Вынужденная природная автономия это. основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 10 класс
  • Урок № 1
  • Автономное пребывание человека в природе
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Автономное существование человека в природной среде.

  2. Добровольное и вынужденное автономное существование.
  3. Правила безопасного поведения человека в условиях добровольной и вынужденной автономии.
  4. Определение сторон горизонта.

  1. Глоссарий по теме:
  2. Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.

  3. Добровольная автономия человека – автономное пребывание человека или группы людей в дикой природе в результате своего собственного желания.

  4. Вынужденная автономия человека – это незапланированное автономное пребывание человека в дикой природе в результате несчастного случая или действий непреодолимой силы.

Трут – это легковоспламеняющийся предмет, необходимый для розжига костра. В качестве трута можно использовать: старые гнезда птиц, сухую траву, мелкие ветки, кору, сухой мох.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 6-15)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
  • Теоретический материал для самостоятельного изучения:
  • Автономное существование – это длительное пребывание человека или группы людей в диких природных условиях без пополнения запасов, без связи с окружающим цивилизованным миром.
  • Автономное существование, в зависимости от причины его наступления, бывает вынужденным или добровольным.
  • Дикая природная среда таит в себе много опасностей для человека, поэтому, находясь в автономных условиях, независимо от причины, необходимо обладать следующими умениями:
  • сооружать временные укрытия;
  • добывать и очищать питьевую воду;
  • добывать пищу;
  • добывать огонь и разводить костер;
  • подавать сигналы бедствия
  • ориентироваться на местности

Особое внимание следует уделить тому моменту, что на нашей планете существуют места с совершенно различными климатическими условиями. И даже в одном и том же месте в разные сезоны погода может сильно отличаться.

Например, в Сибири летом температура воздуха может доходить до +45 градусов, а в том же месте зимой – до –50 и ниже. Поэтому при путешествии в разные регионы, необходимо предварительно ознакомиться с местными условиями, которые, на первый взгляд, могут быть не очевидны.

Так, например, в пустыне Сахара днем воздух прогревается до +60 градусов, а уже ночью того же числа может упасть до 0 градусов.

Особенно коварна и переменчива погода в горах, где условия могут меняться каждые 15 минут. Часто это становится неожиданностью для путешественников, и солнечная ласковая погода, неожиданно превратившаяся в бурное ненастье, может нести страшную опасность.

Поэтому никогда не пренебрегайте прогнозами погоды перед отправлением в путь.

А если вы уже в пути, знайте признаки изменяющейся погоды: резкое изменение давления воздуха, появление перистых облаков, утренняя ярко-красная заря, отсутствие росы, быстро меняющееся направление ветра.

  1. Умея применять все это на практике, вы повышаете свою безопасность, ведь вынужденное автономное существование невозможно спрогнозировать, а походы на природу с друзьями или семьей станут для вас еще более приятными.
  2. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  3. Задание 1
Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Выстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются (1) способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются (2) способом подачи сигналов бедствия.

  1. Варианты ответа:
  2. А) звуковым
  3. Б) невербальным
  4. В) визуальным
Информация об ответах Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):Правильный вариант: 1 – А; 2 — ВВыстукивание по пустому дереву или сигнала SOS, свист являются звуковым способом подачи сигналов бедствия. Костры в виде треугольника, сигнал SOS на снегу, свет фонариком ночью являются визуальным способом подачи сигналов бедствия.Неправильный вариант/варианты (или комбинации):Б – не подходит ни для одного

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Сортировка элементов по категориям;
  • 9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 11. Выделение цветом;
  • 12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 14. Лента времени
Информация о тестовом вопросе: Текст задания: Вычеркните недопустимые действия в автономных условиях:

  1. Есть нерастопленный снег
  2. Употреблять в пищу корень одуванчика
  3. Употреблять соленую морскую воду
  4. Разводить костер на торфяниках
  5. Пить воду, содержащуюся в рыбе
Информация об ответах
  1. Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
  2. Правильный вариант: 1,3,4
  3. Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  4. 2,5

Конспект урока по ОБЖ на тему "Автономное пребывание человека в природе"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ГБОУ СОШ г. Беслан

Преподаватель ОБЖ Каргиев В.К.

  • ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 10 КЛАСС.
  • Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием и особенностями автономного существования человека в природной среде, добровольное и вынужденная автономия.
  • Тип урока: комбинированный
  • Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, компасы.
  • Руководство: учебник ОБЖ 10 класс, НВП – 1985г, Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» Москва 2004г.
  • Задачи урока:
  1. Добровольная и вынужденная автономия.

  2. Способы ориентирования на местности и по компасу.

  3. Устройство ночлега, движение по маршруту.

  4. Международные коды спасения.

  5. Сигналы бедствия.

  6. Принятие решения о движении или стоянке на месте ЧС.

Ход урока:

I. Вступительная часть

  • Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть — 1. добровольным 2. вынужденным.
  1. II. Основная часть
  2. — объяснение нового материала:
  3. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  4. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

1. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

2. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Задачи добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.

Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Читайте также:  Помповик мр 133. Помповое ружье мр-133: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

  1. Ориентирование: по местным предметам и компасу. Слайдовое сопровождение.

Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (N), Юг (S), Восток (О), Запад (W). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Слайд 1, 2

Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия.

После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя.

В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам, по звездам, луне и солнцу. Сайды 3,4,5,6

В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу. Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе.

При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом.

Часовую стрелку необходимо направить на Солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью.

Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Слайд 8,9,10

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней.

Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны.

Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.

Надежным ориентиром в лесу являются зарубки на стволах деревьев. Они наносятся на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на дереве нескольких зарубок является свидетельством близости дороги или стоянки.

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах — на западной стороне.

Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины ориентирован на север.

Могилы ориентированы с запада на восток, при этом крест устанавливается с восточной стороны и ориентирован с севера на юг.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

  • Первая группа, способствующая выживанию:
  • — состояние здоровья, морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
  • — уровень подготовленности человека к экстремальным условиям природной среды
  • — наличие средств (снаряжение, пища, вода, подручные материалы)
  • Вторая группа, препятствующая выживанию:
  • — неблагоприятные климатические условия
  • — хищная и ядовитая фауна и флора
  • — снижение физической и психологической активности, чувство одиночества, утомление, болезнь, получение какого-либо физического увечья
  • Первоочередные задачи в экстремальных и бедственных ситуациях при вынужденной автономии:
  1. Выбраться самим и помочь перебраться другим в безопасное место.

  2. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

  3. Покидая транспортное средство взять с собой имущество, которое может пригодится в автономном существовании.

  4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождения.

  5. При необходимости соорудить укрытие.

Решение оставаться на месте аварии:

  1. Сигнал бедствия передан, местонахождение известно.

  2. Местонахождения точно не определено. Местность незнакомая и труднопроходимая.

  3. Большая часть людей не может передвигаться самостоятельно из-за полученных травм.

Решение об уходе с места аварии:

  1. Точно известно местонахождение и маршрут движения.

  2. Возникла непосредственная угроза жизни.

  3. Люди не могут быть обнаружены в данном месте, по каким либо причинам.

  4. В течение трех суток нет связи.

  1. Международные коды спасения. Сигналы спасения. Слайды 16,17,18

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету.

  1. III. Закрепление материала;
  2. — При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
  3. — Какие способы ориентирования вы знаете?
  4. — Как организовать ночлег?
  5. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, попавший в вынужденную автономию в природной среде?
  6. Выводы
  7. 1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
  8. 2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
  9. 3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
  10. IV. Домашнее задание:
  11. Параграф 1.2

План — конспект урока. Автономное пребывание человека в природной среде. 10 класс

  • ТЕМА:АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ.
  • Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей
  • природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в
  • потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной
  • среде.
  • Урок 1
  • Время: 40 минут
  • Тип урока: комбинированный
  • Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
  • Ход урока:
  • I. Вступительная часть
  • * Организационный момент
  • * Контроль знаний учащихся:
  • — Какие места считаются особенно опасными в метро?
  • — Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?
  • — Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
  • — Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?

— Что является началом опасной ситуации пешехода? — Кто такой водитель, пешеход?

  1. II. Основная часть
  2. — объявление темы и цели занятия
  3. — объяснение нового материала:
  4. Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  5. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  6. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
  7. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей.

При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой.

Читайте также:  Как можно ориентироваться. 12 способов ориентирования на местности

Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.

Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.

В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.

Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности.

Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды.

Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его

жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

  • Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия
  • Дополнительные материалы.
  • Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

  1. Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах
  2. людей с разной подготовкой.
  3. Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.
  4. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.
  5. Выводы
  6. 1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
  7. 2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
  8. 3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
  9. III. Закрепление материала;
  10. — При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в
  11. природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры
  12. автономного существования в природной среде.
  13. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную
  14. автономию в природной среде?
  15. IV. Итог урока
  16. V. Домашнее задание:

1. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?».

Презентация к уроку в 10 классе по ОБЖ «Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие» презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

Махмудов Р.Р.

Лекция № ____

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ

Случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один на один с природой. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно, т.е.

за счет ограниченных запасов пищи, воды, используя имеющееся снаряжение для поддержания жизни.

При автономном существовании в безлюдной местности; удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда; превращается в трудноразрешимую проблему.

Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев — образования, профессиональных, навыков, материального положения и т.д., а совсем от других—солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений.

  Правила рыбной ловли по Закону о рыболовстве

  • В связи с этим в последние годы сложилась новая область медицины, которая занимается вопросами выживания человека при автономном его пребывании в крайне тяжелых для обитания географических районах.
  • Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях
  • .
  • Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, исполь­зуя имеющиеся запасы или дары природы.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
  • Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
  • Вынужденная автономия — это запланированный и подготовленный человеком ситуация, когда случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
  • Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:
  • · ¦ потери ориентира;
  • · ¦ лишения транспортного средства;
  • · ¦ потери человека, знающего местность;
  • · ¦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:
  • · ¦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;
  • · ¦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);
  • · ¦ неумение ориентироваться на местности;
  • · ¦ невнимательность;
  • · ¦ излишняя самоуверенность.
  • В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.
  • Деятельность человека
  • в условиях добровольной автономиинаправлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вы­нужденной — на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.
  • Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, фи­зическая и психологическая подготовка к предстоящим испыта­ниям.
  • Наиболее доступным и распространенным видом доброволь­ной автономии является активный туризм.
  • Любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
  • Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

  1. В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
  2. Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов воды, пищи, эффективности аварийного снаряжения и др.
  3. Важное значение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях автономного существования имеют внешняя среда, климатические условия
Читайте также:  Как приучить подростка регулярно принимать душ

. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое.

От психофизических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости.

Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

  • Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать. Под выживанием понимают — активные, , целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с максимальной эффективностью имеющееся снаряжение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды и обеспечения потребностей организма в воде и пище
  • .
  • Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.
  • При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления.
  • Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия.
  • Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.
  • Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач выживания:
  • ¨ преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
  • ¨ оказание первой медицинской помощи пострадавшим (если таковые имеются);
  • ¨ защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;
  • ¨ обеспечение водой и пищей;
  • ¨ определение своего местонахождения;
  • ¨ установление связи и подготовка средств сигнализации.

Вынужденная автономия человека в природной среде: практические советы

Современные люди привыкли к наличию удобств. Мало кто из них может представить себе ситуацию, когда приходится существовать без электричества, водопроводной воды и прочих благ цивилизации. Однако никто не застрахован от неожиданного поворота судьбы. Примером может выступить вынужденная автономия человека в природной среде.

Как меняется поведение человека?

Безусловно, внутреннее состояние человека и манера его поведения не могут остаться неизменными в таких обстоятельствах. Обычно он бывает не готов к ситуации, в которой оказался. Ему приходится мириться с тем фактом, что собственная жизнь напрямую зависит от его действий.

Вынужденная автономия человека в природной среде ставит перед ним основную задачу: найти выход к людям. Это невозможно до тех пор, пока он не приведет в порядок мысли. Сделать это не так просто. Непривычные обстоятельства становятся причиной паники и отсутствия возможности адекватно оценить ситуацию.

Если человек успокоится и твердо поверит в себя, ему удастся принять верное решение.

От чего зависит безопасность человека?

Следующие факторы оказывают на него влияние:

  • общий уровень подготовки для выживания в экстремальных условиях;
  • личностные качества;
  • физическое состояние;
  • способность к мобилизации своих умений и знаний.

Последний параметр очень важен, ведь человеку придется фактически выживать. Это значит, что он где-то должен находить еду и питье. На случай непогоды понадобится специальное укрытие. Чтобы построить его, нужна смекалка. Не помешает здесь и опыт, хотя бы минимальный.

Даже если стоит ясная погода, необходим ночлег. Для его обустройства следует максимально оценить обстановку. Определите, нет ли потенциальных источников опасности.

Вынужденная автономия человека в природной среде потребует от него умения ориентироваться на местности. Он должен понимать, куда следует двигаться, чтобы попасть к людям. На возможность выжить большое влияние оказывает умение подавать сигналы бедствия.

Даже если вы не знаете, где находитесь, правильно поданный сигнал о вашем местонахождении даст возможность другим людям обнаружить вас.

Советы, как правильно себя вести

Вынужденная автономия человека в большинстве случаев заставляет его инстинктивно сохранять свои силы. Организм будто чувствует, что оказался в нелегкой ситуации. Он делает все возможное, чтобы уберечься от неблагоприятных факторов. Но, как бы там ни было, не помешают определенные советы тем, кто вынужден выживать.

Вы попали в экстремальные условия? В первую очередь успокойтесь! Взвесьте ситуацию. Определите факторы, представляющие наибольшую опасность. После этого подумайте, как можно избежать их.

По возможности определите, где вы находитесь сейчас. Примите решение, оставаться ли на месте в ожидании людей или двигаться им навстречу.

Вынужденная автономия человека в природной среде требует рационального распределения собственных сил. Это значит, что за тот или иной промежуток времени вам надо выполнять те или иные задачи.

Они должны быть посильными. Помните, что переутомление является недопустимым.

Не забывайте повторять про себя, что паника не принесет ничего хорошего.

Победите свой страх и держите под контролем эмоции.

Дополнительные рекомендации

Что еще важно сделать, когда имеет место автономия человека в природной среде? Если есть пострадавшие, окажите им первую медицинскую помощь.

В случае аварии транспортных средств вы можете покинуть их пределы. Но перед этим важно взять с собой любое имущество, необходимое для выживания.

Когда лучше остаться на месте происшествия?

  1. Если вам удалось связаться с аварийной радиостанцией и передать данные о случившемся.
  2. Вы оказались в труднопроходимой местности или на территории, с которой плохо знакомы.
  3. Определить расстояние до ближайшего населенного пункта нет возможности.
  4. Имеются серьезные травмы или болезни у вас или находящихся рядом людей.

Когда лучше уйти с места происшествия?

  1. Вы точно знаете, где поблизости живут люди. На то, чтобы добраться до них, потребуется минимум времени.
  2. Густая растительность окружает место, где вы находитесь. Из-за этого спасатели не смогут вас обнаружить.
  3. Помощь не поступает на протяжении 3 суток.

Обратите внимание! Уходя с места аварии, непременно надо оставлять за собой зарубки на деревьях и прочие опознавательные знаки.

Выживание поневоле. Вынужденная автономия человека в природной среде: примеры из жизни

В 1960 году самоходная баржа, находившаяся у Курильских островов, попала в открытое море в результате урагана. На борту судна присутствовало 4 человека. Все они были военнослужащими. Погодные условия привели к выходу из строя радиосвязи. Двигатели прекратили работу.

Запасы продовольствия были минимальными. Они состояли из 2 ведер картошки и аварийного пакета продуктов, рассчитанного на 48 часов.

Люди искренне верили в то, что однажды их найдут и спасут. Эта вера помогла им продержаться довольно долго. Небольшой запас продуктов солдаты использовали очень экономно.

Наступил момент, когда провизия закончилась. Военнослужащие не растерялись. Они использовали для варки подметки ботинок и собственные кожаные ремни. После того как изделия становились мягкими, солдаты нарезали их на кусочки и съедали.

Как видите, условия могут быть довольно жестокими, когда имеет место вынужденная автономия человека в природной среде. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что в экстремальной ситуации может оказаться каждый из нас. Если вы любите ходить в походы, всегда существует опасность отстать от собственной группы или же заблудиться.

Даже если вы являетесь типичным городским жителем, никто не гарантирует, что завтра вам не придется думать о выживании. Например, вы летите в другой населенный пункт на самолете. Если он потерпит крушение, то может упасть в отдаленных от жилых поселений местах. Это и есть настоящая изоляция. От того, как вы себя поведете, зависит ваша дальнейшая участь.

Подобных примеров в жизни много.

Источник: https://fb.ru/article/241201/vyinujdennaya-avtonomiya-cheloveka-v-prirodnoy-srede-prakticheskie-sovetyi

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector