Как водить трактор

Требования безопасной эксплуатации трактора и самоходных машин должны неукоснительно соблюдаться всеми, кто допущен к работе с данным видом техники.

При сдаче экзамена на получение прав и допуска к управлению трактором в теоретическую часть билетов обязательно включаются вопросы из раздела безопасной эксплуатации, как основное требование Гостехнадзора, выдающего разрешение на использование машин этого типа.

Основа безопасного управления трактором

Вопросы по безопасной эксплуатации трактора, включенные в билеты, зависят от получаемой водительской категории от Б до Д. В них обязательно рассматриваются общие моменты управления самоходными машинами, а также нюансы, связанные с особенностями техники.

Как водить трактор

Меры безопасности при работе на тракторе

Одним из основных требований считается возраст человека, получающего допуск на управление трактором. Минимальный порог – 17 лет, независимо от категории. Обязательное условие – прохождение инструктажа по охране труда.

С целью повышения ответственности за машину за каждой единицей техники закрепляются определенные лица. Работа ну чужом тракторе, а также передача машины третьему лицу возможна только с письменного разрешения руководителя предприятия или владельца техники. Присутствие в кабине пассажира недопустимо.

Прежде чем запустить двигатель, водитель должен убедиться, что все рычаги находятся в нейтральном положении, а сам трактор переведен на стояночный тормоз. После запуска надо убедиться, что путь свободен, в зоне движения нет людей.

После включения двигателя и начала движения самоходной машины водитель должен всегда находиться в кабине. Запрещено сходить с машины и садиться в нее во время движения.

Сойти можно только после перевода рычагов в нейтральное положение и активации стояночного тормоза.

Одно из главных положений безопасной эксплуатации трактора – полностью исправные контрольные приборы. Если зафиксировано дымление дизеля и падение частоты вращения от перегрузки, то необходимо заглушить мотор.

Если во время работы не задействован ВОМ, то его рычаг должен быть переведен в нейтральное положение. Категорически запрещается работать без кожухов, ограждающих карданные валы, которые передают вращение от ВОМ на рабочие системы трактора.

Муфта ВОМ выключается даже при кратковременной остановке трактора, также ее рычаги переводятся в нейтральное положение.

Как водить трактор

При езде в сложных погодных условиях (при дожде, гололеде) запрещено резкое торможение. Обязательно должна быть исправной система электроосвещения. Если используется навесное оборудование, то оно крепится на жесткие сцепки. Запрещено находиться между продольными тягами во время крепления навесного оборудования.

Устранение всех неисправностей выполняется только при выключенном дизеле и опущенных навесных орудиях. Если машина оборудована сдвоенными колесами, то максимальная скорость должна быть на уровне 16 км/ч. Если дизель запускается с буксира, то в пневмосистеме должно быть достаточное давление.

Безопасность при выполнении транспортных работ

Первое требование безопасной эксплуатации трактора – соблюдение правил дорожного движения. Если самоходная машина работает с прицепом, необходимо убедиться в исправности тормозной системы. Перевозка людей на прицепах при этом запрещена.

Перед началом движения водитель самоходной техники проверяет:

  • работу и исправность пневмопривода к тормозам;
  • давление воздуха в системе.

Оптимальное значение тормозного пути на сухом асфальтном горизонтальном покрытии при скорости 30 км/ч – 12,3 м при холодных тормозах. Запрещено торможение на заснеженном покрытии с низким коэффициентом сцепки и при движении тракторного поезда. Запрещена также эксплуатация трактора с прицепом без страховочной цепи.

Как водить трактор

Самоходные машины с особой осторожностью должны входить в повороты на скорости не более 5 км/ч. Спуск с горы должен быть только на 1 диапазоне без выключения муфты сцепления.

На крутых подъемах и спусках диапазоны никогда не переключаются. Запрещено двигаться накатом при эксплуатации трактора с прицепом. Скорость движения на подъездных путях – не более 10 км/ч.

Если самоходная машина используется в производственных помещениях, скорость должна быть не более 2 км/ч.

Требования пожарной безопасности

По части пожарной безопасности тракторы комплектуются первичными средствами пожаротушения.

Машина обязательно должна быть оборудована устройством для автоматического регулирования охлаждения двигателя.

Недопустима работа на тракторе, у которого отсутствуют съемные сетки, защищающие сердцевину радиатора, воздухозаборник и межреберное пространство цилиндров системы воздушного охлаждения.

При эксплуатации запрещается направлять выпускные трубы двигателя на легковозгораемую растительную массу, а также на устройства для сбора технологических продуктов.

При заправке трактора и замере уровня топлива нельзя использовать открытый огонь (спички, факелы).

Также в правилах безопасной эксплуатации трактора введен запрет на использование открытых источников огня для прогрева двигателя и масляного бака в зимний период.

Как водить трактор

Нельзя откупоривать образовавшиеся пробки ударом тяжелых металлических предметов, чтобы предупредить возникновение искр. Для безопасности запрещено возить с собой дополнительные емкости с топливом, использовать солярку для мытья рук, развешивать на тракторе пропитанную топливом и маслом одежду.

Как завести трактор, управление — советы начинающим фермерам

Трактор – это незаменимый помощник любого современного фермера. Сельхоз техника позволяет выполнять весь спектр работ по посадке, уходу, сбору и перевозке урожая.

Однако, чтобы работать с ней было легче, следует досконально изучить основы управления и безопасность движения тракторов.

Эти знания помогут при эксплуатации агрегата в разных условиях и сделают его практическое применение более эффективным.

Как завести трактор – инструкция для начинающих

Любые работы в огороде и на придомовой территории начинаются с запуска двигателя трактора. Очень важно, чтобы начинающий фермер ответственно подошел к процедуре начала работы, ведь легкий и плавный запуск позволит предотвратить повышение нагрузок на основные рабочие механизмы агрегата.

Заводить трактор необходимо в следующем порядке:

  1. Для начала нужно перевести рычаг КПП в нейтральной положение, иначе трактор начнет двигаться сразу после поворота ключа в замке зажигания;
  2. Далее рычаг подачи горючего необходимо перевести в положение «Полная подача»;
  3. После этого рычаг декомпрессии следует перевести в положение «Выключено»;
  4. Затем необходимо повернуть ключ стартера на 90 ⁰ по часовой стрелке. Сразу после этого заведется мотор трактора – фермеру потребуется подождать от 3 до 5 секунд, и выключить стартер, повернув ключ в обратном направлении;
  5. После запуска двигателя необходимо протестировать его работу в режимах низких и высоких оборотов. Крайне важно, чтобы во время проверки двигатель не издавал посторонних звуков;
  6. Как только мотор нагреется примерно до 30–40 ⁰C, можно начинать эксплуатацию трактора.

После всех перечисленных действий, следует немедленно приступать к работе с трактором, так как длительная работа его двигателя на холостом ходу приведет к ускоренному износу цилиндров и поломке мотора.

Как завести трактор с пускача?

  • Многие современные трактора оборудуются так называемым пускачом – дополнительным двигателем, необходимым для облегченного запуска основного мотора сельхозмашины.
  • Как водить трактор
  • Запуск пускача осуществляется в следующем порядке:
  1. Вначале необходимо открыть бензокран и подкачать горючее в карбюратор. После этого нужно закрыть дроссельную заслонку трактора и добавить топливо в цилиндры – для этого потребуется открыть кран декомпрессора, и, спустя несколько секунд, закрыть его;
  2. Далее нужно завести узел пускового шнура в паз на маховике пускача, после чего намотать шнур на маховике пускового мотора по часовой стрелке. После этого потребуется взять второй конец шнура в руки. Категорически запрещается наматывать шнур на ладонь, так как при возвратном движении шнура он может нанести фермеру серьезную травму;
  3. Далее потребуется резким рывком потянуть шнур на себя. В это время пускач должен начать работу. Если двигатель не заработал, то нужно еще раз повторить его запуск. В случае если пускач не заводиться, понадобиться очистить кривошипную камеру мотора от топливного конденсата. Для этого необходимо аккуратно вывернуть спускную картерную пробку, отсоединить свечу от привода, провернуть коленчатый вал мотора за маховик, и тщательно продуть кривошипную камеру. Затем необходимо вернуть все детали на их места, и завести пускач. Более подробно о запуске трактора с пускача расскажет видео.

После того, как вспомогательный мотор заведется, потребуется подождать, чтобы он прогрелся на низких оборотах. Спустя несколько минут нужно перевести мотор в режим работы на оборотах, ограниченных регулятором.

Как зимой завести трактор?

Не каждый новичок знает, как правильно осуществляется запуск трактора зимой. Из-за этого, в первую очередь, страдает двигатель сельхозмашины, так как в неумелых руках при запуске зимой он поддается ускоренном износу.

Читайте также:  Правильная заточка ножей алмазными брусками. как точить нож – правила заточки, как часто проводить процедуру, возможные ошибки

Как водить трактор

Многие современные трактора комплектуются специальными системами подогрева, которые позволяют запустить мотор даже в самую холодную погоду. Эта система предназначена для подогрева охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя трактора до оптимальной температуры. При необходимости можно приобрести систему подогрева отдельно.

Чтобы завести трактор в мороз с использованием системы подогрева, необходимо действовать в таком порядке:

  1. В первую очередь потребуется тщательно промыть котел подогрева и аккуратно почистить горелки. Затем необходимо внимательно осмотреть мотор нагнетателя на предмет неисправностей;
  2. Перед тем, как приступить к запуску, потребуется открыть пробку подогрева на котле, чтобы слить с него остатки топлива. После этого кран и пробку нужно закрыть;
  3. Чтобы заполнить систему подогрева, нужно подготовить воду, открыть все имеющиеся заслонки в нагнетателе и выхлопном патрубке котла, после чего необходимо открыть топливный кран системы и через минуту включить свечу зажигания;
  4. После этого понадобиться на секунду запустить мотор нагнетателя, и сразу же плавно перевести его в рабочее положение. Далее в котел системы подогрева нужно аккуратно залить приготовленную воду, прогреть мотор до 85 ⁰C, и запустить его.

Точно придерживаясь этого алгоритма, фермер сможет завести двигатель трактора без риска подвергнуть чрезмерным нагрузкам его основные рабочие механизмы.

Как управлять трактором – советы начинающим фермерам

Чтобы научиться правильно управлять сельхоз машиной, следует изучить ее основные органы управления трактора. В зависимости от модификации агрегата, его рычаги и переключатели могут располагаться в разных частях кабины. Чтобы знать их точное место, перед тем, как сесть в кабину, необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации сельскохозяйственной машины.

Как водить трактор

Чтобы правильно ездить на тракторе, нужно выполнять следующие действия:

  1. Сначала нужно сесть на водительское сиденье и пристегнуть ремень безопасности;
  2. После этого необходимо поставить ногу на педаль сцепления, и до конца вдавить ее в пол. Перед этим нужно обязательно убедиться в том, что рычаг трансмиссии переведен в нейтральное положение;
  3. Далее нужно правой ногой надавить на педаль газа. Затем следует повернуть ключ запуска мотора. Как только двигатель заведется, нужно сильнее нажать на педаль газа, после чего опустить ее, и подождать, пока мотор прогреется до оптимальной температуры;
  4. Чтобы начать движение на тракторе, необходимо выключить стояночный тормоз. После этого следует выжать сцепление, и перевести рычаг КПП трактора в режим первой скорости;
  5. Далее нужно начать медленно отжимать педаль сцепление. При этом нужно убрать ногу с педали тормоза и продолжать подачу горючего в двигатель;
  6. Начинать движение необходимо в умеренном темпе. Управление трактором должно осуществляться на малых скоростях. Следует помнить, что основное преимущество сельхозмашин кроется не в их скорости, а в выносливости и мощности;
  7. Чтобы полностью остановиться, необходимо выжать педаль сцепления до упора, переключить рычаг КПП в нейтральное положение т включить стояночный тормоз. Далее нужно отключить подачу горючего, и повернуть ключ зажигания в выключенное положение.

В таком порядке осуществляется управление любым из имеющихся в продаже сельскохозяйственных агрегатов. Подобным образом также следует эксплуатировать трактор из Нивы и любую другую самодельную сельхозмашину.

Как завести и управлять трактором? Алгоритм, особенности, видео

Знакомство с трактором начинается с изучения инструкции эксплуатации, а непосредственное общение – с момента запуска и начала управления. Чтобы они не превратились в пустую трату времени, нужно знать ряд нюансов, об особенностях которых мы и будем вести речь далее.

Как управлять трактором?

К управлению трактом допускаются лица, прошедшие курс подготовки по направлению «Основы управления и безопасность движения тракторов».

Прежде, чем перейти к управлению трактором, проводят ряд подготовительных работ:

  • Проверяют исправность тракторных узлов;
  • Измеряют давление в шинах;
  • При наличии навесного оборудования на тракторе, визуально осматривают прицепную скобу;
  • Снимают кожух с силовой установки трактора, чтобы убедиться в надлежащем состоянии аккумулятора, охладительной системы и радиатора;
  • Одевают комфортную одежду и обувь, избегая распущенных волос и украшений;
  • Подгоняют настройки водительского сиденья под рост и вес оператора. Опираясь спиной на сиденье, руки должны получить свободный доступ к органам управления трактора, а ноги – к педалям.

Процесс управления трактором происходит таким образом:

  • Заводят двигатель и начинают трогаться  – первую попытку перемещения начинают на прогретом моторе. Для этого уменьшают топливоподачу, выключают ручку сцепления, выбирают рабочую передачу, повышают топливный расход и переводят педаль сцепления во включенный режим;
  • Когда трактор поехал, начинают разгонять его до нужной скорости – сбавляют подачу топлива, выключают сцепление, выставляют нужный режим на КПП, плавно включив сцепление;
  • Чтобы выполнить разворот в конце разгона и вытянуть из земли плуг, акселератор ставят на минимальную подачу;
  • Управление трактором при совершении первого гона – закладки 1-й борозды начинают с задания прямолинейной траектории движения. На равнинных участках для этого применяют 1-у вешку и визир, встроенный в трактор, для полей со сложной геометрией потребуется несколько вех, которыми разграничивают все поле. На современных тракторах данный момент управления решается быстрее – с помощью ГИС-технологий;
  • При выполнении основного цикла работ трактористу необходимо постоянно «лавировать» между передачами – т.е. выбирать оптимальный ритм работы к конкретной агротехнической задаче и особенностям возделываемого участка. Так, для перемещения вверх по склону и на глинистых, суглинистых, щебнистых и тяжелых черноземах используют низкие передачи, а в обратном случае – высокие передачи;
  • Разворот и поворот на поле недопустимо совершать с работающими адаптерами и на большой скорости. Чтобы развернуть трактор на колесных движителях, уменьшают скорость до 5 км/ч и задействуют торможение на колесо, на которое оказывается в центре поворотной окружности. Поворот гусеничного трактора делают лишь в крайних случаях;
  • Управление трактором при спуске по склону – чрезвычайно опасный маневр, в ходе которого нагрузка с передних смещается на задние колеса. Чтобы выполнить его без риска аварии, сбавляют подачу дизеля, выбирают низкую передачу и периодически  тормозят мотором;
  • Чтобы ездить на тракторе с навесными адаптерами от ВОМа без ущерба для силовой установки и с безопасностью для себя, нужно не забывать выключать отборщик мощности при разворотах и переводить их в транспортировочный режим – при ходе на возвышение. При переезде между угодьями, желательно разобщать хвостовик ВОМа от карданной передачи.

Данные требования касаются как заводских моделей, так и самодельных тракторов из «Нивы» или «Оки».

Как завести трактор?

Правильный запуск – залог успешного функционирования любого агрегата. Рассмотрим его на примере известного «Белоруса» — МТЗ-320.

Прежде, чем заводить трактор, проводят комплекс подготовительных работ (заправку бензобака, открытие топливного крана, его подкачку, проверку уровня смазки и охладителя).

Пускают мотор в такой последовательности:

  1. Снимают трактор с ручника;
  2. Ручку КПП переводят на «нейтралку»;
  3. Тумблер ручного газа ставят на макс. отметку;
  4. Нажимают на кнопку массы;
  5. Выжимают сцепление;
  6. Ручку КПП смещают влево до упора, удерживая так до момента включения мотора;
  7. Стартерный тумблер ставят на I режим, и плавно переводят его на II так, чтобы в сумме его работа составила 10 с;
  8. Снимают ногу со сцепления и ослабляют тумблер КПП;
  9. Дают проработать мотору в течение 5 мин и трогаются с места, продолжив управление трактором. Если же он так и не завелся, к повторной процедуре запуска приступают не ранее чем через 2 мин.

Как завести трактор с пускача?Как водить трактор

Т.н. «пускач» — это автономный пусковой мотор, которым оснащено большинство советских тракторов.

Для его старта нужно:

  • Открыть топливный кран;
  • Принудительно подкачать бензин или дизель в карбюраторный блок;
  • Полностью закрыть аэрозаслонку;
  • Посредством декомпрессионного крана направить топливо в цилиндры;
  • Закрыть бензокран;
  • В паз на маховике пускача затянуть пусковой шнур и обмотать им маховик в направлении по ходу часовой стрелки (по отношению к маховику;
  • Другой конец троса крепко взять в руки, не допуская наматывания, которое чревато травмами;
  • Дернуть шнур на себя, за чем должен последовать гул пускового двигателя. Если этого не случилось, процедуру повторяют несколько раз. Нередко для этого нужно предварительно удалить из кривошипной камеры топливные остатки и продуть ее;
  • Если пуск произошел, дают пускателю несколько минут на прогрев, после чего переходят к старту основной силовой установки.
Читайте также:  Как обозначается равнина на карте. Условные знаки и способы изображения объектов и явлений на географических картах. Урок 8

Запуск главного мотора начинается с:

  1. Перевода фрикционной муфты в нерабочее состояние;
  2. Перемещения рычага муфты сцепления от себя в крайнюю левую или правую отметку. Это исключит пробуксовки и неисправности;
  3. При появлении первых проворотов коленвала на цилиндры подают топливо. При их отсутствии – шестерню стартера соединяют с венцом маховика;
  4. Когда главный мотора начал работу, пускач выключают – кнопкой инактивируют магнето, перекрывают кран подачи топлива;
  5. Несколько минут прогревают на малых оборотах, после чего трогаются и переходят к управлению трактором.

Исчерпывающая информация на этот счет содержится в видео.

Как зимой завести трактор?Как водить трактор

То, что сельхозтехнику при низких t 0C завести сложнее, чем летом, знает каждый.

Причин, по которым трактор испытывает трудности с зимним запуском, может быть несколько:

  • запустение масла, которое склонно к замерзанию при приближении отметки термометра к -300;
  • влага, попавшая в контакты и другие электроприборы.

Самый простой способ завести трактор в мороз – разогреть масло и удалить скопления влаги.

Современные трактора, которые имеют встроенный блок обогрева, не нуждаются в подобных действиях. Для пуска такого трактора зимой предусмотрены специальные котел, нагнетатель и горелка предпускового нагрева, которые решают эту проблему в два счета.

Чтобы их активировать:

  • Сливают остатки дизеля в обогревателе;
  • Открывают задвижки нагнетателя и котла, а также бензокран;
  • 2 мин дают проработать свече накаливания;
  • Запускают мотор нагнетателя;
  • Наполняют контур жидкостью;
  • Дают мотору набрать 90 0C и включают.

Тракторист не должен жалеть времени на такие регулировки, ибо они значительно облегчат его работу.

Например, сиденья тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 сделаны одноместными, удобными, на механической подвеске с гидроамортизатором для предотвращения возможного раскачивания сидящего человека (рис. 44).

Как водить трактор

Рис. 44. Сиденье трактора (МТЗ-80, -82, -100, -102):
1 — рукоятка защелки фиксатора наклона спинки сиденья; 2 — рукоятка регулировки по высоте (массе водителя); 3—рукоятка фиксации наклона спинки в поперечной плоскости; 4 — рычаг фиксации сиденья в горизонтальном положении.

Трогание трактора с места. Движение трактора нужно начинать только тогда, когда двигатель достаточно прогреется (температура охлаждающей жидкости будет не ниже 50 °С или температура масла в смазочной системе 35…40 °С). Движение при более низких температурах вызовет усиленный износ деталей двигателя и резко сократит срок его службы.

Начинайте движение в такой последовательности: убавьте подачу топлива, переведите рычаг (педаль) сцепления в положение «Выключено», включите нужную передачу, увеличьте подачу топлива и плавно включите сцепление. При этом следует соблюдать все правила техники безопасности.

Необходимо помнить, что чем выше передача, тем труднее стронуть агрегат с места и ввести в действие. Это объясняется тем, что при трогании и разгоне агрегата нагрузка на двигатель и детали трансмиссии дополнительно увеличивается за счет появления сил инерции, причем она тем больше, чем выше передача.

Поэтому при работе трактора на высоких передачах в начале движения при включении сцепления нередко частота вращения коленчатого вала двигателя настолько снижается, что двигатель прекращает работу. Кроме того, в течение всего времени разгона в результате больших нагрузок повышается износ деталей трактора.

Чтобы устранить вредные явления при начал,е движения агрегата, нужно принимать следующие меры.

На пахоте, посеве, культивации и других работах стремиться развить определенную скорость Движения агрегата с выглубленными рабочими органами, а затем Уже в нужный момент их заглубить.

В случае вынужденной остановки на середине гона поднять рабочие органы присоединенной машины-орудия, сдать агрегат назад (кроме сеялок) и начать движение с выглубленными рабочими органами.

При работе на тракторах, оборудованных коробкой передач с гидроподжимными муфтами, следует начинать движение на низшей передаче выбранного ряда скоростей (на пахоте, посеве и других операциях — рабочий ряд, а на транспорте — транспортный ряд) при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Затем, увеличивая частоту до нормальной, надо перейти на выбранную скорость, переключая передачи на ходу до полной загрузки двигателя. При работе с такой коробкой передач не нужно отказываться и от способа разгона тракторного агрегата с выглубленными рабочими органами машин-орудий.

Если трактор оборудован увеличителем крутящего момента (УКМ), то при трогании с места тяжелого агрегата включайте УКМ, а после разгона переходите на работу без него.

Трогание с места гусеничного трактора, имеющего ВОМ с зависимым приводом. Если активные рабочие органы сельскохозяйственной машины приводятся в действие от ВОМ трактора, то вначале приведите в действие рабочие органы машины, а затем уже начинайте движение машинно-тракторного агрегата.

Выключите главное сцепление, включите в коробке передач нужную передачу, а затем ВОМ. После этого, удерживая сцепление в выключенном состоянии, оттяните на себя оба рычага управления поворотом и плавно включите сцепление.

Когда механизмы присоединенной к трактору машины вступят в действие, плавно отпустите оба рычага поворота и начните движение машинно-тракторного агрегата. Если во время работы потребуется его кратковременная остановка без остановки рабочих органов машины, то сделайте это рычагами поворота.

Трогание с места сильно нагруженного гусеничного трактора (в особо тяжелых условиях).

Чтобы не перегрузить и не вывести из строя сцепление, для трогания трактора с места надо воспользоваться механизмом поворота в такой последовательности: выключите сцепление, включите нужную передачу, выключите оба рычага поворота трактора, включите сцепление, увеличьте подачу топлива и, плавно отпуская одновременно оба рычага поворота, начните движение.

Особенность управления трактором, оборудованным гидротрансформатором (трактор Т-175С), заключается в следующем.

Трогание с места и разгон. Уменьшите подачу топлива. Переведите рычаг (педаль) сцепления в положение «Выключено», включите нужную ступень в коробке передач, затем включите сцепление, не увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя. При этом трактор будет стоять на месте или очень медленно начнет двигаться. Увеличивая подачу топлива, начинайте движение агрегата.

Разворот в конце гона.

Резко увеличивает скорость движения.-Поэтому, прежде чем вы-глубить плуг, нужно перейти на ножное управление подачей топлива, поставить рычаг акселера тора в положение наименьшей подачи и после выглубления плуга тут же уменьшить подачу топлива.

Остановка трактора достигается снижением подачи топлива до наименьшей. После этого надо выключить сцепление, поставить рычаг коробки передач в положение «Нейтральное» и перевести педаль сцепления в положение «Включено».

Прокладывание первой борозды (первого гона). Одно из условий высококачественного выполнения тракторных работ — прямолинейность движения агрегата. Чем прямолинейнее он движется, тем выше качество работ и больше производительность.

При работе на полях с ровным рельефом первый гон можно проложить с достаточной точностью, направляя движение с помощью одной вешки и визирного приспособления, установленного на тракторе. При неровном рельефе приходится предварительно провешивать все поле с помощью нескольких вешек, расположенных в пределах видимости одной относительно другой.

Визирное приспособление состоит из металлического прута (рис. 45) толщиной 5…7 мм, укрепленного в передней части трактора, и двух полосок изоляционной ленты, наклеенных на переднее стекло кабины с промежутком в 10 мм. Металлический прут и промежуток между полосами ленты должны совпадать с продольной осью трактора или отстоять от нее на одинаковом расстоянии.

Трактор нужно вести так, чтобы вешка, стальной прут и промежуток между полосками во время движения находились на одной прямой линии. Причем вешка должна быть установлена от края поля на расстоянии, равном половине ширины захвата“тракторного агрегата. При последующих гонах трактор следует вести точно по ПеРм” боРозде или по следу маркера.

Маневрирование передачами. При работе на полях с уклонами или неровным рельефом, а также с неравномерным сопротивлением почвы необходимо маневрировать передачами, т. е. при движении на подъем или при прохождении участка с повышенным сопротивлением почвы включать более низкую передачу, а под уклон или при прохождении участка с меньшим сопротивлением почвы — повышенную.

Читайте также:  Как сделать повязку на глаза

На практике эффективность переключения передач можно проверить следующим образом. Вначале надо пройти гон на одной передаче, для которой рассчитан агрегат, и замерить затраченное на это время.

Затем на следующем круге при движении в том же направлении нужно использовать переключение на повышенные передачи на тех участках гона, где это возможно, с последующим переходом на низшую передачу и также замерить время прохода.

Если во втором случае время прохождения будет таким же (а может быть, и большим, вследствие остановок агрегата при переключениях передач), как в первом, то работу с переключением передач следует считать нецелесообразной. Если же время будет меньшим, то переключение передач можно рекомендовать.

Повороты и развороты тракторов. Все повороты и развороты тракторных агрегатов следует выполнять после перевода в нерабочее положение навешенной или прицепленной машины-орудия.

На колесных универсальн о-п ропашных тракторах для получения крутого поворота снижайте скорость и притормаживайте колесо, расположенное ближе к центру поворота.

Совершенно недопустимо совершать крутые повороты и развороты колесных тракторов на большой скорости, так как это может привести к их опрокидыванию.

При крутом повороте гусеничного трактора звенья гусениц разрушают и нагребают почву на коротком участке, что препятствует повороту. Чем мягче почва, тем больше возрастает сопротивление с уменьшением радиуса поворота, детали ходовой части получают дополнительную, весьма большую нагрузку. Кроме того, на поле остаются неровности, затрудняющие последующие работы.

При плавном повороте продвигающиеся вперед гусеницы не успевают сильно разрушать и нагребать почву, а небольшие , ее скопления не мешают ни повороту, ни последующим работам. Поэтому при плавном развороте.сопротивление повороту будет значительно меньшим.

Таким образом, совершать крутые повороты на колесных тракторах следует при скоростях не выше 4…5 км/ч, а на гусеничных только в случае крайней необходимости и, кроме того, без нагрузки.

Вождение трактора на полях с неровным рельефом. При движении трактора вверх по склону уменьшается нагрузка на его передние колеса, что ухудшает управляемость. Об этом тракторист должен всегда помнить и принимать особые меры предосторожности.

  • Двигаясь вниз по склону, притормаживайте трактор двигателем, для чего включайте одну из низших передач в зависимости от крутизны спуска и уменьшайте подачу топлива.
  • Выключение муфт управления (или растормаживание тормозов солнечных шестерен) при спуске гусеничного трактора по склону может привести к тому, что трактор будет поворачиваться в сторону, противоположную ожидаемой, вследствие -наката выключенной
  • ницы. Поэтому действовать рычагами и педалями механизма Г^°ооота в этих условиях нужно быстро, оттягивая соответствую-
  • й рычаг назад и нажимая на педаль тормоза, чтобы подтормозить гусеницу той стороны, в которую необходимо повернуть трактор.
  • Для выравнивания направления трактора при движении его под клон оттягивайте рычаг механизма поворота противоположной стороны без торможения.
  • Останавливайте трактор при выключенном сцеплении нажатием на одну педаль тормоза без выключения механизма поворота (при этом полностью затормаживается вал заднего моста и останавливаются обе гусеницы), после чего рычаг коробки передач переводите в нейтральное положение, а сцепление включайте.
  • Если трактор остановлен на уклоне, зафиксируйте тормозную педаль защелкой «горного» тормоза.

Вождение трактора с машинами-орудиями, приводимыми в действие от ВОМ. Обязательно выключайте ВОМ при поворотах агрегата с прицепными машинами и подъеме в-транспортное положение навесных и полунавесных машин-орудий.

При работе с ротационными машинами опускайте и поднимайте их плавно, без рывков. Включать ВОМ для привода в действие ротационных органов нужно при их опускании из транспортного положения в рабочее, а не после того, как они опустятся на почву.

Выключать ВОМ для остановки машины следует только после того, как рабочие органы будут выглублены из почвы.

Переезжая с одного поля на другое (особенно по пересеченной местности), отъедините карданную передачу от хвостовика ВОМ трактора, так как возможна ее поломка в результате упора в поперечину прицепного устройства.

Работая с жаткой или комбайном, не включайте ВОМ в том случае, если на транспортере лежит срезанная масса или произошло забивание комбайна. Необходимо предварительно очистить машины и провернуть карданный вал ломиком вручную до полного оборота транспортера жатки.

Вождение скоростных агрегатов. Чем больше скорость тракторного агрегата, тем внимательнее должен быть тракторист.

  1. Управляя колесным трактором с гидроусилителем руля, значительно облегчающим поворот рулевого колеса, во избежание опрокидывания трактора внимательно следите за неровностями дороги и не поворачивайте резко рулевое колесо.
  2. Тормоза прицепа включайте в работу раньше тормозов трактора, чтобы исключить «толкание» прицепом трактора и не допустить «складывания» транспортного агрегата.
  3. Управляя трактором, на дорогах всех типов тракторист должен ыть предельно внимательным и выполнять все требования Правил Дорожного движения.

Как водить трактор

Рис. 46. Правильное положение трактора по отношению к борозде во время пахоты:
а — универсально-пропашного; б — колесного общего назначения; в— гусеничного общего назначения; г — колесного общего назначения при глубокой пахоте влажной почвы.

Вождение трактора при работе с плугом. При работе с плугом колесный универсально-пропашной трактор ведите правыми колесами по борозде, сделанной плугом во время предыдущего прохода (рис. 46, а); мощные колесные и гусеничные тракторы — на некотором расстоянии от края борозды в зависимости от ширины захвата плуга, с которым работает трактор (рис. 46, б и в), т. е. в пределах 200…300 мм.

Выполняя глубокую пахоту влажных почв агрегатом с трактором Т-150К, ведите трактор правыми колесами по борозде (рис. 46, г).

Управление трактором

Начинать движение можно только после прогрева двигателя и проверки его работы. Перед тем как ехать, убедитесь в отсутствии препятствий перед трактором и предупредите стоящих рядом людей.

Чтобы тронуться с места, выполните следующие операции:

  • выжмите до конца педаль сцепления
  • плавно включите необходимую передачу
  • плавно отпустите педаль сцепления и начинайте движение.

В случае, если требуемая передача не включается с первого раза — переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, выжмите пару раз педаль сцепления и включите необходимую передачу.

При управлении трактором — отпускайте педаль сцепления плавно.

Не допускайте движение с места рывками, т.к. это возможно приведет к поломке механизма силовой передачи и к преждевременному износу накладок муфты сцепления.

Управление трактором требует предельного внимания. В движении необходимо следить за окружающим пространством и при необходимости подавать предупреждающие сигналы.

Применение низших и высших передач

Правильное использование передач трактора увеличивает его эффективность и производительность. Во время работы применяется та передача, при которой трактор получит полную загрузку двигателя и производительность.

При транспортировке и холостых перегонов по грунту, используются высшие передачи. Во время работы с дополнительными агрегатами включают как можно высшие передачи, при которых двигатель работает с полной нагрузкой, но не перегружается.

При перегрузке двигателя и работах в тяжелых условиях используются низшие передачи. При движении трактора на спусках и подъемах используйте низшие передачи. Запрещается переключать передачи во время спуска или подъема. На спуске притормаживайте трактор двигателям путем уменьшения подачи топлива.

Выбор скорости, повороты, остановка

На твердой каменистой поверхности или неровной грунтовой дороге надлежит передвигаться с умеренной скоростью, так как ходовая часть и механизмы трактора подвергаются износу и серьезным ударам.

При движении с тракторным прицепом не следует применять резких торможений, придерживаться средней крейсерной скорости. В случае необходимости — плавно снизьте скорость путем уменьшения подачи топлива.

Управление машиной происходит при помощи рулевого колеса, для изменения направления движения. На гусеничных тракторах повороты реализуются при помощи рычагов управления механизма поворота. Не рекомендуется совершать крутые повороты на повышенной скорости и при осуществлении работ при полной нагрузке.

  Виды обработки почвы

Движение задним ходом выполняется без установленного навесного оборудования, либо разрешается с поднятым в транспортное положение.

Для остановки трактора выжмите до конца педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, после этого отпустите педаль сцепления. Остановите дизельный двигатель путем выключения подачи топлива.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector