Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

Российское кино переживает ренессанс: давно строившаяся система господдержки заработала в полную силу. Однако представители кинобизнеса считают, что Минкультуры часто манипулирует рейтингами, подыгрывая отечественным картинам

Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

DR

На тему возрастных рейтингов владельцы кинотеатров и кинопрокатчики говорят охотно, но только анонимно: никто не хочет ссориться с Минкультуры, сотрудники которого присваивают рейтинги.

Государство следит за тем, чтобы кинотеатры не пускали детей и подростков на фильмы со «взрослыми» рейтингами, порой со всей строгостью — устраивая рейды в кинозалы и штрафуя кинотеатры на 25 тыс. руб.

за несовершеннолетних на фильмах «18+», как это было в январе 2016 года во «Владивостоке» на фильме «Омерзительная восьмерка». Представители кинобизнеса считают, что министерство часто манипулирует рейтингами, подыгрывая отечественным картинам.

Рейтинговая система с маркировками «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+» появилась в России в сентябре 2012-го со вступлением в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон допускает некоторые послабления: на фильмы с маркировкой «12+» дети от шести лет могут прийти, но только вместе с родителями, но на ленты «16+» и «18+» даже родители не могут провести детей младшего возраста.

Правда, пока в законах не сказано, должны ли кинотеатры проверять возраст зрителей.

Суды же принимают самые разные решения. Всеволожский районный суд Ленинградской области оштрафовал кинотеатр «Кинополис» за продажу несовершеннолетним билетов на фильм с маркировкой «18+».

А Ленинский районный суд в Астрахани сослался как раз на то, что закон не обязывает проверять паспорта при продаже билетов в кино, и не стал штрафовать кинотеатры, пойманные на допуске детей на фильмы с рейтингом «16+» и «18+».

Как в Америке

Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

Для сравнения, в США, где система возрастных рейтингов очень похожа на российскую, фильм «Омерзительная восьмерка» шел в прокате с рейтингом R (Restricted, «ограниченный»), разрешающий зрителям до 17 лет прийти в кино с родителями. Рейтингу «18+», который получил фильм в России, соответствует американский NC-17 (No One 17 & Under Admitted), на фильмы с которым не допускаются дети младше 17 лет.

Современную систему рейтингов разработала и ввела в 1986 году Американская киноассоциация (MPAA). Для фильмов, вышедших в прокат до этого, используют обозначение U (Unrated, без рейтинга).

Система несколько раз дорабатывалась, в последний раз — в ноябре 1990-го.

Тогда ассоциация уточнила, что к категории R относятся сцены с жестокостью, бранью, обнаженными телами и наркотиками, и подробно разъяснила разницу между рейтингом PG (желательно присутствие родителей) и PG-13 (13 лет и старше).

Для определения рейтинга каждого фильма MPAA создает комиссию, которая выдает мотивированное решение — на него можно подать апелляцию, тогда комиссия собирается заново.

В частности, режиссеру дается возможность переснять, перемонтировать или удалить сцены, вызвавшие повышение рейтинга. Процедура отбора участников комиссии детально описана в правилах присуждения рейтинга MPAA.

Глава MPAA по согласованию с президентом Национальной ассоциации владельцев кинотеатров выбирает председателя комиссии, тот — старших и обычных оценщиков на семилетний срок.

Их имена не разглашаются, но в правилах уточнено: оценщики могут быть не связаны с индустрией развлечений, у каждого должны быть дети, причем у рядовых оценщиков — обязательно в возрасте 5–15 лет. Если ребенку оценщика исполняется 21 год, он должен сложить полномочия.

Что у нас

Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+ Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

В России рейтинги присваивают сотрудники департамента кинематографии Минкультуры. «Обсуждается вопрос о создании отдела при департаменте, в функции которого в том числе входила бы проверка соответствия заявленного прокатчиками рейтинга отечественному законодательству», — заявили журналу РБК в пресс-службе министерства. На вопрос, есть ли какие-то критерии отбора сотрудников, присваивающих рейтинги, в Министерстве культуры не ответили. Без ответа осталась и просьба прокомментировать присвоение того или иного рейтинга на примере нескольких известных фильмов.

Некоторые из них действительно выглядят странно (см. инфографику). Американский «Джуманджи: зов джунглей», на родине имевший рейтинг PG-13, в России получил «16+».

А российский «Собибор» с тяжелыми сценами смерти, жестокости и насилия имел рейтинг «12+», дающий право приводить на него детей от шести лет.

Возможно, дело в том, что в России критерии присвоения возрастных рейтингов описаны не так детально, как в США, и допускаются разнообразные исключения и возможность широких трактовок.

Например, рейтинг «18+» присуждается картинам со сценами, побуждающими к бродяжничеству или самоубийству, потреблению наркотиков, табака, алкоголя, сценами с азартными играми, матом, порнографией. Но в список критериев входит и расплывчатое «отрицание семейных ценностей и формирование неуважения к родителям».

Рейтинг «16+» запрещает изображать смерть, но это допустимо, если смерть выглядит «не натуралистически». Для рейтинга «12+» допустима «эпизодическая жестокость», если при этом «выражается сострадание к жертве».

С рейтингом «6+» несовместимы сцены со смертью, но исключения возможны, когда они «оправданы жанром или сюжетом».

Для кинопрокатчиков и владельцев кинотеатров рейтинги очень важны: их повышение или понижение способно увеличить или уменьшить потенциальную аудиторию фильма примерно на треть.

По данным опроса «Аудитории российских городских кинотеатров» ВЦИОМа, проведенного с декабря 2017 по февраль 2018 года, доля подростков 14–17 лет составляет 13% аудитории (-2% к показателю годом ранее), а 29% аудитории — родители с детьми (+8% к показателю годом ранее).

В ближайшее время вопрос может стать еще острее: в начале июля нижняя палата Госдумы поддержала в первом чтении законопроект о праве кинотеатров требовать у зрителя паспорт при покупке билета на фильм. Только так можно добиться выполнения все того же закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», уверены депутаты.

Допуск зрителей на фильмы "18+": разъяснение из министерства культуры

Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

Тема возрастных ограничений в этом году не теряет своей актуальности – более того, ввиду кассового успеха фильмов с рейтингом 18+ (самый яркий пример – это ДЭДПУЛ, который установил сразу несколько рекордов для национального рынка кинопроката), она оказывается еще более острой. Демонстраторы вынуждены регулярно сталкиваться с проблемой ограничения доступа детей и подростков на сеансы фильмов, которые для них не предназначены.     

  • Наши читатели-кинотеатры в течение всего проката комикс-блокбастера от студии Fox указывали на участившиеся проверки со стороны контролирующих органов и выражали обеспокоенность несовершенством закона, в котором всю полноту ответственности за допуск юных зрителей на сеансы несет демонстратор, а роль родителей выглядела неопределенной.
  • Имеет ли показчик право отказать в просмотре фильма лицу, чей возраст не соответствует выставленному проекту рейтингу, даже в сопровождении родителей? Один из наших постоянных читателей, обеспокоенный нюансами допуска подростков на “взрослые” сеансы, сделал соответствующий запрос в Департамент кинематографии Минкульта и получил следующий ответ:
  • Как прокрасться в кинотеатр на фильм с рейтингом 18+

Следуя тексту официального письма, можно сделать вывод, что дети и подростки могут попасть на сеансы фильмов с возрастным рейтингом 18+, но только в сопровождении своих родителей или их официальных представителей (например, опекунов).

В этом случае зона ответственности кинотеатра несколько сужается, но предварительная беседа сотрудника кинотеатра с взрослыми никак не будет лишней.

Наши читатели рассказывали о том, что родители  выражали им благодарность, после того как их дети не попадали на сеансы комедии БРАТЬЯ ИЗ ГРИМСБИ, по сравнению с которой ДЭДПУЛ казался “детским лепетом”.

Также в сопровождении родителей дети без каких-либо ограничений могут попадать на фильмы с рейтингом 12+ и 16+, даже если не “проходят” по возрасту.

Администрация кинотеатра самостоятельно принимает решение о допуске детей в кинотеатр без родителей, в том числе на просмотр фильмов с ограничением 12+ и 16+, главное – чтобы дети ни в коем случае не оказались представлены сами себе на сеансах 18+.

Именно в этом случае у проверяющих органов могут возникнуть к демонстраторам претензии с назначением административного штрафа.

В ТЕМУ

НОВЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: МИНКУЛЬТ ОПУБЛИКОВАЛ ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА 

До 18 нельзя: Как работают возрастные ограничения в прокате — Статьи на Кинопоиске

Кто в России определяет рейтинг фильма? Почему зрителям от 16 до 18 лет достаются одни блокбастеры, а детям не разрешают смотреть «Жизнь Кабачка»?

Система рейтингов в российском кинопрокате действует с 2012 года, согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

КиноПоиск поговорил с прокатчиками и организаторами фестивалей о том, как работает эта защита, влияет ли закон на сборы и какие решения принимало министерство культуры, раздавая рейтинги (российские подразделения студий-мейджоров отказались давать нам комментарии; Минкульт также пока не ответил на наш запрос).

Читайте также:  Как правильно точить ножи на круглой точилке. Как наточить нож

По существующей схеме прокатная компания сама предлагает тот или иной рейтинг для фильма, подавая заявку в министерство культуры. Одновременно в кинотеатрах, на улицах, в сети появляется рекламная продукция, на которой также указаны возрастные ограничения. Проблемы возникают, если экспертный совет Минкульта решит, что рейтинг фильма недостаточно низок.

Алена Опрокиднева, специалист по связям с общественностью A-One Films:

— Главная граница — 18+ или нет. Здесь Минкульт поступает порой странно, автоматически присваивая максимальный рейтинг всем фильмам, которые имеют рейтинг R в Америке.

А такой рейтинг может быть присвоен из-за мата, например, которого в дубляже, конечно, не будет. Наличие ценза влияет на нашу работу с кинотеатрами. Это касается печати рекламной продукции, где должен быть указан ценз, рекламных роликов, расписания.

Сам фильм может быть снят с показа, если случится форс-мажор и рейтинг поменяют.

У Американской киноассоциации (MPAA) есть пять категорий возрастных рейтингов: G — фильм подходит для аудитории любого возраста; PG — детям рекомендуется просмотр в присутствии взрослого; PG-13 — в фильме имеется контент, возможно, нежелательный для детей младше 13 лет (например, брань); R — условно взрослый контент (например, обнаженка), лица до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении родителя или законного представителя; NC-17— самая хардкорная категория, «детям до 17 запрещается», строго взрослый контент (секс, насилие, наркотики, ненормативная лексика, особенно если все это сразу).

Последние год-два мы уже перестраховываемся и дуем на воду. При этом, кажется, мы попались с рейтингом лишь один раз. Если не ошибаюсь, это был фильм «Проект „Флорида“», которому мы предложили рейтинг 16+, а Минкульт поменял на 18+. Тогда мы потратили деньги и время, свое и кинотеатров, чтобы менять всю рекламу в последний момент.

«Проект „Флорида“»

Большинство наших фильмов все же соответствует рейтингу 18+, поэтому особых потерь мы не несем. Тяжело оценить, каков процент аудитории, который теряется из-за ценза, но нет чувства, что мы наступаем себе на горло.

Порой мы показываем фильмы 16+, и на таких сеансах администраторы обычно более лояльны — могут ходить и четырнадцатилетние подростки с родителями. Если рейтинг максимальный, такие фокусы не пройдут.

Наверное, до 18 лет лучше и не смотреть какое-нибудь «Убийство священного оленя».

Рейтинги MPAA носят рекомендательный характер. При желании производитель может вовсе отказаться от рейтинговой оценки фильма, что, c одной стороны, ограничивает его прокат, с другой — делает его более вероятным, чем в случае получения жесткого рейтинга NC-17. Так, например, поступили с «Детками» Ларри Кларка или со «Счастьем» Тодда Солондза.

В то же время некоторые американские фильмы не имеют рейтинга R и также проходят контроль минкульта. Потому даже полный насилия боевик, если там нет реалистичной крови, могут порой смотреть дети лет с двенадцати. Немного обидно: мы считаем, пусть лучше бы они посмотрели Соррентино.

«Молодость»

Максимальный рейтинг по-прежнему присваивается за кровь, секс, наркотики, алкоголь, табак. Но речь идет лишь о том, что в кадре. Если наркотик каждые пять минут упоминается, но не показывается, ему могут присвоить и 16+. И надо понимать, что никакого строгого перечня — чего можно и чего нельзя — ни у какого чиновника нет.

Многие в кинобизнесе согласны с тем, что угадать, какое ограничение у фильма будет, заранее нельзя. Впрочем, есть тенденции к завышению рейтинга и к более либеральной оценке отечественных масштабных проектов. Таким образом, нечеткие критерии закона могут способствовать нечестной конкуренции.

Кирилл Сорокин, основатель Beat Film Festival:

— Существует проблема: критерии присвоения возрастного рейтинга более-менее непрозрачны. Мы можем взять некоторые национальные блокбастеры вроде «Легенды № 17», которые имеют низкие рейтинги и доступны детям, несмотря, например, на сцены насилия или эротики. Не хочется обязательно предполагать некий лоббизм, но по факту мы его и видим, хотя неизвестно, на каком этапе он возникает.

«Легенда № 17»

Есть очевидные формальности — скажем, курение и алкоголь в кадре. Тут уже сразу ставят максимальные ограничения из расчета «как бы чего не вышло». Но и в этом случае мы найдем примеры больших патриотических фильмов, которым такие вещи совершенно не мешают.

Кино, которое показываем мы — документальное кино, — фактически не нуждается в этих ограничениях. Молодые люди его, как правило, и не смотрят. К тому же мы в основном показываем фильмы на фестивалях, где установлена единая — обычно максимальная — входная планка. Не могу вспомнить, чтобы именно мы реально пострадали от рейтинга.

Впрочем, у нас были мысли получить прокатное удостоверение для показа подросткам ленты «Скейт-кухня». Героини фильма — молодые девчонки, которые катаются на скейтах по Нью-Йорку, влюбляются, взрослеют. Там нет секса и наркотиков, зато есть сигареты, поэтому вряд ли нам дали бы 12+.

Кстати, ограничение 16+ было у фильма «Ла-Ла Лэнд», но там уж совсем не было ничего сомнительного. Это понимали все, включая охранников кинотеатров, поэтому и я, и многие шли на мюзикл с совсем маленькими детьми. Потому на деле все работает всегда по-разному.

«Ла-Ла Ленд»

По естественным причинам, больше всего несправедливых решений о присвоении рейтинга относится к детско-юношескому кино. Многие фильмы, снятые для молодежи на Западе, у нас выпадают из поля зрения подростков.

Марианна Ибрагимова, глава отдела закупок Russian World Vision:

— Сейчас, подавая заявку, мы ориентируемся на свой опыт работы с Минкультом. Несколько неприятных ситуаций, связанных с возрастным цензом, у нас уже было. Поэтому некоторые случаи отработаны до автоматизма. Есть сцена употребления наркотиков или даже упоминания о наркотиках — мы уже не рискуем ставить что-то, кроме 18+.

Помимо веществ, включая табакокурение, отсекают от юной аудитории любые сексуальные сцены в фильме. Доходит до смешного: отмеченный в Каннах «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» получил 16+ за сцену, где показаны обнаженные боксеры в душе.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

Бывают, впрочем, и неожиданности. Например, история с мультфильмом «Жизнь Кабачка». Его смотрели наши собственные дети и дети во всем мире, но в российском прокате присвоили максимальный возрастной рейтинг.

«Жизнь Кабачка» затрагивает тему усыновления и детдомов, при этом никакой жести там нет, хотя до определенной степени мультфильм реалистичен. Нам достался вечерний прокат, в результате он не окупился.

Но обидно больше даже не это, а то, что тысячи детей не увидели действительно хороший мультфильм.

Конечно, эти ограничения и практика вечерних показов взрослых фильмов влияют на успех проката. Кроме того, из-за ограничений мы не проходим на большинство телеканалов.

«Жизнь Кабачка»

Проблема возрастных ограничений связана с несовершенством самой шкалы рейтингов. Закон не делает различия как между десяти- и пятилетними детьми, так и между подростками двенадцати и пятнадцати лет. Возможным решением было бы воспользоваться американской практикой и узаконить родительское сопровождение в спорных случаях.

Мария Терещенко, программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

— В области детского кино есть ценз 6+, а следом за ним уже 12+. Между этими возрастами огромный разрыв, и остро не хватает промежуточного рейтинга. Притом что у нас есть два разных рейтинга — 16+ и 18+, хотя разница между шестнадцатилетним и восемнадцатилетним вовсе не столь существенна, как бывает в раннем детском возрасте.

В результате на фестивалях детского кино бывают такие парадоксы: в рекламе указано 6+, и там же написано, что «для детей от десяти лет». Выглядит это, конечно, глупо. Но если мы так не напишем, получится, что половину зала займут дети трех-четырех лет.

На рейтинговом отрезке между 0 и 12 годами за таким никто не следит. Бывает, что фильму приходится ставить рейтинг 12+, хотя по-справедливости надо ставить 10+, но такого рейтинга нет. Тогда на показ идут подростки, которым эта история уже неинтересна.

Еще казус — уже не с фестивалей. В фильме нет вообще ничего такого, у него рейтинг 0+, но он, конечно, взрослый. Имеются в виду, скажем, интеллектуальные фильмы, где два человека в кадре разговаривают два часа о смысле жизни. Или многие старые советские фильмы.

В России существует пять категорий возрастных ограничений информационной продукции: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Критерии, по которым присваивается та или иная категория, достаточно четко прописаны в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Среди этих критериев есть и все градации экранного насилия, и отрицание «семейных ценностей», и формирование «неуважения к родителям и (или) другим членам семьи».

Закон также проводит различие между «половыми» и «сексуальными» отношениями: на первые можно смотреть с 12 лет, на вторые — только после 18.

Именно этим законом руководствуется специальная комиссия при департаменте кинематографии, выносящая окончательный вердикт.

Разумеется, скупые строки закона не могут охватить все нюансы жизненных ситуаций и конфликтов, что дает простор широкой трактовке его положений (например, насильственная смерть матери героя и суровые будни детдома в пресловутой «Жизни Кабачка» (12+) — это какая степень жестокости?).

Когда делаешь программу для подростков, возникает много проблем, потому что в большинстве случаев рейтинг идет от 16+. Какой-нибудь «Пролетая над гнездом кукушки» мы все видели лет в четырнадцать-шестнадцать, и все было благополучно.

Более того, именно в том возрасте такие фильмы были важны, отвечали на волнующие вопросы. Теперь им установлена планка 18+, и подростки их не видят — по крайней мере в кино.

Просто потому, что в этих фильмах показывают такое, чем подростки часто занимаются, но на что им нельзя смотреть.

Бывает совсем смешно. Однажды подслушала в кинотеатре разговор двух девушек, которым было пятнадцать, и на фильм «Красавица и чудовище» им было нельзя, только после шестнадцати (такой строгий рейтинг был связан, видимо, с тем, что персонаж Джоша Гада в фильме — фактически гей, влюбленный в главного героя. — Прим. КиноПоиска). Они над этим обстоятельством очень потешались.

«Красавица и чудовище»

Читайте также:  Укус змеи гадюки смертелен или. чем опасен укус гадюки

Нет проблем только с однозначно взрослым кино — 18+, и все. Помимо границы совершеннолетия, можно было бы воспользоваться практикой PG, когда подросткам разрешен просмотр вместе с родителями. Оставить, например, рейтинг PG-13.

Многие прокатчики все же не слишком оптимистично смотрят на будущее этой практики, припоминая, в частности, новый закон о фестивалях. Сегодня феномен возрастных рейтингов сочетает плавучую цензуру, лоббирование, бюрократическую инерцию и человеческие ошибки.

Глава международного отдела компании «ПРОвзгляд» Татьяна Долженко:

— Среди наиболее чувствительных к возрастным рейтингам сегментов — подростковое, молодежное кино. Дело в том, что по существующему регламенту таким фильмам практически всегда присваивается 16+.

И в последнее время наметилась закономерная тенденция на российском прокатном рынке: молодежное кино закупается все реже. Например, мы выпускаем в прокат 6 сентября «Клуб „Школа“». Очевидно, что одним из ядер целевой аудитории были бы подростки, но по регламенту смогут попасть лишь те, кто старше 16.

Да, при покупке билетов в онлайн-кассах нет проверки паспортов, но уже сейчас в разработке меры контроля на площадках.

«Клуб „Школа“»

Вообще специфика бизнес-процессов в немейджорских компаниях такова, что документы на прокатное удостоверение обычно подаются почти перед самой датой релиза.

Были прецеденты, когда Минкульт поднимал запрошенный рейтинг, и такие ситуации чреваты серьезными затратами для прокатчика (рассылка новых экранных заставок, новой полиграфии на площадки и т. п.).

Так что небольшим компаниям зачастую приходится перестраховываться.

Помню прецеденты у нашей компании. В 2016-м с фильмом Йоакима Триера «Громче, чем бомбы», когда Минкульт отредактировал рейтинг до 18+. Мы получили фидбек, что это связано с американским рейтингом R (17+), так что здесь история не про цензуру.

А вот с «Поездом в Пусан», по всей вероятности, мы попали под расчистку даты, так как вместе с нами выходили «28 панфиловцев» с рейтингом 12+.

В день старта проката мы узнали про увеличение рейтинга с 16+ до 18+, хотя кино про зомби традиционно рассматривалось как самое что ни на есть разновозрастное развлечение.

«Назови меня своим именем»

Но рейтинг 18+ — это, безусловно, не худшее из зол. Худшее — отказ в выдаче прокатного удостоверения. Есть серьезные и, к сожалению, обоснованные опасения, что с внедрением новых поправок в закон о кино часть фильмов будет браковаться на входе.

Если «Назови меня своим именем» по понятным причинам не был закуплен в прокат (в фильме рассказывается о романтических отношениях между тинейджером и молодым мужчиной. — Прим. ред.

), но хотя бы имел возможность добраться до зрителя иным способом, через фестивальные показы, теперь подобное кино может вовсе не попасть на российские экраны.

Дальнейшее ужесточение практики возрастных рейтингов приведет к тому, что в прокате будут выживать только крупные международные и отечественные патриотические блокбастеры. А пострадает прежде всего авторское кино, предназначенное молодому зрителю. Сегодняшняя система российской дистрибьюции исключает подростков из числа тех, кто способен адекватно оценить искусство.

Возрастные рейтинги. Как их правильно использовать?

Возрастной ценз, или возрастной рейтинг – это инструмент, регулирующий доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. То есть, это система разграничения информационных продуктов на разрешенные и запрещённые для детей. Несмотря на свою, несомненно, полезную идею, увы, система возрастных рейтингов несовершенна.

Но к ещё большему сожалению, даже тот положительный эффект, который даёт эта система, многие родители просто игнорируют, приводя детей на несоответствующие их возрасту киносеансы, или давая свободный доступ к современному телевиденью.

Учитывая засилье низкосортных и откровенно деструктивных по своему воспитательному посылу фильмов и телепередач, это весьма опрометчивое решение.

К примеру, как отмечается в многочисленных отзывах в интернете, огромное количество несовершеннолетних присутствовали на киносеансах фильма «Дедпул», который имеет рейтинг «18+».

По всей видимости, такой эффект был вызван агрессивной рекламной кампанией, ориентированной на молодёжь (что, по сути, является преступлением против общества), а также привычным восприятием большинством взрослых «тематики супергероизма», как детской и подростковой.

Какие смыслы транслировались зрителям через этот фильм, можно узнать из рецензии проекта Научи хорошему.

Стоит понимать, когда ребёнок идёт в кино вместе со взрослым, сотрудник кинотеатра может даже не предупредить родителя о наличии высокого возрастного рейтинга, если тот по какой-то причине этого не заметил.

Поэтому первое, на что следует всегда обращать внимание при походе в кино или просмотре телевизора с детьми, это наличие возрастного ограничения у фильма.

О том, как работать с системой возрастного рейтинга, почему не стоит ориентироваться на международные стандарты, и какие проблемы есть в отечественной классификации, мы и поговорим в этой статье.

Российская система возрастных рейтингов (используется в кинотеатрах, и на ТВ)

Не должно быть ничего, что могло бы не понравиться родителям – ни секса, ни намёков, ни употребления наркотиков; насилие минимально и осуждается; обязательна победа добра над злом.

Под рейтинг подходят детские советские мультики.

При этом, хоть эта категория и называется «0+», но с точки зрения физиологического воздействия телевидения на развитие детей начинать показывать мультики ребёнку можно не ранее 2-3-х лет.

Разрешено описание заболеваний человека, кроме тяжелых болезней, ненатуралистичное изображение ненасильственной смерти, а также эпизодическое изображение преступных или антиобщественных действий, но обязательно без оправдания и с явным осуждением.

В эту категорию уже могут подойти, к примеру, некоторые более серьезные мультфильмы или фильмы вроде «Тайны Третьей Планеты», «Приключений Электроника» или современных картин по типу «Частное пионерское», «Поддубный» и так далее.

А вот популярный мультфильм Миньоны, в котором в самом начале показаны несколько случаев гибели персонажей по вине главных героев, должен был получить более высокие возрастные ограничения, но по факту в российских кинотеатрах он прошёл с цензом – «6+». Почему так случилось, мы поговорим ниже.

Разрешено эпизодическое изображение или описание жестокости без натуралистического показа процесса лишения жизни при условии сострадания к жертве и осуждения насилия, к примеру «Джон Картер», «Мирный воин», «28 панфиловцев».

Также допускается изображение или описание антиобщественных действий, в том числе употребление алкоголя, табака и других наркотических средств, при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость их употребления и подразумевается отрицательное отношение к ним (как мы можем понять из практики современного кино, пункт «отрицательное отношение» может игнорироваться).Может присутствовать эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания секса.

Разрешено изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.

Отличие от «12+» в том, что допускается не осуждение насилия, при условии, что насилие оправдывается «защитой прав граждан или охранной законов интересов общества и государства».

То есть допускается насилие в благих целях, а подстроить сюжет так, чтобы насилие было «в благих целях» не так трудно. Также разрешена информация о наркотических средствах при условии демонстрации опасности употребления таких веществ.

Могут использоваться бранные слова, но не мат, а также не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Учитывая содержание возрастной классификации, следует признать, что картины рейтинга «16+» или «18+» действительно не стоит показывать ребенку 12-лет и так далее. Этому правилу надо следовать даже в тех случаях, если фильм или сериал с рейтингом «16+» посвящён детям или подросткам, по типу кино «Дом странных детей Мисс Перегрин» или российской картины «14+».

Важный момент – в телевизионном вещании ограничение на время трансляции программ есть только у продукции «18+», и даже это не всегда соблюдается. Большая часть развлекательного контента, транслируемого по нашему телевидению, соответствует категории «16+». Чтобы это проверить, достаточно просто пройтись по программе передач с указанием возрастного рейтинга:

Если в вашем доме есть ребёнок, то телевизор в современной ситуации из дома лучше убрать

Некоторые каналы хитрят. И просто обрезают сцены «18+» или добавляют черные квадратики, чтобы прикрыть обнажёнку или насилие. Именно таким образом каналом РЕН-ТВ в дневное время транслируется сериал «Игра Престолов», имеющий рейтинг 18+. Будто бы без графичности этот фильм со многими темами вроде инцеста, убийства беременных и так далее допустим к просмотру детям.

Американская система рейтингов

Желательно также понимать, как устроена американская система рейтингов, так как:

  1. Фильмы и сериалы, которые можно встретить в интернете, могли официально не закупаться Россией и по этой причине у них может не быть российской маркировки, из-за чего остаётся ориентироваться по американскому аналогу.
  2. Не всегда организации, выставляющие рейтинг в России, проверяют продукцию самостоятельно, и периодически просто выдают маркировку, совпадающую с американской, а она не во всём аналогична российской.

Основное отличие американской системы от российской в том, что она не даёт рекомендации по возрасту. То есть, начальные «детские рейтинги» различаются не возрастом, а пониманием родителя, что он хочет показать ребенку.

Рейтинг G означает что фильм не имеет вообще каких-либо спорных тем, и его можно без зазрения показывать детям. По поверхностному описанию, кажется, что это эквивалент нашего 0+. Но мультфильм «Король Лев» или фильм «Хатико» имеют именно эту маркировку. Вопрос – стоит ли трехлетнему ребенку показывать грустную историю о собаке, потерявшей хозяина, или сцену убийства Муфасы?

«Некоторые материалы, возможно, не подходят детям» – так звучит описание рейтинга PG. Но выбор того, подходят они или нет, даётся родителям. Здесь не указан возраст детей, а говорится, что возможно, родители не захотят знакомить ребёнка с этим фильмом. Такую маркировку имеет, например, картина «Назад в будущее», экранизации «Гамлета».

Впервые указывается возраст, до которого ребёнку не стоит смотреть фильм. Настоятельное предупреждение родителям.

Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. То есть, для нас это уже 18+. «50 Оттенков серого» и «Дедпул» имеют именно такой рейтинг.

Второй раз упоминается возраст, до 17 лет этот фильм запрещено смотреть. Здесь может быть даже то, что запрещено российским законодательством (к примеру, порнография).

Американская система рейтингов во многом несовершенна, поскольку в ней в принципе нет категории по типу «0+» с абсолютно безопасным контентом для ребёнка любого возраста. Даже в целом поучительный детский мультфильм или фильм далеко не всегда стоит показывать маленькому ребёнку в силу его неспособности адекватно воспринять и осмыслить какие-то сложные темы.

Проблемы сопоставления систем рейтинга

Американская система рейтингов не эквивалентна российской,  тем не менее, как уже было сказано, часто рейтинг в России ставится на уровне с американским: G – как 0+, PG – как 6+, а PG-13 – как 12+. В результате многие картины в кинотеатрах и по ТВ показываются с неверной возрастной маркировкой, занижающей возрастной ценз, принятый в нашей стране.

Кроме того, одна из серьезных проблем американской системы рейтингов в том, что не подвергаются критике или цензуре такие вещи как «затрагиваемые в сюжете фильма темы и отношение к этим темам». Т.е.

весь рейтинг держится на анализе того, на что мы смотрим – визуальной части, графичности.

В результате одна и та же по смысловому наполнению сцена может иметь рейтинг G, PG или R в зависимости от того, насколько высок уровень реалистичности и графичности демонстрируемого на экране.

Иногда доходит до абсурда – режиссер американских сериалов Джули Плек как-то рассказала, как снятый ей эпизод сериала «порезала» цензура. В серии было показано убийство различными способами 26 человек – отрывание конечностей, головы, избиение до смерти и т.п.

Но цензура срезала не эти эпизоды, а постельную сцену, где актёры «слишком реалистично двигались».

То есть для цензуры в данном случае важен лишь уровень графичности зрелища, но не сама суть действа, поэтому секс между мужчиной и женщиной из-за реалистичных движений подвергся цензуре, а убийство десятков человек в кадре главными героями – нет.

По отечественной системе, разумеется, рейтинг сдвинулся в более высокую категорию именно за упоминание определенных тем и показ положительного к ним отношения, а не только за то, что фигурирует в кадре.

Ещё один важный момент: упоминать извращения, и в частности однополые сексуальные отношения, в России можно только в продукции высокого возрастного ограничения – «18+».

В американской системе такого запрета нет, и в фильмах абсолютно детского рейтинга может появиться однополая пара.

Кстати, тему ЛГБТ в сериалах и кино отечественная цензура обычно обходит, обрезая, к примеру, поцелуи, но оставляя в кадре саму сюжетную линию, что, по сути, должно сдвигать ценз фильма до «18+», поскольку по закону, нельзя упоминать о ЛГБТ в положительном ключе.

Но отечественные цензоры на подобную подачу информации обычно закрывают глаза. Та же история происходит с современной популярной музыкой, вернее с клипами, в которых часто показывают однополые пары, при этом их транслируют в дневное время с маркировкой «16+».

Таким образом, с российской системой всё, к сожалению, тоже не идеально. Хоть она и служит серьёзным барьером, ограничивающим детей от потока деструктивной информации, но на практике зачастую многие положения возрастной маркировки нарушаются, как под влиянием американской системы, так и из-за недобросовестности отечественных прокатчиков.

Яркий пример – фильм «Экипаж», в котором присутствуют постельные сцены, алкоголь, отношения несовершеннолетнего мальчика и его учительницы. При этом официальный рейтинг картины – «6+». Другой пример – российский хит «Легенда №17», в котором присутствуют постельные сцены, абсолютно обнаженная девушка, алкоголь в больших количествах – и снова рейтинг «6+».

Кроме того, многие современные картины, даже если соответствуют формальным признакам детского контента, по факту в воспитательном плане представляют из себя набор «глупостей и вредных советов». С многочисленными примерами можно ознакомиться на сайте «Научи хорошему» в разделах «плохие фильмы» или «плохие мультфильмы».

«Родительский гид» на сайте IMBD

Если по какой-то причине найти российский возрастной ценз трудно (к примеру, вы хотите посмотреть сериал или фильм, переведенный только неофициальным переводом), можно воспользоваться англоязычным ресурсом IMBD.

На этом популярном сайте, посвящённом кино, есть такая функция, как родительский гид. Поскольку этот раздел ведётся самими пользователями, в отношении кинопремьер он чаще всего не заполнен, но уже прошедшие фильмы или сериалы можно с помощью него проверить на наличие деструктивной информации.

Попасть в этот раздел можно, пролистав страницу с фильмом вниз до пункта «Parents Guide».

«Parents Guide» (пер.

«Родительский гид») –  это описания недетских сцен, которые зафиксировали зрители и выставили свои уровни оценок по категориям «секс», «насилие», «алкоголь и другие наркотики», «мат» и «пугающие сцены».

Если не знаете английского языка эту страницу можно пропустить через интернет-переводчик, красота текста от этого потеряется, но смысл будет понятен. Надеемся, со временем аналогичный ресурс появится и в России.

Советы родителям

Итак, что же делать в связи со сложившейся непростой ситуацией с возрастными рейтингами?

  1. Всегда проверяйте возрастной ценз по российской классификации, если собираетесь повести ребёнка в кино или включить фильм в сети. При невозможности найти возрастную маркировку, воспользуйтесь «Родительским гидом», как показано на слайде.
  2. Если рейтинг выше, чем возраст вашего ребенка, — это причина хорошо задуматься над тем, стоит ли вообще показывать ему фильм. Если возраст вашего ребёнка подходит, перед показом картины детям желательно удостовериться в приемлемости её содержания, посмотрев картину самостоятельно или хотя бы изучив отзывы на сайтах, которым вы доверяете. Подробнее эта тема рассмотрена в лекции «Осознанное восприятие информации».
  3. Не гонитесь за новинками – в кинотеатрах фильмы показывают минимум 2-3 недели. Спустя несколько дней проката уже появляются не только заказные рецензии, публикуемые в рамках рекламной кампании, но и отзывы от обычных зрителей, но основании которых обычно можно составить более объективное представление о содержании картины.
  4. Если в вашем доме есть ребенок, уберите из дома телевизор, так как большая часть телевизионного контента соответствует категории «16+» и крайне деструктивна по своему содержанию.

Подводя итог, следует сказать, что система возрастного рейтинга хоть и не идеальна, но на неё стоит обращать пристальное внимание. Она существует для помощи вам и вашим детям, у неё есть чёткие ограничения, защищающие детей от вредной информации. Также следует постепенно формировать свою личную видеотеку полезных фильмов и не забывать делиться с окружающими примерами хороших картин.

Елизавета Кваснюк

Рекомендуем также ознакомиться с лекциями проекта Научи хорошему

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Лекция 2: Осознанное восприятие информации. Идеи и смыслы, продвигаемые кинематографом

Лекция 3: Управление информационными потоками. Воспитание детей мультфильмами

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector