Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Каждый из вас
проживает в определенном месте, то есть имеет свой адрес. Любой географический
объект тоже имеет свой «адрес», который позволит легко найти его
месторасположение на карте.

Для того,
чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены
продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной
сеткой
.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Линию,
которая соединяет Северный и Южный полюс, называют меридианом. Меридиан
указывает направление на север и юг и в дословном переводе
означает «полуденный», так как направление этой линии совпадает с
направлением тени от предметов в полдень. Все эти линии равны по своей длине.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Меридиан
представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга
измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов
подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим,
чему будет равен 10 дуги меридиана.

Окружность нашей Земли
составляет 3600, а ее длина – 40000 км. Так как
меридиан – это дуга, то её величина составляет 1800, а длина-
20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 10 дуги
меридиана, разделим 20000 км на 1800.

Получим, что 10
дуги меридиана равен 111 км.

Зная длину 10
меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя
объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти
города лежат на меридиане 400. Расстояние между ними
составляет 50. Так как длина дуги 10 меридиана
равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555
км
.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Проверим эту
величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами.
Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью
умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши
расчеты оказались примерно одинаковыми.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

С меридианами
пересекаются параллели.

Параллели – это условные линии, проведённые на земной
поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это
окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются
градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы
знаете, его длина составляет 40000 км.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

По мере
отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина
10 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в
левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 10
линии экватора
составляет 111,3 км. Длина 10 десятой
параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.

С помощью
параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами
на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление
север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток –
параллели
.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Город Москва
расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург
расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону
расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

С помощью
параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например,
рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та
часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является
северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к
югу – южной.

Определить,
какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан.
Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее
меридиана
, является западной частью материка, а та, которая правее
– восточной
. Обычно на глобусах и географических картах параллели и
меридианы принято проводить через 100.

Местоположение
любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В
свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты
объекта: географическую широту и географическую долготу.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Географическая
широта
определяется по
параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая
широта
показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта,
выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта
будет одинаковой.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Все объекты
местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к.
находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается,
например, следующим образом: 600 северной широты.

Все объекты,
которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную
широту
, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту
записывают следующим образом: 400 южной широты. Изменяется
географическая широта от 00 на экваторе до 900 на
Северном и Южном полюсах.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Как же
определить географическую широту?

Для начала
нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург
расположен на параллели, которая находится от экватора на 600 на
север. Значит географическая широта этого города 600 северной
широты.

Если же
объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим
образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны
экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится
объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом,
получаем географическую широту данного объекта.

Определим
географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая
параллель от экватора к этому городу составляет 200. От этой
параллели город находится еще на 20 градуса к югу от экватора.
Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 220 южной
широты
.

Подведём
итоги.

Для
определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте
проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.

Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают
направление север – юг. Длина 10 меридиана равна 111 км.

Параллель – это условная линия, проведенная параллельно
экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 10 каждой параллели
также будет различаться. По данным линиям можно определить географические
координаты объекта: географическую широту и долготу.

Географическую
широту
определяют по параллели.
Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной
и изменяется от 00 до 900.

Урок «Географические координаты: географическая широта»

  • Конспект урока 5 класс
  • Тема : «Географические координаты : географическая широта»
  • Цель: сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.
  • Задачи:
  • Обучающие:

1.сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу объекта по картам и глобусу.

2. сформировать умение находить объекты по географическим координатам.

3. продолжить формирование умения работать с географическими картами.

Воспитывающие:

1 формирование положительного отношения к предмету.

2. способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.

Коррекционные:

1. формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.

2. развивать умение ориентироваться по географической карте.

  1. Оборудование : карты
  2. Ход урока :
  3. Организационный момент
  4. Приветствие
  5. Проверка готовности учащихся к уроку
  6. Проверка домашнего задания
  7. Тест
  8. Вокруг своей оси Земля совершает один оборот за …
  9. а) 15 часов
  10. б) 24 часа
  11. в) 12 часов
  12. Линии условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору называют
  13. а) кардиограмма
  14. б) диаграмма
  15. в) параллель

У Земли есть два полюса. Это….

  • а) Северный и Южный
  • б) Восточный и Западный
  • в) Западный и Южный
  • Как называется самая длинная параллель…
  • а) меридиан
  • б) экватор
  • в) такой параллели нет
  • Кратчайшие линии условно проведенные на поверхности Земли от одного полюса к другому называют ….
  • а) экватор
  • б) параллель
  • в) меридиан
  • Градусная сетка – это ….
  • а) изображений линий меридианов и параллелей на глобусе и географических картах
  • б) это способ определения положение точки или тела с помощью чисел или других символов
  • в) начальный или нулевой меридиан проведен по Гринвичской обсерватории

Вставьте пропущенное слово. …….. – это расстояние какой – либо точки земной поверхности к северу или югу от экватора, выраженное в градусах

  1. а) метод координат
  2. б) географическая широта
  3. в) градусная сетка
  4. Вставьте пропущенное слово. …… географическая широта и географическая долгота заданного объекта
  5. а) метод координат
  6. б) экватор
  7. в) географические координаты
  8. Изучение нового материала

— Ребята, а какова широта экватора? (нулевая, т.е. ноль0)

На экваторе начинается отсчёт широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели, расположенные южнее экватора, называют южные. Города, вулканы, озёра и любые другие объекты, если они находятся в северном полушарии, имеют северную широту.

Если искомую точку, остров, вершину и любой другой объект мы обнаруживаем на глобусе в южном полушарии, значит широту он имеет южную. Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная. (Это полюса Земли. 90 с.ш.

– широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 90 ю.ш.)

В древности карты напоминали простейшие планы. Но уже тогда люди задумывались над тем, как определять точное положение объектов на Земле.

Более чем за 100 лет до н. э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

  • В настоящее время с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.
  • Географическая широта и долгота
  • Широта – угловая величина, определяющая положение точки на Земле в направлении от экватора (0º) к Северному полюсу (+90º) или Южному полюсу (–90º).
Читайте также:  Как повязать шемаг на шее. Как использовать shemagh: от тактического до практического вида

Широта измеряется центральным углом в плоскости меридиана данной точки. На глобусах и картах широту показывают при помощи параллелей.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

  1. Долгота – угловая величина, определяющая положение точки на Земле в направлении Запад-Восток от Гринвичского меридиана.
  2. Долготы отсчитывают от 0 до 180°, на восток – со знаком «плюс», на запад – со знаком «минус».
  3. На глобусах и картах широту показывают при помощи меридианов.

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Для того чтобы найти на глобусе или карте нужный объект, необходимо знать его географические координаты — широту и долготу.

Сначала установите географическую широту точки. То есть определите, насколько она удалена от экватора.

Для этого следует вычислить величину дуги меридиана от экватора до этой точки в градусах. Географическая широта может изменяться от 0° до 90°. Все точки в Северном полушарии имеют северную широту (сокращённо с. ш.), а в Южном полушарии южную (сокращённо ю. ш.).

Северная широта в градусах. Градусная сеть и её элементы, географические координаты. Урок 5

Определение географических координат

Чтобы определить географическую широту любой точки на глобусе и карте, необходимо выяснить, на какой параллели она находится.

Например, если Москва расположена на параллели между 50° и 60° с. ш., то её широта приблизительно составляет 56° с. ш.

Все точки одной параллели имеют одинаковую широту.

Для того чтобы установить географическую долготу точки, надо узнать, насколько она удалена от начального (нулевого) меридиана. Он проведён через старое здание Гринвичской обсерватории, построенной в 1675 году недалеко от Лондона.

В качестве нулевого этот меридиан выбран условно. Он так и называется — Гринвичский.

Величина дуги параллели от него до заданной точки измеряется так же, как и географическая широта, — в градусах. Если двигаться от нулевого меридиана на восток, то долгота будет восточной (сокращённо в. д.), а если на запад западной (сокращённо з. д.).

Величина долготы может составлять от 0° до 180°.

Определить географическую долготу любой точки это значит установить долготу меридиана, на котором она находится.

Так, Москва расположена на 38° в. д., а Санкт-Петербург на 30° в. д.

На географических картах широту и долготу подписывают на верхней и нижней рамках карты. На карте полушарий долготу подписывают на экваторе.

Широта и долгота любой точки на поверхности Земли — это её географические координаты.

Например, географические координаты Москвы 56° с. ш. и 38° в. д.

Практическая работа

Параллель 23,5c.ш. — это Северный тропик;

-Параллель 23,5 ю.ш. – это Южный тропик;

— Параллель 66,5с.ш. – это Северный полярный круг;

— Параллель 66,5 ю.ш.- это Южный полярный круг.

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы доказали, что с помощью градусной сетки можно определять географические координаты и направления до объектов.

Каким был наш урок? Выбор за вами… (ребята оценивают свою работу на уроке, отмечают трудности, возникшие при изучении темы).

Домашнее задание

Урок по географии на тему "Градусная сеть. Географические координаты" (5 класс)

17 урок. Градусная сеть. Географические координаты.

Тип: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: продолжить формирование представления о географических координатах и практических способах их определения.

Задачи: знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте (П, Р). Отработка навыков по определению географических координат (П, Р).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Ход урока:

Сначала мы с вами восхитимся необъятностью нашей планеты и несметным количеством условных линий на ее «лице», через формирование новых понятий определим «адреса» различных объектов планеты Земля. И после всего вытащим из потаенных уголков нашего познания полезную для нас информацию.

Девиз нашего урока:

  • Вспомни! Что такое меридиан, параллель?
  • Узнай! Что такое географические координаты?
  • Научись делать! Определять географические координаты.
  • Посадить на каждом ряду «старшего», для подсчета баллов.
  • Прежде, давайте вспомним, какие понятия мы уже с Вами изучили?
  • Сходятся на полюсах.
  • Постепенно подвигают
  • Стрелки на любых часах.
  • Через сушу, океаны
  • Пролегли (меридианы).
  1. Старший среди них – экватор,

  1. И от севера до юга
  2. Эти линии, ребята,
  3. Параллельны все друг другу.
  4. Догадаться вы сумели,

Что же это?..(параллели).

Фронтальный опрос (читаю 1 раз и спрашиваю по руке):

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют …

  2. Линии, проведенные параллельно экватору, называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

  5. На какие полушария начальный меридиан делит земной шар?

  6. На какие полушария экватор делит земной шар?

  7. Параллели и меридианы образуют …

  8. Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Итог этапа: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием, активно поработали, но особенно хорошо отвечали: … Они получают плюсы.

Вспомнили, а теперь…давайте представим…

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте, что наш класс – экипаж морского корабля. Мы путешествуем по океанам ᴎ вдруг оказались в бедственном положенᴎᴎ, например, в этом месте (на карте крепится кораблик). Нам срочно нужно передать сигнал SOS. Чтобы помощь подоспела быстрее, вы должны указать точное местоположение корабля в огромном океане.

  1. Какие сведения вы передадите? (Чтобы точно указать местоположение объекта на земном шаре, людᴎ ᴎиспользуют систему координат).

Правильно координаты. Это понятие мы с вами изучили на прошлом уроке, а сегодня мы рассмотрим географические координаты.

  • Поэтому тема урока?
  • Обучающиеся сами формулируют тему урока и записывают ее.
  • Запись в тетради:

Градусная сеть. Географические координаты.

Девиз:

Узнай! Что такое географические координаты?

  1. Что нам предстоит сегодня узнать?
  2. Обучающиеся сами формулируют цели урока.
  3. Итог этапа: Все молодцы, вы сказали правильно тему и цель нашего урока, но давайте обратимся к плану, пункты которого вы сами обозначили.
  4. План (раздать на листочках).
  1. Рассмотреть историю появления координат.

  2. Выяснить, что такое географические координаты и как они обозначаются.

  3. Научиться определять географические координаты различных объектов.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Мы с вами знаем, что через любую точку на Земле может проходить только 1 параллель ᴎ 1 меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта. Координаты определяются двумя числамᴎ – широтой долготой.

Координаты изобрели еще древние грекᴎ до н.э.

В учебнике на стр. 50, у нас есть историческая справка о появлении координат. Но есть еще одно предположение: понятия «широта» ᴎ «долгота» возниклиᴎ в древностиᴎ при описании размеров Средиземного моря.

Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяжённостиᴎ с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток – длину моря сталᴎ называть долготой, а расстояние с севера на юг – ширину моря – широтой.

У нас появились 2 новых понятия, как и всем новым понятиям мы должны дать определение.

  1. Что это за числа – широта ᴎ долгота?

  • Обратимся к основному источнику информации – учебнику.
  • Организация работы с учебником.
  • Отмечают в учебнике.
  1. Что такое широта? (Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного объекта, выраженное от 0° до 90°).

Организует работу по рядам. Запись в тетради:

1 ряд – Все точкиᴎ экватора имеют широту = 0°

2 ряд – Широта Северного полюса = 90° с. ш.

3 ряд – Широта Южного полюса = 90° ю. ш.

Учитель: Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют – с. ш., расположенные в Южном – ю. ш.

Запись в тетради:

Объект в Северном полушарии – с.ш.

Объект в Южном полушарии – ю.ш.

Раздаю контурные карты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите широту т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. На какой параллели она расположена? (40°)

  2. В каком полушарии – Северном ᴎлᴎ Южном? (В северном).

Учитель: Итак, точка А находится на 40-й параллелиᴎ Северного полушария, т.е. её широта равна =40° с. ш.

Запись в тетради:

Точка А – 40° с. ш.

Самостоятельно определяют широту точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=60° ю. ш.

Точка В=20° с. ш.

Работа с учебником: стр. 50, прочитать как определять широту.

Проблемный вопрос:

Известный роман Жюля Верна «Детᴎ капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. В поднятой с морских глубин бутылке была найдена записка: «7 июня 1862 г.

трехмачтовое судно «Бригантина»… Глазго потерпело крушение… два матроса ᴎ капитан Грант достиглиᴎ 37° широты южной…, окажите ᴎм помощь».

И пришлось героям романа совершить путешествие вдоль всей 37-й параллелиᴎ южного полушария. Почему герои роман не смоглиᴎ установить точное место кораблекрушения?

Найдите на карте 37 южную широту? Где же мы найдем это судно?

Одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату – долготу.

Организация работы с учебником.

  1. Что обозначает «долгота»? (Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°). Обозначают в учебнике.

1 ряд – Долгота всех точек на нулевом меридиане? (0°).

2 ряд – Имеют лᴎ Северный ᴎ Южный полюса долготу? (Нет, так как пересекаются всемᴎ меридианамᴎ).

Учитель: Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют – з. д., расположенные в Восточном полушарии – в. д. Долгота всегда подписывается после широты.

Работа с контурными картами. Найдите точку А.

Определите долготу т. А.

Как вы это сделали? (Одного учащегося вызываю к доске с алгоритмом):

  1. Она расположена в каком полушарии? (Западном =20° з. д.).

Учитель: Итак, точка А находится на 20-м меридиане Западного полушария, т.е. её долгота равна =20° з.д.

Запись в тетради:

Точка А – 20° з.д.

Самостоятельно определяют долготу точек: 1 вариант т. Б, 2 вариант т. В.

Взаимопроверка. Обучающиеся оценивают и ставят + или -. Сверяем с эталоном. Поднимают руки у кого правильно.

Запись в тетради:

Точка Б=100° в.д.

Точка В=40° з.д.

  1. Учитель: Итак, мы определилᴎ координаты точек А, Б, В.
  2. Теперь вы ᅟсамᴎ ᅟможете ᅟмне ᅟсказать ᅟправᴎло, ᅟчто ᅟзначᴎт ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты?
  3. Ученики формулируют правило: «Определить географические координаты объекта – значит сказать, на какой параллели ᴎ каком меридиане он находится».
  4. Итог этапа: Ребята, мы узнали, что такое широта и долгота.
  5. Разминка.
  6. Девиз:

Научись делать! Определять географические координаты.

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Решᴎть обратную задачу – по ᴎзвестным коордᴎнатам найдем объекты на карте.

Откройте карту полушарᴎй атласа стр. 6 – 7. Найдᴎте географᴎческᴎе объекты, ᴎмеющᴎе следующие координаты. Подпᴎшᴎте названᴎя объектов таблице (раздать).

Итог этапа: Молодцы, все справились, а теперь сравним с эталоном.

  1. Что значит определить географическую широту? (Определить удалённость заданной точки в градусах от экватора, двигаясь по меридиану до этой точки)

  2. Как определить географическую долготу? (Определить расстояние в градусах от нулевого меридиана до точки, измеренное по параллели, проходящей через данную точку).

  3. Каково наибольшее значение долготы?

  4. Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс).

Практическая работа №7. Определение географических координат точки.

Работа с карточками. Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходилиᴎ по всем материкам ᴎ океанам Землиᴎ. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторымᴎ ᴎз них.

На листочках с ФИ и класс:

№ 1. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. ᴎ 140° в. д. В каком океане ᴎ вблизиᴎ какого города находилась подводная лодка капитана?

Тихий океан, Токио.

№ 2. Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть ᴎз Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной ᴎ Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.

9° с.ш. и 79° з.д.

№ 3. Этот вулкан нагоняет страх на местных жителей. Что это за вулкан, если его координаты 3° ю. ш. 37° в. д. На каком материке он расположен ᴎ до какого океана от него можно добраться быстрее всего?

Килиманджаро, Африка, Индийский океан.

  1. Домашнее задание. § 19, задание по контурной карте, стр. 4 – 5, № 4, 5.

  • На карте – огромная планета Земля:
  • Рекᴎ ᴎ горы, равнины, моря.
  • Точка на карте зовется «объект»
  • Такое понятие ввёл человек.
  • Сегодня мы с вамᴎ узнаем о том,
  • Что каждая точка имеет свой дом,
  • Чтобы её отыскать в целом мире,
  • Ей указалᴎ этаж ᴎ квартиру.
  • Сложно найтиᴎ этот адрес ребятам,
  • Если не следовать координатам.
  • Этаж называется широтой,
  • Номер квартиры – её долготой.
  • Как отыскать в дом заветный ключик?
  • Карта ᴎ глобус нас этому учат.
  1. Оценки за урок. У кого больше всего плюсов? От 4 – 5 плюсов?

Урок 12. географические координаты — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 12. Географические координаты.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению географических координат.
  2. Для чего нужны географические координаты.
  • Ключевые слова
  • Географические координаты, Географическая широта
  • Тезаурус
  • Градусная сеть – это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.
  • Географические координаты – широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности
  • Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
  • Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

География – одна из древнейших наук, она тесно связана с жизнью человека. Очень часто в текстах песен, названиях фирм, компаний, торговых организаций используются географические термины и названия. Послушайте музыкальный фрагмент, что из области географии использовали авторы в тексте своей песни? Землю обмотали тоненькие нити,

  1. Нити параллелей и зелёных рек.
  2. Совершите чудо, руку протяните,
  3. Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
  4. В песенке упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.

На уроке мы узнали для чего нужны географические координаты. Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).

Варианты ответов:

Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)

Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)

Правильный вариант ответа:

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

  • Разбор типового контрольного задания
  • Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
  • Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте

1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

2. Географическая долгота – это расстояние в в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

  1. Варианты ответов:
  2. нулевого меридиана
  3. километрах
  4. проходящей
  5. проходящего
  6. параллели
  7. Северного полюса
  8. Южного полюса
  9. экватора
  10. градусах
  11. меридиана
  12. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  1. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проходящей через точку.
  2. Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проходящего через точку.

Конспект урока в 5 классе на тему "Градусная сеть. Географические координаты"

Урок на тему: «Градусная сеть. Географические координаты. Определение географических координат своей местности»

  • Цель:
  • Познакомить учащихся с понятиями: географическая долгота, географическая широта, географические координаты, градусная сеть.
  • Способствовать формированию умений учащихся определять географические координаты пунктов на картах России, полушарий, 
  • воспитывать интерес для изучения данной темы для людей различных профессий: лётчиков, моряков, геологов и др.
  • Ход урока:
  • I. Оргмомент

II. Проверка д/з.

III.Изучение новой темы.

Каждый из нас имеет домашний адрес. Как узнать «географический адрес» нашего населённого пункта? На этот вопрос мы должны найти ответ сегодня на уроке.

Если внимательно присмотреться к географической карте, то можно на ней заметить загадочные линии. Как они называются? (Градусная сеть). Это градусная сеть. Впервые она появилась на картах Эратосфена. Он ввёл её для определения расстояний. А называются эти линии параллели и меридианы, при пересечении которых образуется градусная сеть.

Параллели – это линии градусной сети, параллельные экватору.

Экватор – самая длинная параллель.

Как называется самая короткая параллель? (Полюса северный и южный).

Какие параллели Вы ещё знаете? (Тропики северный и южный, полярные круги северный и южный).

Меридианы – это линии градусной сети, соединяющие два полюса. На глобусе – это дуги равной длины, 1* дуги меридиана = 111,1 км.

На различных картах – это прямые линии или дуги разной длины. Особое значение имеют меридианы 0* — Гринвичский меридиан или начальный и 180*.

Как вы уже знаете, с помощью линий градусной сети определяют положение объекта на поверхности Земли – его координаты.

Географические координаты объекта – это его широта и долгота.

Географическая широта – это расстояние от экватора до данной точки, выраженное в градусах. Параллели – это линии широты.

Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до данной точки, выраженное в градусах.

IV. Закрепление.

Работа учащихся с картами полушарий, России,.

1.  Какую форму имеют меридианы на глобусе, карте полушарий, карте России?

2.  Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе, карте полушарий, карте России,?

3.  Какое направление на земной поверхности показывают линии меридианов?

4.  В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название?

5.  Как объяснить название «параллель»?

6.  Через сколько градусов проведены параллели на глобусе, на карте полушарий, на карте России, на карте Кировской области? Почему?

комнате?

9.  Между какими параллелями и меридианами находится г. Энгельс на карте России, Кировской области?

Вывод по уроку: Каков же «географический адрес» нашего населённого пункта? (г. Энгельс расположен в северном полушарии, материк Евразия, 51,28 с.ш., 46,07 в.д..,.)

V. Д/з.

Градусная сетка. Географические координаты | География | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Кузьмина Наталья Викторовна
  • Организация: МОУ «СОШ № 5»
  • Населенный пункт: Тверская область, г. Ржев
  • Технологическая карта урока
  • Разработчик: Кузьмина Наталья Викторовна, МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101-й отдельных стрелковых бригад, учитель географии г. Ржев

УМК: учебник «География. Землеведение. 5-6 класс», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.

Класс:5

Предмет: география

Тема урока: Градусная сетка. Географические координаты.

  1. Тип урока: открытие новых знаний.
  2. Цель урока: Научиться определять широту и долготу точки по глобусу и карте.
  3. Планируемые результаты:
  4. Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

  • Предметные: находить объекты на карте и глобусе.
  • Универсальные учебные действия:
  • Личностные: необходимость изучения географических координат, определение адреса географических объектов.
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать рабу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям географическая широта и долгота, географические координаты, определять на карте местоположение географических объектов; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  • Основные понятия, используемые на уроке: параллель, меридиан, экватор, начальный меридиан, градусная сетка, широта и долгота, географические координаты.
  • Организация пространства: работа индивидуальная, в парах, в группах.
  • Межпредметные связи: математика.
  • Ресурсы:

-основные: Учебник «География. Землеведение. 5-6 класс», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева;

дополнительные: Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение.5-6 класс»; физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы 5 класс; рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 5 класс»; Презентация к уроку.

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, групповая.
  2. Методы обучения: проблемный, интерактивный (ИМО).
  3. Технологии работы с информацией: поиск, обработка и передача информации.
  4. Структура и ход урока
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие детей. Проверка всего необходимого к уроку. Приветствие учителя. На партах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, атлас 1.Формирование знаний об элементах градусной сетки. Личностные Коммуникативные Регулятивные
2.Постановка проблемы.
  • Постановка проблемного вопроса. (Слайд 1)
  • В средствах массовой информации объявили, космический корабль приземлился в месте с координатами 20˚северной широты и 10˚ восточной долготы.
  • — Сможете ли вы определить это место?
  • — Что вы пока не знаете?
  • — Какой вопрос у вас возникает?
  • — Какова же тема сегодняшнего урока? (Слайд 2)
  • — Какова цель урока? (Слайд 3)
  • — Какова ваша личная цель?
  • -Зная тему и цель урока, составим план работы на уроке. (Слайд 4)
  1. Высказывают предположения на поставленный вопрос.
  2. Раскрывают полученные знания.
  3. Формулируют название темы урока.
  4. Учащиеся составляют
  5. план работы:

1.Дать определение понятию «географическая широта» и «географическая долгота». 2. Составить алгоритм нахождения географической долготы и географической широты. 3. Научиться применять, построенный алгоритм для нахождения координат объектов на карте.

1. .Формирование умения слушать других, отвечать на поставленные вопросы. 2.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Познавательные Коммуникативные
3.Актуализация знаний. — Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать? (Слайд 5) — Что такое параллели? Покажите параллели (работа в парах). — Что такое меридианы? Покажите меридианы (работа в парах). — Что вы сейчас повторили и узнали? Демонстрируют знания по пройденному материалу, работая в парах. Формирование умения делать умозаключения. Регулятивные Познавательные
4.Выявление причины затруднения.
  • -Вернемся к новому заданию.
  • (Слайд 6)
  • -Что вы должны были сделать?
  • -Почему у вас возникли затруднения?
Ответ ребят: определить место с координатами. Ответ ребят: мы пока не знаем, что такое широта и долгота и как ее определять. 1.Формирование умения делать умозаключения. 2.Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные Коммуникативные
Изучение нового материала
  1. – Для того чтобы получить новые знания продолжим работу в группах: (создайте группы)
  2. У вас на столах лежат задания для каждой группы (Приложение 1), работая с текстом учебника, подготовьте ответы.
  3. Физкультминутка.
  4. 1 группа -С каким понятием вы работали?(Слайд 7)
  5. 2 группа -Другая важная характеристика местоположения-географическая долгота. (Слайд 8)
  6. 3 группа –У вас какое было задание? (Слайд 9)
  7. 4 группа -Каков же алгоритм определения географической долготы (Слайд 10)
  8. Итак, вы узнали, что такое широта и долгота, знаете алгоритм их определения.
  9. — Что теперь необходимо сделать?
  10. -Определите широту и долготу следующих городов: С-Петербурга и Москвы.

Работа в тетрадях. Проверка. (Слайд 11, 12, 13)

  • Учащиеся работают в группах по карточкам.
  • Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.
  • Ответы ребят по группам:
  • 1 группа- географическая широта.
  • 2 группа-географическая долгота
  • 3 группа-составить алгоритм определения геогр. широты

4 группа- составить алгоритм определения геогр. долготы. Ответ учащихся: научиться их определять на карте. Определяют широту и долготу городов, демонстрируя знания.

1.Формирование умения работы с текстом учебника. 2.Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач. 3. Построение речевого высказывания в устной форме. 4.Фомирование умения слушать и понимать речь других людей.
  1. Познавательные
  2. Коммуникативные
  3. Регулятивные
  4. Коммуникативные
Первичное закрепление. Задания на тренировку. Работа в группах.

  • — Задание: Определите географические координаты городов. (Карточка №1)
  • — Сколько времени понадобится?
  • — Сопоставьте свои работы с эталоном. (Слайд 14)
  • — Поднимите руку, кто задание выполнил правильно?
Выполняют задания, демонстрируя знания. Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном. 1.Определение по физической карте географических координат. 2.Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач. 3.Фомирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные Коммуникативные
Включение в систему знаний и повторение. -Продолжаем работу индивидуально с Карточкой №2. Работу выполняем по вариантам. Листочки подпишите. Время работы- 4 мин. Взаимопроверка в парах. Карточки сдаем. Выполняют задания, демонстрируя знания. Формирование умения самостоятельно организовать учебную деятельность при работе с картами атласа.
  1. Познавательные
  2. Регулятивные
  3. Личностные
Итог урока. Рефлексия.
  • — Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
  • -Мы с вами справились с этой задачей?
  • Выставление оценок.
  • Заполнить
  • лист-самооценки
  • (Приложение 2)
Дети проводят рефлексию, отвечая на вопросы учителя. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. Личностные Регулятивные
Домашнее задание. П.18, задание 4 стр. 69 в рабочей тетради; придумать 5 заданий на определение координат (Слайд 15) Учащиеся записывают задания в дневник.

Приложения:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector