все-таки ходить с компасом. Если же его у вас не оказалось, то лучшим помощником станет солнце. В полдень оно обычно находится на юге и, если встать к нему спиной, можно определить стороны света. Лицом мы будем находится на юге, слева у нас будет запад, а справа, соответственно, восток.

Итак стороны света нашли, теперь надо определить азимут. В любом случае нужен транспортир. Но если его нет, то аналог можно сделать из бумаги. Бумага наверняка у вас найдется. Делаем следующим образом.

  • Берем лист бумаги (желательно сделать его квадратным) и складываем пополам. Получили угол 180°.
  • Затем перпендикулярно сгибу складываем снова пополам. Получится угол 90°.
  • Теперь сгибаем лист по диагонали, деля угол в 90°пополам. В результате получим угол в 45°.
  • Один конец острого угла (его самый кончик) отрываем и разворачиваем бумагу. В центре получим отверстие, от которого лучами расходятся сгибы обозначающие углы в 450, 900, 1800 и т.д.

Теперь остается положить лист отверстием на точку стояния, а по линиям изгиба определить направление и азимут на объект. Ниже приведу таблицу, в которой показано в какие месяцы и в какое время располагается солнце по сторонам света.

Вот и все, что необходимо знать об ориентировании на местности как при помощи компаса и транспортира, так и без них. Но лучше всего, повторю, брать с собой компас. Тогда вы в случае потери направления сможете легко и быстро найти выход из этой ситуации. Успехов!

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector