Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2). При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7).

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 2 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 3 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 4 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 5 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 6 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 7

Узел для петель и обвязки

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9). Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 8 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п.

Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей.

При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 10 Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания. Фото 11 Фото 12 Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Простой узел очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15).

Фото 14 Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка. Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17).

Фото 16 Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57).

Фото 18 Фото 19 Фото 56 Фото 57

Дубовый узел, как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21).

Фото 20 Фото 21

Фламандский узел вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23).

Фото 22 Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25).

Фото 24 Фото 25

Плоский узел имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27).

Фото 26 Фото 27

Узел констриктор прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29).

Фото 28 Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д.

Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна.

Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55).

Фото 30 Фото 31 Фото 54 Фото 55

Дубовая петля проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33).

Фото 32 Фото 33

Фламандская петля вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35).

Фото 34 Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37).

Фото 36 Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами.

Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе.

Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39).

Фото 38 Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла». Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61 Фото 62 Фото 63 Фото 64

Двойной беседочный узел применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека.

Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук.

Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41).

Фото 40 Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел. Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной.

Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте.

В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43).

Фото 42 Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел. Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки. Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45).

Фото 44 Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом.

Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей».

Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46 Фото 47 Фото 48 Фото 49

Читайте также:  Как зарядить аккумулятор без зарядного устройства

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51). Он широко используется в быту под названием двойной бантик.

Фото 50 Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел. Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53).

Фото 52 Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов »Удавка с полуштыками» и »Многократная восьмерка». С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: v.zverev.perm@mail.ru

Завязывание узлов

С целью обеспечения надежной самостраховки и страховки необходимо уметь вязать узлы, которые по своему предназначению делятся на следующие группы:

  • для грудной обвязки – «проводник», «булинь» (рис.7, 8а,б);
  • для связывания двух веревок – «морской»,  «брамшкотовый» и  (рис.9, 10 а,б);
  • специальные узлы – «стремя», «схватывающий», «вспомогательные» (рис. 11 а,б;, 12 а,б; 13 а,б).

Мы уже писали про узлы в школе выживания, сегодня продолжим эту тему и рассмотрим подробные варианты вязания различных узлов для альпинисткой деятельности.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

       «Узел проводника»  предназначен для вязания петли на любом отрезке веревки. Его можно вязать петлей, а также одним концом для привязывания к страховым перилам. Следует помнить, что он рассчитан на нагрузки по направлению петля-веревка. И поэтому его нельзя использовать как прямой узел для выключения из-под нагрузки дефектного куска веревки.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Техника вязания. Надо отрезок веревки сложить вдвое и завязать обычным узлом (как контрольный) на двойной веревке. При этом необходимо следить за правильностью (параллельностью) расположения веревок в узле.

«Узел проводника» используют при вязании беседки. Для этого веревку складывают вдвое и на конце её завязывают «узел проводника». Затем обводят сложенную вдвойне веревку вокруг таза и крепят карабин за боковые петли веревки и протягивают между ног вторую веревку- обвязку

«Узел булинь» вяжется на конце веревки и применяется для грудной обвязки, для закрепления веревки на выступе, дереве, камне (рис.8 а,б).

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Техника вязания. Охватив дерево (выступ) веревкой и сделав на длинной части веревки петлю, необходимо заложить петлю, затем снизу продеть в неё другую. Продев в последнюю петлю короткий конец веревки, необходимо потянуть за основную часть веревки, перебрасывая при этом первую (нижнюю) петлю через вторую. Петли затянутся и узел готов.

Для большей надежности узла на свободном конце веревки делается контрольный узел.

Вязание грудной обвязки на конец веревки производится на верхней части груди у подмышек. Определить длину свободного конца веревки следующим образом. Нужно, встав в основную стойку и  забросив веревку за спину так, чтобы из-под левой руки выходила основная веревка, а из-под правой – свободный конец, прижать веревку согнутыми в локтях руками к туловищу.

Выпуская из правой кисти свободную веревку вниз до касания земли, определяют необходимую для подтяжек длину веревки. Затем начинают вязать булинь, делая петли от себя на основной веревке. Чтобы правая рука была свободна для вязания узла, веревку перебрасывают через предплечье наружу.

При окончательном затягивании узла следует учесть, что обвязка будет нормальной по размеру, если при сильном вдохе она не будет сдавливать грудь.

После затяжки узла делают подтяжки. Для этого нужно просунуть петлю от свободного конца веревки под грудную обвязку и перекинуть через голову на противоположное плечо, затем, подтянув этим же свободным концом вверху обвязку на спине, перебросить его через другое плечо вперед и завязать на обвязке по другую сторону от  узла.

«Морской узел» («прямой») (рис. 9) предназначен для связывания веревок одинаковой толщины. Учитывая, что «морской» узел рассчитан на усилия, направленные вдоль веревок в разные стороны, его лучше использовать в случае необходимости «вывести из работы» поврежденный участок веревки.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Техника вязания. Необходимо взять небольшие концы (30 см) веревок, сложить скрестно один на другой сначала правый на левый, затем левый на правый и завязать. Узел напоминает две петли, удерживающие друг друга. Для страховки на оставшихся концах необходимо завязать контрольные узлы.

«Брамштоковый»  узел предназначены для связывания веревок разной толщины. Они применяются для подвязывания к основной веревке вспомогательной петли для её продергивания. Они надежны, хорошо держат и легко развязываются (рис.10 а, б).

Техника вязания. Для вязания брамшкотового узла необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.

Техника вязания «академического узла» сходна с техникой вязания «морского» («прямого») узла, с той лишь разницей, что при вязании академического узла делается одна петля тонкой веревкой вокруг толстой веревки.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Рис.10 Узел брамшкотовый:   а— одинарный;  б— двойной (на концах отмеченных стрелками вязать контрольные узлы)

Узел «стремя» (рис. 11 а, б) применяется для устройства петель со стременами, для вязания транспортировочных устройств, незатягивающихся двойных петель.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

    «Схватывающий узел» (рис. 12 а, б) используют при движении по закрепленной веревке, при организации самостраховки, при закреплении вспомогательной веревки на основной.

Следует помнить, что ненагруженный схватывающий узел легко передвигается вдоль основной веревки, под нагрузкой он затягивается, схватывается.

Учитывая, что узел плохо держит на жесткой веревке, его нельзя использовать при работе с обледенелой веревкой.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

     Техника вязания. Вяжут схватывающий узел петлей (рис. 12а) и свободным концом (рис. 12б). После завязывания узел расправляют. В работе следят, чтобы оба конца петли, выходящие  из узла, были загружены равномерно. В случае неравномерной нагрузки концов петли получится перекос и веревка может сползти и оплавиться.

В случае использования схватывающего узла для самостраховки во время движения вдоль закрепленной основной веревки длина петли не должна превышать 30 см, т.к. в случае зависания трудно будет самостоятельно дотянуться до схватывающего узла.

На крутых подъемах узел передвигают указательным и большим пальцами, подталкивая его. На спусках узел передвигают мизинцем, безымянным и средним пальцами,  кисть руки охватывает основную веревку ниже узла. Нельзя захватывать узел кистью руки, т.к. при срыве кисть непроизвольно сжимается и узел, будучи не загружен, не затянется. 

      Узел «Брахмана» и «карабинный» (рис. 13 а, б) используют вместо схватывающего при работе на жестких и обледенелых веревках.

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания.

Рис.13 Вспомогательные узлы: а— «Брахмана»; б- карабинный

Техника вязания. В карабин защелкивают репшнур, оба конца которого проходят вокруг веревки. Затем концы ещё дважды закладывают в карабин и, пройдя третий раз в обхват веревки, выводят через карабин.

(2

Как правильно связать узел. 12 надёжных узлов для выживания

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов).

Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука.

Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается.

Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба.

Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться.

Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу.

К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы.

Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет.

После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Читайте также:  Как выглядит гриб дождевик. Как готовить гриб дождевик — рецепты приготовления, как выглядит, как чистить и чем полезен?

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д.

Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется.

Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

  • Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.
  • Узел на опоре будет иметь следующий вид:
  • Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

  Чего нельзя делать в лесу знаки. Правила поведения в лесу

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения.

Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста.

Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке.

При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу.

Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается.

Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов.

Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Рыболовные узлы для крючков и поводков: как вязать правильно

Правильный настрой

Решив изготовить веревку для коня своими руками будьте готовы к тому, что придётся потратить приличное количество своего времени на изучение вариантов узлов, прочтение инструкций, а также к тому, что вас не раз посетит мысль – стоит ли игра свеч и не лучше ли будет такую амуницию для лошади купить. Не расстраивайтесь – все сначала ошибаются, а с каждым новым разом у вас будет получаться всё лучше и лучше, так что в конце концов вы сможете и других научить тому, как сделать веревку для лошади, приступим к пошаговой инструкции.

Узел удавка на опоре

Другими словами, узел на опоре называют «на все случаи жизни». Его активно используют моряки, рыбаки и даже туристы.

https://www.youtube.com/watch?v=lQB-AvNM7no\u0026t=357s

В качестве опоры можно использовать любой прочный предмет или мокрую веревку.

Технология изготовления подразделяется на несколько основных этапов:

  Как называется самая длинная часть рыболовного крючка

  1. На опору крепится веревка;
  2. Необходимо сделать петлю в три оборота;
  3. Коротким концом нужно обвязать три круга;
  4. Вспомогательную веревку требуется потянуть;
  5. После чего нужно освободить узел от опоры.

Часто, такие узлы скользят, в этом случае нужно удостовериться в качестве соединения.

Плетение узлов

Для того, чтобы узнать, как сделать веревку для лошади самому, не нужно изучать плетение морских узлов, однако небольшая практика всё же не помешает.

Потребуется всего два типа узла: обычный простой узел, который всем известен и двойной, который немного посложнее.

Последний представляет собой два узла, которые завязаны друг в друге (те, кто любит наглядное изображение, могут найти схемы в интернете). Такой узел для веревки очень прочен и развязать его потом будет достаточно проблематично.

Двойной узел делается в три этапа:

  1. Необходимо сплести обычный узел, но, ещё до того, как затянуть его, нужно конец веревки пропустить сквозь центр петли так, чтобы он тянул в том же самом направлении, что и первый узел.
  2. Провести конец веревки над углублением и обратно, за оба конца. Для упрощения процесса можно разместить оба узла под острым углом относительно друг к другу.
  3. Провести конец веревки вокруг и сквозь обычный узел. Завязать второй узел внутри первого, после чего подтянуть оба узла. Вот и всё, двойной узел готов.

Схема плетения морских узлов

Как вязать простую удавку?

На вязание самой простой удавки потребуется всего несколько минут:

  1. Первый этап – это подготовка сырья. Основное требование удавки – надежность, поэтому веревки использовать нужно максимально прочные, желательно, выбирать канат. Если такое полотно достать нет возможности, то можно взять несколько прочных нитей и связать их в одно целое в виде спирали;
  2. Веревку следует сложить в два раза, чтобы получился длинный и короткий конец;
  3. На меньшем отрезке следует сделать небольшую петлю;
  4. Далее, следует продеть через неё длинный, оставшийся конец и протянуть его;
  5. При необходимости можно расслабить узел и сделать петлю немного больше;
  6. Далее, нужно потянуть за конец и закрепить петлю.

Это самый простой и поэтому распространенный метод плетения узла. Рыбаки используют такую удавку для подъема предметов.

Как правило, размер петли может быть различным, он подбирается в зависимости от диаметра каждой детали.

Таблица размеров

Прежде, чем начать изготовление непосредственно веревки для лошади, необходимо упомянуть парочку важных моментов:

  • все расстояния считаются от узла до узла, без учета самих узлов
  • не затягивайте узлы сразу, к ним нужно будет вернуться для плетения двойных узлов
  • берите размеры с небольшим «запасом», лучше будет, если веревка получится чуть больше, чем если она будет малой
  • Итак, перейдем непосредственно к тому, как сделать веревку для лошади своими руками:
  • Прежде всего необходимо снять мерку с таких частей тела лошади – измерить обхват носа на 3 сантиметра ниже щек.
  • Примерные размеры:
  • маленький (для пони) приблизительно 50 см.
  • средний (для клепперов) приблизительно 55 см.
  • большой (для обычных, стандартных лошадей) приблизительно 60 см.
  • очень большой (для крупных лошадей) приблизительно 65 см.
  • экстра большой (для тяжеловозов) приблизительно 70 см.
Читайте также:  Вечная спичка видео. Вечная спичка: что это и как работает,как сделать самому

В таблице ниже обозначены расстояния между узлами и приведены примерные длины веревок для разных размеров:

Точки отсчёта узлов маленький средний большой очень большой экстра большой
А – от конца, до узла у правого уха 70 85 95 105 115
Б – от А до узла справа на носу 18 20 23 25 28
В – от Б до узла слева на носу 20 23 25 28 30
Г – от В до узла под горлом 73 77 83 88 93
Д – от Г до петли 20 23 25 28 30
Е – от Д до узла слева на носу 20 23 25 28 30
Ж – от Е до узла справа на носу 20 23 25 28 30
З – от Ж до узла под горлом 73 77 83 88 93
И – от З до узла у правого уха 20 23 25 28 30
К – от И до конца веревки 70 75 80 85 90

Полиспаст система из блоков и веревок, предназначенная для подъема тяжелых грузов или натягивания веревок, использующая в своей работе принцип рычага (выигрываем в силе — проигрываем в расстоянии).

Непосредственно в походах (на восхождениях) собственно блоки применяют редко , чаще используют карабины (они более универсальны) не “ИРЕМЕЛЬ”! Дюралевые “ИРЕМЕЛИ” быстро протираются нагруженными веревками и становятся непригодными к дальнейшему использованию! Трение на карабинах очень сильно снижает выигрыш в силе.

Для уменьшения трения в точках разворота веревки ставят по два карабина (желательно однотипных). Ставить три карабина бесполезно два карабина выдавят третий и все останется по-прежнему (На всех рисунках в точках разворота веревки изображено по одному карабину)

В горовосхождении полиспаст применяют, в основном, в спасательной практике, или натяжении веревок при организации переправ.

На рисунке изображена так называемая “длинная петля”. Это простейший полиспаст. Один конец веревки (коренной) крепится на рельефе, середина веревки встегивается в карабин, закрепленный на “грузе”, так, чтобы она могла свободно скользить сквозь карабин.

За второй (рабочий) конец веревку вытягивают В этой схеме половина веса “груза” приходится на точку закрепления веревки, а другая половина на тех, кто вытягивает веревку На спасательных работах эту схему применяют, обычно, для подъема легкопострадавшего.

Если спасатели случайно отпустят рабочий конец веревки, то пострадавший сорвется вниз.

Чтобы этого не произошло, рабочий конец веревки необходимо подстраховать схватывающим узлом (на рис не показан) Эта же схема часто используется в качестве страховочной системы схватывающего узла в карабинном тормозе (см. КАРАБИННЫЙ ТОРМОЗ).

  Как намотать леску на инерционную катушку: советы бывалым

На рисунке изображен собственно полиспаст.

В пространстве веревкой “выписывается” буква “зет”: веревка от “груза” идет к точке крепления полиспаста, там разворачивается в разворотном блоке (карабине), возвращается к “грузу”, разворачивается на его блоке или карабине, идет к точке крепления полиспаста, где и вытягивается ВЫТЯГИВАЮЩИМИ.

В этой схеме 3/4 веса “груза” приходится на точку крепления полиспаста (грузовую точку) и лишь 1/4 веса приходится на ВЫТЯГИВАЮЩИХ. (Трение на карабинах и тем более о рельеф, как показано на рис. весьма существенно снижают этот выигрыш в силе).

Если ВЫТЯГИВАЮЩИЕ отпустят веревку, то она проскользнет сквозь блоки и “груз” вновь упадет.

Чтобы этого не произошло, между “грузом” и точкой крепления полиспаста на грузовой веревке вяжут схватывающий узел, который закрепляют или непосредственно на точке крепления полиспаста, или на отдельной точке (на рис. схватывающий закреплен на отдельной точке).

Этот схватывающий узел будем называть УДЕРЖИВАЮЩИМ СХВАТЫВАЮЩИМ УЗЛОМ, или просто УДЕРЖИВАЮЩИМ. При вытягивании веревки, УДЕРЖИВАЮЩИЙ узел, увлекаемый веревкой, будет затягиваться в разворотный блок (карабин), поэтому его надо регулярно смещать от блока.

Длина веревок, используемых в современном горовосхож-дении редко превышает 50 метров. Как видно из рис. 41 веревка трижды проходит между “грузом” и точкой крепления полиспаста. Т.о. максимальная глубина подъема всего 16 метров, что в больших горах явно недостаточно.

Увеличить глубину подъема можно, если второй разворот веревки организовать не на самом “грузе”, а на втором схватывающем узле, расположенном между “грузом” и УДЕРЖИВАЮЩИМ. Этот схватывающий узел будем называть ТЯНУЩИМ СХВАТЫВАЮЩИМ УЗЛОМ, или просто ТЯНУЩИМ.

Веревку выбирают до тех пор, пока ТЯНУЩИЙ не приблизится к УДЕРЖИВАЮЩЕМУ. Веревку постепенно отпускают. Нагрузка переместится на УДЕРЖИВАЮЩИЙ, ТЯНУЩИЙ ослабнет. Его распускают и смещают к “грузу”. Вновь начинают выбирать веревку.

Нагрузка переходит на ТЯНУЩИЙ, УДЕРЖИВАЮЩИЙ ослабевает, его распускают и начинают смещать от блока, чтобы он не оказался затянутым в блок.

Более удобна в работе, быстрее собирается, имеет ряд других преимуществ схема, в которой схватывающие узлы заменены на механические зажимы. Но механический зажим не может являться средством страховки.

Поэтому при спасательных работах, во время подъема пострадавшего, на механический зажим, например жюмар, заменяют только ТЯНУЩИЙ (рис. 43).

При установке навесной переправы, где на натягиваемых веревках нет человека, оба схватывающих можно заменить на механические зажимы.

Процесс плетения

  1. Сперва нужно завязать узлы в точках А, Б, В, Г и Д. Последний будет служить петлей, которой будет завязываться веревка. Она должна равняться примерно 10 сантиметрам. Сравните получившиеся расстояния с приведенными в таблице – позже изменить уже не получится.

  2. Завяжите узел Ж двойным узлом. Теперь, идя от Ж завяжите З аналогичным способом. В результате у вас должны получиться два параллельных друг другу конца веревки, которые будут связаны между правым и левым узлами на носу и которые обязательно должны быть одинаковой длины.

  3. Сравните расстояние З с табличным и завязывайте двойной узел. Расстояния Г и З должны получиться равными.
  4. Далее нужно завязать двойной узел и ещё раз сравнить все получившиеся размеры.
  5. Теперь свяжите одинарным узлом две длинные веревки от Г и З.

    В результате получатся две петли, длиной порядка 10 сантиметров. Этот узел пока не затягивать.

  6. Обрежьте оставшиеся концы веревки и опалите их зажигалкой, чтобы не растрепались.

  7. Настало время примерить получившиеся изделие на лошадь и, если вы следовали советам и не затягивали узлы до конца, то немного подогнать веревку там, где нужно.

Завязывание узлов

Вот и всё, теперь вы знаете, как изготовить веревку для лошади самому и пошагово.

Применение удавки в рыбалке

Существует несколько целей, для которых изготавливают узлы:

  • Такого рода удавка требуется для создания дополнительной толщины у обычной веревки;
  • Для надежного связывания нескольких предметов и комфортного их перевоза;
  • Чтобы проще было поднять предмет со дна;
  • Используют удавку и в качестве грузоподъемника тяжелых предметов, которые невозможно поднять самостоятельно;
  • Для надежного связывания нескольких веревок различной толщины в одно целое;
  • При необходимости связать основную петлю на основной веревке;
  • Иногда, рыбаки любят экспериментировать, в этом случае узел выступает в качестве страховки.

Мужчины – это очень изобретательные люди. Иногда, они могут использовать такое простое приспособление, как узел для, весьма, различных целей.

Схватывающий узел (3-й способ вязки)

Это редко встречающийся, но существующий способ вязки схватывающего узла. Отличается от первых двух (см. «Узлы») тем, что позволяет завязать узел на свободном (незакрепленном) конце основной веревки репшнуром с закрепленными концами.

Сложенный вдвое репшнур берем в одну руку (рис. 1). В образовавшуюся петлю снизу вдеваем сведенные вместе большой и указательный пальцы другой руки. Разводим пальцы и охватываем ими ветви петли (рис. 2). Сводим пальца под петлей (рис. 3).

Вновь снизу вдеваем сведенные вместе большой и указательный пальцы (рис. 4). Опять проводим охват ветвей петли и сводим пальцы под петлей (рис. 5). Не разводя пальцев стаскиваем с них «накрученный» схватывающий (рис. 6) и продеваем сквозь него конец основной веревки (рис. 7).

Этот способ вязки узла применяется для создания регулируемого самостраховочного «уса».

Переправа с помощью удавки

В пеших походах нередко приходится сталкиваться с необходимостью переправляться через различные водные преграды, а также транспортировкой заболевших или раненых членов группы. Один из способов сделать это — установить простую навесную переправу. Для этого понадобится произвести следующие действия:

  • Основной грузовой строп 10 миллиметров в диаметре, по которому участник или груз будет перемещаться через препятствие. Длина должна быть больше на 5 метров больше расстояния между опорами;
  • Трос для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного препятствия на 10 метров;
  • Приспособления для уменьшения износа грузового троса.

После этого следует выбирать место для переправы с учётом особенностей местности. Необходимо производить переправу под углом, при надёжных опорах, минимальной ширине препятствия. Также один из участников группы должен иметь возможность переправиться недалеко от предполагаемого места переправы.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector