Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему «Ориентирование на местности»

библиотекаматериалов

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Ориентирование на местности 6-класс Составил учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 5 Московская Татьяна Николаевна

Номер слайда 2

Ориентирование — умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.

Номер слайда 3

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Номер слайда 4

Такие были компасы раньше.

Номер слайда 5

ПРАВИЛА РАБОТЫ С К О М П А С О М Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Номер слайда 6

ПАМЯТКА «Последовательность определения азимута» Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету. По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0є до линии направления на предмет.

Номер слайда 7

Работа по определению азимута. Определить азимут на: завод высоковольтные столбы дорогу дерево

Номер слайда 8

Ориентирование по местным признакам по ветвям, стволам, коре деревьев ; по муравейнику, по мхам и лишайникам ; по Солнцу, по Полярной звезде ; по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.

Номер слайда 9

Солнечный полдень

Номер слайда 10

Определение направления по Солнцу и часам

Номер слайда 12

Определение направления на север с помощью часов

Номер слайда 13

Поиск Полярной звезды Найдите созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

Номер слайда 17

Грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

Номер слайда 19

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

Номер слайда 20

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

Номер слайда 21

В лесу у пней с южной стороны ягоды брусники, черники, морошки поспевают раньше, чем на северной.

Номер слайда 22

1. В течение нескольких дней вы двигались по равнине, покрытой снегом. Яркий солнечный свет, отражающихся от него, сильно раздражает глаза.

Что вы будете делать: а) продолжать движение, не беспокоясь о глазах; б) смажете кожу вокруг глаз древесным углем, пеплом со­жженной бумаги, шоколадом или другими темными веще­ствами; в) сделаете из подручных материалов тонкую маску (очки) с двумя отверстиями для глаз. 2. Нужно ли сразу искать пропавшего человека: а) нужно; б) нет, сам найдется; в) по обстоятельствам. 3.

Oт дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить: а) продолжать движение, не обращая внимание на дым, хотя обстановка позволяет переждать; б) укрыться на высоком дереве; в) ползти в безопасное место, прижимаясь к земле.

Номер слайда 23

4. Совершая переход, вы попали в район, где много ядовитых змей. Будете ли вы во время движения: а) производить как можно больше шума ногами; б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей; в) двигаться медленно, с остановками через каждые 5-10 шагов, внимательно осматриваясь. 5.

Вы находитесь в лесу и зовете на помощь. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния: а) громко, но низким тоном; б) пронзительно; в) подать сигнал свистом. 6. Двигаясь в горах, вы попали в снежный обвал.

Не имея возможно­сти избежать его, будете ли вы: а) пытаться скользить на спине вместе с движущимся снегом; б) стараться зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной; в) «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками. 7. Вы подошли к реке покрытой тонким льдом.

В каком месте вы будете ее переходить: а) там, где из-под снега проступает вода; б) у пологого берега; в) на наиболее порожистых отрезках реки.

Обж урок 2 ориентирование на местности

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование на местности

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

  • Основные элементы, определяющие умение ориентироваться на местности
  • 1
  • Уметь определять стороны горизонта
  • 2
  • Уметь определять свое местонахождение на местности
  • 3
  • Уметь выбирать нужное направление движения
  • 4
  • Уметь выдерживать во время движения нужное направление

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Нужно помнить, что для ориентирования карт в этом случае нельзя использовать линии электропередач, линии железных дорог, линии связи и т. д., так как металл и электротоки будут влиять на показания магнитной стрелки. » width=»640″>

Ориентирование по карте

Для этого ориентируют крупномасштабную карту по линиям местности (по прямым участкам дорог, каналов, просек и т. п.

) накладывают компас нулевым диаметром на линию истинного меридиана и по отклонению магнитной стрелки судят о величине и направлении магнитного склонения.

Нужно помнить, что для ориентирования карт в этом случае нельзя использовать линии электропередач, линии железных дорог, линии связи и т. д., так как металл и электротоки будут влиять на показания магнитной стрелки.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование по компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, восток, юг, запад. Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда темный конец ее будет направлен на север.

Ориентирование по местным предметам

Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование по местным предметам

Смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование по таянию снега

Южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование по солнцу

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Ориентирование по солнцу и часам

Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди — юг, сзади — север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня — правый угол.

По луне

Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи — на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи — на востоке, в 8 часов утра — на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце.

Читайте также:  Сколько может выжить человек без воды. Сколько дней человек сможет прожить без еды и воды

По тени

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени.

Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой — в конце линии, которую вы начертили.

Сейчас вы стоите лицом на север.

По полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере.

Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север

Цветы подсолнуха повернуты к солнцу, т.е. к югу

Птицы осенью летят на юг, а весной –на север

На южной стороне крона деревьев больше и длиннее

Ориентирование на местности

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • Большееланская средняя общеобразовательная школа
  • «Ориентирование на местности»
  • Подготовила:
  • учитель физической культуры и ОБЖ

Шевелёва Ю.С.

  1. для 6 класса
  2. 2013 год
  3. План-конспект интегрированного урока по ОБЖ для 6 класса
  4. На тему: «Ориентирование на местности »
  5. Цели урока:
  6. Образовательная:

Ознакомить с понятием «ориентир», «азимут», ориентированием по солнцу, звездам, местным приметам. С помощью часов научить определять стороны горизонта, работать по азимуту.

Развивающая:

Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.

  • Воспитывающая:
  • Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.
  • Тип урока:изучение нового материалас элементами практической работы.
  • ХОД УРОКА
  • I. Вводная часть (5 минут):
  • — Здравствуйте ребята! Я вам предлагаю встать в круг и построиться по алфавиту, взяв первую букву своего полного имени «Игра знакомство»

— Хорошо! Вот мы и познакомились, теперь можем начинать урок. Присядьте на свои места.

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня прочитать сказку, проверить свою внимательность и конечно рассмотреть новую тему. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

-А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок из одной очень известной сказки.

Налево пойдешь – коня потеряешь. Направо пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь — богатым будешь.

— Ребята, а мы с вами можем так ориентироваться?

— А теперь представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того чтобы ориентироваться?

— Правильно, надо знать стороны горизонта. Ребята попробуйте сами назвать тему урока!

Правильно ребята тема нашего урока: «Ориентирование на местности»

II. Основная часть (35 минут):

— Учитель: У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е.

определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

       В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу.

Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

       Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек.

При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Ориентирование на местности — это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения.

В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника.

Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

  1. — Давайте ознакомимся со сторонами горизонта!
  2. — А какие стороны горизонта вы знаете? (основных 4, промежуточных 4)
  3. В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.
  4. Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Рис. 1. Компас Адрианова

а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь

действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки рас­полагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вна­чале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходи­мо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку.

Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После совмещая через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север.

Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Для определения сторон горизонта по положению Солнца (рис.2) доста­точно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе, в 12.00 тень от предметов падает на север.()

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Рис 2. Определение сторон горизонта по положению Солнца.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Рис. 3. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов

При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.3) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы ча­совая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам.

Полученная прямая укажет приближенно на­правление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необхо­димо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Рис. 4. Определение Полярной звезды

отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и 6) мысленно продолжить в сторо­ну расширенной его части и от­ложить пять раз (рис. 4). По­лученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север. Полярная звезда самая яркая.

Читайте также:  Координаты по солнцу. Определение широты и долготы места по солнцу в полдень.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу.

Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обра­стают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторо­на муравейника круче южной; ягоды и фрукты раньше приобре­тают окраску зрелости с южной стороны.

На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных. По спилу дерева (где кольца расположены ближе друг к другу там север).

Алтари православных церквей обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.5).

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему Рис. 5. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны го­ризонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных пред­метов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м — заводская труба, западнее 200 м — хутор, южнее 300 м — река, восточнее 500 м — дорога».

  • — Ребята чтобы нам закрепить свои знания сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости давайте выполним следующее задание (раздаются листы с заданиями приложение 1;2.)
  • — А теперь давайте выполним второе задание и проверим, в каком направлении движутся лодочки? (Приложение 3)
  • Каждая сторона горизонта имеет на только свое название, но и цифровое значение-азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки. Его измеряют в градусах от 0 до 360 от направления на север по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0 градусов, на восток – 90, на юг – 180, на запад – 270.

— Ребята, а теперь давайте закрепим азимут на практике. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° — 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 группа. 2 записка

От красного флажка пройти по азимуту 360° — 7 шагов, замем по азимуту 35° — 4 шага. Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

— Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинку (слайд) и ответим на следующие вопросы: В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45°: а) на юг; б) на северо-запад; в) на северо-восток; г)на запад. (Приложение 4)

III. Заключительная часть (5 минут):

IV. Закрепление.

Тест на слайдах.

V. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Умение ориентироваться пригодится вам в дальнейшей жизни как при походах в лес, та и во время службы в армии.

Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

— А для лучшего усвоения ориентирования по местным признакам, я бы хотела раздать вам памятку.

VI. Домашнее задание.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей. Выполнить задания в тетрадях.(Приложение 5)

  1. Приложение 1.
  2. Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
  3. Из центра листа последовательно отложить отрезки:
  1. 6 клеток на северо-восток;

  2. 12 на юг;

  3. 6 на северо-запад;

  4. 6 на юго-восток;

  5. 12 на север;

  6. 6 на юго-восток.

  • Приложение 2.
  • Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
  • Из центра листа последовательно отложить отрезки:
  1. 6 клеток на восток;

  2. 6 на Север;

  3. 3 на северо-запад;

  4. 3 на юго-запад;

  5. 6 на юг.

Приложение 3.

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Приложение 4

Обж ориентирование на местности. Конспект урока по ОБЖ на тему

Конспект урока по ОБЖ "Ориентирование на местности" 6 класс

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • Акатьевская основная общеобразовательная школа
  • ОТКРЫТЫЙ УРОК
  • по теме:
  • «Ориентирование на местности».
  • 6 класс

Учитель ОБЖ: Харитонов О.Б.

25 октября 2017 год

Задачи урока: 1. Создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.

2. Развивать  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  на практике.

3. Формировать у учащихся познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

Оборудование урока:компасы, демонстрационная модель компаса, мультимедийное оборудование, компьютер, экран, презентация урока .

Учебник ОБЖ  для 6 класса Латчук В. Н., Марков В.В., Кузнецов М.И.

Рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Основные правила поведения в ЭС.

  2. Правила поведения в походе.

  3. Правила поведения при отставании от группы.

  4. Если вы заблудились в лесу.

  5. Определение расстояния до источника звука в лесу.

  1. III. Мотивационный этап
  2. Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (СЛАЙД 1)
  3. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
  4. Есть ли выход из данного положения?
  5. А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
  6. Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
  7. — Как вы думаете, какова будет наша тема урока?
  8. (Ориентирование на местности). (СЛАЙД 2)
  9. ТЕМА УРОКА : Ориентирование на местности
  10. IV. Этап целеполагания
  11. А чтобы ориентироваться на местности, что нужно уметь?
  12. Правильно, главной задачей нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта.(Слайд3)

V. Этап актуализации знаний— Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Что такое ориентирование? СЛАЙД 4) ( запишем в тетрадь) Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. 

-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.) (

  • Кто назовёт основные стороны горизонта?
  •  Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

 Ориентироваться можно разными способами.-Какие способы ориентирования вам известны?

  1. Ученики называют.
  2. VI. Этап первичного усвоения знаний
  3. А теперь проверим — правильны ли ваши ответы
  4. Просмотр слайдов с комментарием ( СЛАЙД 5 -17)
  5. Ориентироваться можно по местным признакам ( Слайды 5,6)

(К СЛАЙДУ 7) Если повернуться лицом к Солнцу, то…..

Ориентирование по Солнцу. (СЛАЙД 8)-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Обратимся к учебнику п 4.

3, найдите описание определение направления на север с помощью часовПоложи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце.

Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам 

( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

  • Давайте рассмотрим ещё некоторые способы ориентирования на местности с помощью местных предметов ( слайд9-17)
  • Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса. 
Читайте также:  Основные части компаса. Как устроен компас и как им пользоваться?

А, знаете ли вы, что : считается, что Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности — около 3000 лет назад, изобрели китайцы.

Страницы древних летописей полны описаний битв, победу которых воинственные императоры одерживали благодаря «волшебным колесницам» — югоуказателям – прообразами компаса.

Югоуказателями, которые устанавливались на повозках, служили резные человеческие фигурки из магнетита с вытянутой рукой, всегда показывавшей на юг. (СЛАЙД 18)

  1. Что же такое компас?(слайд 20)
  2. Запишем в тетрадь – компас – прибор для ориентирования.
  3. При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление
  4. VII. Этап первичного закрепления знаний
  5. Существуют правила работы с компасом.( дети выполняют инструктаж)

ПАМЯТКА НА СТОЛ1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

  • Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.
  • Практическое задание:Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.
  • В каком направлении находится дверь?

Встаньте из-за своих парт, немного поиграем. Физкультминутка : встаньте лицом на север, юг, запад, восток. на юго-запад, северо-восток

  1. Азимут и его определение-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
  2. Между севером и точкой Отсчитай по солнцу градус- Это азимут. Он точно 
  3. Курс тебе укажет сразу.
  4. — Что же такое азимут? (слайд 21)
  5. Запишем определение в тетрадьОпределение азимута
  6. Задание.- Определить азимуты на данные ориентиры ( СЛАД 21)
  7. Направление на север равно 0 градусов. Обозначается А равно 0 градусов (щелчок мыши)

— Как ориентироваться в пасмурную погоду?-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир.

Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления.

В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления

  • ИГРА «Верите ли вы….» ( слайды 23-24)
  • Практическая работа с компасом
  • Из центра листа последовательно отложить отрезки и поставить точку с обозначением:
  1. 5 клеток на северо-восток — (О);

  2. 8 на юг — (З);

  3. 6 на северо-запад — (Т);

  4. 6 на восток — (Р);

  5. 8 на север — (Г);

  6. 5 на юго-восток — (И).

  7. 8 на запад — (Н)

  8. 5 на юго-запад- (О).

  1. VIII. Этап рефлексии
  2. Слайд 25
  3. Предлагаю ответить вам на любой из перечисленных ниже вопросов:
  4. сегодня я узнал…
  5. было интересно…
  6. было трудно…
  7. я понял, что…
  8. теперь я могу…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …

I X. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Умение ориентироваться пригодится вам в дальнейшей жизни как при походах в лес, та и во время службы в армии.

Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

П.9 с.62 – 70,раб. тет.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей. Выполнить задания в тетрадях.

Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
  • Ключевые слова
  • Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
  • Тезаурус
  • Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
  • Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
  • Полярная звезда.
  • Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
  • План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
  • Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
  • Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
  • Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности?  В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.  Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется. 

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

  1. Разбор типового тренировочного задания:
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
  4. Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
  5. Варианты ответов:
  6. местности,
  7. звуков,
  8. условных знаков,
  9. плоскости,
  10. увеличенном,
  11. реальном,
  12. уменьшенном,
  13. цифр
  14. Правильный вариант ответа:
  15. Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
  16. Разбор типового контрольного задания
  17. Тип задания: Сортировка элементов по категориям
  18. Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
  19. Основные Промежуточные
  20. Варианты ответов:
  21. Север,
  22. Юго-восток,
  23. Северо-запад,
  24. Запад,
  25. Восток,
  26. Северо-восток,
  27. Юго-запад, Юг
  28. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные Промежуточные
  • Север,
  • Запад,
  • Восток,
  • Юг
  1. Юго-восток,
  2. Северо-запад,
  3. Северо-восток,
  4. Юго-запад

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector