Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

25.12.2007

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Kodak Ektachrome E100G

Какую пленку выбрать?

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку.

Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы — пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография.

Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру».

Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность.

Выбор аналоговой камеры — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.

z

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Fujichrome Astia 100F

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

rollei 400 retro

z

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов:
* Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24 x 36 мм.

Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам.
* Средний формат. Тип 120 (рольфильм).

Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5 x 56 мм, 12 кадров 56 x 56 мм или 10 кадров 56 x 70 мм.

Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56 x 56 мм.
* Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9 x 12 или 13 x 18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com.

z

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Kodak Portra 160 NC

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Kodak Portra 160 VC

z

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом — бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие — в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта — ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц — работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц.

С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда.

В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

z

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Illford FP4

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Illford Delta 400

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Illford Delta 3200

z

Какую пленку купить — цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

z

ПроцессВнутривидовые различияИсключенияЧерно-белые негативные

Цветные

Д-76 (традиционные) Панохроматические/ ортохроматические Инфракрасные
C-41 (Хромогенные) Тип эмульсии — классический или t-grain Со сверхвысоким разрешением
С-41 (Негативные) Для дневного/ искуственного света
Е-6 (слайдовые) Живые/нейтралбные цвета слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41.

«Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени.

Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов).

Исключение — Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

z

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Съемка на хромогенную ч/б пленку. © usernamezero

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Съемка на традиционную ч/б пленку. © usernamezero

z

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах.

Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно.

Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них — Gigabitfilm — входящая в комплект емкость со специальным проявителем.

При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр.

Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

z

Kodak T-Max 100

Illford HP5 Plus

Illford PanF 50 Plus

z

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются.

Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации.

В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный.

Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia).

Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

z

Cъемка на обратимую цветную пленку (слайд).

Съемка на цветную негативную пленку.

z

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок.

Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше.
Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы.

Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки:
* Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25–800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.

* Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).

Читайте также:  Как по кресту определить стороны света. Ориентирование по зданиям

* Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
* Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации.

Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
* Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий.

Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

z

Kodak T-Max BW 400CN

Fuji Neopan Acros 100

Fomapan 100

z

  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800–12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

z

Fujichrome Astia 100F

Fujichrome Provia 100F

Fujichrome Velvia 100F

z

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

z

Kodak Ektachrome E100G

Fujicolor Pro 400H

Kodak TRI-X 400

z

Типы фотопленки и примеры снимков

Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.

Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.

В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.

Некоторые мысли о пленочной фотографии

Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот.

Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение.

Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.

Один из моих любимых факторов пленочной фотографии – это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене.

Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений.

Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.

Вот фотография, на которой изображена Minolta AL-s (с дальномером), которую я приобрел на Ebay за каких-то $ 37.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Всего за $ 37! Имейте в виду, что хотя камеры Leica и идеально подходят для пленочной фотографии, вам не обязательно ждать, пока вы накопите на MP и 35mm Summilux ASPH.

К тому же, скорее всего, вы все равно не сможете сразу насладиться всеми достоинствами подобной камеры, потому что, хотя пленочная фотография и приносит много удовольствия, она также требует особых усилий для получения хорошего результата.

К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…

Различные типы фотопленок

Каждая из пленок имеет свой уникальный «оттенок», который формируется благодаря особенностям цветопередачи, форме и количеству зерна, а также светосиле. Я хотел бы поделиться с вами несколькими примерами, а также моими личными замечаниями по поводу типов пленки.

Пожалуйста, не принимайте эти идеи за догмы. Пока я не встретил ни одной пленки, которая бы меня разочаровала, однако некоторые мне нравятся больше других.

Также выбор зависит от направления съемки, поэтому, как мне кажется, отдельные идеи для вас могут оказаться неподходящими.

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета.

По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном.

Читайте также:  Как сфотографировать глаз крупным планом

Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор.

Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным — перенасыщенным и мультяшным (особенно в «золотой час»).

Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень «безопасной». Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы.

Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки.

Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push –процесс, чтобы они могли правильно ее проявить.

Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них.

Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, «грязные» черно-белые снимки – это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее – она всегда слушается и я не чувствую необходимости «бороться», как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это «середнячок» цветных пленок – приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO — мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи.

ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло.

Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами.

Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится.

Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти «игрушечные» пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Заключение

Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.

Тайсон Колл

Сортировать: Новые Комментируемые Просматриваемые

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты…

Читать дальше →

19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал

20 788

0

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных…

Какую фотопленку выбрать?

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Сегодня мы рассмотрим различные типы фотопленки, созданные для достижения определенных эффектов. Мы рассмотрим все типы пленки, от черно-белой и цветной до прозрачной.Как и всё остальное, все пленки имеют свои плюсы и минусы. Пленку необходимо выбирать в зависимости от условий съемки и на свой собственный вкус.

 Панхроматическая черно-белая пленка

Панхроматическая черно-белая пленка, также известная под названием Пан-пленка, так как чувствительна ко всему (пан-) диапазону видимого света., а так же к ультрафиолетовому (УФ) цвету.

В результате съемки на панхроматическую пленку получаем фотографии с более серыми оттенками, и большой выразительностью оригинального цвета.Панхроматическую пленку используют при светочувствительности от 25 ISO до 3200 ISO.

Пан-пленка относится к пленкам с низкой светочувствительностью, такие пленки используют для достижения красивого размытия во время движения. С этой пленкой, тональность изображения будет очень хорошей, а зернистость не большой.Чувствительность 400 ISO можно назвать самой оптимальной, и подходящей для повседневной съемки.

При 400 ISO получаем небольшую зернистость и используем оптимальную скорость затвора. Иногда зернистость может проступать, даже на снимках ясного неба, или спокойного моря, но не стоит забывать, что степень зернистости на фото зависит еще от качества проявки фотографий.

Для получения наилучших результатов с точки зрения качества изображения и разрешения, лучше снимать на пленки с невысокой, или средней светочувствительностью, если освещение для этого подходящее.

Если же вам приходится снимать в условиях недостаточной освещенности, или вы фотографируете быстродвижущийся объект на большой телеобъектив, то лучше использовать фотопленку с высокой светочувствительностью, так как такие пленки позволят вам использовать более короткие выдержки.

Ортохроматическая черно-белая пленка

Ортохроматическая пленка, это более старый тип пленки, которая отличается от панхроматической, своей чувствительностью к синим и зеленым цветам, и меньшей чувствительностью к оранжевому цвету. Так же ортохроматическая пленка не чувствительна к красному цвету, при длине волны около 590 нм.

Такая характеристика, делает эту пленку достаточно не удобной, так как зеленые и синие цвета получаются слишком бледными, а оранжевые или красные уходят в черные. Эта пленка хорошо подходит для пересъемки, или копирования черно-белых, или монохромных изображений.

Для проявления орто пленки обязательным является очень темное помещение и безопасный красный свет.

Читайте также:  Как устанавливать палатку. Установка палатки

Ортохроматическая пленка, которая в равной степени чувствительна и к зеленой, и к желтой области спектра так же была известна как Изортохроматическая пленка.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Изображение, снятое на ортохроматическую пленку от Георга Сэдлмайера (Georg Sedlmeir).

Изохроматическая черно-белая пленка

Изохроматическая черно-белая пленка представляет собой что-то среднее между ортохроматической и панхроматической пленкой.

Она очень чувствительна к фиолетовым и синим цветам, имеет среднюю чувствительность к желтым и зеленым цветам, а так же минимальную чувствительность к темно-красным цветам.

Изохроматическую пленку безопасно проявлять в темной комнате при специальном красном освещении.

Хромогенная черно-белая пленка

Хромогенная черно-белая пленка содержит специальные красители и эмульсии, которые позволяют сформировать монохромное изображение.Такая обработка называется «хромогенной», во время обработки все молекулы серебра и красителя обесцвечиваются и формируют цветное изображение в нужной области.

Недостатком хромогенной пленки является меньшая резкость изображения и повышенная зернистость, так же есть определенные неточности с контрастностью. Но все эти недостатки терпимы, так как в итоге снимок выходит более мягким, с плавным переходом цвета.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Фотография, снятая на хромогенную пленку, от Вернера Виттершейма (Werner Wittersheim).

Линейная черно-белая пленка

В подобных пленках получаем высокую контрастность черно-белого изображения, и почти полное отсутствие серого цвета.

Благодаря подобным особенностям пленки фотографии, полученные в результате, будут иметь слишком большую экспозицию, и это может быть проблематично.

Данную пленку лучше использовать для реализации каких-либо специфических идей, или же для копирования монохромных гравюр, изображений и фотографий.

Пленка такого типа имеет небольшую скорость и производит изображения с небольшой зернистостью. Лучше всего пленку проявлять в специализированных фотолабораториях.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Изображение, снятое на линейную фотопленку. Автор Erin Williamson

Черно-белая слайд пленка

Черно-белая слайд пленка, формирует позитивное (другие формируют негативное) изображение на пленке. Это позволяет просматривать ваши фотографии с помощью проектора, в виде слайдов. В основном такая пленка выпускается как монохромная пленка различных цветов, но черно-белая, так же присутствует.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Монохромное изображение, снятое на пленку  Есть специальные химические наборы, которые продаются для работы с слайд-пленкой. В целом, что нужно запомнить при работе с данной пленкой – слайд пленка, не очень удобна для повседневной съемки, но выбор фотопленки всегда остается на ваше усмотрение, в некоторых случаях слайд-пленка, может оказаться наилучшим вариантом. Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Изображение, снятое на слайд пленку. Автор Эмили Талиаферро (Emily Taliaferro).

Мгновенная черно-белая пленка

Существует не так уж и много, так называемых мгновенных пленок, и с точки зрения возможных марок, и с точки зрения скорости. При выборе мгновенной черно-белой пленки огромное значение уделяют освещению и композиции.

Не стоит забывать о том, как, с точки зрения экспозиции, выглядит снимок с использованием той, или иной пленки. Более того, мгновенная пленка стоит намного дороже, чем любая другая черно-белая пленка, и фотографии с этой пленки проявляются дольше.

Но если вы готовы платить больше, но получить хороший результат, эта пленка то, что вам нужно.

Цветная фотопленка

Цветная фотопленка, в частности, пленка формата 35-мм, производится в больших количествах с любой светочувствительностью. Она обладает большим диапазоном экспозиции, и намного лучше обрабатывает кадры с большой контрастностью.

Цветная пленка может быть хорошо сбалансирована при использовании вспышки (5500K — 5600K), или при дневном свете.

Если вы снимаете в помещении, при плохом освещении лучше всего сбалансировать изображение, прикрепив синий фильтр на объектив, в противном случае цвета на фотографии будут в большей степени желтыми, оранжевыми, или красными. В дальнейшем это можно будет убрать в процессе обработки, но лучше предотвратить проблему, используя фильтр, чем потом устранять её.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Пример изображения снятого на цветную пленку. Автор Ян Ду

Некоторые цветные пленки сбалансированы для работы с лампами накаливания. Применение этих ламп не очень хорошая идея, но они более доступные.

Если вы являетесь одним из тех, кто снимает с их помощью, лучше обезопасить себя и использовать оранжевый фильтр, он поможет создать правильную тональность для любого синего оттенка.

В целом, цветная пленка считается одним из самых оптимальных вариантов с точки зрения неправильного освещения, или смешанных цветовых температур (до определенной степени, конечно же).

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками)

Как и в черно-белой пленке, чувствительность 400 ISO, будет наилучшим вариантом. Это золотая середина светочувствительности, умеренной зернистости и разрешения. Такой вариант самый подходящий для повседневной съемки в различных условиях окружающей среды.

Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Фотография, сделанная с помощью цветной пленки, автор Bethan Phillips Цветная пленка изготавливается с учетом огромного количества характеристик, для получения все возможных результатов, на любой вкус и под любое настроение, от ярких цветов, до натуральных, или пастельных. Фотопленки с низкой светочувствительностью, как правило, дают более яркие снимки, с высокой – более мягкие цвета. С помощью цветной пленки, вы можете легко и дешево получить фотографии большого формата, которые потом можно вешать на стену. Большинство фотолабораторий стремятся дать вам наиболее качественные снимки, которые станут для вас лучшими фотообоями в мире. Как выбрать фотопленку: по шагам (c картинками) Фотография, сделанная с помощью цветной пленки

Цветная пленка дает больше возможностей для корректировки и обработки фотографии, во время печати. У вас будет возможность немного исправить цвета и экспозицию.

Автор фото Taro Yamamoto Фотография сделанная с помощью цветной фотопленки. Автор Антон Новоселов Фотография сделанная с помощью цветной фотопленки

Цветные слайд пленки и прозрачные пленки

С использование цветной прозрачной и цветной слайд пленки, вы получите позитивное изображение. При использовании цветной слайд пленки, как и в случае с черно-белой, вы получаете изображение, которое в дальнейшем можно просматривать с помощью проектора.

Термин «слайд» обычно используется для определения формата 35-мм пленки, в то время как прозрачная пленка, по размеру, на много больше, приблизительно формата А4.

Обе эти пленки дают изображения очень высокого качества, у изображений красивый цвет, правильная насыщенность, хорошая детализация изображения, особенно у пленок с низкой светочувствительностью.

Так же формат изображений сделанных с этими пленками намного превышает форматы от любых других фотопленок.

Изображение, снятое на цветную пленку. Автор Мел Стаутсенбергер (Mel Stoutsenberger) Пленки с большей светочувствительностью, делают изображения более зернистыми, теряется насыщенность цвета, становятся более очевидными все погрешности кадра. Слайд пленки и прозрачные пленки менее снисходительны к неправильной экспозиции и неправильному цветовому балансу, так что, выбирая пленку данных типов, вам следует учесть условия освещения места съемки. Пленки хорошо сбалансированы для применения вспышек, а некоторые виды пленки сбалансированы, даже, для применения при съемке ламп накаливания. Будьте осторожны, не забывайте про синий фильтр, снимая с использованием лапы накаливания, и про оранжевый фильтр, если снимать приходится при дневном освещении.Обратите внимание на названия. Обычная цветная пленка в названии имеет слово «color», например – «Kodacolor», цветные слайд пленки, или прозрачные пленки, имеют в названии слово «chrome», например – «Kodachrome». Цветное изображение снятое Nat Urazmetova

Заключение

Как вы уже успели заметить, каждый вид пленки имеет свои специфические особенности. Это открывает для вас большое поле для экспериментов. Вы можете попробовать поработать с каждой пленкой и понять, какая из них подходит вам больше всего. Вы сможете понять при каких обстоятельствах съемки лучше использовать ту, или иную пленку.

Узнав плюсы и минусы каждой из них на собственном опыте, сделать выбор в пользу какой-либо пленки будет намного проще.В то же время, если вы работает над определенным проектом, важно всю серию фотографий отснять на пленку одного типа. В противном случае, вы получите определенный диссонанс. Если вы обратили внимание, то все пленки дают совершенно разный результат.

Будьте осторожны при выборе пленки, не забывайте учитывать все важные факторы съемки.

  • Цветы. Фотограф Давид Дубницкий


    Цветы. Фотограф Давид Дубницкий

  • Эмили, Ко-Куд. Фотограф Стефан Раппо


    Эмили, Ко-Куд. Фотограф Стефан Раппо

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector