От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. градусная сеть и её элементы, географические координаты. урок 5

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  • Экватор
  • Экватор — линия, условно проведенная на поверхности Земли на одинаковом расстоянии от Северного полюса до Южного полюса.
  • Экватор представляет собой окружность длиной 40 075 км.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  1. Параллели
  2. Параллель — линия, условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору.
  3. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам.
  4. Самая длинная параллель — экватор , самая короткая полюс (точка).

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  • Меридианы
  • Меридиан — кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому.
  • Все меридианы представляют собой полуокружности, длина которых одинакова и равна 20000 км.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Попробуйте ответить на вопросы:

  • Сколько можно провести экваторов, параллелей и меридианов на географической карте?
  • Какую форму имеют меридианы и параллели?
  • Почему все меридианы одинаковые по размеру, а параллели – разные?
  • Для чего нужны эти линии?

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Градусная сетка

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Градусная сетка

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Переход от КМ – к ГРАДУСАМ

Окружность содержит 360° . Часть окружности называется дугой. Величину дуги измеряют в градусах. За 1° принимается 1 / 360 часть окружности.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  1. Переход от КМ – к ГРАДУСАМ
  2. Дуги АВ и С D , имеющие одно и то же число градусов 90°, не равны по длине.
  3. Длина 1° любого меридиана равна , а длина 1° параллели различна !

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  • Величина дуги в КМ
  • Величина 1°меридиана
  • Величина 1°параллели
  • 20 000км
  • : 180°
  • =111,3 км
  1. Свойства линий градусной сетки
  2. Признаки линий
  3. градусной сетки
  4. Меридианы

1. В какие стороны горизонта направлены?

Параллели

2. Какова длина в градусах?

3. Какова длина в километрах?

4. Какова длина 1° в километрах?

5. Какую форму имеют на глобусе?

6. Какую форму имеют на карте полушарий?

  • Свойства линий градусной сетки
  • Признаки линий
  • градусной сетки
  • Меридианы

1. В какие стороны горизонта направлены?

Параллели

  Север — Юг

2. Какова длина в градусах?

  Запад — Восток

  180°

3. Какова длина в километрах?

4. Какова длина 1° в километрах?

  1.   20 000 км
  2.   360°
  3. От 40 075 км до 0  
  4.   111,3 км

5. Какую форму имеют на глобусе?

От 111,3 км до 0 

  Полуокружности

6. Какую форму имеют на карте полушарий?

  • Окружности 
  •   Крайние – дуги, средние – прямые, остальные — кривые
  •   Средняя – прямая, остальные – кривые, полюса — точки

Попробуйте ответить на вопросы:

  • Можно ли провести меридианы и параллели в классе? Ответ поясните.
  • Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по экватору?
  • Есть ли на Земле точка, из которой можно двигаться только на запад или только на юг?
  • Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му?

Географическая долгота

  • Расстояние к западу и востоку от начального меридиана, выраженное

в градусах, называется географической долготой.

  • Начальный меридиан имеет долготу 0° и проходит через Грин-вичскую обсерваторию в Лондоне.
  1. Географическая широта
  2. Расстояние на север и на юг от экватора, выраженное в градусах, называется географической широтой.
  3. Широта экватора 0°, широта полюсов 90°.

Географические координаты точки

Географические координаты точки

Форма записи:

  • Определите координаты
  • Географический пункт
  • Географические координаты
  • Широта
  • влк. Килиманжаро
  • г. Мехико
  • Долгота
  • г. Канберра
  • г. Бразилиа
  • г. Санкт-Петербург
  • гора Белуха (Россия)
  • м. Дежнева (Россия)
  1. Определите координаты
  2. Географический пункт
  3. Географические координаты
  4. Широта
  5. влк. Килиманжаро

2° ю.ш.

г. Мехико

Долгота

38° в.д.  

19° с.ш. 

г. Канберра

35° ю.ш. 

г. Бразилиа

99 ° з.д.  

149 ° в.д.  

г. Санкт-Петербург

17 ° ю.ш.

59° с.ш. 

48 ° з.д.  

гора Белуха (Россия)

  31 ° в.д.

49 ° с.ш.

м. Дежнева (Россия)

  66° с.ш.

  86 °в.д.

  170 ° з.д.

  • Определите координаты
  • Географический пункт
  • Географические координаты
  • Широта
  • г. Каир
  • г. Дели
  • Долгота
  • г. Вашингтон
  • гора Аконкагуа
  • г. Токио
  • г. Магадан (Россия)
  • г. Казань (Россия)
  1. Определите координаты
  2. Географический пункт
  3. Географические координаты
  4. Широта
  5. г. Каир

30 с.ш.

г. Дели

Долгота

30 в.д. 

28 с.ш.

г. Вашингтон

38 с.ш.

гора Аконкагуа

78 в.д. 

78 з.д. 

г. Токио

32 ю.ш.

36 с.ш.

71 з.д. 

г. Магадан (Россия)

140 в.д. 

59 с.ш.

г. Казань (Россия)

56 с.ш.

151 в.д. 

59 в.д. 

  • Найдите объект
  • Географические координаты
  • Широта
  • Географический пункт

2° ю.ш.

Долгота

78° з.д.

30° с.ш.

31° в.д.

41° с.ш.

37° с.ш.

73° з.д.

50° ю.ш.

15° в.д.

70° в.д.

39° с.ш.

57° в.д.

62° с.ш.

  (Россия)

129° в.д.

  (Россия)

  1. Найдите объект
  2. Географические координаты
  3. Широта
  4. Географический пункт

2° ю.ш.

Долгота

78° з.д.

30° с.ш.

влк. Котопахи

31° в.д.

41° с.ш.

37° с.ш.

73° з.д.

г. Каир

г. Нью-Йорк

50° ю.ш.

15° в.д.

влк. Этна

70° в.д.

39° с.ш.

о-ва Кергелен

57° в.д.

62° с.ш.

г. Ярославль

129° в.д.

г. Якутск

  • Определите расстояние с помощью градусной сетки
  • Направления
  • Измерение расстояния
  • В градусах
  • От г. Москвы до экватора
  • В километрах
  • От г. Кейптауна до экватора
  • От г. Пекина до 0°-го меридиана
  • От г. Вашингтона до 0°-го меридиана
  • От вкл. Орисаба до 180°-го меридиана
  1. Определите расстояние с помощью градусной сетки
  2. Направления
  3. Измерение расстояния
  4. В градусах
  5. От г. Москвы до экватора
  6.   57 °
  7. В километрах
  8. От г. Кейптауна до экватора
  9.   57 ° х 111,3 км = 6 344,1 км
  10. 34 °
  11. От г. Пекина до 0°-го меридиана
  12.   117 °
  13. От г. Вашингтона до 0°-го меридиана
  14. 34 ° х 111,3 км = 3 784,2 км
  15.   117 ° х 85,4 км = 9 991,8 км
  16. 77 °
  17. От вкл. Орисаба до 180°-го меридиана
  18.   82 °
  19. 77 ° х 85,4 км = 6 575,8 км
  20.   82 ° х 104,6 км = 8 577,2 км

Определите, о каком городе идет речь

Это столица крупной европейской державы. Город очень красивый, со множеством старинных замков, парков и фонтанов. Через него протекает река Сена. Координаты города 49°с.ш . и 2°в.д. Что Вы еще знаете об этом городе?

Расположите города по порядку в направлении с севера на юг

Киев, Москва, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Ереван, Астрахань, Мурманск, Варшава

  • Расположите города по порядку в направлении с севера на юг
  • Ереван, Владивосток, Астрахань, Киев, Варшава,
  • Петропавловск-Камчатский, Москва, Санкт-Петербург, Якутск, Мурманск

Контроль знаний

  • Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
  • На северном полюсе
  • На северном полюсе
  • На северном полюсе
  • На северном полюсе
  • На северном полюсе
  • От нулевого меридиана отсчитывается…
  • Западная и восточная долгота
  • Западная и восточная долгота
  • Западная и восточная долгота
  • Западная и восточная долгота
  • Западная и восточная долгота
  • В северном полушарии Полярная звезда всегда находится…
  • На севере
  • На севере
  • На севере
  • На севере
  • На севере
  • Расстояние от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли называется…
  • Географической широтой
  • Географической широтой
  • Географической широтой
  • Географической широтой
  • Географической широтой
  • Север, Юг, восток, Запад – это …
  • Основные стороны горизонта
  • Основные стороны горизонта
  • Основные стороны горизонта
  • Основные стороны горизонта
  • Основные стороны горизонта
  • От экватора отсчитывается…
  • Северная и южная широта
  • Северная и южная широта
  • Северная и южная широта
  • Северная и южная широта
  • Северная и южная широта
  • Расстояние от начального меридиана до какой-либо точки на поверхности земли называется…
  • Географической долготой
  • Географической долготой
  • Географической долготой
  • Географической долготой
  • Географической долготой
  • Существует ли глобус Африки?
  • Как вы думаете, одинакова ли длина всех меридианов?
  • В какой части мирового океана находится судно, если его координаты 0° широты и 0° долготы?
  • Восточная часть Атлантического Океана на пересечении экватора с нулевым меридианом
  • Восточная часть Атлантического Океана на пересечении экватора с нулевым меридианом
  • Восточная часть Атлантического Океана на пересечении экватора с нулевым меридианом
  • Восточная часть Атлантического Океана на пересечении экватора с нулевым меридианом
  • Восточная часть Атлантического Океана на пересечении экватора с нулевым меридианом
Читайте также:  Как прицепить поплавок к леске. поплавок – как правильно привязать к леске?

Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта

Каждый из вас
проживает в определенном месте, то есть имеет свой адрес. Любой географический
объект тоже имеет свой «адрес», который позволит легко найти его
месторасположение на карте.

Для того,
чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены
продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной
сеткой
.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Линию,
которая соединяет Северный и Южный полюс, называют меридианом. Меридиан
указывает направление на север и юг и в дословном переводе
означает «полуденный», так как направление этой линии совпадает с
направлением тени от предметов в полдень. Все эти линии равны по своей длине.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Меридиан
представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга
измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов
подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим,
чему будет равен 10 дуги меридиана.

Окружность нашей Земли
составляет 3600, а ее длина – 40000 км. Так как
меридиан – это дуга, то её величина составляет 1800, а длина-
20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 10 дуги
меридиана, разделим 20000 км на 1800.

Получим, что 10
дуги меридиана равен 111 км.

Зная длину 10
меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя
объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти
города лежат на меридиане 400. Расстояние между ними
составляет 50. Так как длина дуги 10 меридиана
равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555
км
.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Проверим эту
величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами.
Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью
умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши
расчеты оказались примерно одинаковыми.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

С меридианами
пересекаются параллели.

Параллели – это условные линии, проведённые на земной
поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это
окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются
градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы
знаете, его длина составляет 40000 км.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

По мере
отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина
10 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в
левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 10
линии экватора
составляет 111,3 км. Длина 10 десятой
параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.

С помощью
параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами
на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление
север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток –
параллели
.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Город Москва
расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург
расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону
расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

С помощью
параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например,
рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та
часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является
северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к
югу – южной.

Определить,
какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан.
Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее
меридиана
, является западной частью материка, а та, которая правее
– восточной
. Обычно на глобусах и географических картах параллели и
меридианы принято проводить через 100.

Местоположение
любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В
свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты
объекта: географическую широту и географическую долготу.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая
широта
определяется по
параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая
широта
показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта,
выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта
будет одинаковой.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Все объекты
местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к.
находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается,
например, следующим образом: 600 северной широты.

Все объекты,
которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную
широту
, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту
записывают следующим образом: 400 южной широты. Изменяется
географическая широта от 00 на экваторе до 900 на
Северном и Южном полюсах.

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Как же
определить географическую широту?

Для начала
нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург
расположен на параллели, которая находится от экватора на 600 на
север. Значит географическая широта этого города 600 северной
широты.

Если же
объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим
образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны
экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится
объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом,
получаем географическую широту данного объекта.

Определим
географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая
параллель от экватора к этому городу составляет 200. От этой
параллели город находится еще на 20 градуса к югу от экватора.
Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 220 южной
широты
.

Подведём
итоги.

Для
определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте
проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.

Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают
направление север – юг. Длина 10 меридиана равна 111 км.

Параллель – это условная линия, проведенная параллельно
экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 10 каждой параллели
также будет различаться. По данным линиям можно определить географические
координаты объекта: географическую широту и долготу.

Географическую
широту
определяют по параллели.
Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной
и изменяется от 00 до 900.

Интернет-лицей ТПУ

Рейтинг:

Градусная сеть, широта и долгота

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Градусная сеть — система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности — долгот и широт или нанесения на карту объектов по их координатам (рисунок).

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Мысленные линии сечения поверхности земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора, называют параллелями. Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую географическую широту.

Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20 . Параллели всегда ориентированы с запада на восток.

Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Меридианы — мысленные линии сечения земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось вращения Земли перпендикулярно плоскости экватора. Меридианы можно провести через любые точки на земной поверхности, и все они будут проходить через оба полюса Земли.

Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета.

В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном — на юг.

Экватор — воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Все точки на экваторе оказываются равноудаленными от полюсов. Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное.

Географические полюсы — математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Градусная сеть позволяет определить на карте географические координаты любого пункта или нанести пункт по его координатам. Географические координаты — величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана (географическая широта и географическая долгота).

Читайте также:  Тактическое ориентирование. Основные способы ориентирования на местности: способы и виды

Географическая широта — величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки на поверхности Земли. Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0°. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу — южную (рисунок).

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая широта

Географическая долгота — величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них.

Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0 до 180°.

К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу — западная (рисунок).

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая долгота

Время на изучение: 10 минут

  Видео

Географические модели. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Посмотреть

  Определение

Картографические проекции

Изучить

Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>География>>География 6 класс>> Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

§ 3. Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

Ориентироваться по карте и находить точное местоположение географических объектов на поверхности Земли позволяет градусная сеть, или система линий параллелей и меридианов.

Параллели (от греч. parallelos — букв, идущий рядом) — это линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Экватор (от лат. aequator — уравнитель) — воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении Земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Все точки на экваторе оказываются равноудаленными от полюсов. Экватор делит Земной шар на два полушария — Северное и Южное.

Меридиан (от лат. meridians — полуденный) — кратчайшая линия, условно проведенная поверхности Земли от одного полюса до другого.Таблица 2

                          Сравнительная характеристика меридианов и параллелей

  Признаки     Меридианы     Параллели
  Направление     С.-Ю.     З.-В.
  Название нулевой линии      Гринвичский (Лондонский) меридиан     Экватор
  Длина, км     20 000     От 40 000 до 0
  Длина одного градуса, км    111     От 111 до 0
  Форма на глобусе     Полуокружность     Окружности
  Форма на карте полушарий    Срединные меридианы — прямые, остальные — дуги     Экватор — прямая, остальные — дуги

Географические полюсы (от лат. polus — ось) — математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. Меридианы можно провести через любые точки на земной поверхности, и все они будут проходить через оба полюса Земли.

Меридианы ориентированы с севера на юг, и все имеют одинаковую длину (от полюса до полюса) — около 20000 км. Средняя длина 1° меридиана: 20004 км : 180° = 111 км. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета.

В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном полушарии — на юг.

Градусная, или картографическая, сеть служит для определения географических координат точек земной поверхности — долгот и широт — или нанесения на карту объектов по их координатам. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели — одинаковую широту. 

От нулевого меридиана отсчитывается северная и южная широта. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая широта — это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Так, Санкт-Петербург находится в Северном полушарии, на 60° северной широты (сокращенно с.ш.

), Суэцкий канал — на 30° с.ш. Определить географическую широту любой точки на глобусе или карте — это определить, на какой параллели она находится.

К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту (сокращенно ю. ш.).

Географическая долгота — это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Начальный, или нулевой, меридиан выбран условно и проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана определяется восточная долгота (в. д.), к западу — западная (з.д.) (рис. 10).

Широта и долгота любой точки Земли составляют ее графические координаты. Так, географические координаты Москвы — 56° с.ш. и 38° в. д.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. — М.:Айрис-пресс, 2010. — 368с.:ил.

Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Урок по географии на тему "Градусная сеть. Географические координаты" (5 класс)

17 урок. Градусная сеть. Географические координаты.

Тип: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: продолжить формирование представления о географических координатах и практических способах их определения.

Задачи: знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте (П, Р). Отработка навыков по определению географических координат (П, Р).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Ход урока:

Сначала мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и несметным количеством условных линий на ее «лице», через формирование новых понятий определим «адреса» различных объектов планеты Земля. И после всего вытащим из потаенных уголков нашего познания полезную для нас информацию.

Девиз нашего урока:

  • Вспомни! Что такое меридиан, параллель?
  • Узнай! Что такое географические координаты?
  • Научись делать! Определять географические координаты.
  • Посадить на каждом ряду «старшего», для подсчета баллов.
  • Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?
  • Сходятся на полюсах.
  • Постепенно подвигают
  • Стрелки на любых часах.
  • Через сушу, океаны
  • Пролегли (меридианы).
  1. Старший среди них – экватор,

  1. И от севера до юга
  2. Эти линии, ребята,
  3. Параллельны все друг другу.
  4. Догадаться вы сумели,

Что же это?..(параллели).

Фронтальный опрос (читаю 1 раз и спрашиваю по руке):

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют …

  2. Линии, проведенные параллельно экватору, называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

  5. На какие полушария начальный меридиан делит земной шар?

  6. На какие полушария экватор делит земной шар?

  7. Параллели и меридианы образуют …

  8. Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием, активно поработали, но особенно хорошо отвечали: … Они получают плюсы.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте, что наш класс – экипаж морского корабля. Мы путешествуем по океанам ᴎ вдруг оказались в бедственном положенᴎᴎ, например, в этом месте (на карте крепится кораблик). Нам срочно нужно передать сигнал SOS. Чтобы помощь подоспела быстрее, вы должны указать точное местоположение корабля в огромном океане.

  1. Какие сведения вы передадите? (Чтобы точно указать местоположение объекта на земном шаре, людᴎ ᴎиспользуют систему координат).

Читайте также:  Как построить шалаш из веток детям. Как сделать шалаш: пошаговые инструкции для шалашей разных видов

Правильно координаты. Это понятие мы с вами изучили на прошлом уроке, а сегодня мы рассмотрим географические координаты.

  • Поэтому тема урока?
  • Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.
  • Запись в тетради:

Градусная сеть. Географические координаты.

Девиз:

Узнай! Что такое географические координаты?

  1. Что нам предстоит сегодня узнать?
  2. Обучающиеся сами формулируют цели урока.
  3. Итог этапа: Все молодцы, вы сказали правильно тему и цель нашего урока, но давайте обратимся к плану, пункты которого вы сами обозначили.
  4. План (раздать на листочках).
  1. Рассмотреть историю появления координат.

  2. Выяснить, что такое географические координаты и как они обозначаются.

  3. Научиться определять географические координаты различных объектов.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Мы с вами знаем, что через любую точку на Земле может проходить только 1 параллель ᴎ 1 меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта. Координаты определяются двумя числамᴎ – широтой долготой.

Координаты изобрели еще древние грекᴎ до н.э.

В учебнике на стр. 50, у нас есть историческая справка о появлении координат. Но есть еще одно предположение: понятия «широта» ᴎ «долгота» возниклиᴎ в древностиᴎ при описании размеров Средиземного моря.

Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяжённостиᴎ с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток – длину моря сталᴎ называть долготой, а расстояние с севера на юг – ширину моря – широтой.

У нас появились 2 новых понятия, как и всем новым понятиям мы должны дать определение.

  1. Что это за числа – широта ᴎ долгота?

  • Обратимся к основному источнику информации – учебнику.
  • Организация работы с учебником.
  • Отмечают в учебнике.
  1. Что такое широта? (Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного объекта, выраженное от 0° до 90°).

Организует работу по рядам. Запись в тетради:

1 ряд – Все точкиᴎ экватора имеют широту = 0°

2 ряд – Широта Северного полюса = 90° с. ш.

3 ряд – Широта Южного полюса = 90° ю. ш.

Учитель: Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют – с. ш., расположенные в Южном – ю. ш.

Запись в тетради:

Объект в Северном полушарии – с.ш.

Объект в Южном полушарии – ю.ш.

Раздаю контурные карты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите широту т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. На какой параллели она расположена? (40°)

  2. В каком полушарии – Северном ᴎлᴎ Южном? (В северном).

Учитель: Итак, точка А находится на 40-й параллелиᴎ Северного полушария, т.е. её широта равна =40° с. ш.

Запись в тетради:

Точка А – 40° с. ш.

Самостоятельно определяют широту точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=60° ю. ш.

Точка В=20° с. ш.

Работа с учебником: стр. 50, прочитать как определять широту.

Проблемный вопрос:

Известный роман Жюля Верна «Детᴎ капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: «7 июня 1862 г.

трехмачтовое судно «Бригантина»… Глазго потерпело крушение… два матроса ᴎ капитан Грант достиглиᴎ 37° широты южной…, окажите ᴎм помощь».

И пришлось героям романа совершить путешествие вдоль всей 37-й параллелиᴎ южного полушария. Почему герои роман не смоглиᴎ установить точное место кораблекрушения?

Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?

Одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату – долготу.

Организация работы с учебником.

  1. Что обозначает «долгота»? (Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°). Обозначают в учебнике.

1 ряд – Долгота всех точек на нулевом меридиане? (0°).

2 ряд – Имеют лᴎ Северный ᴎ Южный полюса долготу? (Нет, так как пересекаются всемᴎ меридианамᴎ).

Учитель: Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют – з. д., расположенные в Восточном полушарии – в. д. Долгота всегда подписывается после широты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите долготу т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. Она расположена в каком полушарии? (Западном =20° з. д.).

Учитель: Итак, точка А находится на 20-м меридиане Западного полушария, т.е. её долгота равна =20° з.д.

Запись в тетради:

Точка А – 20° з.д.

Самостоятельно определяют долготу точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=100° в.д.

Точка В=40° з.д.

  1. Учитель: Итак, мы определилᴎ координаты точек А, Б, В.
  2. Теперь вы ᅟсамᴎ ᅟможете ᅟмне ᅟсказать ᅟправᴎло, ᅟчто ᅟзначᴎт ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты?
  3. Ученики формулируют правило: «Определить географические координаты объекта – значит сказать, на какой параллели ᴎ каком меридиане он находится».
  4. Итог этапа: Ребята, мы узнали, что такое широта и долгота.
  5. Разминка.
  6. Девиз:

Научись делать! Определять географические координаты.

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Решᴎть обратную задачу – по ᴎзвестным коордᴎнатам найдем объекты на карте.

Откройте карту полушарᴎй атласа стр. 6 – 7. Найдᴎте географᴎческᴎе объекты, ᴎмеющᴎе следующие координаты. Подпᴎшᴎте названᴎя объектов таблице (раздать).

Итог этапа: Молодцы, все справились, а теперь сравним с эталоном.

  1. Что значит определить географическую широту? (Определить удалённость заданной точки в градусах от экватора, двигаясь по меридиану до этой точки)

  2. Как определить географическую долготу? (Определить расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку).

  3. Каково наибольшее значение долготы?

  4. Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Работа с карточками. Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходилиᴎ по всем материкам ᴎ океанам Землиᴎ. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторымᴎ ᴎз них.

На листочках с ФИ и класс:

№ 1. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. ᴎ 140° в. д. В каком океане ᴎ вблизиᴎ какого города находилась подводная лодка капитана?

Тихий океан, Токио.

№ 2. Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть ᴎз Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной ᴎ Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.

9° с.ш. и 79° з.д.

№ 3. Этот вулкан нагоняет страх на местных жителей. Что это за вулкан, если его координаты 3° ю. ш. 37° в. д. На каком материке он расположен ᴎ до какого океана от него можно добраться быстрее всего?

Килиманджаро, Африка, Индийский океан.

  1. Домашнее задание. § 19, задание по контурной карте, стр. 4 – 5, № 4, 5.

  • На карте – огромная планета Земля:
  • Рекᴎ ᴎ горы, равнины, моря.
  • Точка на карте зовется «объект»
  • Такое понятие ввёл человек.
  • Сегодня мы с вамᴎ узнаем о том,
  • Что каждая точка имеет свой дом,
  • Чтобы её отыскать в целом мире,
  • Ей указалᴎ этаж ᴎ квартиру.
  • Сложно найтиᴎ этот адрес ребятам,
  • Если не следовать координатам.
  • Этаж называется широтой,
  • Номер квартиры – её долготой.
  • Как отыскать в дом заветный ключик?
  • Карта ᴎ глобус нас этому учат.
  1. Оценки за урок. У кого больше всего плюсов? От 4 – 5 плюсов?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector